Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Характеристика конструктивной деятельности детей младшего дошкольного возраста

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Психолого-педагогические исследования показали, что конструирование является продуктивной деятельностью, отвечающей интересам и потребностям дошкольников. Конструирование больше, чем другие виды деятельности, подготавливают почву для развития творческих способностей детей, что очень важно для всестороннего развития личности (А.А. Парамонова, Н. Н. Поддьяков, Е. К. Брыкина, Е. В. Зворыгина, О. М… Читать ещё >

Характеристика конструктивной деятельности детей младшего дошкольного возраста (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Начиная с трех лет конструирование отделяется от игры (не включается в игровой сюжет) и выступает как Самостоятельная продуктивная деятельность.

Дети3−4 лет продолжают знакомиться со свойствами основных деталей (кирпичик, кубик, пластина, призма). У них формируются понятия: высокий — низкий, широкий — узкий, длинный — короткий, которые они пока склонны подменять понятиями: большой — маленький. Дети овладевают двумя способами решения простейших конструктивных задач: заменой меньших деталей на большие; надстраиванием и пристраиванием с использованием тех же деталей. Они строят короткую и длинную дорожки; низкие и высокие заборчики, башенки; широкие и узкие ворота, скамейки и т. п.

Детям 4 лет предлагают две темы: «Домики» и «Трамвайчики». Каждая представлена 5 основными конструкциями и 10−13 вариантами. Все основные конструкции дети учатся строить по образцу под руководством воспитателя. При этом особое внимание уделяется организации обследования образцов по определенной схеме, обеспечивающей формирование у детей целостнорасчлененных представлений об объектах. Прежде всего речь идет о сравнении однородных образцов построек, выделении в них общего и различного, ибо формирование умения анализировать сходные (близкие) объекты способствует развитию у детей дифференциации сходных элементов. Все основные конструкции задаются в строгой последовательности, чтобы работа над одной из них подталкивала к выполнению следующей [16,c.58] .

Варианты основных конструкций дети создают сами путем преобразования образцов в высоту, длину и ширину. На каждом занятии после освоения основной конструкции детям предлагаются задачи типа: «Построй такой же домик, но высокий», Построй такой же трамвайчик, но длинный". При этом дети вынуждены выбирать один из двух имеющихся у них способов решения: надстраивание или пристраивание.

Заметим, что указанные задания носят более общий характер по сравнению с заданиями типа «Построй домик для этой матрешки», «Построй кроватку для этого мишки» и т. п. Нами установлено, что детям этого возраста еще трудно выделять в игрушке, выражающей условие задачи, и в постройке их пространственные признаки (Высоту, длину, ширину) и соотносить их между собой. Они решают эти задачи на очень низком уровне: либо просто обстраивают игрушку, не заботясь при этом о самой конструкции, либо вначале создают постройку без учета размеров игрушки, а затем пытаются ее туда поместить и часто без успешно (конструкция рушится).

В процессе самостоятельных преобразований заданных конструкций дети учатся выделять в объектах пространственные, часто изменяющиеся характеристики (высоту, длину, ширину), что в дальнейшем дает им возможность создать конструкции с учетом размеров игрушек (домик для куклы, гараж для машинки и т. п.).

При обучении конструированию предусматривается не только усложнение конструкций одного и того же объекта и в связи с этим усложнение практических действий, но и обеспечение активной поисковой деятельности детей. У них формируются обобщенные способы действия и обобщенные представления о конструируемых объектах, навык аналитической деятельности, умение анализировать образцы, близкие по конструкции, и на основе этого анализа изменять их в соответствии с заданными условиями; развиваются комбинаторика, активность и самостоятельность мышления.

Выводы по первой главе

  • 1. Психолого-педагогические исследования показали, что конструирование является продуктивной деятельностью, отвечающей интересам и потребностям дошкольников. Конструирование больше, чем другие виды деятельности, подготавливают почву для развития творческих способностей детей, что очень важно для всестороннего развития личности (А.А. Парамонова, Н. Н. Поддьяков, Е. К. Брыкина, Е. В. Зворыгина, О. М. Дьяченко и др.).
  • 2. Результатами проведенных исследований доказано, что начиная с 3 лет конструирование отделяется от игры (не включается в игровой сюжет) и выступает как самостоятельная продуктивная деятельность. Для детей младшего дошкольного возраста наиболее целесообразным является конструирование по образцам, представленным в виде системы постепенно усложняющихся конструкций данной тематики, и их преобразование в соответствии с определенными условиями, заданными как вербально, так и через предметы.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой