Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Особенности и образовательные функции детских видов деятельности

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Под образовательными функциями понимается назначение деятельности, та роль, которую она играет в личностном развитии детей. При описании особенностей и образовательных функций групп деятельностей, выделяемых по ведущему компоненту образования, будем исходить из следующих положений: С позиции восприятия его как объекта совместной деятельности — в этом случае ребенок не видит смысла в проявлении… Читать ещё >

Особенности и образовательные функции детских видов деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Под образовательными функциями понимается назначение деятельности, та роль, которую она играет в личностном развитии детей. При описании особенностей и образовательных функций групп деятельностей, выделяемых по ведущему компоненту образования, будем исходить из следующих положений:

  • 1) необходимость учета возрастных особенностей и ценностей дошкольного возраста;
  • 2) направленность каждого вида деятельности обусловлена ведущим компонентом образования;
  • 3) ребенок — субъект образовательного процесса, имеющий свой неповторимый жизненный опыт и отношение к миру;
  • 4) деятельность — основное средство личностного развития детей.

Деятельности с ведущим интеллектуально-познавательным компонентом

Сюда относятся непосредственно образовательная, познавательно-исследовательская, конструктивная деятельности. Назначение данной группы деятельностей состоит не только и не столько в информационном насыщении детей, сколько в развитии желания приобретать знания и умения, использовании их в практической деятельности, жизненных ситуациях. Эти деятельности направлены на обогащение детей новыми мотивационно-значимыми впечатлениями, образами окружающего мира, что лежит в пласте эмоциональной регуляции процесса познания и деятельности.

Познание в дошкольном возрасте базируется на эмоциональночувственном восприятии, поэтому важно пробуждать у детей различные эмоции и чувства, которые будут служить механизмом, приводящим в движение когнитивные процессы, условием поддержки поисковых, исследовательских действий, познавательного отношения детей к миру. Образуя определенную надстройку над процессами познания, эмоции не только сопровождают эти процессы, но и выступают существенными регуляторами их эффективности. В. Л. Сухомлинский отмечал, что в периоды эмоционального подъема мысль ребенка становится особенно ясной, а запоминание происходит наиболее интенсивно[1].

Эмоции регулируют познавательные процессы, характер выполнения способов действий и на правах сопровождения придают им особый эмоциональный тон. Воздействуя на эмоции, можно привести общую направленность и динамику процессов познания ребенка в соответствие с личностным смыслом, его интересами, ценностными установками. Под влиянием эмоций качественно по-иному проявляются восприятие (А. В. Запорожец называл его «эмоционально-подобным»), внимание, мышление, речь детей, усиливается конкуренция мотивов (как поступить, какие средства использовать); совершенствуется механизм «эмоциональной коррекции поведения» (А. В. Запорожец), что проявляется в более тонком предвосхищении возможных социальных последствий высказываний, поступков, действий.

Участие ребенка в познавательной деятельности может осуществляться:

  • 1) с позиции восприятия его как объекта совместной деятельности — в этом случае ребенок не видит смысла в проявлении активности, не понимает и не принимает задач, поставленных педагогом; действует по принуждению, выполняя задание педагога;
  • 2) с позиции субъекта совместной деятельности — в этом случае он является активным участником этой деятельности. Заинтересованное и увлеченное участие детей в деятельности возникает тогда, когда предмет активности представляет смысл и ценность для личности, когда прослеживается переживание повышенной субъективной значимости участия в деятельности. В таких условиях происходит «сдвиг мотива на цель» (А. Н. Леонтьев).

Педагогическая поддержка субъектной позиции детей в этой группе деятельностей предусматривает:

  • 1) доминирование диалогического субъект-субъектного общения педагога и детей, а детей между собой; организуя процесс познания и управления им, педагог должен выступать в роли партнера, соучастника, консультанта;
  • 2) личностную самоорганизацию каждого ребенка; он должен иметь возможность управлять своим поведением, внутренним состоянием — ставить самостоятельно цели, выбирать способы решения познавательных задач;
  • 3) использование спонтанно приобретенного жизненного опыта; это активизирует детей, создает условия для неповторимой, самобытной самореализации в деятельности, проявления эмоционального отношения к познавательному материалу;
  • 4) изучение окружающего мира с помощью создания ситуаций, реализующих природные потребности детей в самостоятельном познании, самоутверждении;
  • 5) преобладание поисково-исследовательских форм организации деятельности (создание проблемных ситуаций, экспериментирование);
  • 6) постоянное удовлетворение познавательных потребностей, информационных запросов детей.
  • [1] См.: Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. С. 43.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой