Шрифт — это один из основных изобразительных элементов текстового печатного издания. Правильное использование шрифта играет важную роль. Шрифт должен быть не только красивым. Но и экономичным, что характеризуется емкостью и определяется средним количеством знаков, которые могут разместиться в строке, в полосе.
Обложки книг, журнальные статьи, вывески свидетельствуют о том, что оформление текста оказывается подчас не менее важным, чем его содержание. Грамотно сделанный бланк, хорошо читаемая документация на изделия — все это значимые составные части имиджа любой фирмы. А сборники молодых авторов или, напротив, пожилых мемуаристов, издаваемые, как правило, за счет автора или на средства спонсоров (ближайших друзей)… Когда читателю ничего не говорит имя автора, особенно важно позаботиться о том, чтобы издание было приятно взять в руки. Здесь срабатывает принцип «встречают по одежке». Прежде чем читатель станет (или не станет) вчитываться в содержание книги, он обратит внимание на оформление текста.
И все же наиболее отчетливо проблема оформления текста, в частности адекватности содержания и оформления, проявляется при создании рекламы. Если в большинстве случаев эстетика книги все-таки не самый главный фактор, влияющий на покупательский спрос, то рекламу может полностью обесценить всего один неверный дизайнерский ход. Поэтому в рекламе проблема организации и оформления текста выходит на первый план. Иногда использование шрифта, читаемого с трудом, является специальным дизайнерским приемом, цель которого — заинтриговать, заставить вчитаться в предложенный текст.
Шрифты делятся по своему назначению и области применения на книжные, газетные, плакатно-афишные, картографические, декоративные, рекламные.
Выбор той или иной гарнитуры шрифта определяется самим изданием, его целью и читательским адресом. В научно-популярном издании уместны одни шрифты, в художественном — другие. Выбор шрифта определяет и способ печати. Выбор шрифта определяет и способ печати. Выбирая шрифт, следует оценивать содержание текста, условия чтения и возможности печатного оборудования. Рубленые неконтрастные шрифты наиболее устойчивы к типографским повреждениям, но и менее всего воздействуют на читателя. Изящные контрастные шрифты с засечками и тонкими элементами, а также «рукописные» шрифты легче всего искажаются и требуют от читателя наибольшего напряжения при восприятии. Всё это привело к большому разнообразию шрифтов, отличающихся рядом признаков.