Основные тенденции развития современного регионального образования (на примере Республики Татарстан)
Таким образом, выделенные нами тенденции наиболее полно отображают развитие регионального образования в Татарстане в постсоветский период, развиваясь в направлении углубления и обновления национально-регионального компонента, совершенствования системы его отбора, повышения его аксиологического потенциала; оформления системы непрерывного национального образования, развития структуры региональной… Читать ещё >
Основные тенденции развития современного регионального образования (на примере Республики Татарстан) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Развитие образования в современный период характеризуют мировые, общероссийские и региональные особенности. Региональные черты развития образовательной системы отражают особенности формирования национально-регионального компонента, развитость образовательных структур, удаленность их от образовательных и исследовательских центров, связи с экономикой и демографией региона и формированием регионального рынка труда, уникальные исторические черты. Регионализация образования предусматривает отказ от унитарной модели образования и создание условий для автономного функционирования и развития региональных образовательных систем в соответствии с социально-экономическими, культурными и образовательными потребностями регионов.
Исследование проблем регионального образования приобретает особую актуальность в Республике Татарстан в связи с особенностями многонационального и многоконфессионального состава данного субъекта Российской Федерации. Особенностями национального состава является проживание на территории республики 52,9% татар, 39,5% русскоязычного населения и 7,6% других национальностей (марийцев, удмуртов, башкир, мордвы, чувашей, немцев), стремящихся сохранить свое этнокультурное своеобразие для поддержания этнической самоидентификации [1].
В экономическом отношении Татарстан является одним из наиболее развитых промышленных регионов России, центром нефтяной и нефтеперерабатывающей промышленности. Высокие темпы развития данного региона служат экономической основой для развития системы образования Татарстана, целью которой является обеспечение республики и всей страны высококвалифицированными инженерно-техническими кадрами, образованными, культурными гражданами.
После подписания в 1990 г. «Декларации о государственном суверенитете Татарстана» татарский народ получил право политического оформления своей национальной идентичности и этнокультурного образовательного пространства. Началось возрождение татарской национальной школы, которая явилась инструментом сохранения самой нации, её культуры, истории, языка, традиций, обычаев.
Особенности развития регионального образования в Татарстане обусловлены рядом тенденций. Богатое историко-культурное прошлое Татарстана, опыт развития национальной школы, наследие этнопедагогики татарского и других народов Республики Татарстан позволяют в качестве ведущей тенденции выделить развитие национального образования в постсоветский период, характеризуемое нами как институционализация на основе развития национальной культуры как базового компонента системы регионального образования Республики Татарстан.
Национальная культура татарского и других этносов Республики Татарстан вышла на новый уровень своего развития в постсоветский период. Татарский язык получил статус государственного, что способствовало созданию национальной языковой среды и использованию ее педагогических возможностей; началось активное становление и развитие национальной школы как татарского, так и других народов Республики Татарстан, разработка новых программ, учебных курсов и методических пособий для национальной школы, создана структурная модель национальной гимназии [2]. Содержание образования подверглось изменениям в связи с включением в него элементов национальной культуры, реализуемых по следующим направлениям: «создание интегративных курсов по национальной культуре; проведение интегративных уроков на основе содержательных элементов национальной культуры; включение в содержание гуманитарных предметов культурологического материала для создания междисциплинарного поля деятельности в виде межпредметной модульной программы; включение в содержание учебного материала элементов этнической культуры, не предусмотренных программой» [3].
М.Х. Гатауллиной были выявлены основные тенденции развития татарской национальной школы 90-х гг., в качестве которых обозначены: расширение и развитие сети национальных школ, обновление содержания образовательно-воспитательной работы в татарской национальной школе (разработка новых учебных планов, программ, введение новых курсов национально-регионального направления, появление новых технологий, форм, методов и средств, открытие новых типов учебных заведений; всеобщее признание необходимости национального образования и воспитания с опорой на общечеловеческие ценности; развитие татарского национального образования, способствующее совершенствованию национальных школ с обучением на чувашском, марийском, удмуртском, мордовском языках, воспитанию русского народа в русскоязычных школах [4].
Мы разделяем точку зрения М. Х. Гатауллиной и, рассматривая систему национального образования в целом, выделяем следующие тенденции ее развития в современный период: формирование правовых основ развития национального образования в Татарстане, становление национальной школы как центрального звена системы национального образования, обеспечение принципов непрерывности и преемственности национального образования в связи с возникновением высших национальных учебных заведений, формирование базовых основ управления национальным образованием национального педагогического менеджмента, создание условий для создания партнерства национальной науки, культуры и образования. Большая роль в сохранении традиционных культурных ценностей принадлежит органам регионально-национального управления Татарстана. Правительством республики была принята Государственная программа развития культуры РТ, в соответствии с которой были открыты национально-культурные центры народов республики в Лениногорском, Чистопольском, Аксубаевском, Тетюшском, Кукморском, Менделеевском и других районах.
Среди мероприятий республики по сохранению культурного наследия можно выделить: создание Государственного центра сбора, хранения и пропаганды татарского фольклора, проведение в рамках целевой программы «Фольклорное наследие татарского народа и современное самостоятельное творчество» научно-методических конференций по проблемам истории и культуры, фольклорных татарских праздников, фестивалей фольклора татар-кряшен и татарской песни, конкурса гармонистов им. Ф. Туишева [5]. В декабре 2008 г. Кабинетом министров Республики Татарстан была утверждена республиканская целевая программа сохранения, возрождения, изучения и развития народных художественных промыслов в Республике Татарстан на 2009;2011 гг., направленная на реализацию прав народов Республики Татарстан по сохранению и развитию своей национально-культурной самобытности. Реализация концепции государственной национальной политики РТ предполагает проведение ряда мероприятий, способствующих сохранению и возрождению национальных традиций и обычаев. Все вышеперечисленные данные свидетельствуют о целенаправленной политике региональных органов власти Республики Татарстан на пути сохранения этнонациональных элементов культуры и внедрения их в образовательный процесс, что происходит в соответствии с образовательной политикой российского федерального центра. Ведущими направлениями федеральной образовательной политики являются поиск баланса интересов региональных и федеральных образовательных органов управления, формирование общероссийской идентичности, складывание единого общероссийского образовательного пространства. Цели образовательной политики Республики Татарстан ставятся в соответствии с федеральными запросами и направлены на формирование толерантной личности, осуществляющей свою деятельность в условиях межкультурного взаимодействия. Концепция национального образования Татарстана предполагает право гражданина любой нации обучаться на родном языке, освоение культурных особенностей своего народа и народов совместного проживания, приобщение граждан к традиционным национальным и к общероссийским ценностям, способствующим формированию гражданина Российской Федерации.
В настоящее время успешно внедряется модель образовательного пространства [6], обеспечивающая усвоение учащимися трех уровней ценностей: мировых, общенациональных и этнонациональных и предполагающая многокультурность образования. Значительно укреплена нормативно-правовая база национального образования: разработаны индикаторы оценки качества национального образования, базисный учебный план для общеобразовательных учреждений республики, примерные учебные планы для образовательных учреждений с этнокультурным компонентом (русским, чувашским, марийским, мордовским, удмуртским) [7]. Высшими ступенями созданной системы национального образования в Татарстане являются Татарский государственный гуманитарно-педагогический университет, Институт Национального образования РТ, Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования РТ.
Таким образом, в современный период были заложены основы институционализации национального образования в Татарстане, обеспечившие создание устойчивых социальных форм этнонационального образования, способных к воспроизведению и регулированию отношений в области образования народов, проживающих в республике.
Следующая тенденция развития современной региональной образовательной системы взаимосвязана с предыдущей и предполагает развитие и обновление национально-регионального компонента в учебной и внеучебной деятельности школьников и студентов республики. Понятие «национально-региональный компонент» было введено законом «Об образовании» 1992 г., определившем три уровня формирования содержательной части образования: федеральный, региональный и школьный. Национально-региональный компонент обеспечивает исторические, культурные, этнонациональные, географо-демографические, социальные и экологические потребности региона. В качестве основных задач национально-регионального компонента исследователи выделяют: интеграцию содержания федерального компонента с географическими, природными, историко-литературными, экономическими, социальными и другими особенностями края, его потребностями и проблемами; воспитание молодежи, хорошо знающей историю и культуру родного края; формирование любви к родному краю, способности ценить богатства «малой» и «большой» Родины и готовность приумножить их [8]. В качестве приоритетных способов реализации национально-регионального компонента Министерством образования РТ были обозначены: сквозные региональные учебные курсы («История Татарстана и татарского народа»); автономные учебные курсы («Политическая история татар», «Духовная культура татарского народа», «История тюркских, финно-угорских народов края»); включение регионального компонента в структуру учебных курсов федерального компонента (модуль «Политико-правовая система Татарстана» в курсе «Правоведение»); элективные курсы по отдельным образовательным дисциплинам («Экология Республики Татарстан» в курсе «Основы экологических знаний») [9].
В последнее десятилетие процесс развития национально-регионального компонента характеризуется следующими особенностями:
- — основное внимание уделяется культурологическому, аксиологическому, этнодидактическому подходам к подбору содержания образовательной части национально-регионального компонента;
- — большую значимость в последние годы приобретает интеграция курсов федерального и регионального компонентов (на примере курса «История Татарстана» и «История России» в общеобразовательной школе), процесс отбора регионального материала выходит на новый уровень, увеличивается степень его насыщаемости, предотвращая разрушение единого общефедерального информационного поля, в связи с чем национально-региональный и федеральный компоненты приобретают структурную целостность;
- — происходит увеличение педагогического потенциала национально-регионального компонента содержания образования, направленного на формирование нравственных, эстетических, патриотических, этических ориентиров учащейся молодежи, сохранение этнокультурных народных традиций;
- — национально-региональный компонент получил возможности развития не только по горизонтали путем увеличения объема предоставляемой информации о регионе по определенному учебному предмету, но и по вертикали, что обозначает возможность реализации национально-регионального компонента на различных уровнях преподавания одного и того же учебного курса: основной средней школы и высшего учебного заведения, тем самым обеспечивая развитие национально-регионального компонента в непрерывном образовательном процессе.
В качестве третьей тенденции развития регионального образования необходимо выделить динамику структурных и содержательных изменений образовательной системы Республики Татарстан в постсоветский период. Региональная система образования республики, сложившаяся в советский период, включавшая в себя ступени дошкольного, школьного, начального и среднего профессионального образования, высшего и послевузовского образования, подверглась фундаментальным изменениям и структурного, и содержательного характера, связанным с новыми социально-экономическими условиями в Республике Татарстан, Российской Федерации и в мире.
Наибольший интерес представляют структурные изменения образовательной системы Республики Татарстан, которые можно характеризовать как нарушение баланса внутри отдельных элементов данной системы, проявившиеся в системе дошкольного образования в виде несоответствия потребностей в получении дошкольного образования количеству предоставляемых детскими садами мест; в системе начального профессионального образования, где проявляется тенденция сокращения числа образовательных учреждений в связи с падением престижа начального профессионального образования в молодежной среде, недостаточным обеспечением системы образования высококвалифицированными кадрами и невысокий уровень материально-технической базы учреждений начального профессионального образования; в системе высшего профессионального образования, где главным противоречием явился значительный рост негосударственных высших учебных заведений в 90-е гг. и выпуск большого количества невостребованных специалистов, резкое сокращение числа абитуриентов провинциальных вузов в связи с особенностями демографического развития республики. Главная тенденция, охватившая все уровни образовательной системы Татарстана, это диверсификация, проявившаяся в возникновении различных форм и видов образовательных учреждений, в том числе инновационных, а также в разнообразии реализуемых образовательных программ. Основной тенденцией развития системы начального и среднего профессионального образования республики является нарастание интеграции образовательных учреждений на основе сближения систем начального и среднего профессионального регионального образования. Особая роль отводится высшему профессиональному образованию республики, где большую значимость приобретает техническое и педагогическое образование, происходят процессы корпоративизации вузов и осуществления университетами функции региональных центров науки, культуры и образования. Главным отличием региональной образовательной структуры Татарстана от общероссийской является развитие национальных образовательных учреждений, присутствующих на каждой образовательной ступени и составляющих систему непрерывного национального образования данного региона, обеспечивающих регион национальными кадрами, а также развитие национального педагогического образования, формирующего специалистов, способных преподавать в условиях двуязычия.
Таким образом, выделенные нами тенденции наиболее полно отображают развитие регионального образования в Татарстане в постсоветский период, развиваясь в направлении углубления и обновления национально-регионального компонента, совершенствования системы его отбора, повышения его аксиологического потенциала; оформления системы непрерывного национального образования, развития структуры региональной образовательной системы республики. В целях успешного функционирования региональной образовательной системы республики в современных условиях необходимо соблюдение принципов системности и преемственности национально-регионального компонента содержания школьного, среднего специального и вузовского регионального образования; представление национальной культуры и национального языка в качестве базовых компонентов системы регионального образования; нахождение оптимального баланса сочетания этнокультурного, общероссийского и планетарного образовательного пространства; обозначение в качестве основных сущностных характеристик регионального образования педагогических принципов природосообразности, культуросообразности, системности и структурности, взаимосвязи содержания и формы, цели и результата.
Примечания
регионализация культурный наследие образование.
- 1. Этнокультурная мозаика. Национальности в PT: цифры и факты. Протокол съезда народов Татарстана // Татарстан. 2007. № 10. С. 4−5.
- 2. Ялалов Ф. Г. Гимназическое образование народов России. Казань: Магариф, 2002. С. 58−62.
- 3. Харисов Ф. Ф. Национальная культура в учебно-воспитательном процессе. Казань: Тан-Заря, 1996. С. 77.
- 4. Гатауллина М. Х. Ведущие тенденции развития татарской национальной школы (1985;2000 гг.). Казань: Печатный двор, 2001. С. 111−113.
- 5. Мусина И. Т. Национальная культура в рамках региональной национальной политики Республики Татарстан // Вопросы культурологии. 2007. № 10. С. 58.
- 6. Султанов Ф. М. Гражданское общество и личность: проблемы образования в этнически гетерогенном российском социуме (на примере Республики Татарстан) // Сборник материалов итоговых конференций центра истории и теории национального образования 2004;2005 гг. Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2006. С. 5−11; Ялалов Ф. Ф. Этнодидактический подход к проектированию содержания национального образования // Вестник высшей школы. Alma mater. 2004. № 7. С. 51−52.
- 7. Об утверждении программы развития и размещения производительных сил Республики Татарстан на основе кластерного подхода до 2020 года и на период до 2030 года: постановление КМ РТ от 22.10.08. № 763 // Сборник постановлений и распоряжений КМ РТ и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти. 03.12.08. № 45. Ст. 1851.
- 8. Демьянова Е. Г. Национально-региональный компонент стандарта образования как фактор патриотического воспитания студентов: дис… канд. пед. наук. Ростов н/Д: Ростовский гос. пед. ун-т, 2005. С. 67.