Аргументация — явление сложное. Г. Джонстон характеризует ее как «особого рода управление людьми, их действиями и взглядами». В любой схеме деятельности присутствуют два элемента:
- а) цель деятельности;
- б) представления аргументатора о поведении объекта, которого называют реципиентом или аргументируемым.
По цели аргументацию часто связывают с физическими способами воздействия, когда аргументатор побуждает реципиента к совершению каких-то действий, либо, наоборот, бездействию. Целями аргументации, таким образом, являются:
- 1. Непосредственное принятие реципиентом некоторого утверждения, результата исследования;
- 2. Ожидание поступка или бездействия со стороны реципиента;
- 3. вызов у реципиента определенных эмоций;
- 4. возможность сделать истину достоянием реципиента.
Цель аргументации — не достижение истины в классической ее трактовке, а понимание предложений, избранных для обсуждения.
Аргументация не всегда служит гуманистическим целям; она может использоваться в качестве обмана, лести, соблазна и т. д.
Этот вопрос тесно связан с представлением аргументатора о реципиенте как о субъекте, обладающем свободой воли. Реципиент имеет право принять или не принять аргументацию.
Неотъемлемая характеристика аргументации — ее убеждающее воздействие на реципиента.
В ситуационном подходе аргументация начинается с самого себя, с осознания необходимости прояснить для себя текущие события как ситуацию, которая касается лично тебя и в которую необходимо включиться.
Здесь аргументация тесно связана с мотивацией. Затем аргументация необходима при написании ситуации, подборе источников информации, вида материала, их компоновки и т. д.
Далее аргументация необходима при анализе ситуации, подборе вопросов, выявлении проблем. И лишь после этого аргументация распространяется на репициента.