Говоря о мотивах для обучения, возможно классифицировать мотивы по направленности и содержанию:
социальные (долг, ответственность, понимание значимости обучения для всего общества);
познавательные (стремление больше знать, стать эрудированным);
профессионально-ценностные (расширение возможностей устроиться на перспективную и интересную работу);
эстетические (от обучения получается удовольствие, раскрываются свои скрытые способности и таланты);
коммуникативные (возможность расширения своего кругу общения посредством повышения своего интеллектуального уровня и новых знакомств),.
статусно-позиционные (стремление через учение или общественную деятельность утверждается в обществе);
традиционно-исторические (установленные стереотипы, которые возникли в обществе и укрепились с течением времени);
утилитарно-познательные (стремление усвоить отдельный интересующий предмет и научиться самообразованию);
неосознанные мотивы (основано на полном непонимании смысла получаемой информации и полном отсутствии интереса к познавательному процессу).
Эти мотивы могут сливаться образуя общую мотивацию для обучения [6].
Интерес — один из постоянных и сильнодействующих мотивов деятельности человека. Интерес — один из мотивов обучения. Интерес является реальной причиной действий, ощущаемая человеком как особо важная причина. Познавательный интерес проявляется в эмоциональном отношении обучаемого к объекту познания. Формирование интереса основано на 3-х педагогических законах Выготского:
- 1. Прежде чем ты хочешь призвать учащегося к какой-либо деятельности, заинтересуй его ею, позаботься о том, чтобы обнаружить, что он готов к этой деятельности, что у него напряжены все силы, необходимые для неё, и что учащийся будет действовать сам, преподавателю же остаётся только руководить и направлять его деятельность".
- 2. «Весь вопрос в том, насколько интерес направлен по линии самого изучаемого предмета, а не связан с посторонним для него влиянием наград, наказаний, страха, желания угодить и т. п. Таким образом, закон заключается в том, чтобы не только вызвать интерес, но чтобы интерес был как должно направлен».
- 3. «Третий, и последний, вывод использования интереса предписывает построить всю педагогическую систему в непосредственной близости к жизни, учить учащихся тому, что их интересует, начинать с того, что им знакомо и естественно возбуждает их интерес» [7].