Потребности потребителя и функции товара
Таким образом, мы можем получить обобщенный ранжированный ряд, путем сопоставления ранжированных рядов составленных 12 экспертами. Место потребности (Qi) в ранжируемом ряду называется его рангом. Численное значение ранга в ряду возрастающей шкалы порядка увеличивается от 1 до 6 n (n — количество оцениваемых объектов). В данном случае n = 6. Анализ мнений экспертов показал, что во время выбора… Читать ещё >
Потребности потребителя и функции товара (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В данной курсовой работе в качестве товара рассматривается объект промышленного производства, в этом случае оцениваются потребительские функции товара, как объекта производства и потребления. Таким образом, начальным этапом обеспечения качества является выявление и определение функций предлагаемого товара.
Требования потребителей устанавливаются с использованием метода экспертного оценивания, и подтверждается проводимыми маркетинговыми исследованиями. Проведем ранжирование потребностей рассматриваемого товара экспертным методом.
Эксперт — это специалист, компетентный в решении данной задачи. Эксперт должен быть беспристрастным и объективным при оценке объекта исследования.
Экспертный метод решения задач основан на использовании обобщенного опыта и интуиции специалистов-экспертов. Этот метод используется для определения показателей весомости каждого параметра качества, используемых для последующей оценки его уровня и экономического эффекта.
С целью повышения достоверности, точности, надежности и воспроизводимости экспертных оценок экспертизу осуществляют путем принятия решений каждого эксперта в отдельности от других. Для этого создаем экспертную комиссию, которая включает в себя рабочую (экспертную) группу. Число экспертов, входящих в группу зависит от требуемой точности средних оценок и должно теоретически составлять от 7 до 20 человек.
В данной работе была создана рабочая группа из 12 человек. Рассмотрим, предлагаемые экспертам, качества товара (пронумерованные произвольно).
- 1. Современность;
- 2. Прочность;
- 3. Простота в эксплуатации;
- 4. Универсальность;
- 5. Качество;
- 6. Дизайн;
Непосредственное назначение бальных оценок производится экспертами независимо друг от друга. Количество баллов в принимаемой оценочной шкале может быть разным, но в данном случае эмоциональная оценка (Zi) определяется по 6-бальной шкале (Таблица 1).
Таким образом, мы можем получить обобщенный ранжированный ряд, путем сопоставления ранжированных рядов составленных 12 экспертами. Место потребности (Qi) в ранжируемом ряду называется его рангом. Численное значение ранга в ряду возрастающей шкалы порядка увеличивается от 1 до 6 n (n — количество оцениваемых объектов). В данном случае n = 6.
Таблица 1 — Шестибальная шкала.
Эмоциональная оценка, Zi. | Оценка в баллах, Wi. |
Очень важно. | |
Важно. | |
Важно выше среднего. | |
Важность средняя. | |
Важность ниже среднего. | |
Не важно. |
Эксперты ранжируют предложенные качества товара по данной шкале порядка (Таблица 2).
Таблица 2 — Сопоставительная таблица оценок экспертов.
Потребности, Qi. | Оценки экспертов. | |||||||||||
Q1, Современность. | ||||||||||||
Q2, Прочность. | ||||||||||||
Q3, Простота в эксплуатации. | ||||||||||||
Q4, Универсальность. | ||||||||||||
Q5, Качество. | ||||||||||||
Q6, Дизайн. |
Определим суммы рангов каждого из объектов экспертной оценки:
Q1 — 6+5+5+5+1+5+5+5+6+5+6+5=591.
Q2 — 1+2+4+3+5+4+4+6+4+4+1+2=365.
Q3 — 5+6+2+1+4+1+6+2+3+1+2+6=393.
Q4 — 3+3+1+1+3+2+2+3+2+3+5+1=296.
Q5 — 4+4+3+6+6+3+3+1+4+6+4+3=472.
Q6 — 2+1+6+2+2+6+1+4+5+2+3+4=384.
На основании полученных сумм рангов каждого из объектов экспертной оценки строгий обобщающий ранжированный ряд:
Q1 Q5 Q3 Q6 Q2 Q4.
Рассчитаем коэффициенты весомости обобщенных экспертных оценок потребностей, по формуле:
где п — количество экспертов, т — число оцениваемых показателей, — коэффициент весомости j-того показателя в рангах (баллах), i-й эксперт.
Расчеты по этой формуле для данного случая дают результаты, которые имеют следующий вид:
;; ;
;; .
При подборе экспертов большое внимание уделялось согласованности их мнений. За меру согласованности принимается коэффициент конкордации, который рассчитывается по формуле:
где S — сумма квадратов отклонений от суммы рангов; m — число экспертов; n — число объектов экспертизы.
.
где Rij — ранг i-го фактора у j-ой единицы.
Так как коэффициент конкордации равен 1, то можно сказать, что эксперты были полностью единодушны.
Таким образом, анализируя полученные экспертным методом оценки качества, можно не только указать, какое из предложенных качеств важнее для потребителя, но и насколько.
Анализ мнений экспертов показал, что во время выбора покупки потребители более всего обращают внимание на современность (Q1 с коэффициентом весомости 0,237), затем на качество (Q5 — 0,189), потом на простоту в эксплуатации этого товара (Q3 — 0,157). Менее важны потребителю дизайн (Q6 — 0,153), прочность (Q2 — 0,145), универсальность (Q4 — 0,116).
потребитель подушка подголовник маркетинговый.