Развитие гуманистической демократической традиции в рамках естественнонаучного течения отечественной педагогики рубежа XIX-XX веков
Раскрытие дефиниции «гуманистическая демократическая педагогическая традиция» требовало уточнения смысловых границ определения «гуманистическая демократическая» для педагогической традиции. Исследование показало, что гуманизм выступает как принцип мировоззрения, а демократия — как принцип мироустройства, они являются взаимно необходимыми в реализации коммуникации человека «Я» — «Общество… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. Методологический инструментарий исследования естественнонаучного педагогического течения в рамках гуманистической демократической традиции
- 1. 1. Гуманистическая демократическая педагогическая традиция как объект историко-педагогического исследования
- 1. 2. Педагогическое течение как элемент историко-педагогической реальности в свете взаимосвязи с педагогической традицией
- Выводы по главе 1
Глава II. Реконструкция образовательной концепции естественнонаучного течения отечественной педагогики конца XIX — начала XX века как варианта первого уровня гуманистической демократической традиции отечественной педагогики.
2.1 Проекция общенаучных тенденций конца XIX — начала XX века в естественнонаучное педагогическое течение.
2.2 Образовательная концепция естественнонаучного течения отечественной педагогики рубежа XIX — XX веков (теоретический аспект)
Выводы по главе 2.
Глава III. Вариативное развитие содержания гуманистической демократической педагогической традиции в «ветвях» естественнонаучного течения конца XIX — начала XX века.
3.1 Развитие гуманистической демократической педагогической традиции в экспериментальной педагогике (А.П. Нечаев, Н.Е. Румянцев).
3.2 Развитие гуманистической демократической педагогической традиции в эволюционной педагогике (В.П. Вахтеров).
3.3 Развитие гуманистической демократической педагогической традиции в педагогике раннего детства (И. А. Сикорский).
3.4 Развитие гуманистической демократической педагогической традиции в спег{иальной педагогике (В.П. Кащенко).
Выводы по главе 3.
Список литературы
- Адамский, А.И. Общественно-педагогическое движение в отечественном образовании в 1980e 90е гг. ХХв. Электронный ресурс.: дис.. к.п.н./ А. И. Адамский. — М., 2003. — 196 с.
- Акопов, Г. В., Иванова Т. В. Ментальность: провинциальная ментальность современной России (опыт междисциплинарных исследований) Текст. / Г. В Акопов, Т. В. Иванова // Мир психологии. 2002. — № 1. — С. 224−237.
- Ан, С. А. Светский и религиозный подходы к общему образованию в русской философско-педагогической мысли конца XIX начала XX в. Текст. / С. А. Ан. — Барнаул: Изд-во АКИПК РО, 1993.- 136 с.
- Андреева, И.Н. Антология по истории и теории социальной педагогики Текст. / И. Н. Андреева. М.: Academia, 2000. — 383 с.
- Антология по истории педагогики в России (первая половина XX века) Текст. / сост. A.B. Овчинников, JT.H. Беленчук, C.B. Лыков. М., 2000. -383 с.
- Аншакова, В.В. А.П. Нечаев (1870−1948) Текст. / В.В. Апшакова // Советская педагогика. 1985. -№ 10. — С. 107−109.
- Арапов, А.И. Проблема дифференциации обучения в истории отечественной педагогики и школы конца XIX начала XX века Электронный и ресурс.: диссертация. канд. пед. наук / А. И. Арапов. — Новосибирск, 2000. -150 с.
- Бабаян, A.B. И.А. Сикорский о нравственном воспитании Текст. / A.B. Бабаян // Педагогика. 2004. — № 10. — С. 66−74.
- Барашкова, Ф.Б. Из истории экспериментальной педагогики (конец XIX начало XX в.) Текст. / Ф. Б. Барашкова // Педагогическая культура Европейского Севера. Вып. 3. — Архангельск, 2002. — С.5—10.
- Бернштейн, Е.В. Феноменологическая проблематика в теории светской педагогики России (второй половины XIX начала XX вв.) Электронный ресурс.: дис.. к. п. н. / Е. В Бернштейн — Рязань, 2000. — 168 с.
- Бехтерев, В.М. Вопросы общественного воспитания (в сокращении) Текст. // Антология педагогической мысли второй половины XIX — начала XX в. / сост. П. А. Лебедев. -М.: Педагогика, 1990. С. 501−508.
- Бехтерев, В.М. Проблемы развития и воспитания человека Текст. / под ред. A.B. Брушлинского, В. А. Кольцовой. М.: Моск. псих-соц.инстит- Воронеж: изд НПО «МОДЭК», — 1997. — 416 с.
- Бим-Бад, Б. М. Антропологические основания теории и практики образования Текст. / Б.М. Бим-Бад // Педагогика.-1994.- № 5 С.3−10.
- Бим-Бад, Б. М. Антропологические основания теории и практики современного образования Текст. / Б.М. Бим-Бад. — М.: ВТИИ, 1994, 36 с.
- Бим-Бад, Б. М. Идеи «педагогической антропологии» в России Текст. / Б.М. Бим-Бад // Советская педагогика. 1990. — № 9. — С. 102−109.
- Бим-Бад, Б. М. Педагогика как прикладное естествознание Текст. / Б.М. Бим-Бад. М., 2005. — 40 с.
- Бим-Бад, Б. М. Педагогические течения в начале XX века Текст.: лекции по педагогической антропологии и философии образования / Б.М. Бим-Бад.- 2-е изд. М.: Изд-во УРАО, 1998. — 116с.
- Бине, А. Изменения личности Текст.: пер с фр. под ред. А. Тимошен-ского / А. Бине. -М., 1910. С. 235−275.
- Бляхер, Л.Е. Картина мира Текст.: учебное пособие / Л. Е Бляхер. — Хабаровск: Изд-во Хабар, го. техн. ун-та, 1998. -41с.
- Богуславский, М.В. Василий Порфирьевич Вахтеров Текст. / М. В. Богуславский // Вестник образования. 2004. — № 20. — С. 72−77.
- Богуславский, М.В. Вахтеров рядовой педагогического служения Текст. / М. В. Богуславский // Лидеры образования. 2004. -№ 4. — С. 13−16.
- Богуславский, М.В. Генезис гуманистической парадигмы образования Текст. / М. В. Богуславский // Педагогика. 2004. — № 4. — С. 63−70.
- Болдуин, Д.М. Духовное развитие детского индивида и человеческого рода. Методы и процессы Текст.: пер. с 3-го. изд.- в 2 т.-М., 1912, Т.1.— 336 с.
- Большакова, В.В. Очерки истории русской психологии (XIX начало XX вв.) Текст. / В. В. Большакова. — Часть I. Проблема формирования личности. — Нижний Новгород, Изд-во Волго-Вятского кадрового центра, 1994.- 160 с.
- Бондаревская, Е.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания Текст. / Е. В. Бондаревская. М.: Ростов-н/Д: ТЦ «Учитель», 1999. — 560 с.
- Будилова, Е.А. Полемика о психологическом эксперименте на Всероссийских съездах по педагогической психологии Текст. / Е. А. Будилова // История становления и развития экспериментально-психологических исследований в России. -М: Наука, 1990. С. 76−86.
- Вахтеров В.П. Детские мечты и запросы Текст. / В. П. Вахтеров // Русские ведомости. 1901. -№ 22. — С. 3.
- Вахтеров В.П. Дорогу талантам Текст. / В. П. Вахтеров // Русское слово.- 1915.-№ 50.-С. 2.
- Вахтеров, В.П. Из психологии детского возраста в связи с вопросами воспитания и обучения Текст. / В. П. Вахтеров // Просвещение. 1907. — № 2.-С. 415.
- Вахтеров, В.П. Наши методы преподавания и умственный паразитизм Текст. / В. П. Вахтеров // Русская школа. 1901- № 1. — С. 186−206.
- Вахтеров, В.П. Нравственное воспитание и начальная школа Текст. / В. П. Вахтеров // Избранные педагогические сочинения / сост. JI.H. Литвин, Н. Т. Бритаев. -М.: Педагогика, 1987. С. 43−139.
- Вахтеров, В.П. Объяснительное чтение с воспитательной точки зрения Текст. / В. П. Вахтеров // Образование. 1901. — № 1. — С. 100−108.
- Вахтеров, В.П. Основы новой педагогики (отрывки) Текст. / В. П. Вахтеров // Антология педагогической мысли второй половины XIX — начала XX в. / сост. П. А. Лебедев. М.: Педагогика, 1990. — С. 520−533.
- Вахтеров, В.П. Основы новой педагогики Текст. / В. П. Вахтеров. — Изд. 2-е, исправ. и доп. М.: Типография т-ва И. Д. Сытина. — 1916. — 592с.
- Вахтеров, В.П. Основы новой педагогики Текст. / В. П. Вахтеров // Избранные педагогические сочинения / сост. Л. Н. Литвин, Н. Т. Бритаев. М.: Педагогика, 1987. — С. 324−384.
- Вахтеров, В.П. Основы новой педагогики Текст. / В. П. Вахтеров. Т. 1. -М.: изд-во т-ва Сытина, 1913. — 592 с.
- Вахтеров, В.П. Предметный метод обучения Текст. / В. П. Вахтеров // Избранные педагогические сочинения / сост. Л. Н. Литвин, Н. Т. Бритаев. — М.: Педагогика, 1987. С. 269−323.
- Вахтеров, В.П. Предметный метод обучения Текст. / В. П. Вахтеров. — М.: изд-во т-ва Сытина, 1911.-351 с.
- Вахтеров, В.П. Предметный метод обучения Текст. / В. П. Вахтеров // Хрестоматия по истории школы и педагогики в России (до Великой Октябрьской социалистической революции) / под ред.С. Ф. Егорова. — М., 1986. -С.341−351.
- Вахтерова, Э.О. В.П.Вахтеров, его жизнь и работа (1853 1924) Текст. / Э.О. Вахтерова / под ред. Ф. Ф. Королева. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. -368 с.
- Всемирный историко-педагогический процесс: концепции, модели, историография Текст.: монография / под ред. Г. Б. Корнетова, В. Г. Безрогова. М.: ИТОиПРАО, 1996. — 270 с.
- Гершунский, Б.С. Философия образования для XXI века (в поисках практико-ориентированных образовательных концепций) Текст. / Б. С. Гершунский. М.: Педагогическое общество России, 2002. — 512 с.
- Горностаев, П.В. Развивающая педагогика В.П. Вахтерова (к 150-летию со дня рождения) Текст. / П. В. Горностаев // Педагогика.- 2003. № 4. -С. 75−81.
- Горностаев, П.В. Учитель и ученик в педагогике В.П. Вахтерова Текст. / П. В. Горностаев // Народное образование. 2003. — № 6. — С. 227−233.
- Давыдов, В.В. Рекапитуляции теория Текст. / В. В. Давыдов // Российская педагогическая энциклопедия / под ред. В. В. Давыдова и др. — М.: «БРЭ», 1999. Т.2. — С. 257−258.
- Джуринский А.Н. Основные течения в педагогике конца Х1Х-начала XX в. Текст. / А. Н. Джуринский // Основные направления и тенденции развития педагогической науки конца XIX- начала XX в. / под ред. К. И. Салимовой. М. Изд-во МГУ, 1980. — С. 12−35.
- Егоров, С.Ф. Теория образования в педагогике России начала XX века: Историко-педагогический очерк. М.: Педагогика, 1987. — 152 с.
- Егоров, С.Ф. В.П. Вахтеров и педагогика России начала XX века Текст. / С. Ф. Егоров // Советская педагогика. 1983. -№ 12. — С. 107−114.
- Егоров, С.Ф. Методологические аспекты развития педагогики в России начала XX в. Текст. / С. Ф. Егоров // Педагогические и политико-правовые проблемы образования в России конца XIX начала XX в. — М.: ИТОиП, 2000.-С. 4−21.
- Егоров, С.Ф. Развитие педагогической теории в России конца XIX па-чала XX вв. Текст. / С. Ф. Егоров // Советская педагогика. — 1982. — № 6. — С. 90−96.
- Егоров, С.Ф. Теория учебного процесса в педагогике России начала XX в. Текст. / С. Ф. Егоров // Советская педагогика. 1978. — № 10. — С. 108— 117.
- Ежегодник экспериментальной педагогики № 1 Текст., 1909.
- Есенева, J1.K. Разработка проблемы семейного воспитания в контексте педагогической психологии (середина ХТХ начало XX в) Электронный ресурс.: дис. к.п.н. / J1.K. Есенева. — Стравополь, 2003. —169с.
- Ждан, А.Н. История психологии от античности к современности Текст. / А. Н. Ждан. — М.: Изд-во: «Российское педагогическое агентство», 1997.-442 с.
- Закон РФ «Об образовании» Текст. // Информационно-методический журнал «Частная школа». — 1995. № 1. — С. 45−49.
- Зеньковский, В.В. Новый труд по вопросу об ассоциации идей (А.П. Нечаев. Ассоциация сходства) / В. В. Зеньковский // Вопросы философии и психологии. 1906. № 82. — С. 92−126.
- Иващенко-Хевронина, А. Н. Аксиологическая неоднородность духовного воспитания в отечественной педагогике конца XIX — начала XX вв. Электронный ресурс.: дис.. к.п.н. / А.Н. Иващенко-Хевронина-М., 2004. 181с.
- Ильяшенко, Е.Г. Становление педагогической антропологии в России: этапы развития, особенности современных подходов Электронный ресурс.: дис.. кан. пед. наук / Е. Г. Ильяшенко. — М.: РГБ, 2003 — 172с.
- Илюшина, H.H. Психолого-педагогическое образование российских учителей гимназий на рубеже XIX XX вв. (90-е годы XIX в. — 10-е годы XX в.) Электронный ресурс.: дис. канд. пед. наук / H.H. Илюшина. — М.: РГБ, 1999.-206 с.
- История педагогики и образования Текст.: от зарождения образования в первобытном обществе до конца XX в. / под ред. А. И. Пискупова. М.: ТЦ «Сфера», 2001. — 512 с.
- История педагогики на пороге XXI века Текст.: историография, методология, теория / под ред. Г. Б. Корнетова, В. Г. Безрогова: В 2 ч. — 4.1. Историографические и методологические проблемы историко-педагогической науки.-М., 1999.-384 с.
- Кадневский, В.М. А.П. Нечаев и становление экспериментальной педагогики в России Текст. / В. М. Кадневский // Педагогика. — 2005. № 1. — С.71−79.
- Каптерев, П.Ф. История русской педагогики Текст. / П. Ф. Каптерев. -Петроград, 1915. 746 с.
- Каптерев, П.Ф. Общий ход развития русской педагогики и ее главные периоды. Текст. / П. Ф. Каптерев // Педагогика. 1992. — № 3−4. — С. 67−74.
- Каптерев, П.Ф., Музыченко А. Ф. Современные педагогические течения Текст. / П. Ф. Каптерев, А. Ф. Музыченко. М., 1913. — 220 с.
- Кащенко, В. П. Дефективные дети и школа Текст. / В. П. Кащенко. — М., 1912.-278 с.
- Кащенко, В.П. Дефективные дети школьного возраста и всеобщее обучение Текст. / В. П. Кащенко. М., 1910. — 12 с.
- Кащенко, В.П. Нужно ли выделять даровитых детей из общей массы школьников? Текст. / В. П. Кащенко // Антология педагогической мысли второй половины XIX начала XX в. / Сост. П. А. Лебедев. — М.: Педагогика, 1990.-С. 480−486
- Кащенко, В.П. Педагогическая коррекция Текст. / В. П. Кащенко. — М., 1994.-224 с.
- Кащенко, В.П. Педагогическая коррекция: исправление недостатков характера у детей и подростков Текст.: пособие для студ. сред. И высш. пед. учеб. заведений / В. П. Кащенко. М.: Издательский центр «Академия», 1999.-304с.
- Кащенко, В.П., Крюков, С.П. Воспитание-обучение трудных детей: из опыта санатория-школы доктора В. П. Кащенко Текст. / В. П. Кащенко, С. П. Крюков.-М., 1913.-54 с.
- Кащенко, В.П., Россолимо, Г.И. Дефективные дети, их обучение и воспитание Текст. / В. П. Кащенко, Г. И. Россолимо // Практическая школьная энциклопедия. — М., 1912. С.404−423.
- Кедров, Б.М. О великих переворотах в науке Текст. / Б. М. Кедров. М.: Педагогика, 1986. — 112 с.
- Коджаспирова, Г. М., Коджаспиров, А.Ю. Словарь по педагогике Текст. / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. Москва: ИКЦ «МарТ" — Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2005. — 448с.
- Колташ, С.И. Развитие методологии отечественной педагогики (середина 60-х — 80-х годы XX века) Текст.: монография / С. И. Колташ. — Хабаровск: Изд-во ХГПУ, 2003. 185с.
- Концепции современного естествознания (система основных понятий) Текст.: учебно-методич. пособие / Г. Г. Гранатов. М.: флинта: МПСИ, 2005. — 576 с.
- Концепции современного естествознания. Текст. / под ред. С. И. Самыгина. Серия «Учебники и учебные пособия» 4-е изд., перераб. и доп. — Ростов н/Д: «Феникс», 2003. — 448 с.
- Корнетов, Г. Б. Всемирная история педагогики. Текст. / Г. Б. Корнетов. — М., 1994.- 138с.
- Корнетов, Г. Б. Гуманизация образования: традиции и перспективы Текст. / Г. Б. Корнетов. М.: ИТП и МИО РАО, 1993. — 135 с.
- Корнетов, Г. Б. Историко-педагогическое познание на пороге XXI века: перспективы антропологического подхода Текст. / Г. Б. Корнетов. М.— Владимир, 1998.-19 с.
- Корнетов, Г. Б. Проблема базисных педагогических традиций Текст. / Г. Б. Корнетов // Свободное воспитание. 1993. — Вып.2. — С. 56—59
- Корнетов, Г. Б. Становление и сущность демократической педагогики Текст. / Г. Б. Корнетов. АСОУ, 2008. — 120с. (Серия «Историко-педагогическое знание». Вып. 17).
- Корнетов, Г. Б. Цивилизационный подход к изучению всемирного исто-рико-педагогического процесса Текст. / Г. Б. Корнетов. — М.: ИТП и МИО РАО, 1994.-265 с.
- Коротяев, Б.И. Педагогика как совокупность педагогических теорий Текст. / Б. И. Коротяев. М.: Просвещение, 1986. — С. 73−79.101 .Краевский, В. В. Педагогика между философией и психологией Текст. / В. В. Краевский // Педагогика. 1994. — № 6. — С. 14−21.
- Крылова, Н.В. Антропологические традиции в отечественной философии образования. Электронный ресурс.: дис. док. фил. наук / Н. В Крылова. — Санкт-петербург, 2004 306с.
- Кулешова, JT.H. История отечественной психологии воспитания, 60-е годы XIX 60-е годы XX вв. Электронный ресурс.: дис. д-ра психол. Наук / Л. H Кулешова. — М.: РГБ, 2003. — 379 с.
- Куликов, Л.Я. Алгебра и теория чисел Текст.: учеб. пособие для пед институтов / Л. Я. Куликов. М.: высш. школа, 1979. — 559с.
- Куликова, C.B. Становление и развитие теории и практики национального образования в России: вторая половина XIX начало XX в. Электронный и ресурс.: дис.. док. пед. наук / C.B. Куликова. — Волгоград, 2005. -330 с.
- Латышев, Д.В. Развитие демократической направленности отечественной педагогики 20-х гг. XX века Электронный ресурс.: дис.. канд. пед. наук / Д. В. Латышев. Волгоград, 2006. 242 с.
- Латышина, Д.И. История педагогики: воспитание и образование в России (XIX начала XX веков) Текст. / Д. И. Латышина. — М., 1998. — 584 с.
- Лидак, Л.В. Педагог как объект научной рефлексии в российской педагогической психологии второй половины XIX XX веков Электронный ресурс.: дис.. .д. п. н. / Л. В. Лидак. — Ставрополь, 2001. — 399с.
- Лобачева, Т.И. Проблема воспитания внутренней свободы личности в российской педагогике второй половины XIX начала XX вв. Электронный ресурс.: диссертация. д. п. н. / Т. И Лобачева. — М., 2002. — 364с. '
- Макарова, И.В. Развитие демократических тенденций в отечественном образовании в конце XIX — первом двадцатилетии XX в. Электронный ресурс.: дис.. канд. пед. наук / И. В. Макарова. М.: РГБ, 2006 — 208 с.
- Малинина, С.М. «Педагогическая коррекция» В.П.Кащенко Текст. / С. М. Малинина // Сборник трудов молодых учёных ВГПУ. 2003. — № 3. -С. 164−166.
- Малинина, С.М. К вопросу о гуманистической направленности коррек-ционно-воспитательной системы В.П.Кащенко Текст. / С. М. Малинина // Вестник ВГПУ. 2004. — № 9. — С. 166−169.
- Малинина, С.М. Коррекционно-развивающая среда как фактор формирования личности «дефективного» ребёнка в школе-санатории В.П. Кащенко Текст. / С. М. Малинина // Вестник ВГПУ. 2002. — № 7.- С. 220−225.
- Малинина, С.М. Содержание и организация воспитательной системы В.П.Кащенко Электронный ресурс.: дис.. канд. пед. наук / С. М. Малинина. Владимир, 2006 — 153 с.
- Малофеев, H.H. Из истории отечественной специальной школы Текст. / H.H. Малофеев // Дефектология. 2003. — № 3. — С.3−10.
- Малявина, С.С. Проблема индивидуальности в отечественной психологии конца XIX середины 30-х годов XX века Электронный ресурс.: дис.. канд. психол. наук / С. С. Малявина. — М.: РГБ, 2003. — 209с.
- Мастюкова, Е.М. Лечебная педагогика Текст. / Е. М. Мастюкова. — М, 1997.-304 с.
- Мастюкова, Е.М. Ребёнок с отклонениями в развитии Текст. /
- Е.М. Масиокова. М., 1992. — 96 с.
- Медведков, А.П. Новейшие течения в истории педагогики конца XIX -начала XX веков. Текст. / А. П. Медведков // История педагогики в культурно-историческом освещении. Пг.: Башмаков, 1917. — С. 299−301.
- Мерешкова, З.И. Экспериментальная педагогика в России в трудах отечественных педагогов конца XIX начала XX вв. Электронный ресурс.: дис. канд. пед. наук / З. И. Мерешкова. — Ставрополь: РГБ, 2007 — 230 с.
- Методологические и теоретические проблемы детской и педагогической антропологии Текст.: коллективная монография / под ред. JI.JI. Редько, Е. П. Шиянова. — Ставрополь: Сервисшкола, 2004. — 512 с.
- Минюкова, С.А. Проблема принципов воспитания в отечественной педагогике второй половины XIX начала XX вв. Электронный ресурс.: дис.. к.п.н. / С. А. Минюкова. — М., 1999. — 218 с.
- Минюхин, Т.Н., Нечаев, А.П. Наблюдения над чтением ребенка, как один из видов естественного эксперимента Текст. / Труды первого всероссийского съезда по экспериментальной педагогике. — СПб, 1911. — С. 153 161.
- Мироненко, И.А. Отечественная биосоциальная теория в контексте интеграции психологического знания Электронный ресурс.: дис.. д-ра пси-хол. наук / И. А. Мироненко. СПб., 2004. — 369 с.
- Митина, И.Д. Социокультурные парадигмы образовательной деятельности в общественно-политической мысли России конца XIX начала XX веков (философско-педагогический аспект). Электронный ресурс.: дис.. д. п. н. / И. Д. Митина. — Ульяновск, 2004. — 430с.
- Морозов, A.B. История психологии Текст.: учеб. пособие для вузов / A.B. Морозов. Гриф УМО ун-тов РФ- 2-е изд., испр. и доп. — М., 2003. -288 с.
- Морозова, Е.А. Проблема разбития познавательных интересов учащийся в педагогический теориях П.Ф. Каптерева и В. П. Вахтерова Электронный и ресурс.: дис.. канд. пед. наук / Е. А. Морозова. М., РГБ, — 2005. -179 с.
- Мюллер, Ф., Геккель, Э. Основной биогенетический закон Текст. / Ф. Мюллер, Э. Геккель. М.-Л., 1940. — 292 с.
- Назаров, Н.В. Периодизация историко-педагогического процесса как компонент деятельности исследователя. Методологический аспект Электронный ресурс.: дис. .кан. пед. наук / Н. В. Назаров. М., 1995. -328с.
- Национальная доктрина образования в Российской Федерации Текст. -М., 2000.- 15 с.
- Нечаев А.П. О силе детской памяти Текст. / А. П. Нечаев // Вестник психологии, криминальной антропологии и гипнотизма. — 1904. — № 6. — С.49−54.
- Нечаев, А.П. Индивидуализация обучения и задачи общего образования Текст. // Русская школа. 1908. — № 7−8. — С.226−230.
- Нечаев, А.П. К вопросу об исследовании богатства реальных представлений учащихся Текст. / А. П. Нечаев // Вопросы психологии, криминальной антропологии и гипнотизма. 1907. — № 4. — С.91−100.
- Нечаев, А.П. Курс педагогической психологии для народных учителей. Текст. / А. П. Нечаев. Пг.: Т-во Думнов, 1916. — 184 с.
- Нечаев, А.П. Наблюдения над развитием интересов и памяти в школьном возрасте Текст. / А. П. Нечаев. СПб.: Типография П. П. Стасюлевича, 1901.
- Нечаев, А.П. О новом методе обучения чтения Текст. / А. П. Нечаев. — М., 1913.
- Нечаев, А.П. Об организации психологических наблюдений Текст. / А. П. Нечаев // Русская школа. 1902. — № 2. — С. 149−154.
- Нечаев, А.П. Об экспериментальной школе при Педагогической академии Текст. / А. П. Нечаев. М., 1911. — 22 с.
- Нечаев, А.П. Основной ход развития психологической жизни в связи с главными задачами воспитания Текст. / А. П. Нечаев // Русская школа. — 1907. -№ 1. С. 1−18.
- Нечаев, А.П. Очерк психологии для воспитателей и учителей Текст. / А. П. Нечаев. 5-е изд. — П.-М., — 1915. — 350 с.
- Нечаев, А.П. Очерк психологии для воспитателей и учителей Текст. / А. П. Нечаев. 4-е изд. — СПб.: Т-во Думнов, 1911.- 352с.
- Нечаев, А.П. Первые шаги Педагогической Академии Текст. / А. П. Нечаев // Ежегодник экспериментальной педагогики. СПб., 1911. -С. 10−21.
- Нечаев, А.П. Психология и школа. Текст. / А. П. Нечаев. // Избр. пси-хол. труды / под ред. А. А. Никольской. М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. — 337с. (Серия «Психология отечества»)
- Нечаев, А.П. Современная экспериментальная психология в ее отношении к вопросам школьного обучения Текст. / А. П. Нечаев. — изд. З-е. — П.г., — 1917.-284 с.
- Нечаев, А.П. Учебник психологии для средних учебных заведений и самообразования. Текст. / А. П. Нечаев. 2-е изд., доп. СПб., 1915 -172 с.
- Нечаев, А.П. Экспериментальная психология в её отношении к вопросам школьного обучения. Текст. / А. П. Нечаев. — СПб., 1901.
- Нечаев, А.П. Экспериментальные данные к вопросу о внимании и внушении Текст. / А. П. Нечаев // Вопросы философии и психологии. 1900. — № 2.-С. 169−175.
- Никольская, A.A. А.П. Нечаев: жизненный и творческий путь Текст. /
- A.A. Никольская // Вопросы психологии. 1997. -№ 2. — С. 100−111.
- Никольская, A.A. Возрастная и педагогическая психология в дореволюционной России Текст. / A.A. Никольская. Дубна: Издательский центр «Феникс», 1995, — 336 с.
- Никольская, A.A. И.А. Сикорский: гармония развития и воспитания Текст. / A.A. Никольская // Педагогика. 1994. — № 3. — С. 76−80.
- B.А. Кольцова.-М.: Наука, 1990. С. 173−188.
- Ожегов, С.И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений Текст./ Российская АН.- Российский фонд культуры- 2-е изд., испр. и доп. — М.: АЗЪ, 1995. — 928с.
- Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. Конец XIX начало XX в. Текст. / под ред. Э. Д. Днепрова, С. Ф. Егорова, Ф. Г. Паначина, Б. К. Тебиева. -М.: Педагогика, 1991. — 446 с.
- Певзнер, М.Н. «Реформаторское движение в педагогике западной Европы (конец XIX — начало XX века)» Электронный ресурс.: дис.. д-ра пед. наук / М. Н. Певзнер. М., 2003. — 338 с.
- Педагогический энциклопедический словарь Текст. / гл. ред. Б.М. Бим-Бад- редкол.: М. М. Безруких, В. А. Болотов, Л. С Глебова и др. — М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. 528с.: ил. Статья рекапитуляция теория С. 237−238.
- Петровский, A.B., Ярошевский, М.Г. История и теория психологии Текст. / A.B. Петровский, М. Г. Ярошевский. Ростов н/Д: Феникс, 1996. -416 с.
- Полонский, В.М. Словарь по образованию и педагогике Текст./ В. М. Полонский. -М.: Высш. шк., 2004. 512с.
- Поцукова, Т.А. Влияние традиций на инновационные процессы в сфере образования в России, конец 19 нач. 20 в. Электронный ресурс.: дис. канд. пед. наук / Т. А. Поцукова. — М.: РГБ, 2003. — 202 с.
- Пряникова, В.Г., Равкин, З.И. История образования и педагогической мысли Текст. / В. Г. Пряникова, З. И. Равкин. М., 1994. — 96 с.
- Равкин, З.И. Актуальные проблемы методологии историко-педагогических исследований Текст. / З. И. Равкин. М., 1993. —207 с.
- Рибо, Т. Болезни личности. Текст./ пер. и ред. П. П. Викторова. — СПб.: Образование, 1899. 75с.
- Ромаева, Н.Б. Развитие гуманистической педагогики России: Середина XIX—XX вв. Электронный ресурс.: диссертация. доктора педагогических наук / Н. Б. Ромаева. Ставрополь, 2003. — 390 с.
- Романов, A.A. А.П.Нечаев у истоков экспериментальной педагогики Текст. / A.A. Романов. М.: Изд-во РОУ, 1996. — 84 с.
- Романов, A.A. Жизнь в экспериментальной педагогике Текст. / A.A. Романов//Воспитание школьников. 1995. — № 6. — С. 15−17.
- Романов, A.A. Опытно-экспериментальная педагогика первой трети XX века Текст. / A.A. Романов. М.: Школа, 1997. — 304 с.
- Романов, A.A. Развитие опытно-экспериментальной педагогики в России в первой трети XX века Текст.: автореф. дисс. .докт. пед. наук / A.A. Романов. Алматы, 1998. — 44 с.
- Романов, A.A. Развитие опытно-экспериментальной педагогики России в первой трети XX в. Электронный ресурс.: дис.. д. пед. наук / A.A. Романов. Алматы, 1998. — 362 с.
- Романюк, JI.B. Гуманистическая традиция как феномен отечественного педагогического наследия второй половины XIX в. Электронный ресурс.: дис.. д-ра пед. наук / JI.B. Романюк. М.: РГБ, 2003 — 360с.
- Россолимо, Г. И. Психологические профили дефективных учащихся (в отношении возраста, пола, степени отсталости и пр.) Текст. / Г. И. Россолимо. М., 1914.-36 с.
- Россолимо, Г. И. Психологические профили. Метод количественного исследования психических процессов в нормальном и патологическом состоянии Текст. / Г. И. Россолимо. 4.1 — СПб., 1910. — 52 с.
- Румянцев, Н.Е. 20 лекций по педагогической психологии Текст. / Н. Е. Румянцев.-М., 1913.-256 с.
- Румянцев, Н.Е. Вопрос о сравнительной психологии полов и совместном воспитании на третьем немецком конгрессе по воспитаиию и изучению детей школьного возраста в Бреславе Текст. / Н. Е. Румянцев // Русская школа. 1914.-№ 1.-С. 1−21.
- Румянцев, Н.Е. Искусство в жизни ребенка. II кн. Педагогической психологии. Текст. —М., 1913.
- Румянцев, Н.Е. К вопросу об интеллектуализации и волюнтаризме в педагогике Текст. / Н. Е. Румянцев // Вестник воспитания. — 1916. — № 1. С. 88−98.
- Румянцев, Н.Е. Лаборатория экспериментальной педагогической психологии в Санкт-Петербурге Текст. / Н: Е. Румянцев. СПб., 1907. — 47 с.
- Румянцев, Н.Е. Лекции по педагогической психологии для народных учителей Текст. / Н. Е. Румянцев. М.: Народный учитель, 1913. — 258 с.
- Румянцев, Н.Е. Педология, её возникновение, развитие и отношение к педагогике Текст. / Н. Е. Румянцев. — СПб.: Богланова, 1910 — 82с.
- Румянцев, Н.Е. Проблема упражнения и утомления. Гигиена духовной работы Текст. / Н. Е. Румянцев // Вестник воспитания. — 1917. — № 3. — С. 23−65.
- Румянцев, Н.Е. Психология и школа Текст. / Н. Е. Румянцев // Русская школа.-1912.-№ 4.-С. 1−20.
- Румянцев, Н.Е. Психология и школа Текст. / Н. Е. Румянцев // Русская школа. 1912. — № 4. — С. 1−20.
- Румянцев, Н.Е. Школьный психологический кабинет Текст. / Н. Е. Румянцев. СПб., 1908. — 27 с.
- Румянцев, Н.Е. Экспериментальное исследование личности Текст. / Н. Е. Румянцев // Вестник психологии, криминальной антропологии и педологии. 1907. -№ 2. — С. 40−73.
- Румянцев, Н.Е. Экспериментальное исследование личности Текст. / Н. Е. Румянцев. СПб., 1907. — 36 с.
- Румянцев, Н.Е. Экспериментальный метод в педагогической психологии Текст. / Н. Е. Румянцев // Труды второго всероссийского съезда по педагогической психологии. СПб., 1910. — С. 350−361.
- Румянцев, Н.Е. Экспериментальный метод в педагогической психологии Текст. / Н. Е. Румянцев // Труды Второго Всероссийского съезда по педагогической психологии в СПб. в 1909 г. (1−5 июня). СПб., 1910. — С.99−118
- Румянцев, Н.Е. Эстетическое воспитание в начальной школе Текст. / Н. Е. Румянцев. -М.: Изд-во журнала «Народный учитель», 1913. 94 с.
- Рыбаков, Ф.Е. Атлас для экспериментального исследования личности Текст. / Ф. Е. Рыбаков. M., 1910. — 46 с.
- Рыжов, А.Н. Концепция «Нового воспитания» и ее реализация в деятельности педагогов-реформаторов в странах Запада и России конца XIX начала XX в. Электронный и ресурс.: дис.. канд. пед. наук / А. Н. Рыжов.- М., 2004. — 222 с.
- Савин, М.В. Развитие педагогических традиций в российском образовании кон. XVII нач. XIX в.: Электронный ресурс.: дис. д. пед. наук / М. В. Савин. — Волгоград: РГБ, 2006. — 321 с.
- Самсонова, Т.В. основные направления развития социальной педагогики в России конца XIX начала XX вв. Электронный ресурс.: диссертация.к.п.н. / Т. В. Самсонова. — Саранск, 1997. — 179 с.
- Семенова, Н.В. Развитие идеи о соотношении индивидуального и социального в процессе воспитания личности в отечественной педагогике (80-е годы XIX в. 30-е годы XX в) Текст.: монография / Н. В. Семенова. -Хабаровск: Изд-во ДВГГУ, 2005. — 292с.
- Сенченков, П.П. Педагогические проблемы школьной педологии Текст.: автореф. дисс. канд. пед. наук / П. П. Сенченков. M., 1999. — 17 с.
- Сергеев, И.С. Педология и развитие отечественной педагогики (с конца XIX в. до 1936 г.) Электронный и ресурс.: дисс. канд. пед. наук. / И. С. Сергеев. M., 1997. — 168 с.
- Сеченов, И.М. Психология поведения Текст. / И. М. Сеченов // Избранные психологические труды. — Москва-Воронеж, 1995. — 320с.
- Сеченов, М.И. Рефлексы головного мозга Текст. / И. М. Сеченов // Избранные философские и психологические произведения. М., 1947. С. 69 179.
- Сикорский, И.А. Воспитание в возрасте первого детства Текст. / И. А. Сикорский. СПб., 1884. — 203с.
- Сикорский, И.А. Всеобщая психология с физиогномикой Текст. / И. А. Сикорский. Киев: ти-погр. C.B. Кульженко, 1912. — 770 с.
- Сикорский, И.А. Даровитость и талантливость в свете объективных исследований Текст. / И. А. Сикорский. — Киев: типогр. C.B. Кульженко, 1912. -30 с.
- Сикорский, И.А. Душа ребенка Текст. / И. А. Сикорский. СПб., 1901.-С. 18−19.
- Сикорский, И.А. Значение воспитания в деле сохранения нервно-психического здоровья Текст. / И. А. Сикорский // Антология педагогической мысли второй половины XIX начала XX в. / сост. П. А. Лебедев. — М.: Педагогика, 1990. — С. 292.
- Сикорский, И.А. Ненормальные и болезненные характеры Текст. / И. А. Сикорский. Киев, 1899. — 33 с.
- Сикорский, И.А. Нечто из психологии детства Текст. / И. А. Сикорский // Вестник воспитания, 1895. № 3. — С. 34 — 39.
- Сикорский, И.А. О постановке преподавания и воспитания сообразно естественному ходу умственного развития Текст. / И. А. Сикорский // Русская школа. 1990. — № 2 — С. 32−46.
- Сикорский, И.А. О типе полной гимназии с применением принципа индивидуального развития учащихся Текст. / И. А. Сикорский // Русская школа.- 1990.-№ 3-С. 125−130.
- Сикорский, И.А. Педагогическое значение первого детства (отрывки) Текст. / И. А. Сикорский // Антология педагогической мысли второй половины XIX начала XX в. / Сост. П. А Лебедев. — М.: Педагогика, 1990. — С. 282−292.
- Сикорский, И.А. Психологические основы воспитания Текст. / И. А. Сикорский // Труды второго съезда отечественных психиатров / под ред. И. А. Сикорского. Киев: Типография C.B. Кульженко, 1907. — С. 342 372.
- Сикорский, И.А. Психологические основы воспитания и обучения Текст. / И. А. Сикорский. Киев, 1909. — 112с.
- Сикорский, И.А. Ход умственного и нравственного развития в первые годы жизни Текст. / И. А. Сикорский. Киев, 1909. — 64 с.
- Симакова, Ю.И. Гуманистические идеи в педагогике В.П. Вахтерова (1853 1924) Текст. / Ю. И. Симакова // Начальная школа. — 2002. — № 9. -С. 14−20.
- Симакова, Ю.И. Гуманистическая система начального образования В.П. Вахтерова, 1853−1924 гг. Электронный ресурс.: дис.. канд. пед. наук / Ю. И. Симакова. М.: РГБ, 2003. — 234 с.
- Сладкова, Т.В. Становление и развитие педагогической диагностики в России конца XIX начала XX вв.: Электронный ресурс.: дис. канд. пед. наук / Т. В. Сладкова. — Саранск: РГБ, 2006. — 237с.
- Словарь по этике Текст. / под ред. И. С. Кона. 5-е изд. — М.: Политиздат, 1983−445с.
- Словарь сочетаемости слов русского языка Текст.: Ок. 2500 С 48 сло-вар. статей / ин-т рус. яз. им. A.C. Пушкина /под ред. П. Н. Денисова, В. В. Морковкина. 2-е изд., испр. — М.: Рус. яз., 1983. — 688с.
- Соломатина, Т.Б. Развитие общественно-педагогических инициатив в области начального образования в России второй половины XIX начала XX веков Электронный ресурс.: диссертация. доктора педагогических паук / Т. Б. Соломатина. — М., 1999. — 387 с.
- Спенсер, Г. Воспитание: умственное, нравственное и физическое Текст.: пер. с англ. / под ред. Г. Б. Корнетова. М.: Изд-во УРАО, 2003. -287 с.
- Стеклов, М.Е. Четыре портрета: С. А. Рачинский, В. П. Вахтеров, Х. Д. Алчевская, К. П. Вентцель / М. Е. Стеклов. М.: Вердикт Смоленск, Траст-Имаком, 1995. — С. 43−74.
- Степанов, С.С. В.П.Кащенко Текст. / С. С. Степанов // Психология в лицах. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. — С. 174−184.
- Степанова, Е.А. В.М. Бехтерев и комплексное изучение человека Текст. / Е. А. Степанова // История становления и развития экспериментально психологических исследований в России. — М.: Наука, 1990. — С. 102−116.
- Степашко, JI.A. Историко-педагогическое теоретическое исследование: научный аппарат Текст.: пособие / JI.A. Степашко. — Хабаровск: ХГПУ, 2005.-60 с.
- Степашко, JI.A. Философия и история образования Текст.: учеб. пособие / Л. А. Степашко М., 2004. — 272 с.
- Степин, B.C. Философия науки и техники Текст.: Учебное пособие / B.C. Степин, В. Г. Горохов, М. А. Розов. М.: Контакт — Альфа, 1995. — 384с.
- Тимофеев, Д.С. Психологические воззрения И.А. Сикорского Электронный ресурс.: диссертация. канд. псих, паук / Д. С. Тимофеев. — М., 1995−170 с.
- Тимофеев, Д.С. Психологические воззрения И.А. Сикорского. Электронный ресурс.: автореф. дисс. канд. психол. наук / Д. С. Тимофеев. М., 1995.- 16 с.
- Торндайк, Э. Л. Принципы обучения, основанные на психологии. Текст. / Э. Л. Торндайк. — М.: Работник просвещение, 1926. — 235с.
- Труды Второго Всероссийского съезда по педагогической психологии в Санкт-Петербурге в 1909 г. отчет сост. М. И. Коноров. Текст.- СПб., 1910. -401с.
- Ухтомский, A.A. Заслуженный собеседник Текст. / A.A. Ухтомский. — Рыбинск, 1997.-576с.
- Ушинский, К.Д. Избранные педагогические сочинения Текст. /ч
- К.Д. Ушинский. — М., 1988. — Т. 1. — Теоретические проблемы педагогики — 583 с.
- Ушинский, К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии Текст.: педагогические сочинения в 6 т. / К. Д. Ушинский / сост. С. Ф Егоров. М.: Педагогика, 1990. т.5 528с.
- Философский энциклопедический словарь Текст. / редкол.: С. С. Аверинцев, Э.А. Араб-Оглы, Л. Ф. Ильичев и др. 2-е изд. — М.: Сов. энциклопедия, 1989 — 815с.
- Фрадкин, Ф.А. Педология: мифы и действительность Текст. / Ф. А. Фрадкин -М.: Знание, 1991. 80с.
- Холл, С. Инстинкты и чувства в юношеском возрасте Текст.: пер. с англ. Л. Г. Оршанского / Под. ред. Л. Г. Оршанского, 2-е изд. — Пг., 1920 -88с.
- Чмелева, Е.В. И.А. Сикорский о развитии интеллекта детей раннего и дошкольного возраста Текст. / Е. В. Чмелева // Педагогика. — 2003. № 10. — С. 66−72.
- Школа и педагогическая мысль России периода двух буржуазно-демократических революций Текст.: сб. науч. тр. / под ред. Э. Д. Днепрова. М.: Изд. АПН СССР, 1984. — 244с.
- Штерн, В. Психология раннего детств до шестилетнего возраста Текст.: Пер. М. А. Энгельгардта / В. Штерн. Пг.: Школа и жизнь, 1922. -309с.
- Шубина, И.В. Антрополого-гуманистические основания образовательного процесса в начальной школе на рубеже XIX XX веков. Электронный ресурс.: диссертация. к.п.н. / И.В. Шубина-М., 2000. -205с.
- Юдина, Н.П. Гуманистическая метатрадиция в европейской и отечественной педагогике Текст.: учеб. пособие / Н. П. Юдина. — Хабаровск: изд-во Дальневосточ. гос. гуманит. ун-та, 2006. — 267с.
- Юдина, Н.П. Отечественная педагогика рубежа XIX—XX вв.еков через призму гуманистической традиции: статика и динамика. Текст. / Н. П. Юдина // Вестник Оренбурского Государственного Университета. -2004.-№ 12.-С. 28−33.
- Юдина, Н.П. Педагогическая традиция: опыт концептуализации. Текст.: монография / Н. П. Юдина. М. — Хабаровск: Изд-во ХГПУ, 2002. -83 с.
- Юдина, Н.П. Развитие гуманистической демократической традиции и отечественной педагогике (70-е годы XIX в. начало XX в.) Текст.: монография / Н. П. Юдина. — Хабаровск: ХГПУ, 2002. — 184 с.
- Юдина, Н.П. Современные подходы к исследованию историко-педагогического процесса в свете тенденций постнеклассической реальности. Текст. / Н. П. Юдина. Хабаровск: Изд-во ХГПУ, 2001. — 1 Юс
- Юдина, Н.П. Течение свободного воспитания в отечественной гуманистической педагогике начала XX века. Текст.: дис.. к.п.н. / Н. П. Юдина — Хабаровск, 1995.- 169с.
- Юдина, Н.П. Традиция: социокультурные и педагогические аспекты Текст. / Н. П. Юдина // Педагогика. 2002. — № 8. — С. 35−38
- Ярошевский, М.Г. История и теория психологии Текст.: в 2 т. / A.B. Петровский, М. Г. Ярошевский. Ростов-на-Дону: издательство «Феникс», 1996.
- Т. 1: История и теория психологии — 416 с.