Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Понятие и классификация корпоративных правоотношений

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

И. С. Шиткина указывает, что корпорации в российской правовой доктрине рассматриваются главным образом в узком смысле — под ними понимаются коммерческие организации, уставный капитал которых поделен на доли, характеризующиеся организационным единством (наличием органов управления), сохраняющимся независимо от изменения состава их участников. На отношения, связанные с участием в корпоративных… Читать ещё >

Понятие и классификация корпоративных правоотношений (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В результате изучения данной главы студент должен:

знать

  • • сущность и содержание корпоративных правоотношений;
  • • структуру корпоративных правоотношений;
  • • классификацию корпоративных правоотношений;

уметь

оперировать юридическими понятиями и категориями корпоративных правоотношений;

владеть навыками

• анализа юридических фактов и правовых норм в сфере корпоративных правоотношений.

Ключевые термины и понятия: корпоративные правоотношения и их виды, субъекты корпоративных правоотношений, объекты корпоративных правоотношений, основания прекращения корпоративных правоотношений.

Понятие корпоративных правоотношений и их виды

Правоотношениями можно назвать отношения, урегулированные нормами права и являющиеся разновидностью общественных отношений, субъекты которых становятся носителями субъективных прав и юридических обязанностей, охраняемых и гарантированных государством.

Корпоративные правоотношения — это урегулированные нормами права общественные отношения, возникающее в связи с созданием, деятельностью и прекращением деятельности корпорации.

Мнение эксперта

Д. В. Ломакин характеризует корпоративные правоотношения как собирательную категорию, охватывающую два вида правоотношений: правоотношения участия (членства), опосредующие имущественное и неимущественное участие членов корпорации в ее деятельности, и производные от них отношения (зависимые правоотношения)[1].

Корпоративные правоотношения складываются между корпорациями, ее участниками и представителями органов управления.

Мнение эксперта

Т. В. Кашанина понимает корпоративные отношения как «разнообразные отношения внутри корпорации как единого и целостного образования, в котором объединены такие разноплановые категории людей, как собственники, управляющие, наемные работники»[2].

В соответствии с п. 1. ст. 2 ГК РФ под корпоративными отношениями понимаются отношения, связанные с участием в корпоративных организациях или с управлением ими.

Мнение эксперта

И. С. Шиткина указывает, что корпорации в российской правовой доктрине рассматриваются главным образом в узком смысле — под ними понимаются коммерческие организации, уставный капитал которых поделен на доли, характеризующиеся организационным единством (наличием органов управления), сохраняющимся независимо от изменения состава их участников[3].

Характеристика корпоративных правоотношений приведена на рис. 4.1.

Характеристика корпоративных правоотношений.

Рис. 4.1. Характеристика корпоративных правоотношений

Структура корпоративных правоотношений включает в себя три элемента: субъект, объект и содержание (рис. 4.2).

Структура корпоративных правоотношений.

Рис. 4.2. Структура корпоративных правоотношений

Рассмотрим подробнее указанные элементы.

Субъекты корпоративных отношений — это субъекты, имеющие права и обязанности, предусмотренные нормами корпоративного права. Корпорация, учредители, акционеры, органы управления, а также участники (например, реестродержатели, кредиторы и инвесторы) являются субъектами правоотношений.

Законодательство и доктрина ЕС

Статья 48 Договора об учреждении Европейского союза содержит нормудефиницию о компании или фирме, под которыми понимаются компании или фирмы, учрежденные на основе гражданского или торгового права, в том числе торговые товарищества, а также другие юридические лица, регулируемые публичным или частным правом, за исключением обществ, которые не преследуют целей получения прибыли. Доктрина европейского права относит к корпорации, помимо акционерных обществ, также иные виды предпринимательских организаций — полные, коммандитные товарищества, товарищества с ограниченной и дополнительной ответственностью, кооперативы, а также объединения предпринимателей (концерны, ассоциации, холдинги).

Под объектом правоотношения в теории права понимают материальные и духовные блага, представлением и использованием которых удовлетворяются интересы стороны правоотношений. Так, С. С. Алексеев в качестве объектов правоотношения рассматривает явления (предметы) окружающего мира, на которые направлены субъективные юридические права и обязанности[4]. Из схожего понимания объекта правоотношения исходит норма гражданского законодательства, в соответствии с которой к объектам относятся вещи, включая наличные деньги и документарные ценные бумаги, иное имущество, в том числе безналичные денежные средства, бездокументарные ценные бумаги, имущественные права; результаты работ и оказание услуг, охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальная собственность), нематериальные блага (ст. 128 ГК РФ).

К объектам корпоративного правоотношения относятся деятельность корпорации и результат ее деятельности. Объектам корпоративных правоотношений присущи несколько признаков (рис. 4.3).

Признаки объектов корпоративных правоотношений.

Рис. 4.3. Признаки объектов корпоративных правоотношений

Содержанием корпоративных правоотношений являются субъективные права и обязанности лиц, облеченные в правовую форму, с помощью которой происходит упорядочивание взаимодействия участников правоотношения. Корпорации по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права (п. 1 ст. 9 ГК РФ).

Юридические факты (юридически значимые события и юридически значимые действия) лежат в основе возникновения, изменения и прекращения корпоративных прав и обязанностей (рис. 4.4).

Виды юридических фактов.

Рис. 4.4. Виды юридических фактов

Корпоративные права и обязанности возникают:

  • 1) из сделок и договоров, предусмотренных законом или не предусмотренных законом, но не противоречащих ему;
  • 2) из актов государственных органов и органов местного самоуправления;
  • 3) из судебного решения;
  • 4) в результате приобретения имущества;
  • 5) вследствие иных действий физических и юридических лиц.

В соответствии со ст. 12 ГК РФ для установления стабильности корпоративных отношений и баланса взаимных интересов предусмотрен механизм защиты прав участников корпоративных правоотношений, который обеспечивается путем:

  • — признания права;
  • — восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения;
  • — признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки;
  • — признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления;
  • — самозащиты права;
  • — присуждения к исполнению обязанности в натуре;
  • — возмещения убытков;
  • — взыскания неустойки;
  • — компенсации морального вреда;
  • — прекращения или изменения правоотношения;
  • — неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону;
  • — иными способами, предусмотренными законом.

Корпоративные правоотношения можно классифицировать по нескольким основаниям (табл. 4.1).

Таблица 4.1

Классификация корпоративных правоотношений

Основания классификации.

Корпоративные правоотношения.

По видам субъективных прав, которые преследуются в результате создания такого образования.

  • — отношения, приводящие к образованию права общей (совместной или долевой) собственности;
  • — отношения, которые приводят к образованию прав требования либо долгов с множественностью соучастников;
  • — отношения, приводящие к возникновению совместного исключительного права на результаты интеллектуальной деятельности;

Основания классификации.

Корпоративные правоотношения.

— отношения, приводящие к образованию правоимущественной общности.

В зависимости от места возникновения.

  • — внутренние отношения;
  • — внешние отношения

В зависимости от содержания.

  • — простые отношения;
  • — сложные отношения

В зависимости от участия лиц.

  • — отношения, складывающиеся между участниками корпорации;
  • — отношения, складывающиеся между участниками и корпорацией;
  • — отношения участников корпораций с лицами, исполняющими корпоративные функции

В зависимости от характера.

  • — имущественные отношения;
  • — неимущественные отношения

Указанные основания для классификации корпоративных отношений неоднозначны. В теории корпоративного права перечень критериев, которым дифференцируются корпоративные отношения на разные виды, обширен. Например, Д. В. Ломакин предлагает делить корпоративные правоотношения в зависимости от основания возникновения на главные (основные) и подчиненные (зависимые)[5]. Норма п. 1 ст. 2 ГК РФ корпоративные отношения делит на две группы:

1) на отношения, связанные с участием в корпоративных организациях, и 2) отношения, связанные с управлением корпоративными организациями. Некоторые юристы-практики выделяют простые и сложные корпоративные правоотношения, различают их по составу участников. В простых правоотношениях участвуют два субъекта, в сложных — более двух.

  • [1] См.: Ломакин Д. В. Корпоративные правоотношения: общая теория и практикаее применения в хозяйственных обществах. М.: Статут, 2008.
  • [2] См.: Кашанина Т. В. Корпоративное право (право хозяйственных товариществи обществ): учебник. М., 1999. С. 49.
  • [3] См.: Шиткина И. С. Корпоративное право в таблицах и схемах. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юстицинформ, 2017.
  • [4] См.: Алексеев С. С. Государство и право. М.: Проспект, 2015.
  • [5] См.: Ломакин Д. В. Корпоративные правоотношения: общая теория и практикаее применения в хозяйственных обществах.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой