Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Органы государственной власти: особенности и характер деятельности

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Советский государственный аппарат данного периода формировался в соответствии с генеральной линией на укрепление диктатуры пролетариата, слома старой государственной машины и задачами военного времени. Этим объясняются его особенности. Во-первых, наличие чрезвычайных органов, которые фактически подменяли органы конституционные. Во-вторых, наделение чрезвычайных органов практически неограниченными… Читать ещё >

Органы государственной власти: особенности и характер деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Советский государственный аппарат данного периода формировался в соответствии с генеральной линией на укрепление диктатуры пролетариата, слома старой государственной машины и задачами военного времени. Этим объясняются его особенности. Во-первых, наличие чрезвычайных органов, которые фактически подменяли органы конституционные. Во-вторых, наделение чрезвычайных органов практически неограниченными полномочиями на осуществление политических репрессий. В-третьих, наличие аппарата распределения материальных благ. В-четвертых, деятельность советского госаппарата па основе принципа двойного подчинения.

К чрезвычайным органам относились: Совет рабоче-крестьянской обороны (впоследствии переименованный в Совет труда и обороны — СТО), Реввоенсовет республики (РВС), ВЧК, ревкомы, комитеты бедноты (комбеды). Они действовали параллельно с конституционными органами и обладали всей полнотой власти. В условиях войны изменяется и характер деятельности конституционных органов. Президиум ВЦИК в силу необходимости оперативного реагирования па изменение ситуации подменяет собой ВЦИК, Малый Совнарком (орган не конституционный) принимает законодательные акты в обход СНК и ВЦИК.

На всех уровнях власти — от центральной до местной — основополагающим принципом выступала революционная целесообразность. Как это ни парадоксально, но в Постановлении VI Всероссийского съезда Советов «О точном соблюдении законов» должностным лицам и органам власти было разрешено отступать «от требований законов в ситуациях, вызванных экстренными условиями гражданской войны и борьбы с контрреволюцией»[1].

Централизованное управление экономикой и иными сферами общественных отношений вызвало резкое увеличение численности бюрократического аппарата. Принцип двойного подчинения ставил деятельность всех органов власти под контроль партийного аппарата.

Хотя Конституция требовала проведения ежегодно не менее двух Всероссийских съездов Советов, с 1918 по 1920 г. было проведено три. Существенного значения это не имело, поскольку решающее значение имели партийные решения.

Решением VI съезда Советов (1918) расширяются права Президиума ВЦИК, сам же ВЦИК теперь должен был собираться на сессии один раз в два месяца. К Президиуму переходили права ведения всех сношений от имени ВЦИК, утверждение постановлений правительства, назначение наркомов по представлению СНК, помилования и др. VIII Съезд (1920) еще больше расширил эти права, разрешив «в порядке управления» издавать постановления от имени ВЦИК, принимать решения по вопросам административно-территориального деления страны.

Постановления Совета рабоче-крестьянской обороны, созданного постановлением ВЦИК от 30 ноября 1918 г. с целью мобилизации сил и средств в интересах обороны страны, были обязательными для всех органов власти и управления1. VIII Съезд Советов наделил Совет труда и обороны правом установления единого хозяйственного плана страны и контроля его исполнения.

Чрезвычайные органы действовали не только в центре, но и на местах. Для оказания помощи в осуществлении продразверстки, декретом ВЦИК от 11 июня 1918 г. были созданы волостные и сельские комитеты бедноты (комбеды), которые действовали параллельно с советами, а в начале 1919 г. слиты с ними. Для поддержания революционного порядка 24 ноября 1919 г. принимается Постановление ВЦИК о создании ревкомов. Назначение их было различным. В освобожденных местностях они создавались как временные органы для организации выборов в местные органы власти. Ревкомы прифронтовой полосы осуществляли широкий круг мероприятий по оказанию помощи фронту. На ревкомы, создаваемые по специальному решению СТО, возлагалось поддержание революционного порядка и решение широкого круга вопросов, имеющих оборонное значение.

Имея полный контроль над Советами, партия проводила через них свою политическую и хозяйственную линию. В соответствии с этим строилась и структура исполкомов. В их составе создавались отделы: поенный, юстиции, труда и социального обеспечения, народного образования, почт и телеграфа, финансов, земледелия, госконтроля. В соответствии с решением VII съезда Советов местные ЧК, военкоматы, продовольственные органы также становились отделами губернских исполкомов.

Декретом СНК от 15 июля 1919 г. создавались новые административно-территориальные единицы — районы и фабрично-заводские поселки, в результате чего уездные и волостные советы были заменены на районные советы с районными исполкомами.

Революционный переворот больно ударил по судебной системе, а стало быть, и по правам человека. Причиной тому были: порожденный хаосом правовой нигилизм, полная политическая ангажированность суда (состав суда избирался контролируемыми большевиками советами), низкий уровень либо отсутствие кассационных инстанций, отсутствие должной координации судебной системы и, конечно, дефицит квалифицированных кадров.

  • [1] СУ РСФСР, 1918. № 90, ст. 908.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой