Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Ценностные ориентации современного российского журналиста

КурсоваяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Имея разные взгляды на журналистику, старшее и молодое поколения разделяют разные ценности в профессии. Так, советские практики ценят журналистику за преимущества, которые она дает в сравнении с другими профессиями, а именно: возможность занимать позицию сверху над происходящим в обществе, что обеспечивается привилегией владеть информацией, общаться с персонами любого ранга, оказывать помощь… Читать ещё >

Ценностные ориентации современного российского журналиста (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

[Введите текст]

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ

1.1 Интерпретация понятия «ценность»

1.2 Факторы, влияющие на формирование ценностных ориентации ГЛАВА 2. ЦЕННОСТНЫЕ КОМПОНЕНТЫ В СТРУКТУРЕ ЛИЧНОСТИ ЖУРНАЛИСТА

2.1 Ценностные ориентации журналиста: история и современность

2.2 Ценностные ориентации в структуре мотивации журналиста

2.3 Профессионально-этические ценности российского журналиста ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Актуальность темы

исследования. Ценностные ориентации определяют духовный стержень человека, выражают его отношение к миру и к самому себе, оказывают влияние на направленность и содержание социальной активности, наполняют жизнь смыслом, представляют основной канал усвоения человеком духовной культуры общества, превращения культурных ценностей в стимулы и мотивы практического поведения, являются системообразующим элементом мировоззрения.

Социально-экономические процессы, происходящие в стране, вызвали ряд изменений, которые отчетливее всего проявились в трансформации старых и поиске новых ценностных ориентиров, организационных структур, моделей личностных, деловых и семейных взаимоотношений. Эти изменения привели к дестабилизации общества и многообразию, противоречивости жизненных приоритетов людей, что отразилось на формировании ценностных ориентации единиц различных профессий, в том числе и журналистики.

Сегодня востребован не просто компетентный специалист в сфере масс-медиа, способный решать профессиональные задачи, владеющий современными информационными технологиями, а журналист, с четко выраженной профессиональной позицией. Поэтому возрастают требования к университетской подготовке будущих журналистов. Ведь прежде чем стать представителем профессии по должности, студенту-журналисту необходимо стать им по мироощущению, способу восприятия профессиональной деятельности и себя в профессиональной среде.

Цель исследования состоит в изучении ценностных ориентаций современного российского журналиста.

Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи исследования:

1. дать интерпретацию понятия «ценность»;

2. изучить факторы, влияющие на формирование ценностных ориентаций

3.проанализировать историю и современность ценностных ориентаций журналиста;

4. рассмотреть ценностные ориентации в структуре мотивации журналиста;

5. изучить профессионально-этические ценности российского журналиста.

Объект исследования: современный российский журналист.

Предмет исследования: психологические и нравственные качества журналиста.

Различные аспекты журналистской деятельности и профессиональной культуры журналиста раскрыты в работах Д. С. Авраамова, В. И Бакштановского, Е. Л. Вартановой, И. М. Дзялошинского, Я. Н. Засурского, С. Г. Корконосенко, Г. В. Лазутиной, В. Ф. Олешко, Е. П. Прохорова, Л. Г. Свитич, Ю. В. Согомонова, М. И Шостак и других авторов.

Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений был использован комплекс взаимодополняющих методов исследования: анализ философской, педагогической, психологической, методической литературы.

Практическая значимость работа заключается в том, что она расширяет представление о возможных аспектах изучения ценностных ориентаций современного российского журналиста и намечает направление дальнейших научных исследований, ориентированных на оптимизацию процесса его освоения в системе вузовской подготовки.

Структура работы продиктована целью и задачами исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.

ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ

1.1 Интерпретация понятия «ценность»

В настоящее время изучение проблемы ценностей приняло междисциплинарный характер. Д. А. Леонтьев предлагает систематизировать различия в определении ценностей, выделив шесть развилок построения понятия ценности:

— ценность может выступать как объект или как атрибут объекта, в свою очередь объект может быть ценностью или иметь ценность;

— ценностью могут быть любые объекты, обладающие какой-либо полезностью, или объекты особого рода, обладающие особым статусом;

— ценности могут быть индивидуальными или надындивидуальными образованиями;

— если ценности надиндивидуальны, то они являются или трансцендентными сущностями, или порождениями социальных общностей;

— если ценности индивидуальны, то они, свою очередь, являются или структурами сознания (представлениями), или структурами личности и мотивации;

— социальная трактовка ценностей ставит вопрос об их понимании как эталонов (конкретных норм или стандартов) или идеалов (векторов, задающих направление, но не конкретные цели действий).

Такой подход приводит к пониманию ценности в единстве трех форм ее существования, постоянно переходящих друг в друга, а именно:

1. Общественные идеалы — это исходная форма ценностей, поскольку каждая ценность порождается каким-либо социальным сообществом, от семьи до человечества в целом. Социальная ценность есть концентрированное выражение коллективного опыта группы или общности в форме идеала, т. е. представления о совершенстве, о желательном в тех или иных сферах социальной активности.

2. Предметно-воплощенные ценности — общественные идеалы, данные нам не абстрактно, а через их воплощение в произведениях (артефактах) и деяниях конкретных людей, когда ценность находит свое наиболее зримое существование.

3. Личные ценности — интериоризованные личностью идеалы, побуждающие ее к предметному воплощению их посредством деятельности.

Таким образом, неизбежно признание существования ценностей в структуре мотивации личности. В качестве моделей должного они действуют как источник активности, в процессе которой и происходит их предметное воплощение, а оно становится основой для формирования следующего уровня общественных идеалов и т. д.

Этот механизм перехода ценностей социальной среды в личный план и обратно лежит в основе ценностной регуляции как личности, так и микрои макросоциума. Он достаточно хорошо изучен в психологии личности и социальной психологии. Но для того чтобы понять, как он работает, необходимо разделить ценности и потребности, которые тоже обладают мощной побудительной силой, что нередко и сбивает исследователей с толку.

Таким образом, мы можем представить ценности и потребности как систему координат, где по горизонтали располагаются потребности, совпадающие с «пирамидой» Маслоу, а по вертикали — ценности, совпадающие с «бытийными ценностями» Маслоу же, которые, в свою очередь, совпадают с абсолютными. Если рушится «вертикаль» ценностей, происходит «снижение человечности», возникают когнитивные и духовные расстройства, т.к. связь с действительностью искажена и разрушена. Если это происходит в масштабе общества, возникают метапатологии, в числе которых — аномия, потеря смысла, безразличие, скука, ноогенный невроз, чувство собственной бесполезности, тщетность, отсутствие ощущения свободы воли, опустошенность, цинизм, неверие, бесцельное разрушение, ярость, вандализм, отчуждение от старших, родителей, авторитета, любого общества.

1.2 Факторы, влияющие на формирование ценностных ориентаций

Формирование ценностных ориентации — сложный и длительный процесс, предполагающий научное знание психологических механизмов, лежащих в основе ценностных ориентации, и условий их развития. Функционирование ценностных ориентаций имеет ряд особенностей. Определение поведения человека идет с двух сторон:

а) со стороны мира, внешних условий, уровня развития культуры, природных факторов и т. д.;

б) со стороны самого человека, его желаний, предпочтений, ценностей и смыслов, мотивов и интересов.

На каждом из уровней регуляции поведения названные стороны встречаются и трансформируются в тот или иной вид отношений. А на уровне отдаленных перспектив — это предполагает их субординацию и упорядочению. Проектировочный уровень характеризует осмысление отношения к возможной деятельности, целям, вещам, людям с позиции их включения в реальную жизнь человека. Осмысления направлены на создание смысловых образований через соотношение смыслов по разным критериям и на их трансформацию.

На мотивационном уровне мотивационные отношения проявляются в активном выборе поступков, действий, предметов и людей. Ярко проявляют себя предпочтения и пристрастия. Отношение между мотивами во внутреннем мире, человека ведет к их иерархии, сравнению и упорядочению. Всякое внутреннее отношение — это отношение между актуальным и потенциальным в человеке, которые в зависимости от уровня регулируются на основе критериев. Этими критериями выступают: мера общности тех или иных образований, степень значимости для человека конкретного образования сейчас или в будущем.

Внутренние отношения выражают динамику субъективной жизни человека и могут принимать разные формы (конфликт, подъем, цельность, гармония и т. п.). В реальном процессе психологической регуляции ее виды отношений (ценностные, смысловые, мотивационные) существуют в единстве, это касается и ценностных ориентаций понимаемых как ценностный психологический механизм регуляции поведения. Конечно, один из видов отношений (или уровень регуляции) может или должен доминировать, тогда остальные находятся в нем в снятом, свернутом виде.

Процесс регуляции поведения человека идет от внутренних отношений между актуальным и потенциальным в человеке. Это касается не только отношений внутри одного уровня, но переходов и связей между уровнями регуляции. Например, между мотивами и смыслами, общими смыслами и ценностями, системой мотивов и ценностями.

Формирование же ценностных ориентаций идет со стороны актуализации внешнего отношения взаимодействия человека с миром. В процессе формирования и развития человека мир, культура и конкретные ситуации актуализируют разные виды значимых отношении в очень многообразных комбинациях. Но, конечно, есть и общие моменты: так культура (миф, ритуал обряды и т. п.) прежде всего, актуализируют ценностные отношения.

А.Х. Здравомыслов указывает, что ценностные ориентации являются важным элементом внутренней структуры личности, которые закреплены жизненным опытом каждого конкретного индивида и всей совокупностью его переживаний.

Ценностно-потребностная сфера личности — это система индивидуальных потребностей, формирующаяся на основе врожденные или уже приобретенных в течение жизни потребностей, и организующихся в блоки — ценности, которые соответствуют исторически сложившимся социально одобряемым, морально-этическим нормам, выработанным в процессе развития общества под влиянием социально-экономических факторов, отличающимся своей индивидуальной неповторимостью.

Потребности человека, значимость свойств окружающего мира образуют сложную взаимозависимость, которая достаточно изменчива. Без удовлетворения многих потребностей невозможна наша ежедневная жизнь. Здесь и биологические потребности, обеспечивающие сохранение нашего организма: сон, еда, движение. Но и они отходят на задний план в тех случаях, когда поведение подчиняется духовным потребностям, высшим чувствам: долг, честь, совесть, страдание. Они подчас переоценивают даже жизненно-необходимые потребности, даже саму человеческую жизнь. Психологи говорит об иерархии потребностей, т. е. об их взаимоподчинении. Но, как пишет Г. С. Абрамова «…за такой иерархией стоит школа ценностей человека, его нравственные качества, та система оценок, которые он дает окружающему миру».

Рассмотрим некоторые основные факторы, влияющие на систему ценностных ориентаций.

Культурный опыт. Культура задает систему ценностных представлений, регулирующих индивидуальное и социальное поведение человека, служит базой для постановки и осуществления познавательных, практических и личностных задач. Культура переводит человека в другой способ бытия, способ, который лежит вне отдельного человека и является более осмысленным и упорядоченным. Человек изначально, с момента своего рождения помещен в мир культуры. В этом мире накоплен и зафиксирован гигантский общечеловеческий опыт, который обеспечивает человека готовыми образцами и средствами решения личностных задач. Однако, присвоение культурного опыта, безусловно, не происходит автоматически. От каждого отдельного человека оно требует предельно личного осознания, «переоткрывания». Всякая общезначимая ценность становится действительно значимой только в индивидуальном контексте.

Моральные принципы. Кроме норм морали, знаний о моральных качествах и идеале в истории морального сознания возникает необходимость в гибком и универсальном руководстве для человека. Ими стали моральные принципы. В этих принципах дается только общее основание для осуществления норм поведения и критерий для выбора правил в самых разных условиях.

В моральных принципах зафиксированы общие правила поведения, требования общественной дисциплины, предъявляемые к множеству совершаемых людьми поступков какого-либо типа. В принципах морали выражены обобщенные законы морального поведения, объединяющие множество различных по содержанию поступков в единый образ жизни и линию поведения.

Личный опыт. Этот фактор является самым значимым по степени влияния на формирование системы ценностей у человека.

Так, например, ценностные ориентации взрослого отличаются гораздо большей устойчивостью по сравнению с системой ценностей ребенка, т. е. личный опыт «закрепляет» отдельные ценности, имеющие для конкретного человека определенную значимость. Кроме того, сам процесс оценивания утверждений происходит именно через приобретение личного опыта и, исходя из него (ведь большинство людей учатся на своих ошибках).

Внутрисемейная атмосфера. Фактор воздействия родителей на детей имеет длительный характер, поэтому является одним из важнейших по степени влияния на ребенка, и в частности — на его жизненные ценности. Они в значительной мере предопределяют жизненный путь ребенка.

Но кроме сознательного, целенаправленного воспитания на ребенка воздействует вся внутрисемейная атмосфера, причем эффект этого воздействия превышает все остальные.

Таким образом, можно выделить следующие факторы, влияющие на формирование ценностей. Изначально человеку предлагается несколько вариантов норм поведения: общепринятые социальные нормы и внутрисемейные правила, образцы поведения, заимствованные из искусства, моральные принципы и т. д.

А далее перед ним стоит вопрос выбора своего, «третьего», индивидуального пути, вопрос собственной системы ценностей.

ГЛАВА 2. ЦЕННОСТНЫЕ КОМПОНЕНТЫ В СТРУКТУРЕ ЛИЧНОСТИ ЖУРНАЛИСТА

2.1 Ценностные ориентации журналиста: история и современность

Имея разные взгляды на журналистику, старшее и молодое поколения разделяют разные ценности в профессии. Так, советские практики ценят журналистику за преимущества, которые она дает в сравнении с другими профессиями, а именно: возможность занимать позицию сверху над происходящим в обществе, что обеспечивается привилегией владеть информацией, общаться с персонами любого ранга, оказывать помощь людям, влиять на общественное мнение и формировать его, быть автономным в рабочем расписании. Воспринимая ценности как преимущества, журналисты обнаруживают, с одной стороны, намерение служить людям и обществу, а с другой стороны, стремление к власти над ними. Такая ориентация делает их похожими на профессионалов других профессий. С другой стороны, то, что среди них большинство советские практики, свидетельствует, что именно старшее поколение сохраняет советскую концепцию журналистики как инструмента власти и сохраняет желание воздействовать на общественное сознание и текущую политику.

Большинство постсоветских журналистов воспринимают ценности профессии как обязанность журналиста быть объективным и честным перед аудиторией, коллегами, перед собой, делать высококачественную работу. Однако на практике журналисты вынуждены действовать согласно политике их издания, проводимой в интересах властей и других влиятельных групп в обществе. Текущая практика навязывает журналисту другую обязанность — служение политической власти, экономической элите общества. Это принимается без сопротивления. Молодежь пришла в журналистику, имея прагматические персональные цели: заработать, найти лучшие жизненные перспективы, удовлетворить творческие амбиции. И поэтому она принимает те правила игры, которые существуют. Молодое поколение считает себя ответственным прежде всего перед нанимателем за те результаты, которые от него ожидаются. Часть из них считает, что в журналистской профессии нет ценностей, как таковых, а понятие морали едва ли к ней применимо.

Многие советские практики больше обеспокоены журналистскими методами, которые ведут к насилию над личностью: вторжением журналиста в частную жизнь, диффамацией, неуважением чести и достоинства человека, причинением вреда здоровью, жизни и собственности. Постсоветские практики, наоборот, больше обеспокоены качеством информирования, тем, что часто в основе журналистского сообщения лежит дезинформация. То есть, молодежь «голосует» скорее за объективное освещение событий, тогда как старшее поколение «болеет» больше за этическое поведение журналиста. Однако оба поколения проявляют достаточную лояльность ко лжи. По их оценкам, ложь — временный и постоянный атрибут журналистской работы. Как временное явление журналисты оправдывают ложь в период выборных кампаний и в других ситуациях, требующих лжи. Как элемент профессии, ложь оправдывается творческой природой журналистики.

Журналисты высоко ценят дружбу. Они, например, никогда бы не написали негативный материал о своих друзьях. В работе они часто используют друзей и знакомых как источники информации и публикуют материал по их просьбе или в их интересах. Это вполне адекватно тому, что сами медиа развивают приятельскую журналистику для своих политических и экономических «друзей». Практика приятельской журналистики стала распространенной, особенно с начала 1990;х годов, когда редакции получили свободу от партийного и государственного контроля за направленностью и содержанием материалов и могли формировать повестку самостоятельно. С потерей цензуры медиа практически лишились и финансовой поддержки государства, а с началом шоковых реформ в экономике они вынуждены были искать новые источники финансирования, чтобы выжить. Практика заказных статей и выступлений стала обычным делом. С одной стороны, это была прагматическая стратегия выживания медиа и журналиста. С другой стороны, это было частью естественных неформальных связей и отношений, пронизывающих общество, чья культура остается больше коллективной, нежели индивидуальной, основанной на тесных разносторонних связях семьи, родственников, знакомых, друзей, коллег, их близких и знакомых.

Журналисты практически единогласно оправдывают коррупцию в профессиональной работе и в обществе в целом. Большинство считает продажность и профессионализм вещами одного порядка. Их главный аргумент — что все вокруг коррумпировано и зависимо и просто нет другого пути, чтобы выйти из бедности. Журналистика и сами журналисты стали товаром, а непрофессионала не купит никто. Время изменилось, старые прогосударственные приоритеты заменяются новыми рыночными, где во главу угла ставится получение материального достатка. Журналистика остается второй древнейшей профессией, поэтому, по мнению респондентов, нет никакой беды, что она продажна. Оба поколения идентифицируют профессионализм как техническое мастерство, не включая в эту характеристику этические нормы. Продажность — товарность журналиста они рассматривают как оценку его профессионализма на рынке труда.

Два поколения имеют разные надежды на будущее. Советские профессионалы смотрят более пессимистически на будущее российской журналистики, поскольку они не верят, что политические и экономические условия существенно изменятся. Постсоветские практики более оптимистичны. Они надеются на новый порядок в стране, который будет способствовать укоренению западной модели журналистики.

Сегодня при характеристике «настоящего» журналиста незаслуженно отодвигаются на задний план нравственные ориентиры прошлых лет. Но многие из них по-прежнему актуальны. И лишь самые достойные из журналистов соответствуют этим качествам: это ответственность за факт и каждое слово, грамотность, честность, наличие собственной гражданской позиции и внутренней культуры, нравственных и профессиональных ориентиров, способность к самокритике.

Репортеры XXI в. наглядно показали, что может случиться, если гордыня возьмет верх над профессиональным и нравственным долгом и если журналист возомнит себя высшим судьей, обладателем истины в последней инстанции, которому позволено вмешиваться во все и вся, в том числе в личную жизнь других людей. Причем — любыми средствами и при любых обстоятельствах. Примером может служить инцидент с Джасинтой Салдана, медсестрой клиники, где проходила лечение герцогиня Кембриджская Кейт Миддлтон. Диджеи австралийской радиостанции 2DayFM дозвонились до медсестры и под видом родственников герцогини, расспросили ее о здоровье королевской особы. Запись разговора диджеи передали в эфир. Салдана, по некоторым версиям, не выдержав ответственности, покончила с собой. Этот эпизод наглядно показывает, как примерившие на себя роли высших судей журналисты превысили полномочия и вторглись в личную жизнь людей, оказавшись косвенными виновниками смерти человека.

Журналисты ориентируются на вкусы аудитории, но одновременно и дистанцировались от нее, часто воспринимая ее не как равноправного, активного партнера в диалоге, а как пассивный объект восприятия текстов средств массовой информации.

Нравственному образованию журналиста в таких условиях следует уделять особое внимание. Но нравственное образование имеет свою специфику, что порождает определенные проблемы в обучении журналистов.

Ю.А. Огородников отмечает, что проблема образования журналистов вписывается в общие проблемы подготовки специалиста, она носит в большей мере практический, а не теоретический характер.

Проблемы практического характера заключаются в следующем:

духовно-нравственное состояние общества деформирует образовательный процесс, — важно знать, как противостоять ему в обучении журналистов;

политика государства в области журналистики (средств массовой информации) отрицательно влияет на подготовку журналистов, — важно определить, как в этих условиях воспитать нравственного журналиста;

нет действенных методов нравственного и патриотического воспитания журналистов, они нуждаются в разработке;

Что сделать в рамках вуза, чтобы заложить устойчивые мировоззренческие принципы, — одна из основных проблем современного профессионального образования.

«Журналист, как правило, имеет о себе неоправданно высокое мнение и весьма поверхностно разбирается в явлениях, которые он пытается оценить и разъяснить своей аудитории. Уровень нравственного и эстетического развития массового журнализма низок, забота о Родине, как правило, отсутствует», — подчеркнул Огородников.

Несмотря на сложность «предмета», существуют методы информирования и привития моральных норм журналистам. Среди них можно выделить три метода: научный, метод социальной мотивации и метод «от противного».

Научный метод. Деонтология журналистики — это одна из самых молодых дисциплин, история которой насчитывает всего лишь два столетия. А вместе с тем, если рассмотреть некоторые отрицательные тенденции современной журналистики через призму деонтологии, можно увидеть их ярче, в более неприглядном свете, с возможностью принятия верных с точки зрения этики решений.

«Деонтология — это раздел этики, рассматривающий проблемы долга и ответственности, нравственных принципов поведения, актуальность этих проблем для журналистики фиксируется в исследованиях по коммуникативистике в основном сторонниками теории социальной ответственности, — такое определение дает составитель «Энциклопедического словаря средств массовой информации» А. А. Князев.

Ключевые понятия этой дисциплины — «долг», «честь», «право», «должное». Безусловно, эта дисциплина имеет место быть в учебных планах у журналистов. Но есть и другие возможные меры воспитания в журналистах морали.

К ним можно отнести способы социальной мотивации, метода «от противного» и популяризации.

Социальная мотивация — это не что иное, как выраженное в соответствующих формах общественное одобрение или общественное порицание профессиональных действий журналиста. Очевидно, что одобрению подлежат положительные действия работника, а порицанию — отрицательные. В чем эта социальная мотивация заключается? Образуя единое сообщество, журналисты, так или иначе реагируют на поступки своих коллег: как в профессиональном плане, так и коллег по редакции. На конференции в МГУ в феврале 2013 г. Московские журналисты признались, что их коллега, не проверивший факты, подвергается всеобщему порицанию. Момент порицания заключается в том, что провинившемуся коллеге не подают руки. Воспитательный аспект практического порицания как правило действует сильнее, чем теоретические заявления о том, что нравственно, а что аморально в профессии.

Есть две точки зрения, когда возникла профессиональная мораль в журналистике. По одним оценкам, она появилась в середине XX столетия, когда профессия «стала массовой, а журналисты осознали себя единой общностью». Другие исследователи утверждают, что мораль в журналистике старше самой журналистики. Так или иначе, способ социальной мотивации в отличие от введения в учебный план определенных дисциплин, посвященных мораль, более всеобъемлющий. Он подходит к настоящему времени и был актуален задолго до XXI столетия.

Способ «от противного» был наглядно продемонстрирован на той же февральской конференции в Москве, когда заместитель министра связи и массовых коммуникаций Алексей Волин заявил, что журналисты априори будут работать на директора, который будет определять, как и о чем писать. Нет смысла в рамках доклада обсуждать и осуждать слова Волина. Важен процесс консолидации журналистского сообщества: шокированное, оно ополчилось против замминистра и, как ни странно, стало больше обсуждать мораль, нравственность, высокое предназначение журналиста. Неоднократно в дальнейшем под влиянием ярко негативных примеров журналисты будут вспоминать о моральном долге и чести и прочих понятиях, которые станут понятнее на практике, нежели на бумаге.

Нравственность в журналистике можно и популяризировать. Следуя современным тенденциям, стоит сделать из морали и чести некий тренд, который будет практически понят всеми до единого и применяться на практике большинством.

ценностный ориентация мотивация журналист

2.2 Ценностные ориентации в структуре мотивации журналиста

Очень важно понимать, что профессионализм — это не столько характеристики производительности труда, сколько особенности мотивации личности, системы устремлений, ценностные ориентации, те смыслы, которые сам человек вкладывает в свой труд.

В словах тележурналиста Станислава Кучера отразились не только особенности журналисткой мотивации, но и трансформация ее осмысленности по мере накопления опыта: «Поначалу мне часто бывало неинтересно. Например, приходит музыкальный продюсер, который делает звезд-однодневок. Он мне неинтересен, мне неважно, как это все делается. Зачем, думал я, мне знать, как делается это фуфло? И я думал: скорее бы это все закончилось. Потом понял, что таким отношением к делу я сам себя обкрадываю, трачу свое время зря».

Потребности и ценностные ориентации ложатся в основу мотивов профессиональной деятельности. Мотивы — в свою очередь это внутренние побуждения, определяющие направленность активности человека в профессиональном поведении, в целом, и ориентации человека на разные стороны самой профессиональной деятельности.

Выделяют следующие мотивы, связанные с трудовой деятельностью:

— собственно мотивы трудовой деятельности,

— мотивы выбора профессии,

— мотивы выбора рабочего мест.

Что касается журналистики, то наибольшее внимание исследователей привлекают вопросы выбора профессии и представлений о профессиональной деятельность в годы учебы.

Павел Шеремет отмечает, что за годы работы на телевидении, он выделил четыре основных мотива, по которым люди приходят в журналистику. Первый мотив — обыденность (надо же было куда-то пойти учиться, надо же где-то работать, журналистика ничем не хуже, чем другие профессии). Второй мотив — тщеславие (журналистика, телевидение — пропуск в мир избранных, «мама говорила, что я так хорошо буду смотреться на экране»). Третий мотив — любознательность (нравится рассказывать истории", рассматривать мир, изучать его). Четвертый мотив — миссионерский (понимание, в чем состоит идея фикс профессии, готовность этой идее следовать).

В чем для вас мотивация в профессии, ведь каждый день одно и то же? — вопрос Алексею Пивоварову. «Это хороший вопрос. Действительно, каждый день одно и то же, новости меняются, но процесс неизменен. В чем драйв? Как ни странно, мотивация в том, что новости никогда не прекращаются и все повторяется вновь и вновь. Адреналин, который периодически выплескивается в этой работе, не ослабевает. Если ты сам совершенствуешься и меняешь все вокруг: новые формы, новые методы подачи информации, — то это не надоедает. Мы на НТВ проводим конференции о том, как надо и как не надо сейчас работать, анализируем западные подходы, смотрим новые жанры, пытаемся их внедрить, а от чего-то старого — отказаться. Такая работа долго не надоедает».

Рассмотрим мотивы, существенные для комфортного самочувствия себя в профессии, саморазвития в профессии. Некоторые из них проиллюстрируем примерами из интервью одних из самых известных и уважаемых журналистов, Леонида Парфенова и Владимира Познера (интервью Познера журналу «RollingStones», интервью Парфенова газете РБК-daily и его же интервью rbc.ru).

Мотивы предназначения профессии

— принесение журналистикой пользы обществу, Познер: Но когда я выражаю свое несогласие с теми идеями, что выдвигает президент, или с законопроектами, которые принимает Госдума, то я исхожу не из своего личного отношения, а только из журналистского долга — мне надо дать телезрителям объективную картину происходящего в стране.

Мотивы профессиональной деятельности (процессуальные)

— нацеленность на профессиональный труд вообще,

— Видите ли Вы место для себя на современном ТВ? Если Вам позвонят через два дня и скажут, что запрет снят и Вы можете вернуться на федеральное ТВ, как отреагируете?

Парфенов: Не знаю. Я никогда не жил с мыслью, что изгнан из рая. Я делаю то, что могу и хочу делать. Слава богу, у меня есть разные инструменты, на которых я могу играть.

— содержание работы журналиста, работы по конкретной специализации или на конкретном предприятии,

— овладение способами и приемами работы в ходе обучения,

— возможность самому принимать решения, отсутствие жесткой регламентации выбора способов труда, Парфенов: Я давно имею возможность оплачивать высшую роскошь — заниматься тем, чем считаю нужным, вот и все. Я давно нигде не работаю, при этом за годы, что я не работаю, я сделал больше всего за всю свою карьеру.

— разнообразие профессии, разнообразие способов труда, специализаций, журналистских тем и ситуаций, Парфенов: Все рождается в процессе: раз попробуешь — что-то немножко не то, два… А репетировать бессмысленно, если репетируешь, подлинный драйв теряется.

— поиск новых тем, новых творческих ходов и приемов.

Парфенов: (разговор идет про часы) В них интересная механика, в них есть техническое остроумие — я убежден, что существует такая категория. Квадратная шестеренка с шестеренкой-трилистником убеждают меня в том, что все мы, те, кто настаивает на том, что надо заново изобретать колесо, — мы все правы. Есть люди, которые изобретают колесо заново в буквальном смысле слова. А мы (…) мы в своих сферах тоже пытаемся изобретать колеса. Не оставаться в колее, не производить какой-то продукт, который повторяет уже имеющийся.

Мотивы профессиональной деятельности (результативные)

— создание новых духовных ценностей, информирование, просвещение, Познер: Более того, роль журналиста — это больше роль сторожевого пса, который лает и обращает внимание на непорядок. Поэтому гораздо чаще я, конечно, выступаю с какими-то критическими замечаниями.

— значимость результатов работы,

— возможность добиться успеха, высоких результатов,

— Читая одно из ваших интервью, я наткнулся на такую фразу: «Как интервьюеру, мне в России нет равных». Даже если это правда, как в принципе можно произнести о себе подобное вслух?

Познер: Послушайте, а когда чемпион мира по боксу в тяжелом весе Мохаммед Али говорит: «Я — номер один», вас это не смущает? Или Усейн Болт, обладатель мировых рекордов в беге на сто и двести метров?

— Вы приводите сейчас примеры из мира спорта. Для вас нет никакой разницы?

Познер: А в чем разница? Это все конкурентные профессии. Если в них человек не хочет быть первым, то вот это как раз не нормально. Я хотел быть лучшим журналистом. И, по-моему, в том разговоре я ссылался на Алексея Алексеевича Венедиктова, который сказал: «Самые сильные интервьюеры в России — это я, Познер и Тина Канделаки». Хорошая компания.

— стремление превзойти существующих в журналистике профессионалов,

— индивидуальное самостоятельное варьирование режимов работы и отдыха.

Мотивы профессионального общения

— самореализация и самопроектирование,

— позитивная Я-концепция, самоуважение, возможность стать хорошим специалистом,

— свобода творить, возможность профессионального и личностного роста, Познер: Опросы общественного мнения, проведенные ВЦИОМом, показывают, что среди журналистов, вызывающих наибольшее доверие у россиян, мое имя присутствует. Для меня это очень ценно. Кроме того, здесь я не просто работаю, как я уже сказал. Это гораздо больше — у меня есть, если хотите, миссия. Мне и правда небезразлична судьба России, и я хотел бы сделать все возможное, чтобы ее путь привел в стан Европы, а не в стан Евразии. Разница принципиальнейшая.

— стремление своим вкладом обогатить опыт профессии.

«Мотивационная сфера профессиональной деятельности неодинакова на разных стадиях профессионализации. Так, на стадии выбора профессии складывается интерес к содержанию будущей профессии, понимание значимости профессии и профессиональное призвание, стремление войти в определенную профессиональную общность, возникают профессиональные ожидания.

На первой стадии профессионального обучения начинается адаптация как приспособление личности к профессии, уточнение своих профессиональных притязаний, возможно охлаждение интереса к избранной профессии, намечается принятие роли профессионала.

На второй же стадии практического овладения профессией углубляется адаптация, происходит корректировка профессиональных мотивов и целей, упрочиваются мотивы овладения высокими нормами и образцами профессионального мастерства, появляется первая удовлетворенность трудом, возникают мотивы самореализации личности в труде, а также возрастает число побуждений в мотивационной сфере, усложняется их иерархия.

На стадии расцвета, третьей ступени профессиональной деятельности укрепляются мотивы индивидуального вклада в профессию и профессионального творчества, усиливается смыслотворчество в профессии как поиск все новых смыслов профессии для себя, упрочивается преобладание конструктивной мотивационной тенденции, ориентирующей человека на созидание.

И в завершении профессиональной деятельности, ухода из профессии может наблюдаться либо мотивация к самореализации личности в новых формах деятельности — наставничестве, мемуарах, либо проявляется защитная мотивация избегания неприятностей, противопоставление профессиональным интересам молодежи, регресс".

Вот ответ Николая Сванидзе на вопрос интервью «К чему вы себя готовите завтра?» Если ты достиг какого-то уровня, то необходимо его сохранять. Нельзя ни в коем случае терять себя, нельзя терять своего лица, чувства собственного достоинства. И помнить, что для журналиста есть такие же ограничители, как для врача, например, не навреди. Хотя иногда очень хочется развлечь публику. Сейчас нет моды на политическую журналистику, а есть мода на развлечения. Из седого журналиста развлекальщик плохой, поэтому мальчик и девочка больше этой задаче соответствуют. Но когда поворот в сторону политической журналистики произойдет, а он произойдет обязательно, тогда на экран вернутся взрослые лица, внушающие доверие.

Вопросы мотивирования на труд и повышение результативности труда актуальны не только тогда, когда это касается других людей, например, подчиняющихся вам сотрудников организации. «Многие считают, что основа мотивации — страх остаться без куска хлеба или крыши над головой. Это, конечно, сильный мотиватор, однако он, во-первых, не определяет поведение тех, кто „работает не за страх, а за совесть“, а во-вторых, не является определяющим для большинства людей, с которыми я постоянно общаюсь, так как они являются способными и хорошо образованными молодыми людьми». Его советы будут весьма полезны молодым специалистам.

2.3 Профессионально-этические ценности российского журналиста

Профессионально-этические ценности журналистского сообщества являются основанием профессиональной морали, функция которой — «обеспечить такое поведение членов профессиональной группы, при котором данная деятельность приносит наилучшие результаты, оправдывая свое общественное предназначение». Фактором, определяющим для журналистского сообщества его профессионально-этические ценности, выступает миссия журналистики — ее предназначение, реализуемое через совокупность функций, актуальных для того или иного периода общественного развития.

Эти ценности нашли свое отражение в профессионально-этических кодексах, которые возникли в результате процесса рефлексии сознания профессиональной группы. По мнению С. К. Шайхитдиновой, — это своего рода «…синкрезис элементарных норм (привычек, обычаев, нравов) как „здравого смысла“ культуры и ценностей, функция которых в оптимизации, повышении эффективности деятельности».

Изменения ценностей социальной среды СМИ, связанные с переходом к рыночной экономике, трансформацией политической системы, технологической революцией, распространением интернета, преобразования медиасистем и бизнеса средств массовой информации, протекающие на фоне все более глубокого взаимопроникновения бизнеса и политики, приводят к серьезным подвижкам в понимании фундаментальных и этических основ самой журналистики.

Отделить журналистику как институт, предоставляющий обществу объективную и достоверную информацию о действительности, от других потоков массовых коммуникаций (реклама, пиар, индустрия развлечений и политическая пропаганда) становится все труднее.

Международное журналистское сообщество пытается противостоять этим процессам, создавая организации, цель которых — исследование основополагающих ценностей современной журналистики. Так, еще в 1997 г. в Америке был создан «Comitteeof Concerned Journalists», где в течение нескольких лет среди журналистов и аудитории проводились социологические исследования, главной целью которых было выявление фундаментальных ценностей и мотиваций, управляющих современным журналистским сообществом, а также степени их адекватности ожиданиям аудитории. Результаты этой многолетней работы были обобщены в книге «The Elements of Journalism: What Newspeople Should Know and the Public Should Expect». Международная и Европейская федерации журналистов выступили иннициаторами движений «Ethical Journalism Initiative» и «Stand up for Journalism», цель которых — возвращение в журналистику ее главных ценностей: свободы слова и качества публикуемой информации.

Динамику изменений ценностей российского журналистского сообщества мы можем проследить, сравнив Кодекс профессиональной этики журналиста, принятый I съездом журналистов СССР на конфедеративной основе 24 апреля 1991 г., то есть первый в истории отечественной журналистики этический документ, с Кодексом профессиональной этики российского журналиста, одобренным Конгрессом журналистов России 23 июня 1994 г. и являющимся первым этическим документом в постсоветской журналистике, а также с последующими кодексами.

Из сопоставления этих документов следует, что профессионально-этические ценности, декларируемые российским журналистским сообществом, также подверглись изменению. В Кодексе российского журналиста уже не упоминаются ни морально-нравственные ориентиры, ни такие этические принципы, как социальная ответственность журналиста, добросовестность, честность и уважение к общечеловеческим ценностям. «Правдивость и объективность» трансформируются в «достоверность». Зато появляются новые: признание юрисдикции исключительно своих коллег (при соблюдении законов), сохранение конфиденциальности источника, противодействие экстремизму, недопустимость злоупотребления скрытой рекламой, невозможность совмещать статус журналиста с государственными должностями, право на отказ от выполнения задания и право на защиту.

Не содержат упоминаний о честности, добросовестности и социальной ответственности журналиста ни Московская хартия журналистов (1994), которая почти слово в слово повторяет Кодекс российского журналиста, ни Хартия телерадиовещателей (1996), в которой, впрочем, упоминаются развитие национальных культурных ценностей и защита общественного здоровья и нравственности.

Мы можем констатировать, что изменение ценностей социальной среды средств массовой информации, а именно ценностное оформление потребностей и, как следствие, ослабление комплекса надличностных ценностей, отразилось на декларируемых ценностях журналистского сообщества. И прежде всего это коснулось категорий профессиональной морали, определяющих основу профессиональной позиции журналиста как человека, идентифицирующего себя с профессиональной общностью, то есть самого главного: ценностей — целей профессии. Прояснить нравственный смысл профессии российский журналист с принятием последних отечественных кодексов может, только обратившись к международным этическим документам. Если же говорить об инструментальных ценностях, то мы видим, что акцент сместился с ответственности, вплоть до исчезновения механизма возложения ответственности, на права, но в то же время появились попытки сдерживания возможных злоупотреблений.

Естественно предположить, что в таких условиях процесс саморегулирования средств массовой информации неизбежно должен «пробуксовывать», наталкиваясь на противоречия между исторически сложившейся миссией журналистики, декларируемыми ценностями журналистского сообщества и реальными ценностями его членов и социальной среды средств массовой информации.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Сегодня ценностные ориентации журналистов переживают значительные изменения ввиду экономических, политических и культурных преобразований в обществе. Нельзя не отметить, что и сами средства массовой информации являются производителями ценностей социума, ведь в образе журналиста получают отражение коллективные представления о человеке, о нашем современнике.

Ценностные ориентации журналистов, как и представителей других профессий, возрастных групп, да и общества в целом динамичны. Внимание к их изменению в настоящее время — один из обсуждаемых вопросов в журналистике.

Журналистика формирует ценностное отношение к различным явлениям социальной жизни: политическим, экономическим, правовым, этическим, моральным, эстетическим, философским и т. д. Поэтому аксиологические (теория ценностей, раздел философии) функции журналистики нацелены:

— на распространение в обществе высоких культурных ценностей, воспитание аудитории на образцах общемировой культуры и, в конечном счете, на формирование творческой личности;

— формирование в процессе общения, взаимодействия, самосовершенствования оценочного отношения к миру в его эстетическом, этическом, религиозном и других аспектах;

— на выработку ценностных ориентаций граждан.

В каждой конкретной ситуации журналист совершает свой моральный выбор, исходя не только из общечеловеческих ценностей, но и на основе личных убеждений и взглядов.

При этом ни один поступок не может быть совершен индивидом, если тот не испытывает в нем некой заинтересованности. Значит, если бы профессиональная мораль журналиста не выработала механизмов, соединяющих общественный интерес с личным, она вообще не могла бы быть действенной.

Таким образом, рассмотрев общие принципы журналистской этики и механизм их функционирования, мы можем сказать, что принятие личностью тех или иных моральных ценностей — не одномоментный акт внезапного «прозрения», а длительный процесс, связанный и с моральным выбором, и с осознанием личной ответственности перед обществом. Впрочем, было бы ошибочно полагать, что этические принципы — единственный критерий нравственности журналистской деятельности. Ведь не всегда общепринятые моральные предписания срабатывают впрямую. В иных ситуациях журналист вынужден соотносить свои поступки не с общими нравственными принципами, а с профессиональными нормами, не сводимыми к общим моральным установкам.

Проведенное сравнение обнаруживает большую разницу между двумя поколениями журналистов в их восприятии профессиональных ценностей. Старшее поколение проявляет преданность своим убеждениям, которые были заложены и развиты советской школой журналистики в университете и далее в редакции, с главным принципом — действовать как социальный организатор.

Поэтому советские практики могут быть определены как социально ответственные профессионалы, поддерживающие социальный порядок в обществе, их добровольный альянс с местной властью совершенно естественен.

Новое поколение журналистов, наоборот, обнаруживает отсутствие собственных убеждений, когда, с одной стороны, пытается имитировать западную идею объективной журналистики, а с другой стороны, безболезненно игнорирует ее как абсолютно невостребованную текущей практикой.

То есть, новое поколение принимает ответственность прежде всего перед нанимателем за те результаты, которые тот ожидает от работы. Именно молодые журналисты определили профессиональную ответственность журналиста как соблюдение правил игры. Интересно и то, что именно молодежь считает, что журналистская профессия не имеет ценностей вовсе.

По их мнению, понятие морали трудно применимо к журналистике.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Авраамов Д. С. Профессиональная этика журналиста, парадоксы развития, поиски, перспективы. — М., 1991. — 252 с.

2. Виноградова С. М. Слагаемые журналистской профессии / Основы творческой деятельности журналиста. — СПб.: Знание, 2010.

3. Ворошилов В. В. Журналистика: учебник. — 7-е изд., стер. — М.: КНОРУС, 2010. — 496 с.

4. Засурский Я. Н. Журналистика и общество: балансируя между государством, бизнесом и общественной сферой. — М.: Аспект Пресс, 2002. С.195−231.

5. Здравомыслов А. Г. Потребность. Интересы. Ценности. — М.: Мысль, 1986. — 221 с.

6. Кирьякова А. В. Теория ориентации личности в мире ценностей. — 2-е изд., перераб. — Оренбург: ОГУ. — 2000. — 188 с.

7. Князев А. А. Энциклопедический словарь СМИ. — М.: КРСУ, 2002. — 188 с.

8. Кравченко А. И. Общая социология: учебное пособие. — М.: Логос, 2002. — 640 с.

9. Кумылганова, И. А. Нравственные критерии в профессиональной журналистской деятельности. Автореферат канд. дисс. — М., 2008.

10. Лазутина Г. В. Профессиональная этика журналиста: учебное пособие для студентов вузов. — 2-е изд., перераб. и доп. — М: Аспект Пресс. — 2006. — 240 с.

11. Маркович Д. Общая социология. — Ростов-н/Д.: Издательство Ростовского университета, 2011. — 272 с.

12. Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы. — М.: Мысль, 1999. — 425 с.

13. Маркова А. К. Психология профессионализма. — М.: РАГС, 1996. — 310 с.

14. Михайлин И. Л. Основы журналистики: Учебное пособие. — М., 2011. — 496 с.

15. Пасти С. Российский журналист в контексте перемен: медиа Санкт-Петербурга. — Тампере, 2004. — 170 с.

16. Свитич Л. Г. Профессия: журналист. Учебное пособие. — М.: Аспект Пресс, 2008. — 255 с.

17. Сидоров В. А. Журналистика. Общество. Ценности: Коллективная монография. — СПб.: Петрополис, 2010. — 448 с.

18. Современное журналистское образование: синтез теории и практики / Под ред. Г. В. Лазутиной. — М: МедиаМир. — 2010. — 248 с.

19. Социология журналистики / Под ред. С. Г. Корконосенко. — М.: Аспект Пресс, 2004. — 318 с.

20. Толочек В. А. Современная психология труда. — СПб., 2010. — 432 с.

21. Шайхитдинова С. К. Медиа-этика. — Казань, 2007.

22. Шеремет П.T. Между иллюзией и правдой жизни. — М.: Партизан, 2009. — 400 с.

23. Вагапова Р. Р. Ценностные ориентации студентов в новых социокультурных условиях // Проблема человека в свете современных социально-философских наук. — 2009. — № 3. — С. 13−19.

24. Музалев А. А. Профессиональная культура и ее роль в формировании профессиональных качеств специалиста в условиях профессионально-технической школы // Молодой ученый. — 2014. — № 4. — С. 1040−1045.

25. Саблина Т. А. Ориентация студентов-журналистов на ценности профессиональной культуры // ВЕСТНИК ОГУ. — 2012. -№ 2(121). — С. 173−178.

26. Саблина Т. А. Гуманистическая функция социальной журналистики // Социально-гуманитарные знания. — 2013. — № 2. — С. 246−255.

27. Винская Л. А. Деонтология журналистики: от Ломоносова до информационного общества XXI века // http://sibac.info/index.php/2009;07−01−10−21−16/2296.

28. Леонтьев Д. А. Ценности общества и ценности личности. Доклад междисциплинарного семинара «Актуальные проблемы аксиологии» ИФ РАН // http://iph.ras.ru/page52169422.htm

29. Мотивационная сфера журналиста // http://bench.nsu.ru/?db=vp_specialty_intro&int=VIEW&el=15 906&templ=SHOW&b_id=15 694

30. Огородников Ю. А. Философские подходы к профессиональной подготовке журналистов // http://evartist.narod.ru/text1/76.htm

31. Плугатырева Е. О. Факторы, влияющие на формирование ценностных ориентаций // http://www.rusnauka.com/15_DNI_2008/Psihologia/33 597.doc.htm

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой