Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Формирование познавательносемиотического и ценностноориентационного компонентов социокультурного развития личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья средствами арттехнологий

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Переплетаясь в едином процессе сопровождения, все составляющие обеспечивают особые условия развития личности такого ребенка, его социокультурного становления, а само искусство создает полихудожественную среду, духовное поле, обусловливающее эмоциональные, символические, межсубъектные связи, ценностные ориентиры, способствующие компенсации их личностной недостаточности и формированию как субъекта… Читать ещё >

Формирование познавательносемиотического и ценностноориентационного компонентов социокультурного развития личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья средствами арттехнологий (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Содержательная составляющая процесса сопровождения личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья в ее социокультурном развитии и познании мира культуры средствами арттехнологий.

Процесс формирования познавательно-семиотического и ценностно-ориентационного компонентов в социокультурном развитии личности может осуществляться посредством трех основных направлений.

  • 1. Арттехнологического (педагогического и терапевтического), формами и методами организации коррекционноразвивающего процесса сопровождения средствами искусства (игра, занятие, артсессия, посещение театров, музеев, участие в выставках, организация тематических фестивалей, конкурсов, совместных с родителями спектаклей, праздников, тренингов). Использование этих технологий искусства в едином коррекционно-развивающем процессе сопровождения ребенка в образовательном пространстве определяется разными функзо циями артпедагогики и арттерапии в коррекционной работе и необходимостью психологической помощи в их личностном развитии. По организации они подразделяются на индивидуальные, подгрупповые и групповые.
  • 2. Содержательно-ценностного, решающего программные задачи в социокультурном развитии личности: познавательносемиотическом, ценностно-ориентационном (культурно-познавательные, нравственные, художественно-эстетические ценности) компонентах и интериоризации ценностей культуры в структурную организацию личности такого ребенка.
  • 3. Процессуально-деятельностного, реализующегося в разных моделях художественного взаимодействия: «ребенок — искусство — взрослый» (педагог, психолог, родители), «ребенок — искусство — сверстник», «ребенок — искусство — воображаемый субъект» (писатель, композитор, художник, художественный образ); обеспечивающего овладение способами выражения своих переживаний, мыслей, отношений в процессе общения в искусстве, их отражения в рисунке, танце, пантомимике, литературно-художественном выражении, театральной роли; преодоление с помощью терапии искусством трудностей личностного развития: социально-адаптивных процессов, негармоничного отношения к себе, непринятия, неадекватного проявления себя в деятельности (в коллективе и в диаде), в отношениях к миру природы и рукотворному миру, ко взрослому и сверстникам; преодоление несовершенства эмоционально-чувственных реакций. В этом процессе действий, познания, переживания осуществляется формирование субъектных качеств личности ребенка.

Переплетаясь в едином процессе сопровождения, все составляющие обеспечивают особые условия развития личности такого ребенка, его социокультурного становления, а само искусство создает полихудожественную среду, духовное поле, обусловливающее эмоциональные, символические, межсубъектные связи, ценностные ориентиры, способствующие компенсации их личностной недостаточности и формированию как субъекта культуры.

В процессе развития познавательно-семиотического компонента социокультурного развития личности осуществляются:

  • — активизация интереса к познанию мира искусства и культуры, приобщение ребенка к художественно-образному опыту человечества, ценностям культуры, отраженным в искусстве;
  • — развитие понимания выразительных языков искусства, способов образного и знаково-символического отражения окружающего мира и своего внутреннего мира;
  • — формирование оценочного отношения к произведениям искусства, умение сопоставлять образы реальной действительности и художественный образ и их символическое, знаковое выражение.

В процессе развития ценностно-ориентационного компонента социокультурного развития личности осуществляются:

  • — формирование ценностных ориентаций через художественное произведение: посредством раскрытия содержания, действий образов, через их осознание в системе отношений с людьми;
  • — формирование представлений о различных гранях культуры, которые проявляются:
    • а) в культурно-познавательных ценностях, открывающих личности мир ценностей природы, рукотворный, предметный мир, мир человека (дети, взрослые), которые отражаются в художественных произведениях (ребенок осознает связь природы, предметов и человека через искусство и вырабатывает положительное, уважительное, охранительное, бережное отношение к миру),
    • б) нравственно-гуманистических ценностях, раскрывающихся в общечеловеческих категориях добра и зла, любви и ненависти, чести и долга и т. д., которые личность осмысливает, усваивает, реализует в отношении к другому, природе, вещам и выражает через субъектные качества (ответственность, правдивость, дисциплинированность, скромность и т. д.),
    • в) художественно-эстетических ценностях, выражающихся для личности в представлении о красоте (слова, изображения, движения, музыка и т. д.). Они проявляются в дифференцированных оценочных суждениях, появлении эстетического вкуса, эмоционально-чувственном отношении к миру, людям (в желании благоустроить мир вокруг себя, изменить себя, самореализовываться) через искусство и художественную деятельность.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой