Наличие познавательных потребностей и стремления к знаниям в процессе обучения рассматривается в педагогической литературе как одно из важнейших условий развития личности. Наблюдения ученых позволяют утверждать, что процесс формирования познавательных потребностей и стремления к знаниям личности в целом происходит не за счет какого-то одного средства или приема. Огромную роль играют и методы обучения, и содержание самого изучаемого предмета. Немаловажными факторами оказываются и положительное отношение преподавателя к студентам, и уровень интеллектуального развития.
В процессе обучения в вузе структура потребностно-мотивационной сферы студента постоянно усложняется, растет уровень сознательности и самостоятельности. Осмысляя свои познавательные потребности и возможности, студент стремится реализовать их в познавательной деятельности и постепенно переходит на уровень самообучения.
В связи с повышением качества образования в современном вузе и возрастанием роли иностранного языка в условиях мировой интеграции с особой остротой встает вопрос о повышении эффективности формирования познавательных потребностей у студентов различных факультетов, так как любая специальность связана с постоянно изменяющимися социальными, экономическими, политическими и технологическими условиями. Решение данной проблемы должно находить отражение в каждом компоненте образовательного процесса, во взаимодействии теории и практики.
Смена образовательной парадигмы и низкая познавательная активность студентов вызывают необходимость существенным образом изменить процесс подготовки специалистов, в котором собственно обучение должно быть переориентировано на самостоятельную учебно-познавательную и практическую деятельность студентов, и требуют разработки таких технологий обучения, которые соответствовали бы главной цели образования — «формированию готовности к саморазвитию, обеспечивающей интеграцию личности в национальную и мировую культуру, освоению ее прошлого, настоящего и будущего» Гузеев В. В. Образовательная технология XXI века: деятельность ценности, успех. М.: 2009, с. 5. Решение это проблемы должно обеспечить будущему специалисту мобильность в решении профессиональных задач и раскрытии творческого потенциала в любой из существующих специальностей.