Анкета — основное орудие исследования методом опроса, кот. представляет собой вопросник, который предусматривает фиксацию ответов. Анкета является гибким инструментом опроса, т.к. для получения необходимой информации могут использоваться вопросы, отличающиеся формой, формулировками, последовательностью. Исследователи могут проводить как открытый, так и скрытый опрос.
При открытом опросе используются формулировки вопросов, ясно отражающие его цель. Скрытый опрос позволяет повысить степень искренности ответов, но может привести к нежелательным смещениям в ответах в связи с неправильной трактовкой вопроса.
В зависимости от формы различают два типа вопросов: открытые и закрытые.
Открытые вопросы имеют форму, открывающую для опрашиваемого полную свободу в формулировке ответа. Открытые вопросы направлены на выяснение характера проблемы. Но на практике наибольшее распространение при проведении маркетинговых исследований нашли закрытые вопросы.
Закрытые вопросы предоставляют опрашиваемому набор ответов, из которых он должен выбрать один или несколько. Эти вопросы могут требовать однозначного ответа («да» или «нет») или предоставлять множественный выбор. Вопросы анкеты должны быть тщательно разработаны:
- 1. Вопрос должен быть ясным и понятным и не допускать двусмысленности.
- 2. Вопросы не должны содержать двойного отрицания
- 3. Вопросы не должны содержать слова «часто», «очень часто», «много», «мало», «редко» ,
- 4. Следует избегать вопросов, носящих праздный характер.
- 5. Первые вопросы анкеты должны быть простыми, не носящими личного характера,
- 6. Количество вопросов в анкете не должно быть слишком большим