Инфраструктура туристского рынка
Две отмеченные стороны рыночного механизма присущи механизму туристского рынка. Причем механизм спроса и предложения, и механизм конкуренции теснейшим образом связаны с ценой. В первом случае цена служит инструментом, обеспечивающим взаимодействие спроса и предложения, а во втором конкуренция выступает в качестве силы, уравновешивающей рыночные цены. В силу того, что все рынки, несмотря… Читать ещё >
Инфраструктура туристского рынка (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Как и у любой самостоятельной системы или подсистемы, у туристского рынка существует своя инфраструктура. Инфраструктура туристского рынка — это совокупность институтов, систем, служб, предприятий, обслуживающих туристский рынок и выполняющих определенные функции по обеспечению нормального режима его функционирования.
Основными функциями инфраструктуры являются:
обеспечение участникам рыночных отношений в туризме реализации их интересов;
повышение оперативности и эффективности деятельности субъектов туристского рынка на основе специализации отдельных субъектов и видов деятельности;
организационное оформление рыночных отношений в туризме;
облегчение форм контроля над экономической деятельностью субъектов туристского рынка со стороны государства.
Основные элементы инфраструктуры туристского рынка:
туристские биржи, их организационно оформленное посредничество (ежегодные международные туристские биржи-выставки, например Лондонская, Берлинская или Московская «Путешествия и туризм»);
туристские ярмарки, workshops, выставки регионального или местного уровня и другие организационные формы посредничества;
система кредитных карт «путешествий и увеселений»;
система эмиссии туристских чеков, туристского «пластика» и её организационно-правовые формы;
негосударственные центры содействия занятости в туризме;
информационные технологии в туризме (Интернет-технологии) и средства деловой коммуникации;
система налоговых льгот в туризме;
формы и виды страхования туристских рисков;
специальные рекламно-информационные агентства, центы и СМИ («Турбизнес», «Туринфо» и др.);
добровольные общественные негосударственные объединения (ассоциации) деловых кругов по поддержке и развитию туризма: Всемирная туристская организация, Всемирная федерация ассоциаций туристских агентств, ICTA, UFTAA, ACTA, АБТА, ФИЖЕТ, БИТС, МАСТОТ, РАТА и др.;
система таможенных льгот в туризме;
профсоюзы работников физкультуры, спорта и туризма;
коммерческо-выставочные комплексы;
государственные и негосударственные вузы, колледжи и другие учреждения туристского профиля.
В силу того, что все рынки, несмотря на их явное различие, имеют общую экономическую сущность, а туристский рынок представляет собой своеобразный сегмент рыночной структуры более высокого уровня, поэтому, разработанная общей экономической теорией модель функционирования рыночного механизма, применима и к туристскому рынку.
Общая экономическая теория выделяет в рыночном механизме две стороны:
механизм взаимосвязи спроса и предложения с целевой функцией их сбалансирования;
механизм конкуренции с целевой функцией стимулирования товаропроизводителей;
Две отмеченные стороны рыночного механизма присущи механизму туристского рынка. Причем механизм спроса и предложения, и механизм конкуренции теснейшим образом связаны с ценой. В первом случае цена служит инструментом, обеспечивающим взаимодействие спроса и предложения, а во втором конкуренция выступает в качестве силы, уравновешивающей рыночные цены.
В основе функционирования механизма туристского рынка лежат законы стоимости, полезности, спроса и предложения, конкуренции, прибыли и т. п. Они реализуются через различные цены туристского продукта: цены эквивалентного обмена (определяемые полезностью и затратами), равновесные, монопольные, дискриминационные и другие.