Введение.
Особенности использования беседы на уроках литературного чтения
Цель исследования — проанализировать особенности использования беседы на уроках литературного чтения («Умение младших школьников слушать или слышать вопросы беседы»). Предмет исследования — особенности использования беседы на уроках литературного чтения («Умение младших школьников слушать или слышать вопросы беседы»). Разработать систему вопросов, характерных для беседы, учитывая требования… Читать ещё >
Введение. Особенности использования беседы на уроках литературного чтения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В греческом языке слово methods означало путь к чемулибо. В современной науке метод определяется как средство познания, способ воспроизведения в мышлении изучаемого предмета, способ достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность.
Методы каждой науки специфичны и зависят от ее содержания и целей.
Методика преподавания литературы настойчиво ищет присущие именно ей методы изучения литературы в школе. Подчиненность методики литературоведению и педагогике в известной мере тормозит этот процесс.
Сегодня представляется необходимым отчетливее выделить методы изучения литературы в школе, проявляющие специфику предмета и определяющие характер общения ученика с литературным произведением и жизнью, окружающей ученика и отраженной в его самосознании.
Метод беседы один из тех, который необходим современной школе, так как позволяет сохранить лучше традиции литературного образования в России и способствует решению едва ли не самой актуальной проблемы преподавания литературыпроблемы грамотного чтения.
Проблемным вопросом о применении беседы в учебном процессе начальной школы: недостаточно материала, не понимание дидактического потенциала беседы, неумение целесообразно построить микроструктуру и найти в ней место для беседы.
Беседа является диалогическим методом изложения и усвоения учебного материала. Довольно распространенный метод, разносторонний метод обучения. Его можно применять на разных этапах урока, в разных сочетаниях с другими методами, при достижении различных целей обучения. В древности мастером беседы считался древнегреческий ученый Сократ.
Беседа позволяет с помощью системы вопросов, умелой их постановки и искусного поддержания диалога воздействовать как на сознании, так и на подсознание учащихся, научить их самокоррекции.
Проведение беседы предполагает наличие определенного объема знаний об изучаемом материале и связи с ним. Беседа помогает побудить учащихся к актуализации имеющихся знаний, вовлечь их в процесс самостоятельных размышлений, в творческий процесс получения новых знаний; способствует активизации познавательной деятельности, вовлекать в максимальный мыслительный поиск, с целью разрешения противоречий, подводит к самостоятельному формированию выводов о обобщений, создает условия для оперативного управления процессом познания.
Актуальность исследования состоит в том, что читатель не всегда понимает произведение правильно. С этой целью выступает на уроке учитель, сближая читателя и писателя с помощью беседы.
Цель исследования — проанализировать особенности использования беседы на уроках литературного чтения («Умение младших школьников слушать или слышать вопросы беседы»).
Объект исследования — использование беседы на уроках литературного чтения.
Предмет исследования — особенности использования беседы на уроках литературного чтения («Умение младших школьников слушать или слышать вопросы беседы»).
Задачи:
- ? изучение литературы по данной теме;
- ? определить и обосновать понятие метода беседы, недочеты и технику ее организации;
- ? проанализировать особенности использования беседы на уроках литературного чтения;
- ? разработать систему вопросов, характерных для беседы, учитывая требования к характеру вопросов.
Для решения поставленных задач использовался комплекс методов, адекватных предмету исследования: анализ психолого-педагогической, научно-методической литературы, электронных ресурсов в области исследования; анализ диссертационных работ, выполненных ранее; изучение и обобщение традиционного и инновационного педагогического опыта.
Структура работы. Работа состоит из двух глав, заключения, приложения и списка литературы.