Метафора является универсальным механизмом в образовании эмоционально-оценочных номинаций, в ней заключены не только образное представление и информация об оценке, но и выражение некоторого чувства-отношения, осознанной эмоции, например, презрения, пренебрежения или, наоборот, уважения восхищения и т. п., а также стилистическая окраска.
Нами был осуществлен анализ отобранных метафор по нескольким параметрам, одним из которых является анализ критериев, лежащих в основании оценочности.
За основу такого рода анализа была взята классификация Л. Н. Гридасова 18, который, в свою очередь, выделяет следующие критерии, лежащие в основании оценочности:
1. Оценка тех или иных качеств — черт характера (характерологический критерий оценки). Анализ метафор с характерологической оценкой позволяет выявить разные основания оценочности:
a) оценка морально-этических качеств референта;
b) оценка интеллектуальных качеств референта;
c) оценка эмоционально-психологических качеств референта, его темперамента;
d) оценка деятельности референта.
2. Оценка внешности (экстернальный критерий).
Объектом оценки часто выступает физическое строение человека; в рамках доминантной семы «красивый / некрасивый» можно выделить контекстуальное значение «опрятный, имеющий вкус / неопрятный, не имеющий вкуса».
- 3. Оценка социального статуса, уровня образованности, профессиональной принадлежности (социокультурный критерий).
- 4. Оценка пола и возраста (демографический критерий).
- 5. Оценка эмоционально-психического состояния (кондициональный критерий).