Законодательство о суде
Реформирование местного суда, с отсутствием единообразия в устройстве которого, в частности, связывалось отложение введения в действие Уголовного уложения 1903 года в полном объеме, продвигалось очень медленно. Только в 1912 году вышел закон, в соответствии с которым восстанавливалась мировая юстиция. Однако правительство с введением мировых судов отнюдь не торопилось. До мировой войны мировые… Читать ещё >
Законодательство о суде (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Реформированный суд по большому счету не мог служить надежным орудием массовых репрессий. Детально разработанная в Судебных уставах строгая процедура судебного разбирательства обязывала к всестороннему исследованию обстоятельств совершения преступления, к взвешиванию «за» и «против» обвинения. Основная масса юристов, воспитанных на высоких идеях судебной реформы 1864 года, храня верность профессиональному долгу и преданность закону, органически не способна была на сделки с совестью. Несменяемость судей создавала им независимое от исполнительной власти положение, чем весьма затруднялось их склонение администрацией к служению «в нужном направлении». Убедившись вскоре же после вступления в действие Судебных уставов в невозможности использования общих судебных мест в качестве скорострельного орудия в борьбе с противниками самодержавно-бюрократического строя, правительство в 1881, напомним, возложило известным «Положением о мерах к ограждению государственного порядка и общественного спокойствия» основную задачу по его защите от преступных посягательств на военно-окружные суды, уполномоченные вершить скорый суд-расправу по законам военного времени. В революционном 1906 году правительство Столыпина в целях физического истребления антиправительственных элементов и «сбития» волны общей преступности пошло на учреждение еще более гибких и беспощадных репрессивных органов. 19 августа 1906 года в местностях, объявленных на военном положении и положении чрезвычайной охраны, были введены военно-полевые суды. Они создавались соответственно главнокомандующими войсками или генералгубернаторами. Эти суды в составе председателя и четырех офицеров принимали дела к своему рассмотрению без проведения по ним предварительного следствия, поскольку «учинение лицом гражданского ведомства преступного деяния» полагалось «настолько очевидным», что отпадала надобность в его расследовании. Дела в военно-полевых судах рассматривались в течение двух суток. Разбирательство в них, в отличие от окружных судов, происходило без участия прокурора и защитника. Приговоры этих карательных органов должны были приводиться в исполнение безотлагательно и во всяком случае не позднее суток с момента их вынесения. За восемь месяцев своего функционирования эти суды отправили на виселицу 1102 человека[1].
В том же году был реорганизован Верховный уголовный суд. Председательствование в нем возлагалось на одного из членов Государственного совета. В его состав входили три сенатора уголовно-кассационного департамента и два сенатора I департамента Сената. Предварительное следствие осуществлялось одним из сенаторов уголовно-кассационного департамента. Приговоры этого суда обжалованию не подлежали. Допускалась лишь просьба о помиловании.
Реформирование местного суда, с отсутствием единообразия в устройстве которого, в частности, связывалось отложение введения в действие Уголовного уложения 1903 года в полном объеме, продвигалось очень медленно. Только в 1912 году вышел закон, в соответствии с которым восстанавливалась мировая юстиция. Однако правительство с введением мировых судов отнюдь не торопилось. До мировой войны мировые суды были введены лишь в 13, а к 1917 году — в 20 из 97 губерний и областей дореволюционной России[2].