Система рыночных отношений предусматривает тесную взаимосвязь между процессами производства, распределения и потребления материальных и нематериальных благ в мире ограниченных экономических ресурсов. Положенный в основу планирования современного производства принцип заключается в необходимости полного удовлетворения всех потребностей покупателей. Каждое предприятие планирует производство услуг только в таких количествах и в такое время, которые соответствуют запросам потребителей. Спрос определяет объёмы и сроки продажи услуг и таким образом задаёт все свои плановые показатели предприятиям-производителям услуг Бланк И. А. Управление торговым предприятием. — М: Ассоциация авторов и издателей. ТАНДЕМ. Издательство Экмос, 2010. — С. 258.
Разработка плана продажи является завершающим этапом составления производственной программы фирмы. В то же время план продажи (сбыта продукции) служит основой для составления общехозяйственных и внутрифирменных смет затрат на оказание услуг.
В любом плане продаж, как правило, указывается количество услуг каждого вида, а также работ и услуг, которые будут реализованы в предстоящий период хозяйственной деятельности фирмы. При равномерных поставках объём оказываемых услуг на плановый срок можно определить как произведение среднесуточного объёма услуг (ВС) на период времени (ТПЕР) по следующей формуле:
ППР = ВС ТПЕР,
где ППР — планируемый объём оказываемых услуг, руб.; ВС — среднесуточный объём оказываемых услуг, руб.; ТПЕР — планируемый период продаж, месяц, квартал, год, дней.
При неравномерном или нестабильном производстве, подверженном сезонным колебаниям, план продаж обычно составляется на каждый месяц. В годовой план объёмов оказываемых услуг предприятия включаются следующие виды работ: объем реализации услуг на внутреннем рынке, количество работ и услуг производственного назначения и т. п. Объем продаж планируется в стоимостном выражении в рыночных ценах.
План продаж является основным стратегическим и оперативным документом как для зарубежных фирм, так и для всех отечественных предприятий.
Таблица 1. Годовой план продажи продукции.
|
Услуга. | Годовой объем продаж, тыс. руб. | В том числе по кварталам. |
| II. | III. | IV. |
А Б. В Г. Д. | | | | | |
Его создание и выполнение считается важным делом для большинства американских крупных компаний, оправдывающим существование специального подразделения в рамках отдела маркетинга, занятого разработкой плана продаж.