Неутомимый враг производителей и потребителей металла — коррозия
А пока в России накоплен огромный потенциал работы для строителей и ремонтников: cрок службы истек у 55−65% несущих металлоконструкций (включая объекты повышенной опасности, такие, как мосты, путепроводы, краны, объекты энергетики, химии, магистральные трубопроводы). Общая масса этого металла — более 1 млрд. тонн. Сейчас, к примеру, для трубопроводных систем коррозия является причиной аварийности… Читать ещё >
Неутомимый враг производителей и потребителей металла — коррозия (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Многие российские СМИ в конце января этого года опубликовали эту новость: известный специалист, академик Юрий Полукаров сообщил, что «памятник Юрию Гагарину в Москве может рухнуть». Конструкция, созданная в 1980 году, облицована коррозионно-стойким титаном, но сопряжена со стальными армирующими конструкциями. А в такой композиции подвержены коррозии практически все конструкционные элементы памятника. И ускоряет этот процесс соседство с мощной дорожной развязкой — источником дополнительных загрязнений среды. Главный редактор журнала «Защита металлов» обоснованно напомнил о печальной судьбе метромоста и станции московского метро «Воробьевы горы». Их пришлось срочно ремонтировать из-за коррозионного разрушения стальной арматуры бетонных конструкций моста хлоридом кальция, вводившегося в железобетон при его строительстве. Кстати, сейчас именно хлорид кальция выбран московскими властями для борьбы с гололедом столичных дорог.
При грамотном конструировании и строительстве этих, упомянутых выше, и многих других объектов коррозионных потерь, конечно, можно избежать.
А пока в России накоплен огромный потенциал работы для строителей и ремонтников: cрок службы истек у 55−65% несущих металлоконструкций (включая объекты повышенной опасности, такие, как мосты, путепроводы, краны, объекты энергетики, химии, магистральные трубопроводы). Общая масса этого металла — более 1 млрд. тонн. Сейчас, к примеру, для трубопроводных систем коррозия является причиной аварийности более чем в 40% случаев.
Исторически в СССР в 50-х годах общие затраты на защиту от коррозии оценивались как 1% от валового национального дохода, а в 70-х годах они уже приближались к 4%. Сбой этой системы произошел уже в советские годы, но в наше время она почти рухнула — многие новые балансодержатели, получив в приватизацию значительные производственные фонды, стремятся, в первую очередь, к извлечению из них максимальной прибыли. Экономят на защите от коррозии и структуры, оставшиеся под государственным влиянием, — «Газпром», МПС, жилищно-коммунальный комплекс и т. д.
Однако появились и новые позитивные тенденции. «Ржавый» товар в рыночных условиях не продается. Новые здания, конструкции и изделия должны выглядеть, как минимум, привлекательно. Хотя бы внешне! Поэтому интерес к защитно-декоративным покрытиям в России явно начал расти.
А в некоторых отраслях процесс даже пошел вглубь. Наученные горьким опытом автовладельцы ныне все лучше ориентируются в оцинковке, грунтовке и в автоэмалях. Вот и неповоротливый российский автопром и шустрое российское строительство начали осваивать современные материалы, технологии и средства защиты своей продукции от коррозии.
Процесс наконец-то «пошел», хотя до оптимизма еще далеко. Соблазн «продать» коррозионно-слабую конструкцию так же велик, как и купить ее. Инвестиции в эту защиту — инвестиции в будущее, а денег большинству хочется сразу.
Тем более что можно (см. пример с титановым памятником Гагарину) и обмануться в надеждах на светлое будущее. Поэтому некоторый обязательный минимум знаний по вопросам защиты металла необходим и производителям, и потребителям металла. Попробуем в этом вопросе помочь. Тем более, что традиции в России накоплены здесь неплохие. Например, школа академика Я. М. Колотыркина (НИФХИ им. Карпова) была среди основоположников современной и общепризнанной электрохимической теории коррозии. Есть заметные достижения и у многих других отечественных ученых и коллективов.