В повести «Народ бессмертен» автор раскрывает читателю черты русского характера. Речь идет о наших частях, попавших в засаду, и о прорыве вражеского кольца.
Герои повести — простые люди, призванные в армию в один день. Этот эпизод символизирует единство народа. Главный герой — колхозник из Тульской области Игнатьев. В его образе много общего с Василием Теркиным Твардовского. Его гитара напоминает гармонь Теркина. Символичен также и поединок главного героя с немецким танкистом, который прошел всю Европу и получил крест на грудь от самого Гитлера.
Известно, что повесть Гроссмана «Народ бессмертен», получившая высокую оценку в народе, на фронте и писательском мире, Сталин вычеркнул из списка произведений, представленных на премию.
Илья Эренбург объяснил это так: «Гроссман с огромным уважением относился к истории… О Ленине он говорил с благоговением…
Не знаю, правда ли это, но Сталин должен был не любить Гроссмана, как не любил он Платонова, за все пристрастие Василия Семеновича, за его любовь к Ленину…".
Журналы «Знамя», «Новый мир», «Октябрь», «Звезда», «Ленинград» и другие во многом переориентировались на военную и историческую тематику.
В них были опубликованы:
«Батый» В. Яна (1942), «Петр Первый» А. Толстого (1944), «Брусиловский прорыв» с. Сергеева-Ценского (1942), сценарий с. Эйзенштейна «Иван Грозный» (1944), (сказка М. Маршака, «Двенадцать месяцев» 1944), «Два капитана» В. Каверина (1994), «Это было в Ленинграде» А. Чаковского (1944), «Сын полка» В. Катаева (1945), «Небо Ленинграда» В. Саянова (1944), «За тех, кто в море» Б. Лавренева (1945) и многие другие произведения художественной литературы.
Огромную роль в борьбе с врагом сыграла и поэзия военных лет.
«Казалось бы, грохот войны должен заглушить голос поэта», укладывать литературу «в узкую щель окопа», но «литература в дни войны становится истинно народным искусством, голосом героической души народа»,.
— так оценивал роль лирики военных лет в докладе на юбилейной сессии Академии наук 18 ноября 1942 г. А. Толстой.
В военные годы поэзия, без сомнения, была приравнена к штыку. «Мобилизованными и призванными» себя считали: А. Твардовский, А. Сурков, К. Симонов, С. Кирсанов, И. Сельвинский, С. Щипачев, А. Прокофьев, О. Бергольц, В. Инбер, А. Жаров, И. Уткин, С. Михалков и др.
Наверно, самым узнаваемым стихотворением времен Великой Отечественной Войны является «Жди Меня» Константина Симонова.
По некоторым данным, у убитых и пленных гитлеровских солдат находили самодельные рукописные переводы этого стихотворения на немецкий язык. В 1943 году перевод стихотворения на иврит Авраама Шлёнским был положен на музыку Соломоном Дойчером, также известным как Шломо Дрори. Получившаяся песня популярна в Израиле до сих пор.