Региональный уровень нормативно-правовой базы системы дополнительного образования детей
В последние годы на уровне современных региональных образовательных систем идет процесс создания подсистемы дополнительного образования детей, которое реализуется не только на базе учреждений дополнительного образования детей (УДОД), но и в образовательных учреждениях других типов. Возрос интерес к дополнительному образованию детей не только со стороны детей и родителей, но и педагогов… Читать ещё >
Региональный уровень нормативно-правовой базы системы дополнительного образования детей (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Место системы дополнительного образования детей в региональной системе образования
Региональная система образования (РСО) представляет собой систему образования субъекта РФ как составную часть системы образования России. Она включает муниципальные образовательные системы, органы управления образованием, образовательные учреждения разных типов: дошкольные, общеобразовательные, профессионального, дополнительного образования и др.
РСО ориентирована на интеграцию всех образовательных ресурсов региона с целью повышения качества, доступности и эффективности всех уровней образования. Предназначение системы образования региона состоит в создании условий для удовлетворения образовательных потребностей населения области, потребностей экономики и социальной сферы региона в квалифицированных кадрах, а также в создании условий для повышения интеллектуального потенциала области. Каждая региональная система образования в РФ направлена на развитие местных особенностей и удовлетворение образовательных запросов населения территории, которые реализуются разветвленной сетью самых разных по профилю, уровню и содержанию образовательных учреждений профессионального и специального типов квалифицированными педагогическими работниками. РСО в целом призвана удовлетворять потребности детей и молодежи, общества и государства в общем, дополнительном и профессиональном образовании.
В последние годы на уровне современных региональных образовательных систем идет процесс создания подсистемы дополнительного образования детей, которое реализуется не только на базе учреждений дополнительного образования детей (УДОД), но и в образовательных учреждениях других типов. Возрос интерес к дополнительному образованию детей не только со стороны детей и родителей, но и педагогов и руководителей образовательных учреждений и органов управления образованием. Большинство руководителей ставят цели развития дополнительного образования и стремятся создавать условия для их реализации. Современные исследования показывают, что модернизация системы общего образования невозможна без использования потенциала дополнительного образования детей. Это самая интегративная составляющая образовательного пространства, обладающая потенциалом преемственности, непрерывности и межведомственного взаимодействия[1].
Система дополнительного образования детей играет важную роль в РСО, именно она позволяет найти новые источники и ресурсы для развития такой жизненно важной сферы в обществе как образование; определить перспективные пути повышения эффективности научно-технического, социально-экономического и духовного развития региона, реализации многообразных образовательных потребностей личности в условиях непрерывного образования «через всю жизнь» как важнейшей образовательной стратегии на XXI в.
Очевидно, что система дополнительного образования в каждом регионе будет иметь свою специфику и уникальность, основанную на социально-экономических, историко-культурологических, природных, демографических и других особенностях региона. Она способствует достижению устойчивого состояния региональных систем различного уровня, на гармонизацию в образовательной среде региона, достижение качества образования как нормативного уровня, которому должен соответствовать «образовательный продукт».
Дополнительное образование детей — составная часть образовательной системы региона, подчиняющаяся общим законам, закономерностям и государственным требованиям. Долгие десятилетия место системы дополнительного образования детей в системе образования регионов уточнялось, оспаривалось, завоевывалось, конкретизировалось и определялось. Чаще всего дополнительному образованию отводилось выполнение функции организации досуга детей, оно воспринималось как придаток общего образования. Современная история развития системы дополнительного образования детей обнаруживает совершенно иное ее значение как неотъемлемой части непрерывного образования, как уникальной подсистемы со своими правилами и традициями, как важнейшего механизма, без функционирования которого невозможно становление полноценной современной личности, гражданина России.
- [1] Роль и место учреждений дополнительного образования детей в социально-экономическом развитии регионов: сборник материалов Всероссийской научно-практическойконференции / под ред. Т. Н. Гущиной, А. В. Золотаревой, С. Л. Паладьева. — Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 2008. — 396 с.