Формирование навыков самообразования у подростков в учебной деятельности
Диссертация
Исследование позволило рассмотреть самообразование не только как процесс передачи и восприятия знаний, но и как культурный феномен, который выполняет социокультурные, воспитывающие, развивающие про-грессообразующие функции. Среди новых характеристик самообразования как феномена социокультурного анализ психолого-педагогических источников позволил выделить такие, как содействие передаче базовых… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ САМООБРАЗОВАНИЯ В ПЕДАГОГИКЕ
- 1. 1. Проблема самообразования в истории, теории и практике педагогики
- 1. 2. Основные подходы к определению понятия самообразования и его особенностей в педагогике
- Выводы по первой главе
- Глава II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ САМООБРАЗОВАНИЯ У ПОДРОСТКОВ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
- 2. 1. Определение уровней готовности подростков к самообразовательной деятельности
- 2. 2. Совершенствование содержания курса по формированию навыков самообразовательной деятельности у подростков
- 2. 3. Организация процесса самообразования с использованием индивидуализированных технологий
- 2. 4. Результаты экспериментальной работы и их интерпретация
- Выводы по второй главе
Список литературы
- Абилов А.В. В дружной семье народов. Махачкала: Даг.кн. изд-во, 1965. -96 с.
- Абдурахманов С.Д. Организация внеклассной самостоятельной работы в средней школе. Махачкала, 2007. — 137 с.
- Айбазова М.Ю. Нравственно-эстетическое воспитание в этнопеда-гогической культуре Северного Кавказа. М., 2003. — 272 с.
- АйзенкГ. Проверьте свои способности. -М., 1991. 144 с.
- Акчурин Р.С. и др. Москвичи о проекте Стандарта / У ОБЖ. Основы безопасности жизнедеятельности. 2002, № 11.
- Андреев A.JI. Общество и образование: социокультурный профиль России //Педагогика, 2002. С.20−29.
- Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания, творческой личности. Казань, 1988. — 240 с.
- Антология педагогической мысли Грузинской ССР. М., 1987. — 216 с.
- Антология гуманистической педагогики. Песталоцци. -М., 1998. С. 19.
- Антонов В.Ф. Книга для чтения по истории СССР. М., 1984. — 210 с.
- Астафьева О.В. О формах и методах организации самостоятельной работы студентов филологического факультета. -Р.-на-Д., 1974. 54 с.
- Афонина Г. М. Педагогика. Под ред. О. А. Абдуллиной. Р.-на-Д., 2002. -511 с.
- Бабанский Ю.К., Нойнер Г. Педагогика. М., 1978. — 510 с.
- Баранов С.И. Педагогика. М., 1986. — 336 с.
- Байденко В.К. Стандарты в непрерывном образовании. Современное состояние. М.: 1998. — 248 с.
- Бардин КВ. Как научить детей учиться. М., 1987. — 112 с.
- Барсуков И.Г. Пропедевтика самообразования студентов педвуза // Путиповышения эффективности учебно-воспитательного процесса в педагогическом вузе. Челябинск, 1985. — 98 с.
- Башкиров М.В. Самообразование студентов в системе учебно-воспитательной работы педагогического вуза / Система учебно-воспитательной работы как условие совершенствования качества подготовки специалистов. Саратов, 1972. — 300 с.
- Белкин А. С. Витагенное обучение с голографическим методом проекций / Школьные технологии, 1998, № 3. С. 22−27.
- Белухин Д. А. Основы личностно ориентированной педагогики. М. Воронеж, 1996.-320 с.
- Беспалов П.В. Компьютерная компетентность в контексте личностно ориентированного образования // Педагогика. 2003, № 4. — С. 41−46.
- Беспалъко В.П. Стандартизация образования: основные идеи и понятия // Педагогика. 1993, № 5. — С.25−30.
- Блонский П.П. Изб. пед. произведения. М., 1961. — С. 142.
- Богоявленский Д.Н., Менчинская Н. А. Психология усвоения знаний в школе. М., 1959. — С. 60−61.
- Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания // Педагогика. 1995, № 4.
- Бондаревский В.Б. Воспитание интереса к знаниям и. потребности к самообразованию.-М., 1959.- 144 с.
- Браже ТТ., Федоров. Чтение взрослых как педагогическая проблема // Педагогика. 2003, № 3. — С. 3−10.
- Брановский Ю.С., Диканский Е. Ю. Новые информационные технологии в организации мониторинга педагогических систем // Пед. информатика. -2002, № 2.-С. 31−36.
- Бушля А.К. Крупская о самообразовании взрослых // Сов. педагогика. -1968, № 3. -С. 102.
- Вахтеров В.П. Изб. пед. сочинения. М., 1987. — 362 с.
- Вахтеров В.П. Основы новой педагогики. -М., 1987. -С.142.
- Вейт М.А., Оганянц Б. Г. Непрерывное образование и совершенствование педагогического процесса. Липецк, 1990. — 206 с.
- Вербицкий А.А. Контекстное обучение: формирование мотивации //Высшее образование в России. 1998, № 1. — С. 39−45.
- Виштак О.В. Критерии создания электронных учебных материалов // Педагогика. 2003, № 8. — С. 19−22.
- Власенко А.Н., Сатарова Т. Е. Организация рационального обучения. -Пятигорск, 2000. 49 с.
- Военный энциклопедический словарь. -М.: Воен. мед., 1983.
- Возрастная и педагогическая психология / Под ред. М. В. Гамезо. М., 1983.-96 с.
- Военная Доктрина Российской Федерации / Методические материалы и документы. ОБЖ. Книга для учителя. Сост. А. Т. Смирнов, Б. И. Мишин.-М., 2001.- 160с.
- Волков Г. Н., Панькин А. Б. История образования и педагогической мысли / Учебное пособие для студентов высш. учебн. заведений. М.: ООО «Большая медведица». Элиста: Калмыкский государственный университет, 2005.-256 с.
- Воронов З.В. Педагогика школы в двух словах. М., 1999. — 192 с.
- Воронова Т.А. Изучение взаимосвязи самообразования с профессионально-педагогической направленностью / Формирование профессиональной направленности в университет. Иваново, 1986. — 112 с.
- Гальперин П.Я. Поэтапное сформирование умственной деятельности. -М., 1965.
- Гасанов 3. Т. Проблемы воспитания патриотизма, дружбы народов, веротерпимости // Педагогика. 2001, № 5.
- Герд А.Я. Краткий курс естествознания. -М., 1901.
- Гершунекий B.C. Философия образования для XXI века. М., 2002. — 512с.
- Гессен С.И. Основы педагогики- введение в прикладную философию. -М.: Школа Пресс, 1995.-448 с.
- Глазов Б.И., Ловцов Д. А. Компьютеризированный учебник- основа новой информационно-педагогической технологии // Педагогика. 1995, № 6.
- Глушков В.М. Основы безбумажной информатики. М.: Наука, 1982. -552с.
- Голънева В.А. Психологический анализ организованности старших школьников в использовании внеурочного времени. Дисс. канд. пед. наук. -М., 1966.
- ГорскийД.П. Логика. М., 1963. — 292 с.
- Гранкин А.Ю. Развитие теории семейного воспитания в России. М. Пятигорск, 2002. — 450 с.
- Грицаева С.И. Дидактические функции предмашинной обработки информации при освоении педагогических дисциплин. Дисс. канд. пед. наук. -М., 1992.
- Громнева А.К. Формирование у школьников готовности к самообразованию. -М., 1983.
- Гуров В.Н., Селюкова Л. Я. Социализация личности: Социальный педагог, семья и школа. Ставрополь, 1993.
- Давыдов В.З. Проблемы развивающего обучения. М., 1986. — 240 с.
- Дидактика средней школы / Под ред. Данилова М. А., Скаткина М. Н. М., 1975.-304 с.
- Диканский Е.Ю. Комплексное использование средств информационных и коммуникативных технологий в системе непрерывного педагогического образования. Автореф. дисс. канд. пед. наук. Ставрополь, 2003. — 22с.
- Дмитриев Н.Б. Научные основы обучения школьников в труде. М., 1970.-295 с.
- Жуковский КВ. Центры педагогической информации //Педагогика. -2002, № 6. С.95−99.
- Журавлев В.И. Информационные педагогические модули // Педагогика. -1991, № 10. -С. 43.
- Журавлев И.К. Дифференциация обучения средствами учебника / Новые исследования в пед. науках. М., 1990. — С. 12−16.
- Закон РФ «Об образовании». М., 1992. — 15 с.
- Замков JI.B. Дидактика и жизнь. Изб. труды. ~ М., 1990-
- Зеер Э.Ф., Романцев Г. М. Личностно-ориентированное образование // Педагогика. 2002, № 3. — С. 16−21.
- Зинченко В.П. Работа понимания // Психологическая наука и образование. -1987, № 3. -С.42−52.
- Зимняя И.А. О модели преемственности поэтапных требований к развитию общей культуры личности в системе непрерывного образования // Квалиметрия человека и образования: методология и практика. Кн.1. -М., 1998.-С. 24−32.
- Змеев С.И. Технологии обучения взрослых. -М., 2002. 127 с.
- Иванова С.В. Педагогические условия гуманизации процесса обучения учащихся. Автореф. дисс. канд. пед., наук. М., 1998. — 21с.
- Ильина Т.А. Педагогика. М., 1984. — 495 с.
- Исаев Е.И. Проблемы проектирования психологического образования педагога // Вопросы психологии. 1997, № 16. — 18−22 с.
- Исаев JI.H. К.Д. Ушинский основатель русской дидактической и методической школы. -М., 1998.-252с.
- Капитанская А.И. Организация инновационных процессов в повышении квалификации педагогов. Дисс. канд. пед. наук. — М., 1992. — 187 с.
- Кларин М.В. Инновационные дидактические поиски в современной зарубежной педагогике. М., 1994. — 88 с.
- Кларин М.В. Педагогические технологии в учебном процессе. Анализ зарубежного опыта. -М., 1989. 176 с.
- Книга для чтения по истории древнего мира. Под ред. А.И. Неми-ровского. -М., 1981. -304 с.1
- Концепция национальной безопасности Российской Федерации //Вестник военной информации. 2000, № 2.
- Конин А.Я. Унификация информационного обеспечения педагогической деятельности. М., 1998. — С.5−87.
- Коротяее Б.И. Учение процесс творческий. — М., 1989. — 160 с. 79. «Круглый стол», «Учебная книга в системе источников знания и средств подготовки учителя» // Педагогика. 2003, № 1. — С.57−64.
- Крупская Н. К Народное образование и демократия. Изб. произв. М., 1998.-430 с. 81 .Крупская Н. К. Организующая роль рабочей печати. Изб. произв. М., 1998.-430 с.
- Крупская Н. К Наши классики как орудие изучения действительности. Избр. произв. М., 1998.-430 с.
- Кузьмина В.В. Методы системного педагогического исследования. JL, 1980.-150с.
- Кукушин B.C. Дидактика. Р-на-Д., 2003. — 368 с.
- Кукушин B.C. Педагогические технологии. Р-на-Д., 2002. — 318с.
- Кукушин B.C. Общие основы педагогики. Р-на-Д., 2002. — 219 с.
- Куписевич Ч. Основы общей дидактики. -М., 1986. 368 с.
- Куликова Т.А. Семейная педагогика, и домашнее воспитание. М., 2000.
- Латышина Д.И. История педагогики. М., 2002. — 604 с.
- Лампанова О.Н. Самостоятельная работа как средство формирования творческой активности личности будущего психолога. Автореф. дисс. канд. пед. наук. Карачаевск, 2002. — 24 с.
- Лебедев Е.Н. М.В.Ломоносов. М., 1990.
- Левина М.М. Основы технологии обучения профессиональной педагогической деятельности. М.: МО РФ, 1996. — 232 с.
- Левитов Н.Д. Психология труда. М., 1969.
- Левитов Н.Д. Психология характера. М., 1969.
- Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. М., 1971. — 279 с.
- Лихачев Б.Т. Педагогика. М., 1996. — 494 с.
- Лордкипанидзе Д. О. Принципы, организация и методы обучения. М., 1957.- 172 с.
- Льгнда А. С. Дидактические основы формирования самоконтроля в процессе самостоятельной работы учащихся. Автореф. дисс. докт. пед. наук.-М., 1978.-38 с.
- Лында А.С. и др. Педагогика. М., 1973. — 392 с.
- Лысенко Л.В. Комбинаторные методы специальной психологической помощи подросткам, проживающим в экологически неблагоприятной среде. Автореф. дисс. канд. псих. наук. Ставрополь, 2003. — 22 с.
- Макаее В.В. Педагогика. Часть 2-я. Пятигорск, 1992. — 156 с.
- Маркова А.К. Формирование учения в школьном возрасте. М., 1983. -С.96.
- Маслоу А. Мотивация и личность. СПб., 1999. — 160 с.
- Менчинская Н.А. Психология усвоения понятий. Изв. АПН РСФСР. 1950.-С. 57−58.
- Митъкин А.А. Психология умственного развития: новая системная парадигма / Вопросы психологии. 1998, № 4. — С. 25.
- Моисеев Н.Н. Современный рационализм. М., 1995. — 370 с.
- Молчанов А.С. Педагогический информационные инновации как:способ изменения качества образования. Дисс. канд. пед. наук. — Ставрополь, 2001.-21 с.
- Монахов В.М. Как создать школьный учебник, нового поколения //Педагогика. 1997, № 1. — С.28−33.
- Мудрик А.В. Личностный подход в воспитании. М., 1991.
- Мудрик А.В. Учитель: мастерство и вдохновение. — М., 1986. 160 с.
- Национальная доктрина образования в РФ. Педагогический энциклопедический словарь. М., 2003. — 528 с.
- Никифоров В., Капитонова М: Стандарты основа инновационных образовательных систем // Профессиональное образование. — М., 1999. № 9. -С. 18−21-.
- Новая иллюстрированная энциклопедия. Т. 1−20. М., 2003.
- Новые педагогические информационные технологии в системе образования / Под ред. Полата Е. С. М., 2002. — 271 с.
- Об альтернативной гражданской службе // Основы безопасности жизни.-М., 2002. № 11.-С. 6−14.
- Образовательный стандарт основного общего образования по Основамiбезопасности жизнедеятельности //ОБЖ. Основы безопасности жизни. -М., 2002. С. 35−38.
- Образовательный стандарт среднего /полного/ общего образования по Основам безопасности жизнедеятельности // ОБЖ. Основы безопасности жизни. 2002, № 11С. 38.-42.
- О воинской обязанности и военной службе. Книга для учителя по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» / Сост. А. Т. Смирнов, Б. И. Мишин. М., 2001.- 160 с. 1190 гражданской обороне. Книга для учителя по курсу ОБЖ / Сост.
- А.Т.Смирнов, Б. И. Мишин. -М., 2001. 159. 120.0 создании государственного учреждения «Российский центр гражданского и патриотического воспитания детей и молодежи» // Основы безопасности жизни. — 2002, № 11. — С. 14−17.
- Овсянников Е.И. Педагогические условия использования информационных технологий в профессиональной подготовке студентов географических специальностей. Автореф. дисс. канд. пед. наук. Ставрополь, 2002. — 22 с.
- Огаркова А.П. Педагогические условия формирования ценностных мотивов учения. Дисс. канд. пед. наук. М., 1999. — 211 с.
- ОгородниковКТ. Педагогика. -М., 1968.-368 с.
- Ожегов С.И. Словарь русского языка. -М., 1986. 798 с.
- Оконь В. Введение в общую дидактику. -М., 1990. 334 с.
- Онищенко Э.В. Аксиологический потенциал историко-педагогических дисциплин / Инновационные процессы в образовании: теория и практика. -М., 2001. -209 с.
- Отношение школьников к учению. Р.-на-Д., 1985. — 64 с.
- Острогорский А.Н. Изб. пед. соч. -М., 1985.-287 с.
- Пакулова В.М. Работа с терминами на уроках биологии. М., 1990.54с.
- Панъкин П.Б. Формирование этнокультурной личности / Учебн. пособие для студ. Высш. учебн. заведений. М.: ООО «Большая медведица». Элиста: Калмыцкий государственный университет, 2004. — 272с.
- Педагогика: педагогические теории, системы, технологии / Под ред. С. А. Смирнова. М., 1998. — 512с.
- Педагогический поиск / Сост. Баженова И. Н. М., 1988. — 543 с.
- Педагогический словарь. Т. 1 / Ред. Каиров И. А. М., I960. — 774с.
- Пидкасистый П.И. Педагогика. М., 1996. — 602 с.
- Пидкасистый П.И., Портнов M.JI. Искусство преподавания. М., 1998. — 167 с.
- Писарев Д.И. Школа и жизнь. Изб. пед. соч. М., 1951.-251 с.
- Полянский Ю.И. и др. Общая биология. Учебник для 10−11 классов. М., 1993.-287с.
- Полонский В.М. Словарь понятий и терминов по законодательству РФ. -М., 1995.
- Полонский В.М. Структура результата научно-педагогического исследования // Педагогика. 1998, № 7. — С. 45−48.
- Против тьмы / Сост. Е.Вишневская. М., 1962. — 695 с.
- Пряникова В.Г. Педагогическое стимулирование в школе 20-х годов / Педагогика. 2002, № 3. — С. 16−21.
- Пряникова В.Г. Педагогическое стимулирование в теории советской педагогики. -М., 1992. 180 с.
- Психологический словарь. М., 1983. — 448 с.
- Путешествие в древность / Под ред. B.JI. Янина. МГУ, 1983. 278 с.
- Расулова З.М. Факторы формирования личностного знания в образовании. Махачкала, 2007. — 157 с.
- Раченко И.П. Методика изучения учащихся. Пятигорск, 1986. — 62 с.
- Рубинштейн СЛ. Часть. 1. -М., 1989.-485 с.
- Российская педагогическая энциклопедия. М., 1993. — 710 с.
- РубакинН.А. Письма читателям о самообразовании. — СПб., 1913.15Г. Сапронова З. В. Организация свободного времени как условие формирования педагогической культуры. Дисс. канд. пед. наук. Ставрополь, 2001.-184 с.
- Сенъко Ю.В., Фроловская М. В. Восприятие текста учащимися в процессе самообразования // Педагогика. 2003, № 6. — С. 53−59.
- Ситаров В.А. Дидактика. М., 2002. — 365 с.
- Ситаров В.А. Проблемы формирования ориентированности педагогов на личностную модель взаимодействия с детьми / Инновационные процессы в образовании: теория и практика. М., 2001. — 209 с.
- Сластенин В.А., Подымова JI.C. Педагогика инновационной деятельности. -М., 1997. 308 с.
- Сластенин В.А., Исаев И. Ф., Мищенко А. И., Шиянов И. Н. Педагогика. — М., 1998.-512 с.
- Г57. Словарь юного биолога. М., 1986.
- Словарь иностранных слов. -М., 1955.-856с.
- Смолкин A.M. Методы активного обучения. М., 1991. — 177 с.
- Соловьев B.C. Избранное. М., 1990. — 490 с.
- Стрезикозин В.П. Организация процесса обучения в школе. М., 1968. -246 с.
- Столяренко Л.Д. Основы психологии. -Р.-на-Д., 2003. 672 с.
- Супрунова JT.JI. Проблема и перспективы поликультурного образования на Северном Кавказе // Проблемы развития образования на Северном Кавказе. Пятигорск, 1998. — С.80−88.
- СухомлинскийВ.А. Изб. пед. соч. Т. 1. -М., 1979. -З89'с.
- Сухомлинский В.А. Мудрая власть коллектива. М., 1975. — 273 с.
- Сушко В.Н. Ценностно-смысловая направленность физики в системе личностно-ориентированного образования / Личностно- ориентированный подход в деятельности современных социально-образовательных систем. Р-на-Д., 2002. — 62 с.
- Тарасюк В.Н. Теоретические основы педагогического стимулирования. Докт. дисс. М., 1997. — 347 с.
- Тарасюк В.Н. Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов с книгой в процессе адаптации. Оренбург, 1978. — 24 с.
- Тарасюк В.Н. Кабинет передового педагогического опыта. Черкесск, 1991.- 146 с.
- Топоров И.К. Основы безопасности жизнедеятельности. Учебник для учащихся 10−11 классов общеобразовательных учреждений. М., 1996. -128с.
- Трофимова Н.М., Еремина Е. И. Самообразование и творческое развитие личности // Педагогика. 2003, № 2. — С.42−48.
- Усова А.В. Психолого-педагогические основы формирования у учащихся научных понятий. Челябинск, 1988. — 86 с.
- Ушинский К.Д. Избранные педагогические произведения / К.Д. Ушин-ский. -М.: Просвещение, 1968. 557с.
- Ушинский К.Д. Биографические материалы /Собр. соч., т.11. M.-JL: Изд. АПН РСФСР, 1952.-С.11−136.
- Ушинский К.Д. Родное слово / Собр.соч. M.-JL: Изд. АПН РСФСР, 1948. Т. 2.-С. 554−574.
- Ушинский К.Д. Труд в его психическом и воспитательном значении /Собр.соч. -М.-Л.: Изд. АПН РСФСР, 1948. Т. 2. -С.333−361.
- ФелъдштейнД.И. Психология взросления. Изб. труды. -М., 1999.
- Шамова Т.И. Активизация учения школьников. -М., 1983. 209 с.
- Шиянов Е.Н., Котова И. Б. Идея гуманизации образования в контексте отечественных теорий личности. Р.-на-Д. — 310 с.
- Шадриков М.Н. Мышление школьников. -М., 1969. 187 с.
- Юрчишина Г. В. Проблема НОТ учащихся в отечественной педагогике (60−80 годы). Дисс. канд. пед. наук. Пятигорск, 2001. 150 с.
- Якиманская И.С. и др. Психолого-педагогические проблемы дифференцированного обучения // Педагогика. 1991, № 4.
- Якиманская И.С. Личностно-ориентированный урок: планирование, технологии проведения // Директор школы. 1997, № 1. — С.48−51
- Яковлев В.А. Теория и практика инновационной подготовки учителя в системе высшего педагогического образования. Дисс. докт. пед. наук. — Майкоп, 2000. 348 с.