Понятие и классификация корпоративных правоотношений
И. С. Шиткина указывает, что корпорации в российской правовой доктрине рассматриваются главным образом в узком смысле — под ними понимаются коммерческие организации, уставный капитал которых поделен на доли, характеризующиеся организационным единством (наличием органов управления), сохраняющимся независимо от изменения состава их участников. На отношения, связанные с участием в корпоративных… Читать ещё >
Понятие и классификация корпоративных правоотношений (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В результате изучения данной главы студент должен:
знать
- • сущность и содержание корпоративных правоотношений;
- • структуру корпоративных правоотношений;
- • классификацию корпоративных правоотношений;
уметь
• оперировать юридическими понятиями и категориями корпоративных правоотношений;
владеть навыками
• анализа юридических фактов и правовых норм в сфере корпоративных правоотношений.
Ключевые термины и понятия: корпоративные правоотношения и их виды, субъекты корпоративных правоотношений, объекты корпоративных правоотношений, основания прекращения корпоративных правоотношений.
Понятие корпоративных правоотношений и их виды
Правоотношениями можно назвать отношения, урегулированные нормами права и являющиеся разновидностью общественных отношений, субъекты которых становятся носителями субъективных прав и юридических обязанностей, охраняемых и гарантированных государством.
Корпоративные правоотношения — это урегулированные нормами права общественные отношения, возникающее в связи с созданием, деятельностью и прекращением деятельности корпорации.
Мнение эксперта
Д. В. Ломакин характеризует корпоративные правоотношения как собирательную категорию, охватывающую два вида правоотношений: правоотношения участия (членства), опосредующие имущественное и неимущественное участие членов корпорации в ее деятельности, и производные от них отношения (зависимые правоотношения)[1].
Корпоративные правоотношения складываются между корпорациями, ее участниками и представителями органов управления.
Мнение эксперта
Т. В. Кашанина понимает корпоративные отношения как «разнообразные отношения внутри корпорации как единого и целостного образования, в котором объединены такие разноплановые категории людей, как собственники, управляющие, наемные работники»[2].
В соответствии с п. 1. ст. 2 ГК РФ под корпоративными отношениями понимаются отношения, связанные с участием в корпоративных организациях или с управлением ими.
Мнение эксперта
И. С. Шиткина указывает, что корпорации в российской правовой доктрине рассматриваются главным образом в узком смысле — под ними понимаются коммерческие организации, уставный капитал которых поделен на доли, характеризующиеся организационным единством (наличием органов управления), сохраняющимся независимо от изменения состава их участников[3].
Характеристика корпоративных правоотношений приведена на рис. 4.1.
Рис. 4.1. Характеристика корпоративных правоотношений
Структура корпоративных правоотношений включает в себя три элемента: субъект, объект и содержание (рис. 4.2).
Рис. 4.2. Структура корпоративных правоотношений
Рассмотрим подробнее указанные элементы.
Субъекты корпоративных отношений — это субъекты, имеющие права и обязанности, предусмотренные нормами корпоративного права. Корпорация, учредители, акционеры, органы управления, а также участники (например, реестродержатели, кредиторы и инвесторы) являются субъектами правоотношений.
Законодательство и доктрина ЕС
Статья 48 Договора об учреждении Европейского союза содержит нормудефиницию о компании или фирме, под которыми понимаются компании или фирмы, учрежденные на основе гражданского или торгового права, в том числе торговые товарищества, а также другие юридические лица, регулируемые публичным или частным правом, за исключением обществ, которые не преследуют целей получения прибыли. Доктрина европейского права относит к корпорации, помимо акционерных обществ, также иные виды предпринимательских организаций — полные, коммандитные товарищества, товарищества с ограниченной и дополнительной ответственностью, кооперативы, а также объединения предпринимателей (концерны, ассоциации, холдинги).
Под объектом правоотношения в теории права понимают материальные и духовные блага, представлением и использованием которых удовлетворяются интересы стороны правоотношений. Так, С. С. Алексеев в качестве объектов правоотношения рассматривает явления (предметы) окружающего мира, на которые направлены субъективные юридические права и обязанности[4]. Из схожего понимания объекта правоотношения исходит норма гражданского законодательства, в соответствии с которой к объектам относятся вещи, включая наличные деньги и документарные ценные бумаги, иное имущество, в том числе безналичные денежные средства, бездокументарные ценные бумаги, имущественные права; результаты работ и оказание услуг, охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальная собственность), нематериальные блага (ст. 128 ГК РФ).
К объектам корпоративного правоотношения относятся деятельность корпорации и результат ее деятельности. Объектам корпоративных правоотношений присущи несколько признаков (рис. 4.3).
Рис. 4.3. Признаки объектов корпоративных правоотношений
Содержанием корпоративных правоотношений являются субъективные права и обязанности лиц, облеченные в правовую форму, с помощью которой происходит упорядочивание взаимодействия участников правоотношения. Корпорации по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права (п. 1 ст. 9 ГК РФ).
Юридические факты (юридически значимые события и юридически значимые действия) лежат в основе возникновения, изменения и прекращения корпоративных прав и обязанностей (рис. 4.4).
Рис. 4.4. Виды юридических фактов
Корпоративные права и обязанности возникают:
- 1) из сделок и договоров, предусмотренных законом или не предусмотренных законом, но не противоречащих ему;
- 2) из актов государственных органов и органов местного самоуправления;
- 3) из судебного решения;
- 4) в результате приобретения имущества;
- 5) вследствие иных действий физических и юридических лиц.
В соответствии со ст. 12 ГК РФ для установления стабильности корпоративных отношений и баланса взаимных интересов предусмотрен механизм защиты прав участников корпоративных правоотношений, который обеспечивается путем:
- — признания права;
- — восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения;
- — признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки;
- — признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления;
- — самозащиты права;
- — присуждения к исполнению обязанности в натуре;
- — возмещения убытков;
- — взыскания неустойки;
- — компенсации морального вреда;
- — прекращения или изменения правоотношения;
- — неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону;
- — иными способами, предусмотренными законом.
Корпоративные правоотношения можно классифицировать по нескольким основаниям (табл. 4.1).
Таблица 4.1
Классификация корпоративных правоотношений
Основания классификации. | Корпоративные правоотношения. |
По видам субъективных прав, которые преследуются в результате создания такого образования. |
|
Основания классификации. | Корпоративные правоотношения. |
— отношения, приводящие к образованию правоимущественной общности. | |
В зависимости от места возникновения. |
|
В зависимости от содержания. |
|
В зависимости от участия лиц. |
|
В зависимости от характера. |
|
Указанные основания для классификации корпоративных отношений неоднозначны. В теории корпоративного права перечень критериев, которым дифференцируются корпоративные отношения на разные виды, обширен. Например, Д. В. Ломакин предлагает делить корпоративные правоотношения в зависимости от основания возникновения на главные (основные) и подчиненные (зависимые)[5]. Норма п. 1 ст. 2 ГК РФ корпоративные отношения делит на две группы:
1) на отношения, связанные с участием в корпоративных организациях, и 2) отношения, связанные с управлением корпоративными организациями. Некоторые юристы-практики выделяют простые и сложные корпоративные правоотношения, различают их по составу участников. В простых правоотношениях участвуют два субъекта, в сложных — более двух.
- [1] См.: Ломакин Д. В. Корпоративные правоотношения: общая теория и практикаее применения в хозяйственных обществах. М.: Статут, 2008.
- [2] См.: Кашанина Т. В. Корпоративное право (право хозяйственных товариществи обществ): учебник. М., 1999. С. 49.
- [3] См.: Шиткина И. С. Корпоративное право в таблицах и схемах. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юстицинформ, 2017.
- [4] См.: Алексеев С. С. Государство и право. М.: Проспект, 2015.
- [5] См.: Ломакин Д. В. Корпоративные правоотношения: общая теория и практикаее применения в хозяйственных обществах.