Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Процедура проведения диагностики педагогической деятельности

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Научно-обоснованный анализ деятельности педагога является основой совершенствования воспитательно-образовательного процесса. Анализируя практику педагогов, ставится главная цель — увидеть связь между деятельностью и результатами его труда, выраженными в степени развития воспитанников. При этом нельзя одновременно диагностировать содержание деятельности и её результаты. Нередко упор в деятельности… Читать ещё >

Процедура проведения диагностики педагогической деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В процессе диагностики выделяются два этапа. Первый — накопление эмпирических данных о личности и деятельности педагога. Второй этап предполагает обработку информации, распознавание сущности изучаемого объекта, соотнесение полученных данных с практикой, причём деятельность педагога раскладывается на составляющие разных уровней, в зависимости от приоритета уровней.

На первом этапе используются:

  • 1) анкеты, опросники-тесты, направленные на выявление особенностей личности педагога (тесты самооценок), его месте в педколлективе (социометрия), определение уровня его профессиональной компетенции (тесты-ситуаций, тесты-достижений);
  • 2) объективные тесты, рассчитанные на скрытый, неявный характер определения параметров личности. К ним относятся тесты способностей, восприятия, тесты-мнения, проектные тесты. Характер определения информации при этом неявный, много зависит от понимания содержания тестов.

Их толкование носит чрезвычайно индивидуальный характер. Участие в тестировании специалистов-экспертов даёт возможность изучать объект с позиции «стороннего наблюдателя», не внося в него изменений. Поэтому такой метод является наиболее эффективным.

Применять экспертные методы как основные в педагогической диагностике рекомендуют практически все авторы, работающие в данной области исследований. Диагностика личности педагога, его профессиональных знаний, умений и навыков требует участия группы эрудированных специалистов и может быть осуществлена при организации перекрёстной взаимопроверки педагогов, привлечение методических объединений, методического совета и др. При этом стимулируется самоанализ, проводящих экспертную оценку; достигается посредством усреднения наибольшая объективность экспертных оценок.

На втором этапе (уровне) обычно используются методы статистического анализа эмпирической информации, полученной на первом этапе.

Результаты педагогической диагностики используются в дальнейшем при разработке системы мер по реализации итогов педагогической диагностики: преодоление затруднений педагогом, закрепление положительного опыта, изменение психологических качеств личности.

Для успешного проведения педагогической диагностики необходимо знать, что именно мы будем изучать, то есть предмет диагностики и по каким показателям можно оценить уровень состояния изучаемого предмета.

Исследуются следующие аспекты педагогической деятельности:

  • 1. управленческий аспект (как планирует, анализирует, контролирует и регулирует процесс взаимодействия с учащимися);
  • 2. психологический аспект (как влияет личность педагога на воспитанников, как учитывает индивидуальные особенности воспитанников, определяет и создаёт мотивацию);
  • 3. педагогический аспект (какие применяет технологии, методы, приёмы и способы).

При таком подходе деятельность педагога рассматривается как исполнение исследовательских операций, которые приводят к успешному решению целей обучения, воспитания и развития учащихся. Обычно такие структуры строятся по схеме «постановка цели — создание мотивов — способы реализации цели — конечный результат» Марус О. В. Роль диагностики в воспитательно-образовательной работе // Народное образование. — 1999. — № 10. — С.72.

В качестве примера приведем комплекс методик, предложенный С. В. Литвяк. В состав диагностического портфеля входят следующие методики:

  • · Диагностика профессиональной позиции педагога как воспитателя (самооценка) (приложение 1).
  • · Классный руководитель глазами воспитанников Литвяк С. В. Диагностические процедуры с целью изучения успешности классного руководителя // Практика. — 2005. — № 2. — С.12−14. (приложение 2).

Изучив и обработав данные, полученные при помощи такой диагностики, можно строить работу по улучшению деятельности классного руководителя и процессу взаимодействия его с учениками и родителями.

Научно-обоснованный анализ деятельности педагога является основой совершенствования воспитательно-образовательного процесса. Анализируя практику педагогов, ставится главная цель — увидеть связь между деятельностью и результатами его труда, выраженными в степени развития воспитанников. При этом нельзя одновременно диагностировать содержание деятельности и её результаты. Нередко упор в деятельности делается на новые технологии, методы и приёмы, модернизацию прошлого опыта. Необходимо в этих случаях в первую очередь фиксировать: как изменяются знания учащихся, их работоспособность, мотивация. Важно также анализировать действенность старых, традиционных методов обучения и воспитания, которые также положительно могут воздействовать на ребёнка. Диагностика призвана определять разумное сочетание нового и старого в работе педагога. Кроме того необходимо выявлять знания педагогов типичных черт, возрастных психологических характеристик, индивидуальных особенностей своих воспитанников. Это позволяет широко использовать коллективные, групповые и индивидуальные методы работы с детьми и их родителями.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой