Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Однословное высказывание. 
Проблема соотношения языка и мышления

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Предикативность в однословных высказываниях представляет собой приписывание признака предмету: вся ситуация выступает как данное, а обозначенный словом компонент ее — как новое. Формой предикативности в однословных высказываниях является специфическая интонация законченности. Таким образом, в однословном высказывании референция и предикативность совмещаются в одном компоненте, который… Читать ещё >

Однословное высказывание. Проблема соотношения языка и мышления (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Однословные высказывания представляют собой необходимую ступень в овладении синтаксисом. Коммуникативная специфика однословных высказываний заключается в том, что мы имеем дело уже с «полным коммуникативным актом» — ребенок употребляет эти высказывания «с точной направленностью, имея в виду конкретного адресата, тогда как команды подавались независимо от наличия адресата». Другое свойство однословных высказываний — их непосредственная связь с обозначаемой (выражаемой) ситуацией: высказывание неотделимо от ситуации, представляет собой один из ее компонентов. Высказывание есть часть ситуации, таким образом, однословное высказывание всегда референтно.

В плане семантики однословные высказывания оказываются многозначными и разнообразными. Так, с помощью слова писать ребенок не только обозначает предмет («карандаш»), но и выражает требование, чтобы ему что-то нарисовали; слово тетя — не только наименование, но и указание («Вот тетя») или обозначение принадлежности («Вот тетина кор зинка»). Значение высказывания может меняться от ситуации к ситуации, и взрослый, скорее, догадывается, нежели умозаключает, что оно означает.

Высказывание представляет собой, по существу, «одно лишь сказуемое („психологическое“. — Ю. Л.), причем в роли подлежащего к нему выступает какое-нибудь чувственное впечатление». На этапе однословного высказывания «прагматическая пресуппозиция скорее предполагается, чем констатируется». Выражается наиболее значимый, наиболее информативный (для ребенка) компонент. Если исходить из общепринятого коммуникативного противопоставления данного и нового, то в однословных высказываниях дети сообщают о том, что является для них новым.

Предикативность в однословных высказываниях представляет собой приписывание признака предмету: вся ситуация выступает как данное, а обозначенный словом компонент ее — как новое. Формой предикативности в однословных высказываниях является специфическая интонация законченности. Таким образом, в однословном высказывании референция и предикативность совмещаются в одном компоненте, который одновременно и обозначает область референции высказывания, и выражает предикацию. Складывается своего рода «протограмма-тика», не имеющая уровневой организации.

Следует также отметить, что в процессе общения ребенка со взрослыми большое место занимают повеления, требования, для чего служат, по мере усвоения грамматических способов, формы императива и инфинитива.

Однословные высказывания дают ребенку возможность не только обозначать ситуации и их отдельные компоненты, но и строить первичные «развернутые тексты». Естественнее всего это происходит в диалоге. Ребенок-говорящий обозначает в высказывании какой-либо предмет, объект ситуации — новый для него, а затем ждет, когда взрослый слушающий подтверждает это, повторяя то же слово. В результате это высказывание превращается в данное. В следующем высказывании ребенок добавляет соответствующее новое. Сравните: Ребенок: Вентилятор. Мать: Вентилятор. Ребенок: Прохладно, т. е. нечто вроде «Вентилятор делает прохладно, охлаждает. На базе таких диалогических структур ребенок получает возможность порождать и «монологические» тексты. Так, В. Леопольд приводит пример диалога ребенка с самим собой: Мама? Ш-ш-ш. Дада? Бай-бай («Что мама делает? — Спит. Что папа делает? — Ушел»). Таким образом, «перцептивное или когнитивное различие между определенностью и информацией на невербальном уровне в ходе дальнейшего развития превращается в деление на известное и новое на вербальном уровне». А это связано с дифференциацией словесных высказываний первоначально в функциональном аспекте, а затем и в формальном, что, по существу, означает переход от однословного высказывания к двусловному.

нейролингвистический речевой детский мышление.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой