Ранняя диагностика и коррекция недостатков довербального развития детей с перинатальным поражением ЦНС
Диссертация
Теоретической основой исследования являются философские и психолого-педагогические идеи и концепции формирования психических процессов (П.Я. Гальперин, А. Н. Леонтьев, 1964) — нейропсихологические, физиологические, лингвистические, педагогические и психологические концепции о закономерностях формирования и развития речевой функции в онтогенезео формировании психических процессов и концепциях… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Проблема исследования и коррекции недостатков довер-бального развития в современной литературе
- 1. 1. До- и предвербальное развитие ребенка в онтогенезе
- 1. 2. Предпосылки недоразвития речи в до- и предвербальном периодах
- 1. 3. Ранняя диагностика и коррекционно-педагогическая помощь детям младенческого возраста с недостатками довербального развития. История изучения проблемы
- Глава 2. Психолого- педагогическое изучение детей первого года жизни с недостатками довербального развития констатирующий эксперимент)
- 2. 1. Организация и методика исследования
- 2. 2. Результаты изучения медицинской документации
- 2. 3. Психолого-педагогическое изучение детей младенческого возраста с перинатальным поражением ЦНС
- 2. 4. Состояние психоречевого развития детей с недостатками до- и предвербального развития
- 2. 5. Дифференциация детей — участников исследования на основе экспериментального изучения
- Глава 3. Организация и содержание коррекционно-логопе-дической работы в экспериментальной группе (формирующий эксперимент)
- 3. 1. Принципы и основные направления коррекционной работы
- 3. 2. Организация и содержание обучающего эксперимента
- 3. 2. 1. Содержание коррекционно-развивающей логопедической работы на 1-м этапе
- 3. 2. 2. Содержание коррекционно-развивающей логопедической работы на 2-м этапе
- 3. 2. 3. Содержание коррекционно-развивающей логопедической работы на 3-м этапе
- 3. 2. 4. Содержание коррекционно-развивающей логопедической работы на 4-м этапе
- 3. 2. 5. Содержание коррекционно-развивающей логопедической работы на 5-м этапе
3.3. Результаты коррекционно-развивающей логопедической работы с детьми экспериментальной группы. Динамическое исследование детей контрольной и экспериментальной групп. 120 3.4.0ценка эффективности коррекционно-педагогической работы.
3.5. Результаты катамнестического исследования детейучастников эксперимента в возрасте 4-х лет.
Список литературы
- Аксарина Н.М. Воспитание детей раннего возраста / Н. М. Акса-рина. 3-е изд. — М., 1977.- 345 с.
- Алексеева М.М. Развитие звуковой стороны речи в дошкольном возрасте / М. М. Алексеева // Развитие речи и речевого общения дошкольников.- 1995.- С. 17 21.
- Анастази А. Психологическое тестирование / А. Анастази, С. Ур-бина.- 7-е междунар. изд. СПб: Питер, 2001.- 688 с.
- Архипова Е.Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом. Доречевой период: Кн. для логопеда / Е. Ф. Архипова.- М.: Просвещение, 1989.- 79 с.
- Бадалян JI. О. Детская неврология: Учеб. пособие /Л.О. Бадалян. -М.: Медпресс, 1998.- 607 с.
- Баженова О.В. Диагностика психического развития детей первого года жизни / О. В. Баженова. М.: МГУ, 1986. — 95 с.
- Баженова О.В. Диагностика психического развития детей первого года жизни в норме и патологии: Автореф. дисс. канд. психол. наук
- О.В. Баженова. М., 1983.- 20 с.
- Батуев А.С. Исследование зрительного предпочтения у новорожденных детей в ситуации выбора / А. С. Батуев, А. Г. Кащавцев,
- М.В. Соболева // Вопросы психологии. 1995.- N 3.- С. 114 — 118.
- Беккер К.П. Логопедия: Пер. с нем. / К. П. Беккер, М. М. Совак: Медицина, 1981.-288 с.
- Бельтюков Л.И. Лепет слышащего ребенка / Л. И. Бельтюков, А. Д. Салахова // Вопросы психологии. 1972. — N 2.- С.105−112.
- Бернштейн Н.А. Физиология движений и активность / Н. А. Бернштейн. М., 1990.- 495 с.
- Бибанова Е. Г. Как изучать ребенка. Руководство к изучению ребенка от рождения до трех лет / Е. Г. Бибанова, Н. А. Рыбников.- «Б.м.»: гос. изд., Орловское отделение, 1923. 67 с.
- Борякова Н.Ю. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития / Н. Ю. Борякова. М.: Гном — пресс. — 1995. — 82 с.
- Бюлер К. Духовное развитие ребенка / К.Бюлер. М., 1924. — 122 с.
- Бюллер Ш. Диагностика нервно-психического развития детей раннего возраста (тесты развития 1−6 годов жизни) / Ш. Бюллер,
- Г. Гетцер.- М.: Учпедгиз, 1935. 234 с.
- Винарская Е.Н. Раннее речевое развитие ребенка: Актуальные проблемы дефектологии: Периодика раннего развития. Эмоциональные предпосылки освоения языка: Кн. для логопеда / Е. Н. Винарская.- М.: Просвещение, 1987. 159 с.
- Волосовец Т.В. Воспитание и развитие речи у детей с врожденной расщелиной губы и неба / Т. В. Волосовец // Нарушения голоса и звуко-произносительной стороны речи. / Под. ред. Г. А. Волковой, — М.: Вла-дос, 2003.- Кн. 1.- С. 93- 103.
- Волосовец Т.В. Некоторые методы и приемы логопедической работы с детьми от 1,5 лет, страдающими ринолалией / Т. В. Волосовец // Актуальные проблемы дефектологии: Материалы межвуз. науч. конф.-М., 1991.-С. 9−12.
- Выготский JI. С. Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства / JI.C. Выготский // Хрестоматия по патопсихологии. -М., 1981.- С. 66−81.
- Выготский JI.C. Избранные психологические произведения / Л. С. Выготский. М., 1986. — 286 с.
- Выготский Л.С. Мышление и речь: Психологические исследования / Л. С. Выготский. М.: Лабиринт, 1999. — 416 с.
- Выготский Л.С. Развитие высших психических функций / Л. С. Выготский. М., I960.- 500 с.
- Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи / А. Н. Гвоздев. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961.- 470 с.
- Гвоздев А.Н. Развитие словарного запаса в первые годы жизни ребенка / А. Н. Гвоздев. Куйбышев, 1990. — 102 с.
- Гвоздев А.Н. Усвоение ребенком звуковой стороны русского языка / А. Н. Гвоздев. М.- Л.: Изд-во АПН РСФСР, 1948.- 60 с.
- Гвоздев А.Н. Формирование у ребенка грамматического строя русского языка / А. Н. Гвоздев.- М.: АПН РСФСР, 1947. Ч. 1.- 156 с.
- Гезелл А. Умственное развитие ребенка. Методика диагностики. Ранняя диагностика / А. Гезелл. М: Просвещение, 1992. — 219 с.
- Голубева Л.Г. Развитие и воспитание детей раннего возраста: Учеб. пособие / Л. Г. Голубева, М. В. Лещенко, К.Л. Печора- Под. ред. В. А. Доскина, С. А. Козловой.- М.: Академия, 2002.- 192 с.
- Гриншпун Б.М. Недоразвитие речи у дошкольника / Б.М. Гриш-пун // Дошкольное воспитание. 1968. — № 8. — С. 63- 67.
- Гуровец Г. В. К вопросу диагностики стертых форм псевдобуль-барной дизартрии / Г. В. Гуровец, С. И. Маевская // Вопросы логопедии. -М., 1979.-С. 27−37.
- Дарвин Ч. Наблюдения над жизнью ребенка: Пер. с франц. и англ. / Ч. Дарвин, И. Тэн: СПб., 1990. — 173 с.
- Дети сироты: консультирование и диагностика развития / Под ред. Е. А. Стребелевой. — М.: Полиграф сервис, 1998. — 336 с.
- Дефектологический словарь / Под ред. А. И. Дьячкова.- 4-е изд., доп. М.: Владос, 2001.- С. 23−24.
- Жаренкова Г. И. Понимание грамматических отношений детьми с общим недоразвитием речи / Г. И. Жаренкова // Школа для детей с тяжелыми нарушениями речи. М., 1961.- С. 103 -111.
- Жинкин Н.И. Психологичебские основы развития речи / Н. И. Жинкин // В защиту живого слова. М., 1966. — 95 с.
- Жукова Н.С. Отклонения в развитии детской речи / Н. С. Жукова. -М.: Просвещение, 1994. 128с.
- Жукова Н.С. Преодоление недоразвития речи у детей: Учеб.- метод. пособие / Н. С. Жукова. М.: Соц. полит, журнал, 1994. — 143 с.
- Журба Л. Т. Нарушение психомоторного развития детей первогогода жизни / JI.T. Журба, Е. М. Мастюкова.- М.: Медицина, 1981. 270 с.
- Запорожец А.В. Избранные психологические труды: В 2 т. Т.2: Развитие произвольных движений / А. В. Запорожец. М.: Педагогика, 1986.- 296 с.
- Игры и занятия с детьми раннего возраста, имеющими отклонения в психофизическом развитии: Кн. для педагогов / Под ред. Е.А. Стре-белевой, Г. А. Мишиной.- М.: Полиграф сервис, 2002.-128 с.
- Исенина Е.И. Дословесный период развития речи у детей / Е. И. Исенина. Саратов, 1986. — 112 с.
- Исенина Е.И. Психолингвистические закономерности речевого онтогенеза. Дословесный период / Е. И. Исенина. Иваново, 1983. — 248 с.
- Ковшиков В.А. Экспрессивная алалия: Учеб. пособие к спецкурсу / В. А. Ковшиков. М.: Ин-т общегум. исслед-ний, 2001.- 96 с.
- Кольцова М.М. Ребенок учится говорить / М. М. Кольцова.- М.: Советская Россия, 1973. 157 с.
- Корнев А.Н. Нейропсихологические методы исследования / А. Н. Коренев // Психодиагностические методы в педиатрии и детской психоневрологии. СПб., 1997.- С. 48−73.
- Корнев А.Н. О нейропсихологических механизмах фонологических нарушений при моторной алалии / А. Н. Коренев // Дефектология: современные проблемы обучения и воспитания: Тез. докл. СПб., 1994.-С. 81−83.
- Корнев А.Н. О функциональной структуре фонологических нарушений при моторной алалии / А. Н. Коренев // Распад и недоразвитие языковой системы: Исследования и коррекция. СПб., 1991.- С. 58−66.
- Корницкая С.В. Влияние содержания общения на отношение детей раннего возраста к взрослым / С. В. Корницкая // Вопросы психологии.- 1973.-N4.- С. 65−70.
- Коррекционная помощь детям раннего возраста с органическими поражениями ЦНС в группах кратковременного пребывания: Метод, пособие / Под ред. Е. А. Стребелевой.- М.: Полиграф сервис, 2003.-124 с.
- Куссмауль А. Расстройства речи: Пер. с нем./ А. Куссмауль Киев, 1879.-276 с.
- Кушнир Н.Я. Плач как показатель психического развития младенца в первые месяцы жизни / Н. Я. Кушнир // Вопросы психологии -1993.-N 3.- С. 17- 24.
- Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей: Учеб. пособие / В. В. Лебединский. М.: МГУ, 1985.- 166 с.
- Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии / Р. Е. Левина.-М., 1968.-234 с.
- Леонтьев А.А. Исследования детской речи / А. А. Леонтьев // Основы теории речевой деятельности. М., 1974. — 331 с.
- Леонтьев А.А. Основы психолингвистики / А. А. Леонтьев. М.: Смысл, 1999.- 287 с.
- Лисина М.И. Возникновение и развитие непосредственно-эмоционального общения со взрослыми у детей первого полугодия жизни / М. И. Лисина // Развитие общения у дошкольников.- М., 1974.-С. 18−64.
- Лисина М.И. Генезис форм общения у детей / М. И. Лисина // Принцип развития в психологии.- М., 1978. 196 с.
- Лисина М.И. Особенности общения у детей раннего возраста в процессе действий, совместных со взрослыми / М. И. Лисина. // Развитие общения у дошкольников. М., 1974.- С. 113−152.
- Логопедия: Учеб. для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов. В 2-х кн. / Л. С. Волкова, Р. И. Лалаева, Е. М. Мастюкова и др.- Под ред. Л. С. Волковой. 2-е изд. — М.: Просвещение, 1995.- Кн.1 — 382 с.
- Лурия А.Р. Проблемы высшей нервной деятельности нормального и аномального ребенка / А. Р. Лурия. М., 1956. — 247 с.
- Маллицкая М.К. К методике использования картинок для развития понимания речи у детей в конце первого и на втором году жизни / М. К. Маллицкая // Вопросы психологии.- I960.- № 3.- С. 12−23.
- Маркова А.К. Овладение слоговым составом слова в раннем возрасте / А. К. Маркова // Вопросы психологии. 1969. — N 5.- С. 118−125.
- Мартынова Р. И. Медико-педагогическая характеристика дисла-ликов и дизартриков / Р. И. Мартынова // Очерки по патологии речи и голоса. М., 1963.- Вып. 2. — С. 98 -111.
- Мастюкова Е.М. Диагностика нарушений доречевого развития у детей с церебральными параличами и пути логопедических и педагогических мероприятий в этом периоде / Е. М. Мастюкова. М., 1973. — 160 с.
- Мастюкова Е.М. Нарушение речи у детей с церебральным параличом: Кн. для логопеда / Е. М. Мастюкова, М. В. Ипполитова. М.: Просвещение, 1985.- 192 с.
- Мастюкова Е.М. Физическое воспитание детей с церебральным параличом: Младенч., ранний и дошк. возраст / Е. М. Мастюкова.- М.: Просвещение, 1991.- 159 с.
- Менчинская Н.А. Развитие психики ребенка: Дневник матери / Н. А. Менчинская. М., 1957. — 67 с.
- Мещерякова С.Ю. Особенности «комплекса оживления» у младенцев при воздействии предметов и общении со взрослыми / С. Ю. Мещерякова // Вопросы психологии. 1975. — N 5.- С. 81−89.
- Мы: общение и игра взрослого с младенцем / Е. Р. Баенская, Ю. А. Разенкова, И. А. Выродова: Кн. для родителей. М.: Полиграф сервис, 2002.-132 с.
- Нарушения зрения у детей раннего возраста. Диагностика и коррекция: Метод, пособие / JI. И. Фильчикова, М. Э. Вернадская, О.В. Па-рамей. М.: Полиграф сервис, 2003.-176 с.
- Негневицкая Е.И. Язык и дети / Е. И. Негневицкая, A.M. Шахна-рович.- М., 1981.-56 с.
- Нейропсихология: Учеб. для вузов / Е. Д. Хомская. 3-е изд.-СПб.: Питер, 2003. — 496с.
- Никольская О.С. Особенности психического развития и психолого-педагогической коррекции детей, страдающих РДА.: Автореф. дис. канд. псих, наук / О. С. Никольская. М., 1984.- 28 с.
- От нуля до двух: Дневниковые записи / Сост. С. Н. Цейтлин, М. Б. Елисеева. СПб., 1997. — 85 с.
- Пантюхина Г. В. Диагностика нервно-психического развития ребенка первых трех лет жизни / Г. В. Пантюхина, К. Л. Печора, ЭЛ.Фрухт. М., 1979. — 141 с.
- Пантюхина Г. В. Методы диагностики детей раннего возраста / Г. В. Пантюхина, К. Л. Печора, Э.Л. Фрухт- Под ред. В. А. Доскина М., 1996.
- Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка / Ж. Пиаже- Нов. ред. пер. Вал. А. Лукова, Вл.А. Лукова. СПб.: Союз, 1997.- 256 с.
- Приходько О.Г., Моисеева Т. Ю. Дети с двигательными нарушениями: коррекционная работа на первом году жизни: Метод, пособие/ О. Г. Приходько, Т. Ю. Моисеева. М.: Полиграф сервис, 2003. — 160 с.
- Правдина О.В. Логопедия / О. В. Правдина, — М., 1969.- 280 с.
- Правдина О.В. Логопедия: Учеб. пособие / О. В. Правдина. М.: Просвещение, 1973.- 269 с.
- Развитие и воспитание ребенка от рождения до трех лет / Н.М. Ак-сарина, М. Ю. Кистяковская, Н. Р. Ладыгина др. М.: Просвещение, 1969.-196 с.
- Разенкова Ю.А. Игры с детьми младенческого возраста / Ю.А. Ра-зенкова.- 2 изд. М.: Школьная Пресса, 2003. — 160 с.
- Расстройства речи. Мультидисциплинарный подход к изучению, диагностике и коррекции: Материалы конференции «Реабилитация пациентов с расстройствами речи"/ СПб. НИИ уха, горла, носа и речи.-СПб., 2000.- 264 с.
- Розенгард Пупко Г. Л. Формирование речи у детей раннего возраста/ Г. Л. Розенгард — Пупко. — М. Изд-во АПН РСФСР, 1963. — 94 с.
- Салахова А.Д. Развитие звуковой стороны речи ребенка: / А.Д. Салахова- Под ред. В. И. Бельтюкова М.: Педагогика, 1973.- 119 с.
- Семенова К. А. Клиника и реабилитационная терапия детских церебральных параличей / К. А. Семенова, Е. М. Мастюкова, МЛ.Смуглин. М., 1972.- 400 с.
- Стребелева Е.А. Ранняя диагностика умственной отсталости / Е. А. Стребелева // Дефектология. 1994.- № 1.- С. 53−58.
- Тонкова-Ямпольская Р. В. Развитие речевой интонации у детей первых двух лет жизни / Р.В. Тонкова-Ямпольская // Вопросы психологии,-1968.-N 3.- С. 94−101.
- Фигурин Н.Л. Краткая диагностическая схема развития ребенка до одного года / Н. Л. Фигурин, М. П. Денисова // Новое в рефлексологии ифизиологии нервной системы. JL, 1926.- С. 282−308.
- Филичева Т.Б. Нарушения речи у детей / Т. Б. Филичева, Н.А. Че-велева, Г. В. Чиркина. М., 1993.- 232 с.
- Филичева Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста / Т.Б. Филичева- МГОПУ. М.: Альфа, 1999.- 350 с.
- Филичева Т.Б. Психологические основы коррекции общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина // Дефектология. 1985.- № 4.- С. 72 — 78.
- Фьюэлл P.P. Обучение через игру. Возраст 13−18 месяцев: Руководство для педагогов и родителей / P.P. Фьюэлл, П.Ф. Вэдэзи- Пер. с англ. JI.A. Чистович, Е. В. Кожевниковой. СПб: Ин-т раннего вмешательства, 1999. — 8с.
- Фьюэлл P.P. Обучение через игру. Возраст 0 — 3 месяца: Руководство для педагогов и родителей / P.P. Фьюэлл, П.Ф. Вэдэзи- Пер. с англ. JI.A. Чистович, Е. В. Кожевниковой. СПб: Ин-т раннего вмешательства, 1999. — 8 с.
- Фьюэлл P.P. Обучение через игру. Возраст 4−6 месяцев: Руководство для педагогов и родителей / P.P. Фьюэлл, П.Ф. Вэдэзи- Пер. с англ. JI.A. Чистович, Е. В. Кожевниковой. СПб: Ин-т раннего вмешательства, 1999. — 8 с.
- Фьюэлл P.P. Обучение через игру. Возраст 7−9 месяцев: Руководство для педагогов и родителей / P.P. Фьюэлл, П.Ф. Вэдэзи- Пер. с англ. JI.A. Чистович, Е. В. Кожевниковой. СПб: Ин-т раннего вмешательства, 1999. — 8 с.
- Фьюэлл P.P. Обучение через игру. Возраст 10−12 месяцев: Руководство для педагогов и родителей / P.P. Фьюэлл, П.Ф. Вэдэзи- Пер. с англ. JI.A. Чистович, Е. В. Кожевниковой. СПб: Ин-т раннего вмешательства, 1999. — 8 с.
- Фьюэлл P.P. Обучение через игру. Цели и пути раннего обучения: Руководство для педагогов и родителей / P.P. Фьюэлл, П.Ф. Вэдэзи- Под ред Е. В. Кожевниковой. СПб: Ин-т раннего вмешательства, 2000.- 16 с.
- Чиркина Г. В. Дети с нарушениями артикуляционного аппарата / Г. В. Чиркина- АПН СССР.- М.: Педагогика, 1969.-120 с.
- Швачкин Н.Х. Развитие фонематического восприятия речи в раннем возрасте // Известия АПН РСФСР. 1948. — Вып. 13. — С. 27 — 43.
- Щелованов Н.М. Воспитание детей раннего возраста в детских учреждениях / Н. М. Щелованов, Н. М. Аксарина. М.: Медгиз, 1955. — 254 с.
- Эльконин Д.Б. Детская психология. Развитие ребенка от рождения до семи лет / Д. Б. Эльконин. М.: Учпедгиз, I960.- 328 с.
- Aram D.M. Developmental verbal apraxia: A disorder in search of definition / D.M. Aram- Unpublished manuscript, Case Western Reserve University, Rainbow Babies and Children’s Hospital, Departament of Pediatrics, Cleveland, Ohio, 1982- 98 p.
- Aram D.M. Developmental Apraxia of Speech / D.M. Aram D.M.,
- C. Glasson- Paper presented at the Annual Convention of the American Speech-Language-Hearing Association, Los Angeles. CA, 1979. P 125 -183.
- Bernthal J. Articulation and phonological disorders / J. Bemthal, N. Bankson. New Jersey: Englewood Cliffs, 1988. — 389 p.
- Carrol D.M. Psychology of language / D.M. Carrol- Monterey, California, 1985.- 249 c.
- Crary M.A. A neurolinguistic perspective on developmental verbal dyspraxia/ M. A. Crary. -Communication Disorders, 9(3), 1984a. P. 33- 48.
- Crary M.A. Developmental motor speech disorders / M.A. Crary. San Drego: Singular Publishing Group, 1993. — 88 p.
- Crary M.A. Phonological Characteristics of developmental verbaldyspraxia / M.A. Crary // Seminars in Speech and Language / W. Perkins, J.L. Northern (Eds.). New York: Thieme- Stratton, 1984b. — P. 71- 83.
- Darley F.L. Motor speech disorders / F.L. Darley, A.E. Aronson, J.R. Brown. Philadelphia: W.B.Sounders, 1975. — 210 p.
- Eisenson J. Aphasia in children / J. Eisenson .- New York: Harper & Row.-1972.-P. 189- 202.
- Ferry P. «Dilapidated «speech: Developmental verbal dyspraxia / P. Ferry, S. Hall, J. Hick // Developmental Medicine and Child Neurology, 17. 1975.-P. 749−756.
- Kornev A.N. Toward a neropsychological model of phonological development /A.N. Kornev // Proc. of 9th Meet. Lang. Origins Soc.-St-Petersburg, 1993. P. 24−25.
- Morley M. The development and disorders of speech in childhood: 3-rd ed./ M. Morley. Livingstoun. — 542 p.
- Roberts D. The term dyslalia: it’s uses and values / D. Roberts // J. Aust. Coll. Sp. Therap.- Vol. 17. N2. — P. 44.
- Robin D. Developmental Apraxia of Speech: From Principles to Practice. Workshop. Racine / D. Robin. Wisconsin, 1998 — 178 p.
- Rosenbek J. The effect of maturation of fifty cases of developmental apraxia of speech / J. Rosenbek J., R. Wertz // Language, Speech and Hearing Servies in Schools. 1972. — Vol. 1. — N1. — P. 23−33.
- Shrienberg L.D. Developmental Apraxia of Speech: a subtype Marked by Inappropriate Stress / L.D. Shrienberg, D.M. Aram, J. Kwiatkovsky // Journal of Speech, Language and Hearing Research. 1997. — Vol. 40. — P. 313−337
- Shrienberg L.D. Developmental Apraxia of Speech: Descriptive and Theoretical Perspectives / L.D. Shrienberg, D.M. Aram, J. Kwiatkovsky // Journal of Speech, Language and Hearing Research. 1997. — Vol. 40.1. P. 273−285
- Shrienberg L.D. Developmental Apraxia of Speech: Toward a Diagnostic Marker / L.D. Shrienberg, D.M. Aram, J. Kwiatkovsky // Journal of