Введение.
Развитие навыков пейзажного рисования на занятиях у детей старшего дошкольного возраста
Истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити — ручейки, которые питают источник творческой мысли. Вот почему так важны в дошкольном возрасте занятия изобразительной деятельностью. Они служат улучшению художественного образования и эстетического воспитания детей. Необходимо научить детей видеть прекрасное, понимать и ценить… Читать ещё >
Введение. Развитие навыков пейзажного рисования на занятиях у детей старшего дошкольного возраста (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Тему нашей выпускной квалификационной работы «Развитие навыков пейзажного рисования на занятиях у детей старшего дошкольного возраста» — мы выбрали потому, что считаем ее актуальной, так как проблема развития детского художественного творчества приобретает все большее значение в настоящие время.
Оказать помощь в ее решении может изобразительное искусство, в частности один из самых эмоциональных жанров — пейзажная живопись. По средствам пейзажной живописи у детей воспитывается интерес и любовь к прекрасному, развиваются эстетические чувства. Перед ними раскрывается богатство и разнообразие красок окружающего мира, форм, движений. С помощью искусства дети знакомятся c новыми для них предметами и явлениями.
Детское творчество основано на подражании, которое служит важным фактором развития ребенка, в частности его художественных способностей. Задача педагога — опираясь на склонность детей к подражанию, прививать им навыки и умения, без которых невозможна творческая деятельность, воспитывать у них самостоятельность, активность в применении этих знаний и умений, формировать критическое мышление, целенаправленность.
Известно, что детское творчество — явление уникальное. Многие педагоги и психологи, как отечественные, так и зарубежные, подчеркивают большое значение занятий художественным творчеством во всестороннем, особенно в эстетическом развитии личности ребенка.
Изобразительная деятельность дошкольников заключает в себе большие потенциальные возможности всестороннего развития ребенка. Однако эти возможности могут быть реализованы лишь тогда, когда дети почувствуют радость и удовлетворение от созданного ими, если у них процесс творчества вызовет хорошее настроение.
Рисование для ребенка — своеобразная форма познания реальной действительности, окружающего мира, постижения художественного искусства, и потому требует углубленного изучения, прогнозирования и коррекции обучения детей. Рисование является едва ли не самым интересным видом деятельности детей дошкольного возраста [10].
Истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити — ручейки, которые питают источник творческой мысли. Вот почему так важны в дошкольном возрасте занятия изобразительной деятельностью. Они служат улучшению художественного образования и эстетического воспитания детей. Необходимо научить детей видеть прекрасное, понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство родной природы [14].
Противоречие заключается в том, что пейзажное рисование имеет большое значение в воспитании, оно необходимо для всех детей. Пейзажная живопись дает простор детской фантазии и возможность разнообразной деятельности ребенка.
Проблема в том, что недостаточно используются в дошкольных учреждениях занятия по обучению пейзажному рисованию.
Объект исследования: процесс развития навыков пейзажного рисования у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: занятия по изобразительной деятельности, обеспечивающие развитие навыков пейзажного рисования.
Целью данного исследования является: выявить влияние занятий по изобразительной деятельности на развитие навыков пейзажного рисования.
Для реализации поставленной цели были определены следующие задачи:
- 1. Изучить психолого-педагогическую литературу по обучению детей дошкольного возраста пейзажному рисованию, раскрыть основные понятия и проблемы выразительности в пейзажном рисовании.
- 2. Определить возрастные особенности обучения пейзажному рисованию.
- 3. Выделить характерные особенности обучения по изобразительной деятельности.
- 4. Провести диагностическое обследование детей.
- 5. Разработать занятия по обучению детей пейзажному рисованию и апробировать их в работе с детьми.
- 6. Выявить влияние занятий на развитие навыков пейзажного рисования и сравнить констатирующий и контрольный эксперименты.
Гипотеза: если на занятиях по рисованию использовать разные методы и приемы обучения, то у детей будут развиваться изобразительные навыки и умения.
Методы исследования: беседа; анкетирование; констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты.
Методологическая основа исследования:
- 1. Психолого-педагогические труды (Логинова В.И., Выготский Л. С., Субботина В. Ю. — об особенностях воображения и творческого мышления в дошкольном возрасте).
- 2. Педагогические основы методики развития детского изобразительного творчества (Комарова Т.С., Григорьева Г. Г. — об особенностях изобразительной деятельности в дошкольном возрасте; Компанцева Л. В. — об особенностях поэтического образа природы в детском саду; Курочкина Н. А., Чумичева Р. М. — об особенностях пейзажного рисования).
Практическая значимость в том, что она доказывает необходимость применения занятий для развития навыков пейзажного рисования у детей старшего дошкольного возраста.
Структура работы: введение, 2 главы, заключение, список литературы, приложение.