Нормативно-правовой акт: понятие и виды
Нормативно-правовые акты следует отличать от другой разновидности правовых актов — индивидуальных юридических, а главное — от актов применения права. С последними их объединяет общая юридическая природа: и те и другие содержат государственно-властные предписания, но у правоприменительных актов эти предписания имеют индивидуальный, конкретный (по субъектам и содержанию) характер… Читать ещё >
Нормативно-правовой акт: понятие и виды (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Нормативно-правовой акт используется как основная форма права в странах с так называемым писаным правом, к которым относится и Россия. Его характерные черты определяет то, что он, с одной стороны, является источником юридических норм, а с другой — разновидностью правовых актов. И как результат этой двуединой природы нормативно-правовой акт:
- — содержит юридические нормы;
- — представляет собой официальный письменный акт-документ;
- — является результатом особой деятельности государства, которую именуют правотворческой.
Данный акт может приниматься также в порядке делегированного законодательства или референдума, но так или иначе с участием государства и выражением его воли.
С учетом названных признаков нормативно-правовой акт можно определить как официальный письменный акт-документ, содержащий юридические нормы и принимаемый в определенных процедурных формах:
- — компетентными органами государства;
- — в порядке делегированного законодательства;
- — на референдуме.
Нормативно-правовые акты следует отличать от другой разновидности правовых актов — индивидуальных юридических, а главное — от актов применения права. С последними их объединяет общая юридическая природа: и те и другие содержат государственно-властные предписания, но у правоприменительных актов эти предписания имеют индивидуальный, конкретный (по субъектам и содержанию) характер.
Основная задача нормативно-правового акта — хранить правовую информацию и оптимальным образом доводить ее до сведения адресатов. В этом плане нормативно-правовой акт является наиболее удобной и совершенной формой права как для «рядовых» субъектов права, так и для государства. Посредством него государство может оперативно осуществлять правовое регулирование, реагировать на правовые потребности общества, координировать управление общественными процессами.
Нормативно-правовые акты делятся прежде всего на законы и подзаконные нормативно-правовые акты.
Закон обладает следующими признаками:
- • принимается высшими органами государственной власти или в порядке референдума;
- • имеет высшую юридическую силу и верховенство относительно других источников права;
- • принимается, изменяется и дополняется в особом процедурном порядке;
- • регулирует наиболее важные социальные сферы, закрепляет наиболее важные общественные связи, отправные начала правового регулирования;
- • должен отражать волю и интересы общества в целом;
- • исключительно нормативен (содержит только нормы права в отличие от других нормативно-правовых актов, которые могут иметь «вкрапления» индивидуально-властных предписаний).
Законы, в свою очередь, делятся на (а) конституции, (б) конституционные законы и (в) обыкновенные законы. К числу конституционных относятся:
- — законы, которые вносят изменения и дополнения в текст конституции;
- — законы, необходимость издания которых предусмотрена самой конституцией.
В Конституции РФ 1993 г. предусмотрено издание 14 конституционных законов (о Правительстве РФ, о Конституционном Суде РФ и др.). Конституционные законы имеют более сложную процедуру принятия, чем обыкновенные законы. В России на принятый конституционный закон не может быть наложено вето Президента.
Обыкновенные законы можно поделить на кодификационные (основы, кодексы) и текущие. В федеративном государстве законы разделяют на федеральные (общефедеральные) и законы субъектов федерации.
Подзаконные нормативно-правовые акты должны быть основаны на законе и не должны ему противоречить. В Российской Федерации подзаконными (по иерархии) нормативно-правовыми актами являются:
- —указы Президента РФ;
- — нормативные акты Правительства РФ;
- — нормативные акты центральных органов исполнительной власти (министерств, государственных комитетов и ведомств).
На уровне субъектов федерации действуют также республиканские законы, акты президентов (в президентских республиках), постановления правительств республик, нормативные акты республиканских центральных органов исполнительной власти, органов власти края, области, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга.
В Российской Федерации органам местного самоуправления (они не входят в систему органов государственной власти) предоставлено право принимать правовые акты по вопросам своего ведения.
Особой разновидностью нормативно-правовых актов можно считать локальные нормативные акты (уставы, положения и др.), действующие только в пределах данного предприятия, учреждения, организации.