Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Становление профессиональной экологической компетентности студентов горного колледжа: средствами химических дисциплин

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Новизна полученных результатов. Нам представляется, что новизна полученных результатов состоит в следующем: определена теоретико-методологическая основа становления профессиональной экологической компетентности на основе химических дисциплин студентов специальности 280 201- выявлены педагогические условия, критерии и уровни становления экологической компетентности студентов специальности 280 201… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретико-методологическое обоснование становления профессиональной экологической компетентности студентов ЗабГК специальности
    • 1. 1. Профессиональная экологическая компетентность как педагогическая проблема
    • 1. 2. Субъектно-деятельностный подход к становлению профессиональной экологической компетентности студентов ЗабГК
    • 1. 3. Модель формирования профессиональной экологической компетентности у студентов горного колледжа (средствами химических дисциплин)
  • Выводы по первой главе
  • Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по становлению экологической компетентности студентов горного колледжа (средствами химических дисциплин)
    • 2. 1. Реализация педагогических условий становления профессиональной экологической компетентности студентов на основе регионального компонента (средствами химических дисциплин)
    • 2. 2. Опытно-экспериментальная апробация становления экологической компетентности студентов ЗабГК специальности
    • 2. 3. Конструирование контрольно-оценочного и результативного компонента становления профессиональной экологической компетентности студентов средствами химических дисциплин)
  • Выводы по второй главе

Становление профессиональной экологической компетентности студентов горного колледжа: средствами химических дисциплин (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. В условиях глобализации экологическая политика ориентирована на коэволюционное взаимодействие человека и природы в целях дальнейшего устойчивого развития цивилизации. В настоящее время значительная часть философских, культурологических, психологических, социологических, педагогических обобщений выполнена на экологическом материале, образующем знаковое пространство, поскольку глобальная проблема — это выход человечества из общепланетарного кризиса.

Феноменологическим полем современного экологического образования, как одного из основных инструментов устойчивого развития социума, является достаточно широкий круг проблем: методологические проблемы формирования экологического сознания и поведения, мировоззренческие и культурологические основания ноосферного сознания, биоадекватные технологии образования, прогнозируемые паттерны во взаимодействии между людьми и социоприродным окружением, естественные сеттинги с их упорядоченным и регулируемым характером. Однако, думается, что приоритетным направлением экологического образования на современном этапе является экологическая компетентность. Поскольку в «Концепции экологического образования в контексте модернизации образования России на 2002;2006 годы», в Федеральной целевой программе «Интеграция науки и высшего Российского образования на 2002;2006 годы» отмечено, что образование выступает в качестве решающего условия формирования ключевых компетентностей личности. Вместе с тем, согласно Конституции каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии, на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (Конституция, ст. 42). Поэтому экологическая компетентность должна рассматриваться с позиции здоровьецентристской парадигмы.

Главной функцией гуманизации является развитие личности, ее общекультурное, социально-нравственное и профессиональное становление. В современных условиях ни одно из перечисленных качеств не будет полным без экологической культуры, а в случае профессионального становленияпрофессиональной экологической компетентности.

В контексте экогуманистической этики, направленной на осознание смысла и значения уникальности и универсальности жизни на Земле, целостности и взаимосвязанности мира, экологическая компетентность личности выступает как условие и критерий гармонизации со-отношений, со-взаимодействия общества, природы, личности.

Актуальность исследования обусловлена также отсутствием междисциплинарного и регионального подходов к становлению экологической компетентности студентов колледжа на основе изучения химических.

Понимание экологической картины мира требует различных интерпретаций и ракурсов ее рассмотрения. Идеи великих гуманистов прошлого (Цицерона, Бокаччо, Мора, Гумбольда, Швейцера) остаются актуальными и в наши дни. Философский аспект экологических проблем представлен в трудах Н. А. Бердяева, И. В. Киреевского, В. А. Кобылянского, B.C. Соловьева и др.). В научных изысканиях Э. В. Гирусова, Ю. Г. Маркова, Д. Ж. Марковича, Н. И. Моисеева и др. экология выступает как социологическое явление. Психологические аспекты экологического образования исследованы А. Г. Асмоловым, Е. А. Климовым, А. Н. Леонтьевым, В. И. Пановым, В. В. Рубцовым, C.JI. Рубинштейном и др. Естественнонаучное направление экологического образования разрабатывали Д. П. Ерыгин, И. Д. Зверев, В. М. Максимов, Е. Е. Минченков и др. Изучением технико-технологического направления экологического образования занимались П. Р. Атутов, В. К. Маригодов, В. М. Назаренко, Э. Д. Новожилов, П. В. Самойленко, А. А. Слободяшок, М. Н. Скаткин, В. Д. Шарко и др.

Проблема понятийного аппарата экологического образования поставлена на методологический уровень такими учеными как А. Н. Захлебный, И. Д. Зверев, Б. Г. Иоганзен, Н. М. Мамедов, Н. Н. Моисеев, И. Н. Пономарева, А. А. Плешаков, Л.П., Салеева, И. Т. Суравегина, А. П. Сидельковский, В. М. Сенкевич и др.

Исследования С. В. Алексеевой, Г. С. Даниловой, Н. Н. Достоваловой, М. С. Каган, Н. В. Картомышевой, JI.E. Натаровой, А. В. Роговой. Е. А. Тузовой, О. В. Шайкеновой, К. Г. Эрдынеевой и др. посвящены становлению профессиональной экологической культуры.

Непрерывное экологическое образование стало объектом исследования Л. П. Анастасовой, В. Н. Большакова, М. В. Верзилина, В. М. Галушина, Н. В. Добрецова, С. В. Комова, И. Р. Колтуновой, Т. В. Кучера, В. В. Латюшина, Л. В. Моисеевой, И. М. Наумовой и др.

Становление экологической компетентности в работах Н. М. Александровой, С. Г. Гильмияровой, О. Н. Головко, О. В. Евусяк, Г. Н. Ковалько, С. В. Кривых, Т. Ю. Макашиной, Р. А. Махабадаровой, Л. Е. Натаровой, Г. П. Сикорской, Н. В. Спалон, Е. А. Тузовой, О. В. Шайкеновой, А. А. Шумейко рассматривается с природоохранной позиции.

Становление экологического образования связано с концептуальными установками зарубежных исследователей П. Дювиньо, С. Сингера, Ж. Делора, Дж. Равена, Н. Хомского, В. Хутмахера, Р. Вайта.

Таким образом, проблема экологического образования раскрывается многогранно и всесторонне, однако недостаточно изученной остается проблема становления профессиональной экологической компетентности студентов горного колледжа средствами химических дисциплин, нет четкого определения сущности экологической компетентности с позиции здоровьецентристской парадигмы, не разработаны педагогические условия становления экологической компетентности студентов технических специальностей на этапе специального среднего образования.

Актуальность, недостаточная разработанность, социальная востребованность и практическая значимость проблемы исследования обусловили выбор темы исследования: «Становление профессиональной экологической компетентности студентов горного колледжа (средствами химических дисциплин)».

Процесс становления экологической компетентности студентов среднего специального образования предопределён рядом противоречий общеметодологического и педагогического характера, которые решались в процессе диссертационного исследования:

— между заявленной ролью экологического образования как приоритетного и системообразующего фактора цивилизационного развития и отсутствием интегрированных экоориентированных моделей в системе среднего специального образования;

— между социальной потребностью в целенаправленном формировании экологической компетентности студентов колледжа и неразработанностью теоретико-методологического обоснования системы становления экологической компетентности будущего техника средствами химических дисциплин;

— между признанием необходимости профессиональной подготовки будущих специалистов техников к практической деятельности с позиций экоцентристской парадигмы и не разработанностью теоретических основ формирования профессиональной экологической компетентности студентов колледжамежду ценностями технологической цивилизации и проэкологическими ценностями профессионала, которые обусловливают сохранение человечества в целом;

— между проблемно-, и практико-ориентированным характером современных гуманитарных наук и традиционно информационно-знаниевой подготовкой выпускника колледжа;

— между целостной современной экологической картиной мира и фрагментарным построением естественнонаучной реальности в учебной дисциплине.

Обозначенные противоречия позволяют сформулировать проблему настоящего исследования, которая заключается в теоретическом и методическом обосновании концептуальных подходов и выявлении педагогических условий становления экологической компетентности студентов горного колледжа средствами химических дисциплин с учетом регионального компонента и личностного подхода для студентов средних специальных учебных заведений.

Объектом исследования служит процесс профессиональной подготовки будущего техника.

Предметом исследования является становление профессиональной экологической компетентности студентов горного колледжа (средствами химических дисциплин).

Целью нашего исследования является разработка концептуальных представлений становления экологической компетентности студентов горного колледжа на основе химических дисциплин с учетом регионального компонента и личностного фактора.

Эффективность подготовки специалиста с квалификацией «техник» по специальности 280 201 в ЗабГК обеспечивается учебным планом на основе преподавания комплекса обще гуманитарных, социально-экономических, обще профессиональных и специальных дисциплин. Подготовка компетентного специалиста не может быть обеспечена без разработки теоретических и практических основ преподавания таких дисциплин как неорганическая, органическая, аналитическая химия (общепрофессионального цикла) и методов определения загрязняющих веществ в окружающей среде (специального цикла) с учетом межпредметных связей и регионального компонента на основе современных технологий.

Гипотеза исследования: становление профессиональной экологической компетентности студентов горного колледжа на основе химических дисциплин будет реализовано более эффективно, если: сформирована устойчивая экоориентированная мотивация студентов горного колледжа;

— обеспечены интегративно-междисциплинарный подход и преемственность на всех этапах обучения;

— разработана креативно-деятельностная модель становления экологической компетентности студента, отражающая ценностно-нравственные ориентиры.

— выявлены организационно — педагогические, психолого-педагогические, дидактико-методические, нормативно — правовые условия формирования экологической компетентности будущего специалиста в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов средствами химических дисциплин;

— осуществлено экологическое наполнение содержания химических дисциплин.

В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой определены следующие задачи исследования:

1) на основе выявления состояния разработанности проблемы в педагогической теории и практике обосновать сущность и дать определение профессиональной. экологической компетентности будущего специалиста в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсовт.

2) выявить компоненты, критерии и уровни становления экологической компетентности на основе химических дисциплин и разработать креативно-деятельностную модель становления профессиональной экологической компетентности студентов горного колледжа, отражающую ценностно-нравственные ориентиры;

3) теоретически обосновать и апробировать комплекс педагогических условий эффективного формирования профессиональной экологической компетентности на основе химических дисциплин.

Методологическая основа исследования. Настоящее исследование строилось на гуманистическом (Цицерон, Бокаччо, Мор, Гумбольд, Швейцер и др.-), системном (Л.И. Анцыферов, Л. Берталанфи, В. Н. Садовский, Э. Г. Юдин и др.), компетешносгаом (Б.С. Гершунский, ТВ. Добудько, АК. Маркова, JLH. Мигана, Г. С. Сухобская и др.), культурологическом (А.Г. Асмолов, М. М. Бахтин, B.C. Библер, С. И. Гессен. С. Н. Глазачев, Ю.М. Лотман), субъектно-деятельностном и региональном подходах, концепции устойчивого развития общества (В.А. Коптюг, В. В. Мантатов, А.Д. Урсул), учении о ноосфере (В.И. Вернадский, Э. В. Гирусов, О. В. Горячев, М. М. Мамедов, Н.Н.Моисеев).

Теоретическую основу составили труды по общим проблемам педагогики, педагогических технологий и компетентного подхода Г. А. Безюлевой, Н. И. Белова, К. Г. Батоцыреновой, А. А. Вербицкого, Л. В. Занина, Н. И. Иванова, Л. П. Кривленко, Н. П. Меньшикова, М. В. Никитина, Г. А. Селевко, В. А. Сластенина, Г. М. Шеламовой.

По вопросам становления экологической компетентности, экологической физиологии человека, инженерной экологии, экологического права представлены в работах Н. А. Агаджаняна, В. Р. Бганба, Г. А. Бобкова, В. А. Вронского, О. Л. Дубовика, А. Н. Захлебного А.А. Копреева, А. И. Летувнинкас, И. Н. Лозановской, Т. Миллер, А. Г. Марачева, Д. С. Орлова, Н. В. Петрухина, А. П. Платонова, В. А. Платонова, А. В. Путилова, Л. К. Садовникова, Б. Г. Сенчукова, М. И. Сердцева, В. А. Сусликова, Т. П. Трушиной.

Исследования в области использования современных технологий в непрерывном экологическом образовании, формировании экологической культуры и становления экологической компетентности в последние годы проводились Н. М. Александровой, С. Г. Гильмияровой, О. Н. Головко, О.В.

Евусяк, Г. Н. Ковалько, С. В. Кривых, Т. Ю. Макашиной, Р. А. Махабадаровой, J1.E. Натаровой, Г. П. Сикорской, Н. В. Спалон, Е. А. Тузовой, О. В. Шайкеновой, А. А. Шумейко.

Указанные авторы в своих работах раскрывают системный подход в становлении экологической компетентности школьников и будущих учителейрассматривают становление ключевых компетенцийраскрывают пути формирования профессиональной компетентности в целом и проектируют содержание и технологии подготовки техников-экологованализируют охрану биосферы при химическом загрязнениивыделяют теоретические основы профессиональной подготовки по профессиям экологического профилярассматривают проблемы и практику экологического образования в России.

Концепции регионализации экологического образования (Р. Алевросов, Д. Аттакуров, Е. Бочко, С. Брацюк, О. Ганина, Т. Гладкова, О. Еременко, М. Забелина, В. Иванов, В. Каюков, И. Кузнецов, О. Кузнецова, Е. Маринчак, С. Полесский, Е. Матвеева, Э. Раднаев, А. Федотов, Л. Шолохов, Н. Тищенко).

Теоретическими методами исследования явились: анализ педагогической, экологической, медицинской, химической литературыстандартов образованияГОСТовматериалов и публикаций периодической печати по интересующим вопросам. Изучение педагогического опыта, моделирование и анализ. В результате проведенной работы, сделан вывод: работы многих авторов содержат понятия «профессионализм», «компетентность» и «компетенция», но нет обобщенного понятия профессиональной экологической компетентности, не раскрыта суть ее формирования, официально не разделены понятия «компетентность» и «компетенция». Региональный аспект представлен во многих работах, но он раскрыт с точки зрения природоохранных мероприятий. и.

Таким образом, исследований в области становления экологической компетентности на основе химических дисциплин с учетом регионального и личностного компонента для специальности 280 201 не проводилось.

К эмпирическим методам исследования можно отнести: анкетирование, интервьюирование, наблюдения, организация и проведение педагогического эксперимента, статистическая обработка его результатов.

Опытно-экспериментальной базой проводимых исследований, явился Забайкальский горный колледж.

Исследования проводились в три этапа с 2000 по 2007 год.

На первом этапе (2000 — 2002 гг) — осуществлялась теоретическая разработка проблемы на основе изучения работ педагогов-новаторов, психологов, философов по вопросам преподавания в средних специальных учебных заведениях дисциплин «Химия» и «Экология». Изучались педагогические технологии на курсах повышения квалификации. Происходило теоретическое осмысление педагогической теории, позволяющее построить гипотезу, определить цели, задачи исследования и установить область ожидаемых результатов. За этот период был оформлен значительный дидактический материал, изучены вопросы использования педагогических технологий при преподавании химии и экологии (репродуктивная, развивающая, программное обучение, проблемного обучения, модульного, концентрированного).

На втором этапе (2002 — 2006 гг) — определялся комплекс педагогических условий эффективного становления профессиональной экологической компетентности на основе химических дисциплин через формирование базовых, профессиональных и ключевых компетенций. Планировалась и осуществлялась экспериментальная работа, анализировался ход и результаты эксперимента, осуществлялось внедрение результатов исследования в образовательный процесс Забайкальского горного колледжа. Выпущены методические указания для выполнения лабораторных, практических, самостоятельных и контрольных работ. Написаны тезисы выступлений для участия в международной конференции (Чита, ЗабГПУ, 2005 г.) и Кулагинских чтениях (Чита, ЧТУ, 2005 г.) по вопросам психологической компетентности в контексте современных педагогических технологий и становления профессиональных компетенций. Сформирована модель становления экологической компетенции студентов Забайкальского горного колледжа.

На третьем этапе (2006 — 2007 г) — анализировались и обобщались итоги теоретико-экспериментального исследования, определялась логика изложения материала, уточнялись теоретические и практические выводы, осуществлялось оформление полученных результатов. По результатам исследования были подготовлены и внедрены в практику одно пособие и четыре методических указаний.

Новизна полученных результатов. Нам представляется, что новизна полученных результатов состоит в следующем: определена теоретико-методологическая основа становления профессиональной экологической компетентности на основе химических дисциплин студентов специальности 280 201- выявлены педагогические условия, критерии и уровни становления экологической компетентности студентов специальности 280 201 ЗабГКразработана креативно-деятельностная модель формирования экологической компетентности студентов горного колледжа на основе регионального компонента и субъектно-деятельностного подходасформулированы и экспериментально обоснованы дидактические и методические условия формирования экологической компетентности на основе химических дисциплинразработаны методические указания и пособие по формированию базовых, профессиональных и ключевых компетенций при становлении экологической компетентности на основе химических дисциплин.

Теоретическая значимость состоит в разработке модели и педагогических условий становления профессиональной экологической компетентности на основе химических дисциплин студентов специальности 280 201 Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов. В результате исследования: определена и уточнена сущность понятий «компетентность», «экологическая компетентность», «профессиональная экологическая компетентность" — выявлены компоненты педагогического процесса (аксиологический, когнитивный, деятельностный, эмоционально-мотивированный) — определены критерии мотивации становления профессиональной экологической компетентностивыявлены и обоснованы уровни становления профессиональной экологической компетентностиопределены и обоснованы педагогические условия становления профессиональной экологической компетентности на основе химических дисциплин.

Практическая значимость результатов исследования определяется его дидактической направленностью, ориентированной на разработку и проектирование содержания технологии формирования экологической компетентности на основе химических дисциплин. Разработанная модель дает четкое представление о месте и роли личностного фактора, регионального компонента и системного подхода. Разработанная карта, таблица влияния катионов, экологический паспорт могут быть использованы при становлении экологической компетентности как в ЗабГК, так и других учебных заведениях региона и за его пределами. В практику обучения внедрены методические рекомендации и учебные пособия по становлению профессиональной экологической компетентности студентов колледжа средствами химических дисциплин.

Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечены: методологической обоснованностью построения научно-исследовательской деятельностиследованием целостному подходу при разработке проблемы становления экологической компетентности студентов ЗабГКопорой на современные исследования в области педагогических технологий и компетенцийзначительной продолжительностью, многоуровневостью, разнообразием форм и средств осуществленной опытно-экспериментальной работыострой потребностью педагогической практики в дальнейшей разработке проблемы исследованияприменением методов, адекватных предмету и задачам исследованиявоспроизводимостью результатов в ходе эксперимента и подтверждением гипотезы исследования.

Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты работы представлены в 13 методических указаниях, две работы имеют Гриф Министерства образования и науки Российской Федерации (Протокол № 8 от 22.09.2004) и учебном пособии по дисциплине «Методы определения загрязняющих веществ в окружающей среде». Основные положения исследования докладывались и обсуждались на городских, региональных и международных конференциях в ЗабГК, ЧитГУ и ЧГПУна заседаниях кафедры химии ЧитГУна заседаниях кафедры геологии и экологии ЗабГК и заседаниях цикловой комиссии общих естественнонаучных дисциплин ЗабГК. Апробация результатов исследования и внедрения их в практику осуществлялась в процессе становления экологической компетентности на основе химических дисциплин студентов ЗабГК по специальности 280 201.

На защиту выносятся следующие положения:

Профессиональная экологическая компетентность будущего специалиста в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов является неотъемлемым элементом и императивом общей и профессиональной компетентностей личности, связанной с ними едиными категориями (экологическим сознанием, экологическим поведением, экологической деятельностью), как интегральный комплекс знаний, умений и, сформированных внутренних мотиваций, в совокупности с индивидуальными свойствами личности, как способность субъекта образовательной деятельности к трансформации экологических знаний и нравственно-ценностных ориентиров в конкретные рационально обоснованные действия.

Структуру профессиональной экологической компетентности будущего техника составляют базовые, ключевые и профессиональные компетенции.

Развитие профессиональной экологической компетентности студентов специальности Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов на основе химических дисциплинсложный, полифункциональный практико-ориентированный процесс, включающий различные инновационные подходы, формы и методы коллективного обучения.

Становление профессиональной экологической компетентности предполагает наличие гуманистического, системного, культурологического, компетентностного, субъектно-деятельностного, регионального подходов.

Качественным критерием эффективного функционирования креативно-деятельностной модели формирования экологической компетентности у студентов горного колледжа служит динамика субъектной позиции: этап профессиональной направленности «-> этап профессионального обучения как результат субъект-субъектного взаимодействия <-> этап становления профессиональных компетенций этап адаптации выпускника к профессии <-> компетентный специалист.

Структура работы: диссертация состоит из введения, в котором представлены актуальность и основные методологические характеристики исследованиядвух глав, в которых экологическая компетентность рассмотрена как педагогическая проблема, представлена модель формирования экологической компетентности на основе химических дисциплин, дано теоретико-практическое обоснование формирования данной модели, показана опытно-экспериментальная апробация модели на основе сравнения результатов работы в экспериментальной и контрольной группах и Заключения, в котором изложены основные выводы исследования, показаны отличия в становлении профессиональной экологической компетентности на основе химических дисциплин в экспериментальной и контрольной группах.

Выводы по второй главе.

Опытно-экспериментальная апробация становления экологической компетентности студентов ЗабГК специальности 280 201 Охрана окружающей среды и рациональное использование проиродных ресурсов на основе субъектно-деятельностного подхода в течение трех лет показала:

— улучшение успеваемости и качества знаний по дисциплинам химического профиля;

— усиление значения химико-аналитического анализа при подготовке компетентного специалиста;

— повышение осмысленности выбора профессии и мотивации обучения;

— повышение значения компетентностей, сформированных при изучении дисциплин химического профиля;

— повышение значения и формирование ключевых компетенций;

— возрастание самооценки и уверенности в знаниях и умениях, полученных в результате обучения;

— возрастание готовности к выполнению профессиональных обязанностей, понимание степени ответственности;

— возрастание уверенности в своих профессиональных качествах и возможностях;

— уменьшение желания сменить профессию и возрастание понимания необходимости дальнейшего совершенствования в профессии;

— возрастание чувства коллективной и индивидуальной ответственности за результат своего труда.

Как было отмечено во введении, специалист с высокой квалификацией должен уметь делать выводы, обобщения и, если необходимо, прогнозы. Техник специальности должен делать выводы на основании или с учетом результатов химических анализов. С этой целью модель становления профессиональной экологической компетентности на основе химических дисциплин включает региональный компонент как основу для изучения химического анализа. Так как, по проведенному исследованию, 74% студентов специальности 280 201 из сельских районов области, то качественный и количественный анализ почвы и воды они проводят для своих населенных пунктов, что дает возможность выяснить их элементный состав, который мы отражаем на составляемой экологической карте области. Далее полученный результат сравнивается с таблицей, в которой отражено влияние недостатка или избытка химических элементов на здоровье человека (приложение 1). Затем проводится анализ происхождения обнаруженного химического состава воды и почвы (природный или техногенный) и предлагаются пути устранения или нейтрализации полученного отрицательного для человека результата.

Таким образом, применение модели способствует становлению экологической компетентности и повышению самооценки выпускников ЗабГК специальности 280 201 Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов.

Заключение

.

Необходимость разработки модели становления профессиональной экологической компетентности на основе химических дисциплин вызвана возросшими требованиями к уровню подготовки специалиста. Вхождение в Болонский процесс ставит задачу превращения студента в активного и ответственного участника. (субъекта) образовательного процесса. Представленная в данной работе модель полностью отвечает указанным требованиям.

Таким образом, выводами данной работы служат следующие утверждения:

1. В результате исследования педагогической, экологической, философской литературы, государственного стандарта и опытно-экспериментальной работы сформулировано определение профессиональной экологической компетентности:

Профессиональная экологическая компетентность — это интегральный комплекс знаний, умений и, сформированных внутренних мотиваций в совокупности с индивидуальными свойствами личности, характеризующих деятельность эколога в области мониторинга окружающей среды, отбора и анализа проб воды, воздуха, почвы, проведение природоохранных мероприятий, и умения организовывать работу первичного коллектива, соблюдая её плановый характер и благоприятный микроклимат.

2. Доказана эквивалентность понятий «экологическая компетентность» и «профессиональная экологическая компетентность»: ЭК = ПЭК.

3. Выведена математическая формула экологической компетентности:

ЭК = ПЭК = Д (МТ + К&bdquo-) + ПВК) + СЗК то есть, экологическая компетентность складывается из мотивации + качества подготовки специалиста + профессионально-ваэ/сных качеств + социально-значимых качеств.

4. Доказано, что субъектно-деятельностный подход в формировании мотивационного становления компетентности выводит подготовку компетентного специалиста на более высокий уровень. Он имеет ярко выраженную функциональную направленность на социальный заказ общества.

5. Личностный подход определен как личная заинтересованность в результате через субъектно-деятельностный подход в формировании мотивационного становления компетентности.

6. Показана значимость регионального компонента в личностном подходе как мотивационная составляющая в становлении профессиональной экологической компетентности. Региональный компонент представлен в свете геохимических особенностей региона, влияющих на здоровье проживающих в Забайкалье людей.

7. Разработана модель формирования экологической компетентности на основе химических дисциплин для студентов специальности 280 201' ЗабГК. Модель разработана на основе личностного и регионального додхода. В представленной модели:

— учтены этапы формирования профессиональной экологической компетентности;

— обозначены цели: учебно-познавательные (становление базовых и профессиональных компетенций) — воспитательные (осознание своей роли в улучшении будущего, тесной взаимосвязи между природой и обществом, воспитание гражданской ответственности за состояние окружающей среды, своего здоровья и здоровья других людей) — развивающие (формирование аналитического, критического, творческого мышлениявыявление причинно-следственных связей экологических нарушенийразвитие мотивационной сферы личности как фактора повышения интереса к изучению проблем, способствующему активному поиску решений и развитию коммуникативных навыков и опыта сотрудничества);

— учтены компоненты педагогического процесса: аксеологический, когнитивный, деятельностный, эмоционально-мотивированный, контрольно-оценочный, результативный;

— определены принципы становления профессиональной экологической компетентности: проблемность, научность, системность, осознанность;

— показаны способы и методы формирования устойчивой мотивации, интенсификации процесса обучения, регионализации с учетом личностного фактора.

8. Показаны пути формирования профессиональной экологической компетентности на основе химических дисциплин с учетом регионального компонента, который представлен геохимическими особенностями региона.

9. Проанализированы результаты опытно-экспериментальной апробации становления экологической компетентности студентов ЗабГК специальности 280 201 на основе представленной модели.

Результаты анализа показали более высокий уровень экологической компетентности у экспериментальной группы по сравнению с контрольной. На диаграмме (параграф 2.2) очевидно превосходство экспериментальных групп над контрольными по четырем компонентам из пяти (аксиологическому, деятельностному, эмоционально-мотивированному и результативному). По когнитивному компоненту так же наблюдается небольшое улучшение результата.

Следовательно, применение модели способствует становлению экологической компетентности и повышению самооценки выпускников ЗабГК специальности 280 201 Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов.

Региональный компонент является мотивационной составляющей становления профессиональной экологической компетентности, основанной на личностном подходе. Он имеет практическую и творческую направленность. В связи с чем, достигается цель — повышается уровень становления экологической компетентности на основе химических дисциплин студентов специальности 280 201.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская, К. А. Психология личности и деятельности / К.А. Абульханова-Славская. — М.: 1980. -335 с.
  2. , Н. А. Экологическая физиология человека / Н. А. Агаджанян, А. Г. Марачев, Г. А. Бобков. М.: «КРУК», 1999. — 415 с.
  3. , Н. А. Экология души / Н. А. Агаджанян. М.: Из-во Астраханской госуд. Мед. Академии, 2002. — 309 с.
  4. , Н. А. Экологический портрет человека на Севере / Н. А. Агаджанян, Н. В. Ермакова. М.: «КРУК», 1997. — 207 с.
  5. , Н.А. Учение о здоровье и проблемы адаптации / Н. А. Агаджанян, P.M. Баевский, А. П. Берсенева. Ставрополь: изд-во СГУ, 2000.-204 с.
  6. , Н.А. Здоровье студентов: стресс, адаптация, спорт: учеб. пособие / Н. А. Агаджанян, Т. Е. Батоцыренова, J1.T. Сушкова. -Владимир: Редакционно-издательский комплекс ВлГУ, 2004.- 136 с.
  7. , Н.А. Гонный климат, спорт и здоровье / Н. А. Агаджанян, А. Н. Кислицын. -М.-Сочи: тип. ОАО «СП», 2005 195 с.
  8. , Н.А. Адаптация человека к условиям арктического Заполярья / Н. А. Агаджанян, B.JI. Хрущев, Г. М. Куцов, А. С. Сагитова, Ю. А. Сенякин и др. М.: Издат. Российского ун-та др. народов, 1994. -156 с.
  9. , А. Практика и теория индивидуальной психологии / А. Адлер .СПб.: Питер, 2003. 256 с.
  10. Ю.Аксенова, О. В. Централизация власти локализация экологической политики / О. В. Аксенова // Журнал «Социс», № 8. Экосоциология. -М.: Наука, 2007.-С. 18−26.
  11. П.Акимова, Т. А. Экология / Т. А. Акимова, В. В. Хаскин. М.: Юнита, 2000 — 255 с.
  12. , Н.М. Теоретические основы профессиональной подготовки учащихся по профессиям экологического профиля. Автореферат / Н. М. Александрова. Санкт-Петербург, 1998 — 41 с.
  13. З.Александрова, Е. А. Педагогическое сопровождение индивидуального образования и идея свободного воспитания / Е. А. Александрова // Новые ценности образования: свободное воспитание: отечественные традиции и инновации. -2003. № 3 (14). С. 71−82.
  14. Н.Алексеев, С. В. Гуманистический потенциал естественно-научного образования. Сборник научных трудов СПГУПМ / С. В. Алексеев, под ред. И. Ю. Алексашиной. -М.: СПб, 1996. 160 с. С. 64.
  15. , Н.А. Конкретная педагогика личностно ориентированного образования: Учебно-методические материалы. 4.1. / Н. А. Алексеев. -Тюмень: Изд-во Тюменского гос. ун-та, 1998.
  16. , В. П. Социальная философия / В. П. Алексеев. М.: «Проспект», 2005. — 253 с.
  17. , В.А. Основы психологии здоровья. Книга 1. Концептуальные основы психологии здоровья / В. А. Ананьев. СПб.: Речь, 2006.- с. 351.
  18. , Б.Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев. СПб.: Питер, 2001.-288с.
  19. , Л.И. К психологии личности как развивающейся системы., Психология формирования и развития личности / Л. И. Анцыферова. М.: Уч-^педгиз, 1981-С. 3−19.
  20. , А.Г. Психология личности / А. Г. Асмолов. М.: Мысль, 1993.- 324 с.
  21. Атлас Читинской области и Агинского Бурятского округа. М.: Федеральная служба геодезии и картографии России, 1997.
  22. , Д. Электромиографическое изучение дыхательной мускулатуры низкогорных и высокогорных животных в условиях горного климата / Д.
  23. Аттакуров // Экологические интоксикации: биохимия, фармакология, клиника Тезисы докладов Всероссийской научной конференции. -Чита: ЧитГМА, 1996. — С. 12 — 13.
  24. , П.Р. Методологические проблемы национально-регионального образования / П. Р. Атутов // Педагогика N 2.- М., 2001. С. 25−32.
  25. , Т.К. Мировоззрение и гражданская активность школьников / Т. К. Ахаян // Педагогика школы. М.: Просвещение, 1977. — С.74−92.
  26. , К. Г. Основы теории гуманитарной подготовки студентов технического вуза. Автореферат / К. Г. Батоцыренова. -Москва, 2000.-45 с.
  27. , К. Г. Теоретические основы социально-технологической подготовки студентов / К. Г. Батоцыренова. Чита: ЧитГУ, 2000.-3 89 с.
  28. , Н. Биологические ресурсы ультрафиолетовой радиации в условиях Сибири / Н. Балацкая // Экологические интоксикации: биохимия, фармакология, клиника Тезисы докладов Всероссийской научной конференции. — Чита: ЧитГМА, 1996. — С. 13.
  29. , М. М. К методологии гуманитарных наук / М. М. Бахтин // Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 2004. — С. 361 — 412.
  30. , М.М. Здоровьесберегающая школа / М. М. Безруких. М.: Московский психолого-социальный институт, 2004. — 240 с.
  31. , Г. В. Профессиональная компетентность: аспект формирования / Г. В. Безюлева, Н. В. Иванова, М. В. Никитин, Г. М. Шеламова. М.: Московский психолого-социальный институт, Федеральный институт развития образования, 2005. — 82 с.
  32. , Г. В. Повышение профессиональной компетентности педагогов // Приложение к журналу Профессиональное образование «Педагогическая наука практике». Новые исследования. № 1. — М.: ИСОМ, 2004.
  33. , Ю.А. Выполнение программы «Экологическая безопасность человека в Читинской области» / Ю. А. Белозерцев //
  34. Экологические интоксикации: биохимия, фармакология, клиника -Тезисы докладов Всероссийской научной конференции. Чита: ЧитГМА, 1996.-С. 9−13.
  35. JI. Берталанфи, JI. История и статус общей теории, систем / JL фон. Берталанфи // Системные исследования. М., 1973. С. 20−36.
  36. Н.А. Философия свободного духа: Сб. / Н. А. Бердяев. М.: Республика, 1994.-С. 102.
  37. , В.П. Слагаемые педагогической технологии / В. П. Беспалько. М.: Педагогика, 1989. — 192 с.
  38. , B.C. От наукоучения к логике культуры: два философских введения в двадцать первый век / B.C. Библер. — М.: Политиздат, 1990. -413 с.
  39. , Е.В. Феноменологический анализ современных концепций воспитания / Е. В. Бондаревская // Теоретико-методологические проблемы современного воспитания: Сборник научных трудов. Волгоград: Перемена, 2004. — С. 3−16.
  40. , Л. А. Физические задачи общекультурного содержания: Учеб. пособие / Л. А. Бордонская- под ред. д-ра пед. наук, проф. С. Е. Каменецкого. Чита: Изд-во Забайкал. гос. пед. ун-та им. Н. Г. Чернышевского, 1997.
  41. , С.В. Формирование природоохранных понятий в школьном курсе физической географии: Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Л.: ЛГПИ им. А.И.
  42. , С.В. Экологическое образование школьников при обучении географии: Монография-СПб.: изд. РГПУ им. А. И. Герцена, 2003.- 91 с.
  43. , О.С. Психология здоровья человека / О. С. Васильева, Ф.Р. -М.: Академия, 2001.-352 с.
  44. Вайндорф-Сысоева, М. Е. Педагогика: краткий курс лекций / М.Е. Вайндорф-Сысоева, Л. П. Крившенко. М.: Юрайт, 2004. — 254 с.
  45. , В.И. Философские мысли натуралиста / В. И. Вернадский. -М., 1988.
  46. , М. А. Личностно-профессиональный рост студента высшего учебного заведения: (основы теории): монография / М. А. Викулина, О. В. Юдакова. Нижний Новгород: ВГИПУ, 2006.
  47. , М. А. Личностно-ориентированный подход в педагогике: теоретическое обоснование и пути реализации: учеб. пособие / М. А. Викулина. Н. Новгород: НГЛУ, 2004.
  48. , М. А. Познавательная активность студентов: монография / М. А. Викулина, С. Н. Казначеева. Нижний Новгород: ВГИПУ, 2006.
  49. , В. А. Прикладная экология / В. А. Вронский. Ростов — на -Дону: «Феникс», 1996 — 509 с.
  50. , О.С. Гуманизация воспитания в современных условиях / О. С. Газман, И. А. Костпенчук. М.: Знание, 1996. — 125 с.
  51. , П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий / П. Я. Гальперин. М.: Наука, 1966.
  52. , Б.С. Философия образования / Б. С. Гершунский. М: Московский психолого-социальный институт Флинта, 1998.
  53. , С. Г. Непрерывное экологическое образование будущих учителей в России и США. Автореферат / С. Г. Гильмиярова. Уфа, 2002−40 с.
  54. , Б.С. Информационно-коммуникационные технологии и проблемы контроля поведения индивида / Б. С. Гладарев // Журнал «Социс», № 8. Экосоциология. М.: Наука, 2007. — С. 42 — 52.
  55. , С.Н. Постулаты экологического образования // Экологическое образование: концепции и технологии. Сборник научных трудов под редакцией профессора Глазычева. Волгоград: «Перемена», 1996. — С. 3 — 6.
  56. С.Н. Экологическая культура: Пробное учебное пособие для учащихся школ, гимназии, лицеев, колледжей, студентов педвузов, вузов культуры и учителей / С. Н. Глазачев, О. Н. Козлова. М.: «Горизонт», 1997. — 208 с.
  57. , О. Н. Генезис, современные технологии и тенденции развития системы непрерывного экологического образования. Автореферат / О. Н. Головко. М., 2003 — 36 с.
  58. И.Р. Окружающая среда и ее охрана / И. Р. Голубев, Ю. В. Новиков. М.: Просвещение, 1985. — 299 с.
  59. , В.П. Экологическая культура как фундаментальная перспектива модернизации образования / В. П. Горлачев // Экологическое образование. Научно-методический журнал № 4, 2005. -М.: «Галлея-Принт». С. .4 — 8.
  60. Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 280 201 Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов. М., 2002.
  61. Государственный доклад о состоянии окружающей природной среды Читинской области. Чита: Комитет природных ресурсов, 2001.
  62. Н.А. Практикум по экологии человека в образовательной области / Н. А. Гребинюк, Ю. Л. Хотунцв // Экологическое образование. Научно-методический журнал № 2,2007. М.: «Галлея-Принт».
  63. , Е.Н. Экологическая безопасность учебного процесса. Феномен качественного информационного стресса / Е. Н. Дзятковская // Экологическое образование. Научно-методический журнал № 4, 2005. М.: «Галлея-Принт». — С. 12−18.
  64. , А.А. Акмеологические основы развития профессионала / А. А. Деркач. -М.: Воронеж: Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та- МОДЭК, 2004. 752 с. — (Психология отечества)
  65. , А.А. Психология развития профессионала: учебное пособие / А. А. Деркач, В. Г. Зазыкин, А. К. Маркова. М.: РАГС, 2000.- 125 с.
  66. Дубовик, 0. Л. Экологическое право / О. Л. Дубовик.-М.: «Проспект», 2004. 298 с.
  67. , Д.Ц. Инкультурация личности в современной национальной школе: диссертация. кандидата культурологии: 24.00.01 / Д. Ц. Дугарова. Чита, 2004.
  68. , О. В. Экологическое образование школьников в процессе их политехнической подготовки (на примере курсов химии и биологии). Автореферат / О. В. Евусяк. Москва, 1993 — 18 с.
  69. , М.С. Природная среда и модернизация России / М. С. Ельчанинов // Журнал «Социс», № 8. Экосоциология. М.: Наука, 2007.-С. 12−18.
  70. Д.С. Теория экологических модернизаций / Д. С. Ермаков, И. П. Куласов // Экологическое образование № 4. М.: «Галлея-Принт», 2005.-С. 7−12.
  71. Е.И. Развитие института «экологические права и обязанности» в эколого-правовых исследованиях / Е. И. Ефимова // Экологическое право № 2. М.: ИГ «Юрист», 2004. — С. 8 — 12.
  72. Закон Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды». М.: Республика, 2002.
  73. , В.И. О возможном наличии марганцевой биогеохимической провинции в Читинской области / В. И. Иванов // Экологические интоксикации: биохимия, фармакология, клиника Тезисы докладов Всероссийской научной конференции. — Чита: ЧитГМА, 1996. — С. З — 5.
  74. , Е.М. Психотехнология изучения человека в трудовой деятельности / Е. М. Иванова. М.: МГУ, 1992.
  75. , М.С. Мир общения: проблемы межсубъектных отношений / М. С. Каган. -М.: Политиздат, 1988.-315 с.
  76. , М.С. Философская теория ценностей / М. С. Каган. СПб.: Петрополис, 1997.-205 с.
  77. , А.С. Концепция правового регулирования экологического образования / А. С. Карпов //Экологическое образование № 2. М.: «Галлея-Принт», 2007. — С. 20 — 26.
  78. , С. С. Теория и практика обеспечения развития субъективности педагога в эколого-педагогической деятельности. Автореферат. М., 2004.-43 с.
  79. , С. С. Современные технологии педагогического процесса: пособие для педагогов / С. С. Кашлев. Минск: Высшая школа, 2002. -95 с.
  80. , Е.А. Психология профессионала: избр. психол. труды / Е. А. Климов. М.: Воронеж: Изд-во Москв. Психол.-соц. ин-та- МОДЭК, 2003. — 456 с. — (Психологии России)
  81. , Е.А. Пути в профессионализм (психологический взгляд): учебное пособие / Е. А. Климов. М.: Изд-во Моск. Психол.-соц. ин-та- Флинта, 2003.-320 с.
  82. , Т. К. Инновационное образование как фактор становления будущего учителя: диссертация. доктора педагогических наук: 13.00.01 / Т. К. Клименко. Хабаровск, 2000.
  83. , В.А. Природа и общество: специфика, единство, взаимодействие. Монография / В. А. Кобылянский. Красноярск: Издат. Красняр. ун-та., 1985. — 200 с.
  84. В.А. Философия антропоэкологии: исходные идеи, понятия, проблемы. Учебное пособие / В. А. Кобылянский. -Новосибирск: РИФ-Новосибирск, 2003. 95 с.
  85. В.А. Философия экологии: общая теория экологии, геоэкология, биоэкология. Учебное пособие / В. А. Кобылянский. М.: Фаир-Пресс, 2003.- 192 с.
  86. В.А. Основы философии экологии. Программа курса и методические материалы / В. А. Кобылянский. Новосибирск: РИФ-Новосибирск, 2005. — 48 с.
  87. , Г. Н. Системный подход в формировании экологических понятий (на примерен учащихся VII IX классов общеобразовательной школы). Автореферат / Г. Н. Ковалько. — Курган, 1994−20 с.
  88. , Т.В. Формирование медиаобразованности старшеклассников в эколого-информационном педагогическом пространстве урока. Автореферат / Т. В. Ковшарова. Чита, 2006.- 21 с.
  89. , В.М. Экологические основы природопользования / В. М. Константинов. М.: Высшая школа, 1999. * /
  90. , Е. В. Педагогическая психология: учебноепособие / Е. В. Корепанова, М. С. Невзорова. Тамбов: Тамбовский гос. университет им. Г. Р. Державина: ГОУВПО «Мичуринский1. Г) гос.пед.инт», 2007. —, 7
  91. , В. И. Экология / В. И. Коробкин, JI. В. Перед ел ьский-Ростов на — Дону: «Феникс», 2001. — 575 с.
  92. , С. В. Теория и практика реализации антропоэкологического подхода к построению образовательных систем. Автореферат. — Тюмень, 2000. — 47 с.
  93. , А. И. Антропогенные геохимические аномалии и природная среда / А. И. Летувнинкас Томск: ТГУ, 2002. — 400 с.
  94. , А.Н. Избранные психологические произведения: в 2-х т. / А. Н. Леонтьев. М.: Педагогика, 1983. — Т. 2. — 320 с.
  95. , И.Я. Дидактические основы методов обучения / И. Я. Лернер. М.: Педагогика, 1981.
  96. , И.И. Курс инженерной экологии / И. И. Мазур, О. И. Молдаванов. М.: Высшая школа, 1999 — 240 с.
  97. , А. К. Психология профессионализма / А. К. Макарова. -М.: Межд. Гуманитарный фонд «Знание», 1996.
  98. , Т. Ю. Формирование экологической культуры учащихся 9−10 классов в процессе обучения. Автореферат / Т. Ю. Макашина. Коломна, 2004. — 23 с.
  99. Н.М. Введение в теорию устойчивого развития. Курс лекций / Н. М. Мамедов. М.: «СТУПЕНИ», 2002. — 240 с.
  100. Н.М. Экологическое образование в интересах устойчивого развития / Н. М. Мамедов // Экологическое образование // Научно-методич. журнал № 2, 2007. М.: «Галлея-Принт». — С.5 -14.
  101. , Р. А. Педагогические основы регионализации содержания экологического образования. Автореферат / Р. А. -Махабадарова. Улан- Удэ, 2001. — 17 с.
  102. , М.И. Педагогические технологии развития мышления учащихся / М. И. Махмутов, Г. И. Ибрагимов, М. А. Чошанов. Казань: ТГЖИ, 1993.-88 с.
  103. Мипша, ЛМ Психология развитая конкурентоспособности / ЛМ Мишна. 2-е щд. стер. М- Воронеж: Изд-во Москв. психол.-соц. ин-та- МОДЭК, 2003. — 400 с. — (Библиотека психолога)
  104. Митина, ЛМ Психологическое сопровождение выбора профессии: научно-методическое пособие / ЛМ Митина и др.- / под редакцией ЛМ Миппюй. 2-е изд., испр.-М: Москв. психол.-соц. ин-та- Флинта, 2003. — 184 с.
  105. Миллер, Тайлер, Жизнь в окружающей среде / Миллер Тайлер. -М.: Изд. группа «Прогресс», «Пангел», 1993. I книга — 20.6 п. л.- II книга — 26.09 п. л.- III книга — 25 п. л.
  106. , А.Я. Влияние окружающей среды на здоровье человека / А. Я. Милосердов, Ю. А. Белозерцев // Экологические интоксикации: биохимия, фармакология, клиника Тезисы докладов Всероссийск. научной конференции. — Чита: ЧитГМА, 1996. — С. 5 — 9.
  107. , Н.Н. Судьба цивилизации. Путь разума / Н. Н. Моисеев. -М.: МНЭПУ, 1998.
  108. , JI.B. Диагностика уровня экологических знаний и сформированное&trade- экологических отношений у школьников / JI.B. Моисеева, И. Р. Колтунова. Екатеринбург: Науч. пед. центр «Уникум», 1993.- 148 с.
  109. , JI. Е. Формирование эколого-краеведческих умений у будущего учителя. Автореферат / Л. Е. Натарова. Челябинск, 2000. -19 с.
  110. , Д. С. Экология и охрана биосферы при химическом загрязнении / Д. С. Орлов, JI. К. Садовникова, И. Н. Лозановская М.: Высшая школа, 2002. — 334 с.
  111. , А.П. Региональные проблемы устойчивого развития: Учебное пособие / А. П. Островский. Чита: Поиск, 2001. — 107 с.
  112. , Л. П. Ключевые компетенции субъекта учебно-профессиональной деятельности. Учебное пособие под редакцией Э. Ф. Зеера / Л. П. Панина, Е. Г. Сафонова, Э. Э. Сыманюк. Нижнетагил. Гос. проф. колледж, Екатеринбург, 2002.
  113. , О.Г. Экологическая составляющая Российского политического процесса. Авт-ат / О. Г. Пермякова Чита, 2007. — 22 с.
  114. , О.В. Критерии сформированности экологической ответственности школьноков / О. В. Петунин //Экологическое образование № 4. М.: «Галлея-Принт», 2005. — С. 30 — 34.
  115. , Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация / Дж. Равен. М.: Когито-Центр, 2002.
  116. , Н.Ф. Охрана природы и окружающей человека среды: Словарь-справочник / Н. Ф. Реймерс. М.: Просвещение, 1992.
  117. Реймерс, Н. Ф. Экологизация / Н. Ф. Реймерс. М.: Типография издат. «Радио и связь», 1992. — 120 с.
  118. , К. Свобода учиться / К. Роджерс, Дж. Фрейнберг. М.: «Смысл», 2002.
  119. , А. В. История образования и педагогической мысли: учебное пособие / А. В. Рогова. Чита: ЗабГГПУ, 2006.
  120. , СЛ. Основы общей психологии / C.JI. Рубинштейн. СПб.: Питер Ком, 2000. — 720с.
  121. , В.Н. Смена парадигм системного мышления / В. Н. Садовский // Системные исследования. Методологические проблемы. Ежегодник 1992−1994. М., 1996. — С. 64−78.
  122. , Г. К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП / Г. К. Селевко. М.: НИИ школьных технологий, 2005. — 208 с.
  123. , М. И. Экология Забайкалья и здоровье / М. И. Сердцев. -Чита, 2001.-68 с.
  124. , Г. П. Ноогуманистическая модель эколого-педагогического образования и практика ее реализации. Автореферат / Г. П. Сикорская. Екатеринбург, 1999 — 38 с.
  125. , Н. В. Теория и методика изучения экологии города в школе. Автореферат / Н. В. Скалон. М., 2001. — 42 с.
  126. , В. А. Сластенин / В. А. Сластенин. М.: Издательский Дом МАГИСТР-ПРЕСС, 2000. — 488 с.
  127. , В. А. Социальный педагог: готовность к профессиональной деятельности / В. А. Сластенин. // Научные труды. Сер. Психолого-педагогические науки. М.: МПГУ, 1995. — С. 2 — 12.
  128. , В.А., Целостный педагогический процесс как объект профессиональной деятельности учителя / В. А. Сластенин, А. И. Мищенко. М.: Просвещение, 1996.
  129. , А. В. Особенности управленческой компетентности студентов -менеджеров / А. В. Смирнов. М.: МОСУ, 2003.
  130. , В. С. Духовные основы жизни / В. С. Соловьёв, — СПб, 1995.
  131. А.С. Общая экология / А. С. Степановских. М.: ЮНИТИ: ДАНА, 2001.
  132. , В. А. Геохимическая экология болезней -Атомовитозы / В. А. Сусликов. М.: ГЕЛИОС АРВ, 2002. — 545 с.
  133. , Н. Сезонные изменения показателей свертывания крови у людей молодого возраста в условиях Забайкалья / Н. Тищенко,
  134. Е. Матвеева // Экологические интоксикации: биохимия, фармакология, клиника Тезисы докладов Всероссийской научной конференции. -Чита: ЧитГМА, 1996. — С. 73 — 74.
  135. , Т. П. Экологические основы природопользования / Т. П. Трушина. М.: «Дашков и К», 2006. — 348 с.
  136. , Е. А. Особенности формирования экологической культуры будущего учителя в системе профессиональной подготовки. Автореферат / Е. А. Тузова. М., 2001. — 16 с.
  137. П.А. Теория и методика географического исследования экологии человека. М., 1974.
  138. , И.А. Защита Байкала: хроника конфликта / И. А. Халий // а. Журнал «Социс», № 8. Экосоциология. М.: Наука, 2007. — С. 26−35.
  139. , Б.И. Психология конфликтов и переговоры. Учебное пособие / Б. И. Хасан. М.: «Академия», 2004.
  140. , Т. А. Промышленная экология / Т. А. Хван. Ростов — на -Дону: «Феникс», 2003. — 310 с.
  141. , Т.А. Формирование культуры управленческого общения будущего учителя в процессе профессиональной подготовки.
  142. Диссертация на соискание ученой степени к.п.н. / Т. А. Ходюкова. -Чита: ЗабГТПУ, 2006. 185с.
  143. , А. А. Основы промышленной экологии / А. А. Челноков, Л. Ф. Ющенко М.: ГЕЛИОС, — 2001.
  144. , О. В. Проектирование содержания и технологии подготовки техников-экологов в химико-технологическом колледже. Автореферат / О. В. Шайкенова Тольятти, 2002. — 24 с.
  145. , А. А. Становление экологического менталитета у школьников Дальнего востока России: теоретико-методологические и прикладные аспекты / А. А. Шумейко. Брянск, 2000. — 46 с.
  146. , К.Г. Психологические основания реализации здоровьесберегающих технологий в образовательных учреждениях / К. Г. Эрдынеева, Л. Н. Антонова, Т. Н. Шульга. М.: Изд-во МГОУ, 2004.-40 с.
  147. , К.Г. Компетентность как психологическая категория / К. Г. Эрдынеева // Профессиональная компетенция как социальный феномен. Межвузовский сборник научных трудов. Москва: МГОУ, 2005.- 197 с.
  148. Экологические интоксикации: биохимия, фармакология, клиника Тезисы докладов Всероссийской научной конференции. — Чита, 1996.
  149. , Т.А. Методика обучения чтению англоязычной прессы экологической направленности студентов третьих курсов языковых факультетов вузов. Автореферат / Т. А. Эмива. М., 2005. — 20 с.
  150. , Э.Г. Системный подход и принцип деятельности / Э. Г. Юдин // Методологические проблемы современной науки.- М.- 1978. -302 с.
  151. , О.Н. Акторы и ресурсы социально-экологической модернизации / О. Н. Яницкий // Журнал «Социс», № 8. Экосоциология. -М.: Наука, 2007.-С. 3 12.
  152. Adler, M. The paideia proposal: An educational manifesto. New York: Macmillan, 1982.
  153. Ames C., Ames R. Systems of student and teacher motivation: Toward a qualitative definition. Journal of Educational Psychology, 1984.
  154. Bochner A. P., Kelly C.W. Interpersonal competence: Rationale, philosophy, and implementation of a conceptual framework. Speech Teacher, 1974.
  155. Y.W. (Ed.) Conflict: Human Needs Theory. N.Y.: St. Martin’s Press, 1990.
  156. Gettinger M. Promoting social competence in an era of school reform: a commentary on Gifford-Smith and Brownel / Journal of School Psychology, 2003.
  157. D.H. (1977). Maturity and competence. New York: Gardner Press.
  158. Kielhofner G. Model of Human Motivation 3rd ed. Lippincott Williams& Wilkins, 2002.
  159. Lepper M.R. Motivational considerations in the study of instruction. Cognition and Instruction, 1988.
  160. McClelland D.C. The concept of competence // Competence at work. N.Y.: Jonh Wiley&Sons, 1993.
  161. Mol A.P.J. The Refinement of Production. Ecological modernization theory and chemical industry. Utrecht: Van Arkel, 1995.
  162. Tuning educational structures in Europe: Final Report phase one // Ed by J. Gonzalez, R. Wagenaar. University of Deusto, 2003.
  163. , J. (1986). Classroom management: Student’s perspectives, goals, and strategies. American Educational Research Journal, 23, 437 -459.
  164. , P.A. (1995). An ecology of a secondary school outdoor adventure camp. Journal of Teaching in physical Education, 15, 79 97.
  165. , P.A. (2000). An ecology analysis of a sport education season. Journal of Teaching in Physical Educational, 19, 355 373.
  166. , P., & Siedentop, D. (1999). An ecological perspective on physical education European Physical Review, 5,9- 29.
  167. Supaporn, S., Dodds, P., & Griffin, L. (2003). An ecological analysis of middle misbehavior through student and teacher perspectives.
Заполнить форму текущей работой