Необходимыми условиями достижения самоокупаемости и самофинансирования предприятия в условиях рынка являются ориентация производства на потребителей и конкурентов, гибкое приспособление к изменяющейся рыночной конъюнктуре. Изменение рынка является предпосылкой к структурным изменениям производства продукции, к переходу предприятия на более современные технику и технологию, к передвижению конкуренции на более новые уровни. Для выживания и нормального функционирования предприятию необходимо быстро и гибко реагировать на все изменения рынка, вести учёт изменений, исследовать различные ситуации и, на основе этого, разрабатывать свою стратегию и тактику. При этом вопросы маркетинга на предприятии являются очень актуальными, так как именно маркетинг проводит исследования рынка, изучает конкуренцию, разрабатывает стратегию и тактику поведения на рынке.
Каждому предприятию перед тем, как планировать объем производства, формировать производственную мощность, необходимо знать, какую продукцию, в каком объеме, где, когда и по каким ценам оно будет продавать. Для этого нужно изучить спрос на продукцию, рынки ее сбыта, их емкость, реальных и потенциальных конкурентов, потенциальных покупателей, возможность организовать производство по конкурентной цене, доступность необходимых материальных ресурсов, наличие кадров необходимой квалификации и т. д. От этого зависят конечные финансовые результаты, воспроизводства капитала, его структура и, как следствие, финансовая устойчивость предприятия.
С помощью маркетинга ведется постоянный поиск новых рынков, новых потребителей, новых видов продукции, новых областей применения традиционной продукции, способных обеспечить предприятию наибольший уровень прибыли. Маркетинг выступает в качестве инструмента регулирования производства и сбыта, ориентируя производственную деятельность предприятия, его структурную политику на рыночный спрос.
Поэтому вопрос организации службы маркетинга и сам маркетинг на предприятии является очень важным и актуальным. Однако, как и любая служба на предприятии, служба маркетинга требует определённых затрат. Затраты включают в себя такие статьи, как оплата труда, выделение средств на маркетинговые исследования, реклама, продвижение товара и так далее. Отсюда возникает ещё один не менее актуальный и важный вопрос минимизации затрат при наибольшей эффективности маркетинга.
Целью дипломного проекта ставится анализ маркетинга на предприятии и его совершенствование, чтобы сократить количество затрат. В соответствии с целью дипломного проекта выделяется ряд задач. К ним относятся: изучение маркетинга, его структуры и концепции; анализ влияния маркетинга на деятельность предприятия; изучение организации отдела маркетинга на ЗАО «РОСТЭМ», экономический анализ деятельности ЗАО «РОСТЭМ».