Формирование профессиональной компетентности выпускника высшего военного учебного заведения: На примере общепрофессиональных дисциплин
Диссертация
В настоящее время в связи с модернизацией Вооруженных Сил Российской Федерации, переводом их комплектования на контрактную основу и преобразованиями, определяемыми Федеральной программой реформирования системы военного образования на период до 2010 года, эта тема приобретает еще более актуальное значение. Это подчеркивает и необходимость определения механизмов формирования качеств специалиста… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Теоретические основы формирования профессиональной компетентности курсантов военного вуза
- 1. 1. Психолого-педагогические подходы к исследованию проблемы формирования профессиональной компетентности
- 1. 2. Сущность и структура профессиональной компетентности выпускника военного вуза
- 1. 3. Особенности образовательного процесса в военном вузе в контексте компетентностного подхода
- Глава 2. Экспериментальное исследование формирования профессиональной компетентности курсантов военного вуза
- 2. 1. Особенности целей и содержания военно-профессионального образования в контексте компетентностного подхода
- 2. 2. Профессионально-ориентированная технология формирования профессиональной компетентности курсантов военного вуза
- 2. 3. Анализ эффективности разработанных организационно-педагогических условий по формированию профессиональной компетентности курсантов вуза
Список литературы
- Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности /К.А. Абульханова-Славская. М., 1980. — 336 с.
- Абульханова-Славская К. А. Социальное мышление личности: проблемы и стратегии исследования / К.А. Абульханова-Славская // Психологический журнал. 1994. — т. 15, № 4. — С. 39 — 55.
- Аллилуев В.И. Педагогическая система формирования учебно-профессиональной деятельности курсантов военного вуза: Автореф-т дис.. канд. пед. наук: (13. 00. 01) / В. И. Аллилуев. Саратов: Изд-во СГПУ, 2001. -22 с.
- Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Избранные психологические труды / Б. Г. Ананьев. М.: Педагогика, — 1980.- т. 1. — 212с.
- Аниськин В.Н., Добудько А. В. Профессиональная компетентность учителя в информационном обществе. Самара: Изд-во СамГПУ, 2000. — 132 с.
- Асмолов А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа / А. Г. Асмолов. М.: Изд-во МГУ, 1990. — 367 с.
- Арнаутов В.Д. Опыт инновационно-моделирующей деятельности и проектирования образовательного процесса // Педагогика, 1998. — № 1, — С. 18−23.
- Артюхов М.В., Вержицкий Г. А., Любчева В. Ф. Педагогические технологии и профессиональное образование // Проф. образование. 1997. -№ 11.-С. 6−7.
- Бабанский Ю.К. Интенсификация процесса обучения / Ю. К. Бабанский. -М.: Знание, 1987. 80 с.
- Бабанский Ю.К. Личностный фактор оптимизации обучения /Ю.К. Бабанский // Вопросы психологии. 1984. — № 1. — С. 18−24.
- Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса / Ю. К. Бабанский. М.: Просвещение, 1982. — 122 с.
- Балл Г. А. Теория учебных задач: психолого-недагогический аспект / Г. А. Балл. М.: Педагогика, 1990. — 194 с.
- Банько Н.А. Формирование профессионально-педагогической компетентности у будущих инженеров: Дис. канд. пед. наук: (13. 00. 08)
- Н.А. Банько. Волгоград: Изд-во ВГПУ, 2002. — 218 с.
- Батаршев А.В. Преемственность обучения в общеобразовательной и профессиональной школе: теоретико-методологический аспект / Под ред. А. П. Беляевой. Ин-т профтехобразования РАО. — СПб., 1996. — 80 с.
- Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание./ Р. Берне. М., 1986. -125 с.
- Берулава М.Н. Интеграция содержания образования /М.Н. Берулава. М.: «Совершенство», 1998. — 192 с.
- Берулава М.Н. Состояние и перспективы гуманизации образования // Педагогика. 1996. № 1. — С. 11
- Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения / В. П. Беспалько. М., 1995. — 336 с.
- Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии/В .П. Беспалько. М.: Педагогика, 1989.-190 с.
- Беспалько В .П. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалиста/ В. П. Беспалько, Ю.Г. Та-тур.-М., 1989.-134 с.
- Бим-Бад Б. М. Антропологическое обоснование теории и практики образования // Педагогика. 1994. № 5. — С. 3−11.
- Бим-Бад Б.М., Петровский А. В. Образование в контексте социализации // Педагогика. — 1996. № 1. С. 3−8.
- Бодалев А.А. Личность и общение: Избр. труды / А. А. Бодалев. М.: Международная пед. академия, 1995. — 328 с.
- Бодалев А.А. Психология о личности / А. А. Бодалев. М.: Изд-во МГУ, 1988.- 190 с.
- Болотов В.А., Исаев Е. И., Слободчиков В. И. и др. Проектирование профессионального образования//Педагогика. 1997. — № 4. — С. 67
- Бондаревская Е.В. Гуманистическая парадигма личностно ориентированного образования и целостная педагогическая теория/Е.В. Бондаревская // Педагогика.-1997. № 4. — С. 11 — 17.
- Бондаревская Е.В. Педагогическая культура как общественная и личная ценность / Е. В. Бондаревская // Педагогика. 1999. — № 3. — С. 37 — 55.
- Бокарева Г. А. Совершенствование системы профессиональной подготовки студентов / Г. А. Бокарева. Калининград: Изд-во Калининградского ун-та, 1985. — 152 с.
- Брыксина О.Ф. Формирование профессиональной готовности студентов педагогического колледжа к реализации содержания образования на уровне учебного предмета «Информатика»: Дисс.. канд. пед. наук/ О. Ф. Брыксина. Самара, 1999. — 156 с.
- Бубнова С.С. Диагностика индивидуальной структуры ценностных ориентации личности: Психологический анализ учебной деятельности / С. С. Бубнова. М., 1991. — 98 с.
- Будасси С.А. Способ исследования количественных характеристик личности в группе / С. А. Будасси // Вопросы психологии. 1971. — № 3. — С. 138−143.
- Буева Л.К. Человек: деятельность и общение / Л. К. Буева. М.: Мысль, 1978.-216 с.
- Вегерчук И.Э. Понимание как ключевой компонент в социально-перцептивной компетентности руководителя / И. Э. Вегерчук // Мир психологии. 2000. — № 2. — С. 90 — 102.
- Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: Контекстный подход / А. А. Вербицкий. М., 1991. — 120 с.
- Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход / А. А. Вербицкий. М., 1993. — 153 с.
- Вербицкий А.А. Активные методы обучения в высшей школе: контекстный подход / А. А. Вербицкий. М.: Высшая школа, 1991. — 204 с.
- Вишнякова С.М. Профессиональное образование //Словарь. С. М. Вишнякова. М.: НМЦ СПО, 1999. — 538 с.
- Волгин Н.И. Талант и посредственность в творческих коллективах // XIV любищевские чтения: Сб. докладов. Ульяновск, УлГПУ им. Ульянова, 2002. -С.131−134.
- Военная педагогика и психология: Учебное пособие/Под ред. П. А. Корчемного, Л. Г. Лаптева, В. Г. Михайловского. М.: Изд-во «Совершенство», 1998. — 384 с.
- Вульфов Б.З. Педагогика рефлексии / Б. З. Вульфов, В. Н. Харькин. -М.: ИЧП Магистр, 1995. 112 с.
- Гаврищук В.П. Профессионально-личностное становление будущего офицера-ракетчика:: Автореф-т дис.. канд. пед. наук: (13. 00. 01) / В. П. Гаврищук. Саратов: Изд-во СГПУ, 2001. — 22 с.
- Газман О.С. От авторитарного образования к педагогике свободы./ О. С. Газман //Новые ценности образования. № 2. М., 1995. С. 16−45.
- Газман О.С. Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилизацию XXI века/ О.С.Газман// Новые ценности образования. Вып. 6. М., 1996.-С. 10−37.
- Газман О.С. Самоопределение / О. С. Газман //Новые ценности образования: тезаурус для учителей и школьных психологов. М., 1995. — 82 с.
- Гершунский Б.С. Компьютеризация в сфере образования: проблемы и перспективы/ Б. С. Гершунский. М.: Педагогика, 1987. — 88 с.
- Гершунский Б.С. Педагогичесекая прогностика: Методология, теория, практика/ Б. С. Гершунский. Киев, 1986. — 144 с.
- Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века. (В поисках практико-ориентированных образовательных концепций./ Б. С. Гершунский — М.: Изд-во «Совершенство», 1998. 608 с.)
- Гинецинский В.И. Основы теоретической педагогики / В.И. Гине-цинский. СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 1992. — 154 с.
- Глазков Е.Б. Проектирование дидактической системы формирования военно-профессиональных навыков у курсантов вузов МО РФ: Автореф-т дис. канд. пед. наук: (13. 00. 08) / Е. Б. Глазков. Воронеж: Изд-во ВГТУ, 2002. — 24 с.
- Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. — М.: Министерство образования Российской Федерации, 2000.- 155 с.
- Грехнев B.C. Культура педагогического общения / B.C. Грехнев. -М.: Просвещение, 1990. 144 с.
- Давыдов В.В. Развивающее обучение / В. В. Давыдов. М., 1996.168 с.
- Добудько А.В. Информационная культура как основа профессиональной компетентности педагога // Информационные технологии в педагогическом образовании. Вып.1. Самара: Изд-во СамГПУ, 1999. С. 16−17.
- Добудько Т.В. Принципы формирования профессиональной компетентности будущих учителей в условиях информатизации образования/ Образование. Профессия. Производство / Т. В. Добудько, А. В. Добудько. Самара, СамГПУ, — 1999. — С. 67−70.
- Добудько А.В. Профессиональная компетентность учителя в условиях информатизации процесса обучения/ В кн. Пути и методы совершенствования учебного процесса (Тезисы докл. VIII научно-методической конференции). Самара: ПГАТИ, 1999. — С. 78. •
- Добудько Т.В. Формирование профессиональной компетентности учителя информатики / Т. В. Добудько. Дисс. д-ра пед. наук. М., 1999. -349с.
- Дорошенко В.Ю. Социальная психология и этика делового общения /В.Ю. Дорошенко, ЛИ. Зотова, Н. А. Нартов. М.: ЮНИТИ, 1995.- 160 с.
- Дьяченко В.К. Организационная структура учебного процесса и ее развитие /В.К. Дьяченко// М.: Педагогика, 1989. 159с.
- Дьяченко М.И. Психология высшей школы / М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович. Минск: Изд-во БГУ, 1978.- 319 с.
- Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение / Ю. Н. Емельянов. -Д.: Изд-во ЛГУ, 1985. 167 с.
- Ефремов О.Ю. Теория и практика педагогической диагностики в высшей военной школе России: Автореф-т дис.. докт. пед. наук: (13. 00. 01) / О. Ю. Ефремов. СПб: Изд-во Рос.гос.пед ун-т им. А. И. Герцена, 2001. -22 с.
- Дурай-Новакова К. М. Формирование профессиональной готовностистудентов к педагогической деятельности: Диссд-ра пед. наук / К.М. Дурай-Новакова. М., 1983.
- Железняк И.Л. Педагогические условия формирования творческой активности курсантов военных вузов при изучении общепрофессиональных дисциплин: автореф-т дис. канд. пед. наук: (13. 00. 01) / И. Л. Железняк. Челябинск: Изд-во ЧТУ, 2001. — 23 с.
- Железовская Г. И. Принципы формирования дидактических терминов / Г. И. Железовская, С. В. Еремина // Педагогика. 1999. — № 5. — С. 18 — 22.
- Жуков Ю.М. Диагностика и развитие компетентности в общении. Практич. пособие / Ю. М. Жуков, Л. А. Петровская, П. В. Растянников. Киров: ЭННОМ, 1991. — 95 с.
- Жуков Ю.М. Эффективность делового общения / Ю. М. Жуков. М.: Знание, 1988 — 64 с.
- Журавлев В.И. Педагогика в системе наук о человеке / В. И. Журавлев. М.: Педагогика, 1990. — 166 с.
- Забродина И.В. Формирование когнитивно-коммуникативных умений у учащихся подросткового возраста: (На примере гуманит. дисциплин): Автореф. дис. канд. пед. наук: (13. 00. 01) / И.В. Забродина- Челяб. гос. пед. ун-т. Челябинск, 1996. — 16 с.
- Зимняя И.А. Педагогическая психология. М.: Логос, 1999. — 384 с. 80.3инченко П. И. Непроизвольное запоминание / П. И. Зинченко. М.: АПН РСФСР, 1961.-562 с.
- Ильмушкин Г. М. Концепция единого педагогического пространства в системе «школа колледж — вуз» в малых и средних городах России/ Г. М. Ильмушкин. — Самара: Изд-во Сам ГПУ, 2001. — 145 с.
- Ингенкамп К. Педагогическая диагностика/ К. Ингенкамп. М.: Педагогика, 1991. — 240с.
- Кан-Калик В. А. Как овладеть элементами театральной педагогики // Учителю о пед. технике / В.А. Кан-Калик. М.: Педагогика, 1987. — С. 87 -107.
- Кан-Калик В. А. Педагогическая деятельность как творческий процесс. Эмоционально-коммуникативные аспекты педагогического творчества: Автореф. дисс.. док. псих, наук: (19. 00. 05) / В.А. Кан-Калик // Л.: ЛГУ, 1985.-24 с.
- Кан-Калик В. А. Педагогическое общение как предмет теоретического и прикладного исследования / В.А. Кан-Калик, Г. А. Ковалев // Вопросы психологии. 1985. — № 4. — С. 9 — 16.
- Квалификационные требования к подготовке специалистов высшего военно-профессионального образования: М.-2004.
- Кларин М.В. Технология обучения: идеал и реальность/ М.В. Кла-рин. Рига: Эксперимент, 1999. — 180 с.
- Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения/ Е. А. Климов. Ростов н/Д: Изд-во «Феникс», 1996. — 512 с.
- Клинберг Л. Проблемы теории обучения / Л. Клинберг. М.: Педагогика, 1984. — 256 с.
- Козиев В.Н. Психологический анализ профессионального самосознания учителя: Автореферат. канд. пед. наук/ В. Н. Козиев. Л., 1980. -24 с.
- Колесников Л.Ф. Эффективность образования / Л. Ф. Колесников, В. Н. Гурченко, Л. Г. Борисова. -М.: Педагогика, 1991. 269 с.
- Колесникова И.А. Педагогическая реальность в зеркале межпара-дигмальной рефлексии / И. А. Колесникова. СПб.: Изд-во С-Петерб. гос. унта пед. мастерства, 1999. — 242 с.
- Коменский Я.А. Великая дидактика // Избр. пед. соч. М.: Изд-во рус. товарищества, 1906. — 308 с.
- Коробейникова И.Ю. Педагогические условия формирования ответственного отношения к учебно-воспитательной деятельности у курсантов военного вуза: Автореф-т дис.. канд. пед. наук: (13. 00. 08) / И. Ю. Коробейникова. Челябинск: Изд-во ЧТУ, 2001. — 22 с.
- Краевский В.В. Методология педагогического исследования: Пособие для педагога-исследователя / В. В. Краевский. Самара: Изд-во СамГПИ, 1994.- 165 с.
- Краевский В.В. Содержание образования: вперед к прошлому /В.В. Краевский. М.: Педагогическое общество России, 2001. — 36 с.
- Краткий психологический словарь / Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. 2 изд., испр. и доп. — Ростов н / Д. — ФЕНИКС, 1998. — 512 с.
- Кремер Н.Ш. Теория вероятностей и математическая статистика: Учебник для вузов/Н.Ш. Кремер. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. — 543 с.
- Крутецкий В.А. Основы педагогической психологии / В.А. Кру-тецкий. М.: Просвещение, 1972. — 255 с.
- Крупник Е.П. Психологическая устойчивость личности как методологическая категория / Е. П. Крупник // Научные труды Mill У. Серия: Психолого-педагогические науки. М.: Mill У, 1999. — С. 270 — 278.
- ЮЗ.Крупник Е. П. Теоретические аспекты психологической культуры межличностных взаимодействий / Е. П. Крупник, Т. Б. Сизова // Мир психологии. 2001. -№ 2. — С. 40 — 50.
- Ю6.Кузьмина Н. В. Профессионализм педагогической деятельности / Н. В. Кузьмина, АЛ. Реан. СПб.: 1993. — 225 с.
- Кузьмина Н.В. Способности, одаренность, талант учителя. /Н.В. Кузьмина. Л., 1985. — 198 с.
- Кульневич С.В. Педагогика личности от концепций до технологий: учеб. практич. пособие для классных руководителей, студентов и аспирантов пед. учеб. заведений, слушателей ИПК./ С. В. Кульневич.-.Ростов-н/Д: творческий центр «Учитель», 2001. — 160 с.
- Кунц Г. Управление: системный и ситуационный анализ управленческих функций / Г. Кунц, С. О’Доннел. М.: Прогресс, 1981. — Т.2.-512 с.
- Леднев B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы / B.C. Леднев. М.: Высшая школа, 1991. — 224 с.
- Лейтес Н.С. Проблема соотношения умственного развития и способностей / Н. С. Лейтес // Умственные способности и возраст. М., 1971.-С. 23−31.
- Леонтьев А.А. Психология общения: Учеб. пособие / А. А. Леонтьев. Тарту, 1974.-220с.
- Леонтьев А.Н. Психологические вопросы сознательности учения / А. Н. Леонтьев // Избр. психол. произв.: В 2 т. / А. Н. Леонтьев. М.: Педагогика, 1983 .-Т. 1.-С. 348−380.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность /А.Н. Леонтьев. -М.: Политиздат,. 1975. 304 с.
- Леонтьев А.А. Как стать личностью? // Вопр. психологии. — 1996.-№ 2.-С.137−138.
- Лепин П.В. Организация воспитательного процесса в педагогическом университете / П. В. Лепин, Н. С. Данилкова // Педагогическое образование и наука. 2002. — № 4. — С. 33 — 38.
- Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения / И.Я. Лер-нер. М.: Педагогика, 1981. -184 с.
- Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения / М. И. Лисина. М.: Педагогика, 1986. — 145 с.
- Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций. Учебное пособие для студентов пед. учебн. заведений и слушателей ИПК и ФПК./ Б. Т. Лихачев. М.: Прометей, 1996.-464 с.
- Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Б. Ф. Ломов. М.: Наука, 1984. — 444 с.
- Ляудис В .Я. Новая парадигма педагогической психологии и практика инновационного образования / В. Я. Ляудис // Вест. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1998. — № 2. — С. 88 — 97.
- Ляудис В.Я. Структура продуктивного учебного взаимодействия / В. Я. Ляудис // Психолого-педагогические проблемы взаимодействия учителя и учащихся: Сб. науч. тр. / НИИ общ. педагогики- под ред. А. А. Бодалева, В. Я. Ляудис. М., 1980. — С. 100 — 109.
- Майерс Д. Социальная психология / Д. Майерс. 2-е изд. испр. -СПб.: Питер, 1988.-688 с.
- Максимова В.Н. Интеграция в системе образования / В. Н. Максимова. СПб.: ЛОИРО, 2000.-83 с.
- Маркова А.К. Психологический анализ профессиональной компетентности / А. К. Маркова // Советская педагогика. 1990. — № 8. — С. 82−88.
- Маркова А.К. Психология профессионализма / А. К. Маркова. М.: Знание, 1996. — 308 с.
- Маркова А.К. Психология труда учителя. М.: Просвещение, 1993. — 192 с.
- Маркова А.К. Формирование мотивации учения / А. К. Маркова, Т. А. Матис, А. Б. Орлов. М.: Просвещение, 1990. — 192 с.
- Маслоу А. Мотивация и личность / А. Маслоу. Пер. с англ. -СПб.: Евразия, 1999. — 478 с.
- Мель Ю. Социальная компетентность как цель психотерапии: проблемы образа Я в ситуации социального перелома / Ю. Мель // Вопросы психологии. 1995. — № 5. — С. 61 — 68.
- Мескон М. Основы менеджмента / М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хе-доури. М.: Дело, 1992. — 701 с.
- Методы системного педагогического исследования: Учебное пособие. М.: Народное образование, 2002. — 208 с.
- Мильруд Р.П. Формирование эмоциональной регуляции поведения учителя/ Р.П. Мильруд//Вопросы психологии. — 1987. № 6.
- Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя / Л. М. Митина. М.: Изд-во Флинта, Моск. псих. — социальный ин-т, 1998. -200 с.
- Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал (психологические проблемы) / Л. М. Митина. М.: Дело, 1994. — 216 с.
- Митина Л.М. Формирование профессионального самосознания учителя / Л. М. Митина //Вопросы психологии. 1990. — № 3.- С.25−34.
- Моргунова Е. Метод субъективного оценивания квалификационных требований к должности / Е. Моргунова, С. Сергаев // Психология в бизнесе. № 2. — 2000. — С. 17 — 22.
- Михайлова Н.Н., Юсфин Н. Н. Педагогика поддержки: Учебно-методическое пособие. МИРОС, 2001. — 208 с.
- Мрякина Ю.В. Формирование и развитие коммуникативных способностей студентов в процессе дифференцированного обучения: Дис.. канд. пед. наук: (13. 00. 08) / Ю. В. Мрякина // Самара: Ин-т развития личности РАО, 1998.- 133 с.
- Мясищев В.Н. Психология отношений / В. Н. Мясищев. М. — Воронеж: НПО МОДЭК, 1995. — 356 с.
- Настольная книга практического психолога: Учебное пособие: В 2 кн. 3-е изд.- М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001. — Кн.2: Работа психолога со взрослыми. — 480 с.
- Непрокина И.В. Новые технологические приемы проведения лабораторных работ по электронике в пед.вузе //Пед. поиск. Традиции, инновации, результативность: Тезисы докладов третьей научной практической конференции. Псков: ОИПКРО, 1998. — С. 37−39.
- Никитина Н.Н. Основы профессионально-педагогической деятельности: Учеб. пособие для студентов сред. проф. образования / Н. Н. Никитина, О. М. Железнякова, М. А. Петухов. М.: Мастерство, 2002. — 288 с.
- Никонова А.Я. Психологические особенности индивидуального стиля педагогической деятельности: Автореф.. канд. дисс./ Л. М. Митина. -Казань, 1982.-24 с.
- Общая психодиагностика/Под ред. А. А. Бодалева. М.: МГУ, -1987.-303 с.
- Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. 4-е изд., доп. / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. — 4-е изд., доп. — М.: Азбуковник, 1999. — 944 с.
- Омаров A.M. Руководитель: Размышления о стиле управления / A.M. Омаров. 2-е изд., доп. — М.: Политиздат, 1987. — 365 с.
- Организация и ведение образовательного процесса в высшем военно-учебном заведении: Сборник методических рекомендаций М.: РИЦ ГШ ВС РФ, 2003.-240 с.
- Орлов А.Б. Психология личности и сущности человека: парадигмы, проекции, практики: Пособие для студентов психол. фак. / А. Б. Орлов. -М.: Логос, 1995.-215 с.
- Основы педагогики и психологии высшей школы. М.: МГУ, 1986. -213 с.
- Осягин Д.Ю. Пути формирования коммуникативной компетентности и педагогической рефлексии: Дис.. канд. пед. наук: (13. 00. 01) / Д. Ю. Осягин. Новосибирск, 1997. — 209 с.
- Панюкова С.В. Концепция реализации личностно-ориентированного обучения при использовании информационных и коммуникационных технологий. М.: Изд-во ИОСО РАО, 1998. — 120 с.
- Педагогика: учебник для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей /Под редакцией П. И. Пидкасистого. М.: Педагогическое общество России, 2002. — 608 с.
- Педагогика: Учебное пособие для студентов пед. ин-тов /. Ю. К. Бабанский, В. А. Сластенин, Н. А. Сорокин и др. Под ред. Ю. К. Бабанского. -М.: Просвещение, 1988. 479 с.
- Петровская Л.А. Активные методы социально-психологического воздействия на коммуникативные процессы / Л. А. Петровская // Общение и оптимизация совместной деятельности. М.: Изд-во МГУ, 1987, С. 74 — 85.
- Петровская JI. А. Компетентность в общении / Л. А. Петровская. -М.: МГУ, 1989.-216 с.
- Петровский А.В. Коллектив, общение и развитие личности /А.В. Петровский // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии / Под ред. И. И. Ильясова, В. Я Ляудис. М., 1981. — Т. 2. — С. 138 — 141.
- Петровский В. А. Личность в психологии/В .А. Петровский. Ростов н/Д: Изд-во «Феникс», 1996. — 512 с.
- Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. / А. В. Петровский. М.: Политиздат, 1982. — 255 с.
- Петровский В.А. Личностно-развивающее взаимодействие /В.А. Петровский, В. К. Калиненко, И. Б. Котова. Ростов н/Д, 1995. — 88 с.
- Петровский А.В. Психология: Учебник для студ. высш. учеб. заве-дений/А.В. Петровский, М. Г. Ярошевский. — М.: Издательский центр «Академия" — Высшая школа, 2001.-512 с.
- Петровский А.В. Психология неадаптивной активности / А. В. Петровский. М.: Горбунок, 1992. — 224 с.
- Петухов М.А. Аксиологические основы компетентностного подхода к профессиональному становлению выпускника педагогического вуза / М. А. Петухов // Материалы межрегиональной научно-практической конференции. Ульяновск: УлГПУ, 2002. — С. 3 — 10.
- Петухов М.А. Формирование компетентностей у обучающихся в общеобразовательной и профессиональной школе: Сборник научных трудов/ Под общей редакцией М. А. Петухова. Составитель В. П. Будыхо. Ульяновск: УлГПУ, 2004. — С. 4−16.
- Петухов М.А. Личностно-ориентированные развивающие технологии реализации профессиональных образовательных программ подготовки современных рабочих и специалистов / М. А. Петухов, А. К. Бурдо, Л. Б. Глазунова Ульяновск: Изд-во НМЦ ПО, 1996. — 56 с.
- Петухов М.А. Профессионально-технологическая система обучения специальным предметам: Учебное пособие. /Под науч. Ред. А. П. Беляевой. Ульяновск: УлГТУ, 2001.-199 с.
- Познавательные процессы и способности в обучении / Под ред. В. Д Шадрикова. М.: Просвещение, 1990, — 142 с.
- Познай себя и других. Сборник методик / Сост. С. Ф. Спичак,
- A.Г.Синицын. М.: Народное образование, 1994. — 96 с.
- Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: Учебник, для студ. высш.учеб. заведений/ И. П. Подласый. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.-576 с.
- Поляков С.Д. Технологии воспитания: Учеб.-метод, пособие /С.Д. Поляков // М.: ВЛАДОС, 2002. — 144 с.
- Поляков С. Д. Цели современного воспитания: Личностно-ориентированное коллективное творческое дело / С. Д. Поляков, В.Р. Ясниц-кая, Э. С. Зимин. Ульяновск: Изд-во ИПК ПРО, 1996. — 90 с.
- Практическая психология для преподавателей / М. К. Тутушкина,
- B.Л. Васильев, С. А. Волков и др. М.: Филинъ, 1997. — 326 с.
- Психологическая диагностика: Учебник для вузов / Под ред. М. К. Акимовой, К. М. Гуревича. СПб.: Питер, 2003. — 652 е.: ил.
- Психологический словарь / Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. М.: Педагогика-Пресс, 1999. — 440 Психологические тесты: В 2 т. / Под ред. А. А. Карелина. — М.: ВЛАДОС, 2000. — Т. 2. — 248 с.
- Психология развивающейся личности / Под ред. А. В. Петровского. М.: Педагогика. — 1987 — 240 с.
- Психология: Словарь / Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Политиздат, 1990. — 495 с.
- Равен Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация/ Пер. с англ. М., «Когито — Центр», 2002. — 396 с.
- Равен Дж. Педагогическое тестирование: проблемы, заблуждения, перспективы / Дж. Равен. 2-е изд., испр. М.: Когито — Центр, — 2001. — 142 с.
- Реан А.А. Рефлексивно-перцептивный анализ деятельности педагога / А. А. Реан // Вопросы психологии. 1990. — № 2. — С. 77 — 83.
- Решетова Э.А. Психологические основы профессионального обучения / Э. А. Решетова. М.: Изд-во МГУ, 1985. — 207 с.
- Рогов Е.И. Учитель как объект психологического исследования: Пособие для школьных психологов по работе с учителем и педагогическим коллективом / Е. И. Рогов. М.: ВЛАДОС, 1998. — 496 с.
- Российская социологическая энциклопедия. / Под общ. ред. Г. В. Осипова. М: НОРМА-ИНФРА. — 1998. — 672 с.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. -СПб.: Питер, 1999. 720 с.
- Рубцов В.В. Социальные взаимодействия и обучение /В.В. Рубцов.// Психологическая наука и образование. — 1996. № 2. С.9−19.
- Руденский Е.В. Социальная психология: Курс лекций / Е.В. Руден-ский- Н ГАЭ и У. М.- Новосибирск: ИНФРА-М, 1997. — 224 с.
- Самойлов В.Д. Совершенствование системы высшего образования офицеров ВС РФ: Автореф-т дис.. докт. пед. наук: (13. 00. 01) / В. Д. Самойлов. М.: Изд-во Воен. Ин-т, 2002. — 47 с.
- Седов Н.В. Система индивидуальных форм обучения курсантов военно-учебных заведений: Автореф-т дис.. канд. пед. наук: (13. 00. 01) / Н. В. Седов. Саратов: Изд-во СГПУ, 2001. — 24 с. .
- Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учеб. пособие /Т.К. Селевко. М.: Нар. образование, 1998. — 256 с.
- Сенько Ю.В. Учебный процесс: сотворчество педагога и учащегося /Ю.В. Сенько. // Педагогика. 1997. — № 3. — С.40−45.
- Сергеев Н.К. О категории связи и ее применении в исследовании целостного педагогического процесса / Н. К. Сергеев // Методологические основы совершенствования учебно-воспитательного процесса. Волгоград: ВГУ, 1981.-С. 29−32.
- Серегина И.И. О социально значимых аспектах коммуникативной компетентности российских менеджеров (к постановке проблемы) / И. И. Серегина // Мир психологии 2000. — № 2. — С. 77 — 84.
- Сериков В.В. Личностный подход в образовании: концепция и технологии/ В. В. Сериков. — Волгоград, 1994.- 108 с.
- Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем /В.В. Сериков. М.: Издательская корпорация «Логос», 1999. -272 с.
- Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии / Е. В. Сидоренко. СПб.: Речь, 2002. — 350 с.
- Синенко В.Я. Профессионализм учителя / В. Я. Синенко // Педагогика 1999.-№ 5.-С. 45−51.
- Скакун В.А. Преподавание общетехнических и специальных предметов в средних профтехучилищах: Метод, пособие /В.А. Скакун. М.: Высш. шк., 1987.-271 с.
- Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики /М.Н. Скаткин. -М.: Педагогика, 1984.-95 с.
- Сластенин В.А. О моделировании образовательных технологий / В .А. Сластенин // Наука и школа. 2000. — № 4. — С. 50 — 56.
- Сластенин В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ.высш. пед. учеб. заведений/ В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов- под ред. В. А. Сластенина. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. 576 с.
- Сластенин В.А. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений/ В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко. -М.: Школа-Пресс, 1988.-512 с.
- Сластенин В.А. Формирование профессиональной культуры учителя /В.А. Сластенин. М., 1993. — 256 с.
- Сластенин В.А., Подымова Л. С. Педагогика: Инновационная деятельность. М.: ИЧП «Издательство Магистр», 1997. — 224 с.
- Слободчиков В.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъектив. реальности в онтогенезе: Учеб. пособие для вузов / В. И. Слободчиков, Е.И. Исаев- Под общ. ред. В. Г. Щур. -М.: Школа-пресс, 2000. 416 с.
- Словарь иностранных слов и выражений./ Авт.-сост. Е. С. Зенович. М. ООО «Агенство «КРПА «Олимп»: ООО «Издательство ACT», 2002. -778 с.
- Словарь по социальной педагогике: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений /Авт.-сост. Л. В. Мардахаев. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. 368 с.
- Современная психология: Справочное руководство. М.: ИНФРА -М., 1999.-688 с.
- Соснин П.И. Моделирование рассуждений: Уч. пособие /П.И. Со-снин. Ульяновск: УлГТУ, 2000. — 80 с.
- Социологический энциклопедический словарь /Редактор -Г.В. Осипов. М.: ИНФРА М — НОРМА, 1998. — 488 с.
- Столин В.В. Самосознание личности./ В. В. Столин. М., 1983. —455 с.
- Столяренко Л.Д. Педагогическая психология / Л. Д. Столяренко. -Ростов н / Д: Феникс, 2000. 544 с.
- Стратегия модернизации содержания общего образования: Материал для разработки документов по обновлению общего образования. М.: Мир книги, 2001.-106 с.
- Суханов П.В. Развитие познавательной активности будущих офицеров в военном вузе: Автореф-т дис.. канд. пед. наук: (13. 00. 01) /П.В. Суханов. Оренбург: Изд-во ОГУ, 2001. — 22 с.
- Токова М.В. Повышение речевой грамотности будущих студентов неязыковых вузов / М. В. Токова // Русская словесность. 1994. — № 3. — С. 54 -57.
- Топоровский В.П. Интегративный подход к формированию управленческой компетентности директора развивающейся школы: Дисдокторапед. наук: (13. 00. 01) / В.П. Топоровский- СПб.: Ин-т образования взрослых, Рос. Акад. Образования, 2002. — 331с.
- Узнадзе Д.Н. Психологические исследования / Д. Н. Узнадзе. М.: Наука, 1966.-451 с.
- Усольцева J1.A. Развитие профессиональных качеств личности будущего офицера в процессе информационной подготовки в военном вузе: Автореф-т дис.. канд. пед. наук: (13. 00. 02) / J1.A. Усольцева. Омск: Изд-во ОГПУ, 2002. — 19 с.
- Философский энциклопедический словарь / Под ред. Л. Ф. Ильичева и др. М.: Советская энциклопедия, 1983. — 839 с.
- Философско-психологические проблемы развития образования. -М., 1994.-243 с.
- Холодная М.А. Можно чего-то не знать, но обязательно быть умным: умственное воспитание учащихся. / М. А. Холодная // Директор школы. -2000.-№ 7.-С.24−30.
- Худякова М.А. Повышение компетентности курсантов военного учебного заведения при обучении математике по обогащающей модели: Ав-тореф. дис.. канд. пед. наук: (13. 00. 01) / М. А. Худякова. Пермь: Изд-во Перм. ин-т ракет, войск, 2001. — 22 с.
- Чинкина Н.Ш. Педагогические основы стимулирования мотивации творческого саморазвития учителя в условиях инновационной деятельности / Н. Ш. Чинкина. Казань: Изд-во КГУ, 1999 — 360 с. с ил.
- Шадриков В.Д. Деятельность и способности / В. Д. Шадриков. М.: Логос, 1994.-320 с.
- Шадриков В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности / В.Д. Шадриков- АН СССР, Ин-т психологии. М.: Наука, 1982.185 с.
- Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности / Н. И. Шевандрин. М.: ВЛАДОС, 1998. — 512 с.
- Шепель В.М. Настольная книга бизнесмена и менеджера. — М., 1992.-44 с.
- Шибалова Ю.В. Формирование познавательной самостоятельностиу курсантов военных вузов: Автореф. дис.канд. пед. наук: (13. 00. 08) /
- Ю.В. Шибалова. Ярославль: Изд-во ЯрГПУ, 2002. — 23 с.
- Шняк В.А. Моделирование военно-профессиональной подготовки курсантов высших военно-учебных заведений: Автореф. дис.. канд. пед. наук: (13. 00. 08) / В. А. Шняк. Москва: Изд-во Воен. ин-т, 2002. — 25 с.
- Щуркова Н.Е. Педагогическая технология / Н. Е. Щуркова. М.: Педагогика, 1992. — 128 с.
- Эльконин Д.Б. Об источниках неклассической психологии / Д. Б. Эльконин // Избранные психологические труды / Д. Б. Эльконин. М.: Педагогика, 1989. — С. 475 — 478.
- Якиманская И.С. Личностно-ориентированиое обучение в современной школе /И.С. Якиманская. М.: Сентябрь, 1996, -96 с.
- Якиманская И.С. Развивающее обучение / И. С. Якиманская. М., 1979.- 239 с.
- Якунин В. А. Педагогическая психология / В. А. Якунин. СПб.: Изд-во Михайлова В. А., Изд-во «Полиус», 1998. — 639 с.
- Bell D. The Social Framework of Information Society// The Computer Age: A twenty year view. — London: 1981. P. 206.
- Berns M. Contexts of Competence: Social and Cultural Considerations in Communicative Language Teaching / M. Berns. New York: Penguin Press, 1990.-256 p.
- Brianas J. High-teach Executive Skills. What New Research Shows / J. Brianas // Journal of European Education and Industrial Training. 1987. — V. 1.1,-№ 4.-P. 12−25.
- Champernowne M.I. Art Therapy in the Withymead Centre / M.I.' Champernowne // American Bulletin of Art Therapy. 1963, Spring. — P. 29−41.
- Chomsky N. Aspects of the theory of syntax / N Chomsky. Cambridge: M. A.: M. I. T. Press, 1965. — 125 p.
- Der Hessische Kulturminister: Rahmenrichtlinich Sekundarstufe. -Frankfurt: I Neue Sprachen, 1980.
- Hymes D. On communicative competence / D. Hymes // Sociolinguis-tics / J.B. Pride, J. Holmes. Harmondsworth: Penguin Books, 1972. — P. 12−19.
- Hymes D. Vers la competence de communication / D. Hymes. P.: Hat-ier, 1984.
- Hymes D. The concept of communicative competence revisited / D. Hymes // Pultz. M. Thirty years of Linguistic Evolution. Philadelphia: Bejamins, 1992. — P. 45−65.
- Kioke D. Pragmatic Competence and Adult L 2 Acquisition: Speech acts in interlanguage / D. Kioke // Modern Language Journal. 1980. — 73. — P. 79 -89.
- Labov W. Sociolinguisnique / W. Labov. P.: Ed. de Minuit, 1976.129 p.
- Learning and teaching modern languages for communication. Strasbourg: Council of Europe Press, 1988. — 321 p.
- Masuda Y. Managing in the Information Socity: Releasing synergy Japanese style. Oxford, 1990. 54 p.
- Waystage 1990. Strasbourg: Council of Europe Press, 1991. -45 p.
- Melenk H. Der didactische Begriff der Kommunikativen Kompetenz / H. Melenk // Praxis des neusprachlichen Unterrichts I, 2.H. Ihg: 3 P. 45−69.
- Pelz M. Pragmatik und Lernbestimmung im Fremdsprachenunterricht / M. Pelz. Heidelberg, 1997.- 236 p.
- Piefo H.E. Kommunikative Kompetenz als ubergeordnetes Lernziel im Englischunterricht. Dornburg: Frickhofen. — 1974. — 254 p.
- Rivers W.M. From Linguistic Competence to Communicative Competence // W.M. Rivers // TESOL Quarterly. 1973. — Vol. 7, № 1. — P. 45−64.
- Savington S.J. Communicative competence: On experiment in foreign language teaching / S.J. Savington. Philadelphia: The Center for Curriculum Development, 1972.- 231 p.
- Savington S.J. Communicative competence: Theory and Classroom Practice / S.J. Savington. Menlo Park, C.A.: Addison-Wesley Publishing Company, 1983.- 325 p.
- Waystage 1990. Strasbourg: Council of Europe Press, 1991.- 98 p.