Планирование педагогического процесса подготовительной к школе группы в ДОО
Учет времени года и погодных условий. Этот принцип реализуется при проведении прогулок, закаливающих и оздоровительных мероприятий, занятий по экологии. Включение элементов деятельности, способствующих эмоциональной разрядке (психогимнастика, релаксация ежедневно, а также цветотерапия, музыка). Перспективное планирование Перспективный план — составляется на квартал или на год (допустима коррекция… Читать ещё >
Планирование педагогического процесса подготовительной к школе группы в ДОО (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Планирование — это заблаговременное определение последовательности осуществления воспитательно-образовательной работы с указанием необходимых условий, средств, форм и методов.
Для создания системы в планировании в дошкольном образовательном учреждении используется несколько различных видов планирования:
- 1. Перспективный план развития или программа развития ДОУ, составляемый на 3 года;
- 2. Годовой план ДОУ;
- 3. Тематические планы (по основным видам деятельности);
- 4. Индивидуальные планы специалистов и администрации;
- 5. Календарное и перспективное планирование в конкретной возрастной группе (см. таблицу № 2)
Принципы перспективного и календарного комплексно-тематического планирования Соблюдение оптимальной учебной нагрузки на детей (количество и длительность занятий соответствует требованиям СанПиНа).
Соответствие планируемого педагогического процесса физиологическому росту и развитию детей (учитываются биоритмы, сложные занятия планируются во вторник, среду).
Учет медико-гигиенических требований к последовательности, длительности педагогического процесса и особенно к проведению различных режимных процессов.
Учет местных и региональных особенностей климата.
Учет времени года и погодных условий. Этот принцип реализуется при проведении прогулок, закаливающих и оздоровительных мероприятий, занятий по экологии.
Учет индивидуальных особенностей (необходимо знать тип темперамента ребенка, его увлечения, достоинства и недостатки, комплексы, чтобы найти подход к его вовлечению в педагогический процесс).
Разумное чередование в плане организованной и самостоятельной деятельности (занятий; игр, кружковых занятий, совместной работы детей и воспитателя, а так же свободной спонтанной игровой деятельности и общения со сверстниками).
Учет изменения работоспособности детей в течение недели при планировании занятий и требования к их сочетаемости (планирование занятий с максимальной умственной нагрузкой.
во вторник и среду, чередование статичных занятий с занятиями с высокой двигательной активностью).
Учет уровня развития детей (проведение занятий, индивидуальной работы, игр по подгруппам).
Взаимосвязь процессов обучения и развития (обучающие задачи планируются не только на занятиях, но и в других видах деятельности).
Регулярность, последовательность и повторность воспитательных воздействий (одна игра планируется несколько раз, но изменяются и усложняются задачи — познакомить с игрой, выучить правила игры, выполнять правила, воспитывать доброжелательно отношение к детям, усложнить правила, закрепить знание правил игры и пр.).
Включение элементов деятельности, способствующих эмоциональной разрядке (психогимнастика, релаксация ежедневно, а также цветотерапия, музыка).
Планирование строится на основе интеграции усилий всех специалистов. Необходимо взаимодействие со специалистами, планирование работы над одной темой, проведение индивидуальной работы по подготовке к занятиям, проведение интегрированных занятий.
Планируемая деятельность должна быть мотивирована.
Планировать разнообразную деятельность, способствующую максимально возможному раскрытию потенциала каждого ребенка.
Планируемая деятельность педагога с детьми должна строиться на общих задачах ДОУ.
(см. таблицу № 3).
Перспективное планирование Перспективный план — составляется на квартал или на год (допустима коррекция в ходе работы в плане данного вида).
В перспективном плане планируются:
- 1. Цели и задачи (на квартал);
- 2. Виды детской деятельности:
- а) игровая деятельность;
- б) социальное развитие;
- в) физкультурно-оздоровительная работа (закаливание, спорт. упражнения, подвижные игры);
- г) познавательно-практическая деятельность (наблюдения, ознакомление, опыты, эксперименты);
- д) художественная деятельность (речевая, театральная, музыкальная, игровая, изобразительная);
- е) элементы трудовой деятельности.
- 3. Работа с семьей.
Календарно-тематическое планирование Календарно-тематическое планирование — структурирует содержание образовательного процесса. Для того чтобы разработать подробный календарно-тематический план необходимо:
- 1. Установить объем плана в условно-учебных часах.
- 2. Определить тематику, содержание, количество занятий для прохождения каждой темы.
Н: Овощи — 2 занятия, ОБЖ — 6 занятий, Времена года — 4 занятия.
3. Выбрать оптимальные формы проведения занятий и методы обучения для достижения поставленных целей и задач.
Перенасыщать нерегламентированную деятельность нельзя, так как план получится очень жестким. Остальные виды деятельности можно добавить при необходимости по ходу календарного планирования в течение года.
Календарное планирование.
Календарный план — предусматривает планирование всех видов деятельности детей и соответствующих форм их организации на каждый день.
Календарный план является обязательным документом (1987 г).
Компонентами календарного планирования являются:
- 1. Цель. Она направлена на развитие, воспитание, обучение.
- 2. Содержание (виды действий и задачи) определяется программой.
- 3. Организационно-действенный компонент (формы и методы должны соответствовать поставленным задачам).
- 4. Результат (что запланировали в самом начале и что получили должно совпадать).
Календарно-тематический план должен быть составлен на один день, но практика показывает, что воспитатели, работая в паре, поочередно составляют план на 1 — 2 недели (см. таблицу № 5).