Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Формирование профессиональной компетентности выпускника высшего военного учебного заведения: На примере общепрофессиональных дисциплин

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В настоящее время в связи с модернизацией Вооруженных Сил Российской Федерации, переводом их комплектования на контрактную основу и преобразованиями, определяемыми Федеральной программой реформирования системы военного образования на период до 2010 года, эта тема приобретает еще более актуальное значение. Это подчеркивает и необходимость определения механизмов формирования качеств специалиста… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические основы формирования профессиональной компетентности курсантов военного вуза
    • 1. 1. Психолого-педагогические подходы к исследованию проблемы формирования профессиональной компетентности
    • 1. 2. Сущность и структура профессиональной компетентности выпускника военного вуза
    • 1. 3. Особенности образовательного процесса в военном вузе в контексте компетентностного подхода
  • Глава 2. Экспериментальное исследование формирования профессиональной компетентности курсантов военного вуза
    • 2. 1. Особенности целей и содержания военно-профессионального образования в контексте компетентностного подхода
    • 2. 2. Профессионально-ориентированная технология формирования профессиональной компетентности курсантов военного вуза
    • 2. 3. Анализ эффективности разработанных организационно-педагогических условий по формированию профессиональной компетентности курсантов вуза

Формирование профессиональной компетентности выпускника высшего военного учебного заведения: На примере общепрофессиональных дисциплин (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Профессионализм выпускника высшего учебного заведения относится к числу существенно важных требований государства и общества к личности специалиста. Профессионализм специалиста-выпускника военного вуза, основой которого являются его профессионально-личностные компетентности, имеет преобладающее значение. Поэтому обращение к теме исследования «Формирование профессиональной компетентности выпускника высшего военного учебного заведения (на примере общепрофессиональных дисциплин)» является насущно необходимым для надежной защиты Отечества.

В настоящее время в связи с модернизацией Вооруженных Сил Российской Федерации, переводом их комплектования на контрактную основу и преобразованиями, определяемыми Федеральной программой реформирования системы военного образования на период до 2010 года, эта тема приобретает еще более актуальное значение. Это подчеркивает и необходимость определения механизмов формирования качеств специалиста в процессе обучения. В настоящее время в имеющихся исследованиях недостаточно рассмотрены идеи изучения формирования компетентностей, исходя из необходимости реализации новых целей подготовки специалиста, содержания его образования, эффективного использования технологий формирования профессиональной компетентности, объективных измерителей и новых методов оценивания ее сформированности.

В отечественной психолого-педагогической литературе эта тема исследована недостаточно полно, охватывает процессы формирования компетентности в узких сферах (формирование компетентностей в предметных областях деятельности, в общении), в том числе знаниевые компетентности.

Отметим и возрастающий интерес исследователей к научному поиску в контексте проблемы компетентностей у студентов технических образовательных учреждений (Н.А. Банько, Н. Ф. Долгополова, Н. Н. Никитина, О. А. Олейник, И. И. Серегина, М. В. Токова, А. Д. Щербов и др).

Различные аспекты профессиональной компетентности представляют сферу научных интересов многих специалистов: И. Р. Алтуниной, В. В. Богданова, В. И. Кашницкого, Г. А. Кудрявцевой, А. К. Марковой, А.В. Моложа-венко, Ю. В. Мрякиной, Е. В. Прозоровой, И. И. Серегиной и др.

Наибольшей, по нашему мнению, разработанностью проблемы компе-тентностей выделяются исследования зарубежных авторов (Дж. Равен,

Дж. Кулман, Р. Коллинз, Е. Де Боно, В. Де Ланшере, Н. Фитер, Дж. Флана > ган, Дж. Фолгер, А. Фрелей, Д. Макклеланд, Дж. О Тул, С. Шнайдер, JI. Спенсер и др.).

В настоящее время созданы научные предпосылки для разработки теории профессиональной компетентности в вузах (В.Б. Библер, Э. Г. Гельфман, В. В. Давыдов, JI.B. Занков, С. Ю. Курганов, A.M. Матюшкин, И. В. Нечаева, Н. Ф. Талызина, М. А. Холодная, Д. Б. Эльконин, П. М. Эрдниев и др).

Профессиональной подготовке выпускников высших военных учебных заведений посвящены исследования В. М. Коровина, В. И. Аллилуева, Н. В. Седова, вопросы формирования профессиональной компетентности в процессе изучения общепрофессиональных дисциплин рассматривали Г. В. Проценко, И. Л. Железняк.

Вместе с тем, анализ состояния рассматриваемого вопроса в педагогической теории и практике позволяет сделать вывод об актуальности темы исследования, определяемой наличием противоречий. Это противоречия между:

— необходимостью целеполагания профессионального образования на основе компетентностного подхода и существующей практикой, основанной на знаниевом подходе;

— необходимостью системного подхода к структурированию содержания образования на основе компетентностей и существующей практикой предметного структурирования;

— необходимостью формирования профессиональных компетентностей выпускника военного вуза на основе эффективных технологий обучения и реализуемыми на практике традиционными информационно-сообщающими технологиями предметного обучения.

Исходя из противоречий, выявляется проблема исследования: каковы организационно-педагогические условия формирования профессиональной компетентности выпускника военного вуза?

Соответственно, целью исследования явилась разработка организационно-педагогических условий формирования профессиональной компетентности выпускника военного вуза.

Объект исследования: образовательный процесс формирования профессиональной компетентности выпускника военного вуза.

Предмет исследования: организационно-педагогические условия формирования профессиональной компетентности выпускника военного вуза.

Гипотеза исследования сформулирована посредством следующих научных предположений.

Формирование профессиональной компетентности выпускника военного вуза будет успешным, если:

— целеполагание образования будет осуществляться на основе компе-тентностного подхода, предусматривающего формирование деятельностной и личностной составляющих;

— содержание образования будет структурировано, исходя из системы компонентов составляющих профессиональной компетентности;

— используется профессионально-ориентированная технология обучения, гарантирующая реализацию целей и содержания образования;

— разработаны объективные измерители, включающие уровни, критерии и показатели сформированности профессиональной компетентности;

— создана адекватная компетентностному подходу методика оценивания процесса продвижения и результата сформированности компетентности.

Для реализации намеченной цели и проверки гипотезы поставлены соответствующие задачи исследования:

— провести теоретический анализ исследований проблемы формирования специалистов высшего военного профессионального образования;

— осуществить целеполагание образования на основе компетентност-ного подхода;

— структурировать содержание образования, исходя из системы компонентов составляющих профессиональной компетентности;

— адаптировать к формированию профессиональной компетентности эффективную технологию обучения;

— разработать объективные измерители сформированности профессиональной компетентности у выпускника военного вуза;

— создать адекватную компетентностному подходу методику оценивания.

— экспериментально проверить эффективность организационно-педагогических условий формирования профессиональной компетентности.

Теоретико-методологические основы исследования составляют положения философии, психологии, педагогики, методологические исследования.

Философские основания составляют положения о человеке как высшей ценности, об образовании как системе, как процессе, как результате (Б.С. Гершунский).

Психологические основания исследования составили: теория активности человека, принципы личностно-деятельностного подхода (К.А. Абульха-нова-Славская, Б. Г. Ананьев, А. А. Бодалев, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, С. Л. Рубинштейн, В. Д. Шадриков, Д. Б. Эльконин и др.) — идеи межличностного взаимодействия (А.В. Петровский, С.Г. Якобсон) — концепции педагогического общения (В.А. Кан-Калик, А. А. Леонтьев, В.А. Якунин).

Педагогическими основами исследования являются: представления о педагогических инновациях, педагогическом творчестве (В.И. Гинецинский, В. И. Загвязинский, С. Д. Поляков, В. А. Сластенин и др.) — акмеологические аспекты профессионализма (А.А. Деркач, Н. И. Калаков, Л. Г. Лаптев, В. Н. Максимова, В.Г. Михайловский) — психолого-педагогические основы компетентностного подхода (А.К. Маркова, Дж. Равен).

Методологические основы педагогических исследований (В.И. Журавлев, В. И. Загвязинский, Н. И. Загузов, В. В. Краевский, A.M. Новиков, А. И. Пискунов и др.) явились исходными положениями для моделирования опытно-экспериментальной работы и выбора соответствующих методов.

Методы исследования.

Теоретические методы: изучение научной литературы, документов, фактических материаловтеоретический анализ (ретроспективный, сопоставительный) — описательное и графическое моделированиелогические методы анализа формирования категорий, понятий.

Эмпирические методы: диагностические (беседа, тестирование, методы самооценок и экспертных оценок и качественный анализ текстов), обсервационные (различные виды наблюдений и др.) — педагогический эксперимент.

Статистические: первичные и вторичные методы обработки результатов эксперимента, позволившие получить показатели, непосредственно отражающие результаты производимых в эксперименте измерений (определение выборочного среднего значения, выборочной дисперсии, моды и медианы), и показатели, с помощью которых были выявлены скрытые в них закономерности (t-критерий Стьюдента, % -критерий, критерий Фишера, на основе проведенного корреляционного анализа вычислен коэффициент линейной корреляции г/2).

Эмпирическая база и основные этапы исследования.

Основная часть экспериментальной работы выполнена на базе Ульяновского филиала военного университета связи (УФВУС).

Первый этап (1992 — 1993 гг.) — теоретический — был направлен на изучение философской, социологической, психолого-педагогической и методической литературы. Проводился ее сравнительный анализ, осуществлялось изучение передового опыта в контексте проблемы исследования, происходила первичная апробация дидактических средств, определялись исходные параметры работы, ее предмет, гипотеза, методология и методы научного поиска.

Второй этап (1994 — 1998 гг.) — поисковый. Разрабатывались различные стратегии формирования профессиональной компетентности выпускника военного вуза, уточнялась и апробировалась система дидактических средств, выявлялась эффективность отдельных форм обучения, определялись логика,, структура, содержание, способы профессиональной подготовки выпускников. Моделирование профессиональной подготовки включало обоснование уровней сформированности профессиональной компетентности выпускника вуза. Выполнялся констатирующий эксперимент.

Данный этап экспериментальной работы сопровождался участием соискателя в научных и научно-методических конференциях, опубликованием ряда статей по теме исследования.

Третий этап (1999 — 2003 гг.) — формирующий — предполагал определение эффективности разработанной нами модели профессиональной компетентности, наблюдение за изменениями в подготовке курсантов к профессиональной деятельности, определение итогового уровня сформированности профессиональной компетентности каждого участника экспериментальной работы, а также обобщение и описание полученных результатов, выводы, литературное оформление диссертации.

Научная новизна исследования.

На уровне преобразования системное целеполагание и структурирование содержания образования позволили по-новому выстроить образовательный процесс формирования профессиональной компетентности, отличающейся фундаментальностью, надпредметностью, многофункциональностью, междисциплинарностью.

На уровне дополнения выбранная и адаптированная профессионально-ориентированная технология в отличие от традиционных дополнена механизмами, позволяющими формировать у обучающихся компоненты составляющих профессиональной компетентности в процессе деятельности учения и педагогической поддержки.

На уровне конкретизации разработанные объективные измерители сформированности профессиональной компетентности позволили конкретизировать известные методики и оценивать продвижение обучающихся, промежуточные и конечный результаты в формировании профессиональной компетентности у выпускника ввуза средствами общепрофессиональных дисциплин.

Теоретическая значимость исследования.

Результаты исследования дополняют и развивают существующие подходы к компетентностным основам высшего военно-профессионального образования на междисциплинарном уровне. Сформулированы и содержательно аргументированы теоретические основы формирования профессиональной компетентности выпускника военного вуза.

Подтверждены предположения о теоретической значимости системно-структурного построения целеполагания и содержания образования, предполагающее выделение и в проектируемой, и в реализуемой частях специальных компонентов: носителей профессионального опыта, элементов профессионального и личностного опыта как дидактических феноменов обучения и воспитания специалистов-выпускников военного вуза.

Адаптация профессионально-ориентированной технологии обучения к формированию профессиональной компетентности представляет, на наш взгляд, определенный интерес для теоретического осмысления технологий конструирования педагогического процесса в части соответствия его целям индивидуализации, творческого характера и педагогической поддержки.

Методика оценивания продвижения и результата сформированности профессиональной компетентности открывают перспективы для прикладных работ в области измерения и оценки уровней сформированности профессиональной компетентности выпускников ввуза как процесса и результата образования.

Практическая значимость результатов.

Результаты исследования важны для решения частнометодических вопросов военных общепрофессиональных дисциплин: разработанные и адаптированные технологии позволяют повысить качество и успеваемость обучаемых (средний балл в экспериментальной группе — 4,36, в контрольной -3,6), разработанная и апробированная методика оценивания позволяет существенно повысить объективность процесса контроля формирования составляющих профессиональной компетентности выпускника ввуза за счет выделения специальных уровней сформированности профессиональной компетентности, измерителей и шкал их оценок.

В результатах исследования заинтересованы следующие группы пользователей: высшие учебные заведения МО РФ, филиалы высших военных учебных заведений, научно-методические подразделения образовательных учреждений, преподаватели военно-учебных заведений среднего (суворовские военные училища и кадетские корпуса) и начального звена (специализированные классы общеобразовательных учреждений).

Масштаб внедрения результатов исследований — республиканскийвнедрение результатов экономически целесообразно: не предполагается выделения дополнительных финансовых субсидийрезультаты исследования в основном готовы к массовому внедрению, разработаны методические предписания для учреждений управления высшими военно-учебными заведениями МО РФ, предварительные результаты внедрены в ходе ведущегося в УФВУС эксперимента.

Достоверность результатов исследования подтверждается соответствием теоретической модели объекту исследования: теоретическая модель исследуемого объекта (образовательный процесс ввуза) ведет себя адекватно исследуемому объекту (реальному процессу), при этом структура исследуемого объекта и теоретической модели изоморфны.

Теоретические основания, методические правила и рекомендации подтверждены опытом лонгитюдной практики в УФВУС (с 1994 года) и массовой практикой образовательного процесса в вузах МО РФ.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Отдельные результаты исследования использованы в НИР «Разработка методики автоматизированного управления образовательным процессом в вузах войск связи (шифр „Управление — ОП“)», в материалах научно-практической конференции научно-исследовательского испытательного полигона войск связи Министерства Обороны РФ, апробированы на международных и межрегиональных научно-практических конференциях: «Качество образования в высшей и средней школе в контексте аксиологического подхода» (Ульяновск, 2002), «Инновационные основы университетского педагогического образования» (Ульяновск, 2003), докладывались на заседаниях кафедры педагогики и психологии УлГПУ, методологических семинарах, различных научно-практических конференциях на базе образовательных учреждений г. Ульяновска и кафедры радиоэлектроники УФВУС. Практически значимые материалы опубликованы в виде методических рекомендаций для курсантов и нашли применение в деятельности кафедры радиоэлектроники. Результаты эксперимента контролировались в ходе текущих проверок руководством управления военного образования и УФВУС.

Теоретические положения, практические разработки, результаты выполненных исследований отражены в 13 публикациях соискателя.

Основные положения, выносимые на защиту.

1. Системно-структурное построение целей и содержания образования, позволяет по-новому выстроить образовательный процесс формирования профессиональной компетентности выпускника, отличающейся фундаментальностью, надпредметностью, многофункциональностью,. междисципли-нарностью, и обеспечивает высокий уровень проектируемого и реализуемого компонентов как носителей профессионального опыта: познавательной, репродуктивной, творческой деятельности и эмоционально-ценностных отношений как научных знаний, умений действовать по образцу, принимать нестандартные решения на основе профессионально-личностных ориентаций.

2. Адаптированная профессионально-ориентированная технология позволяет гарантированно формировать у курсантов в военных вузах основные составляющие профессиональной компетентности в процессе творческой самостоятельной деятельности учения, реализуемой посредством выбора и принятия ответственности за него, решения учебных проблем, задач, ситуаций, рефлексивной деятельностидеятельности педагогической поддержки преподавателя.

3. Методика оценивания включает объективные измерители, шкалу оценивания, пять уровни сформированное&tradeпрофессиональной компетентности (сопоставительный, алгоритмический, реконструктивный, креативный и исследовательский) и позволяет оперативно в ходе каждого учебного занятия оценивать продвижение курсанта в формировании составляющих профессиональной компетентности, промежуточные (месяц, квартал, полугодие, год) и конечный (завершение освоения предмета) результаты на основе показателей каждого уровня в процессе преобразования учебных материалов, представленных в дидактических единицах (основных обобщающих, узловых учебных, основных учебных элементах и учебных элементах признаках).

Структура диссертационной работы.

Диссертация объемом 205 страниц, состоит из введения, двух глав (шести параграфов), заключения, библиографического списка (всего 266 наименований, из них 21 — на иностранном языке), шести приложений. Основное содержание работы изложено на 173 страницах, включает таблицы и рисунки (11 таблиц, 2 гистограммы, 5 рисунков), общее число иллюстраций — 18.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

1. Проведенный анализ исследований проблемы формирования профессиональной компетентности выпускника показал, что в образовательном процессе подготовки специалистов в военных вузах имеет место традиционный знаниевый подход в целеполагании, проектировании содержанияразработке технологий и обучению и в оценке достижений обучающихся отсутствует практика компетентностного подхода.

2. Исходя из требований Образовательного стандарта к подготовке выпускников военного вуза, предполагающих высокий уровень профессионализма и личностных качеств, возникла необходимость преобразования организационно-педагогических условий образовательного процесса формирования профессиональной компетентности военного специалиста с учетом компетентностного подхода, отличающегося фундаментальностью, надпредмет-ностью, многофункциональностью и междисциплинарностью характеристик.

3. В соответствии с целями и задачами исследования осуществлено це-леполагание образования на основе компетентностного подходаструктурировано содержание образования, исходя из структуры профессиональной компетентности, включающей составляющие и их компонентывыбрана и адаптирована к процессу формирования профессиональной компетентности эффективная образовательная технология и методика оценивания, представляющие собой систему организационно-педагогических условий.

4. Системно-структурное построение целей и содержания образования позволило по-новому выстроить образовательный процесс формирования профессиональной компетентности, отличающейся фундаментальностью, надпредметностью, многофункциональностью, междисциплинарностьюобеспечило высокий уровень его проектируемого и реализуемого компонентов как носителей профессионального опыта: познавательной, репродуктивной, творческой деятельности и эмоционально-ценностных отношений.

5. Выбранная и адаптированная профессионально-ориентированная технологии позволила гарантированно формировать у обучающихся в военных вузах основные составляющие профессиональной компетентности в процессе индивидуализации, творческой самостоятельной деятельности и педагогической поддержки, реализуемых посредством выбора, принятия ответственности за свой выбор, рефлексивной деятельностирешение проблем, проблемных задач, ситуаций, вопросовзащиты, помощи, содействия, взаимодействия.

6. Разработана и обоснована продуктивная методика оценивания, включающая объективные измерители, шкалы оценивания, уровни сформированности профессиональной компетентности, позволяющие оперативно оценивать продвижение в формировании и промежуточные и конечный результаты сформированности компонентов и составляющих прфессиональной компетентности как профессионально-личностные приращения в самоопределении, самореализации, саморазвитии в процессе преобразования учебных материалов, представленных в основных обобщающих, узловых учебных, основных учебных элементах и учебных элементах признаках.

7. Проведенное диссертационное исследование открыло перспективу для дальнейших научных исследований в контексте нашей темы, а именно:

— формирование профессиональной компетентности специалистов военных вузов средствами учебных дисциплин гуманитарной и социально-экономической, общематематической и естественнонаучной образовательной области и образовательной области военно-профессиональной подготовки;

— целостное формирование профессионально-личностной компетентности выпускника военного вуза средствами основной профессиональной образовательной программы;

— формирование профессиональной компетентности выпускника ввуза как развитие основных видов профессиональной деятельности в направлении их фундаментальности, надпредметности, многофункциональности, междис-циплинарности.

8. В связи с этим предположительно могут быть решены новые задачи, включающие:

— разработку теоретических основ проектирования профессиональной компетентности средствами метапредметов, метадеятельности на основе психологической теории надсубъектности, надпредметности, неконечности;

— развитие основ теории личностно-ориентированного содержания образования с учетом проектирования и разработки компетентностных основ его структурирования в контексте технологий индивидуализации процесса становления личности специалиста;

— обоснование и разработку теоретических и методических основ формирования профессиональной компетентности в процессе самообразования специалиста.

9. В контексте нашего исследования получены побочные результаты, связанные:

— с инвариантностью выводов и заключения, характерных для высших учебных заведений гуманитарного, естественнонаучного, технологического и технического профилей;

— с необходимостью проектирования и включения в структуру личностно-ориентированного образовательного процесса деятельностных механизмов, обеспечивающих успешное формирование личностной составляющей профессиональной компетентности;

— с выявлением необходимости специального рассмотрения, анализа, исследования и оценки педагогической поддержки самостоятельного учения учащегося, выделения дидактической ее части с учетом индивидуальности личности в связи с введением в образовательный процесс средней (полной) общеобразовательной школы индивидуальных образовательных программ.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности /К.А. Абульханова-Славская. М., 1980. — 336 с.
  2. Абульханова-Славская К. А. Социальное мышление личности: проблемы и стратегии исследования / К.А. Абульханова-Славская // Психологический журнал. 1994. — т. 15, № 4. — С. 39 — 55.
  3. В.И. Педагогическая система формирования учебно-профессиональной деятельности курсантов военного вуза: Автореф-т дис.. канд. пед. наук: (13. 00. 01) / В. И. Аллилуев. Саратов: Изд-во СГПУ, 2001. -22 с.
  4. .Г. Человек как предмет познания. Избранные психологические труды / Б. Г. Ананьев. М.: Педагогика, — 1980.- т. 1. — 212с.
  5. В.Н., Добудько А. В. Профессиональная компетентность учителя в информационном обществе. Самара: Изд-во СамГПУ, 2000. — 132 с.
  6. А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа / А. Г. Асмолов. М.: Изд-во МГУ, 1990. — 367 с.
  7. В.Д. Опыт инновационно-моделирующей деятельности и проектирования образовательного процесса // Педагогика, 1998. — № 1, — С. 18−23.
  8. М.В., Вержицкий Г. А., Любчева В. Ф. Педагогические технологии и профессиональное образование // Проф. образование. 1997. -№ 11.-С. 6−7.
  9. Ю.К. Интенсификация процесса обучения / Ю. К. Бабанский. -М.: Знание, 1987. 80 с.
  10. Ю.К. Личностный фактор оптимизации обучения /Ю.К. Бабанский // Вопросы психологии. 1984. — № 1. — С. 18−24.
  11. Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса / Ю. К. Бабанский. М.: Просвещение, 1982. — 122 с.
  12. Г. А. Теория учебных задач: психолого-недагогический аспект / Г. А. Балл. М.: Педагогика, 1990. — 194 с.
  13. Н.А. Формирование профессионально-педагогической компетентности у будущих инженеров: Дис. канд. пед. наук: (13. 00. 08)
  14. Н.А. Банько. Волгоград: Изд-во ВГПУ, 2002. — 218 с.
  15. А.В. Преемственность обучения в общеобразовательной и профессиональной школе: теоретико-методологический аспект / Под ред. А. П. Беляевой. Ин-т профтехобразования РАО. — СПб., 1996. — 80 с.
  16. Р. Развитие Я-концепции и воспитание./ Р. Берне. М., 1986. -125 с.
  17. М.Н. Интеграция содержания образования /М.Н. Берулава. М.: «Совершенство», 1998. — 192 с.
  18. М.Н. Состояние и перспективы гуманизации образования // Педагогика. 1996. № 1. — С. 11
  19. В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения / В. П. Беспалько. М., 1995. — 336 с.
  20. В.П. Слагаемые педагогической технологии/В .П. Беспалько. М.: Педагогика, 1989.-190 с.
  21. В .П. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалиста/ В. П. Беспалько, Ю.Г. Та-тур.-М., 1989.-134 с.
  22. Бим-Бад Б. М. Антропологическое обоснование теории и практики образования // Педагогика. 1994. № 5. — С. 3−11.
  23. Бим-Бад Б.М., Петровский А. В. Образование в контексте социализации // Педагогика. — 1996. № 1. С. 3−8.
  24. А.А. Личность и общение: Избр. труды / А. А. Бодалев. М.: Международная пед. академия, 1995. — 328 с.
  25. А.А. Психология о личности / А. А. Бодалев. М.: Изд-во МГУ, 1988.- 190 с.
  26. В.А., Исаев Е. И., Слободчиков В. И. и др. Проектирование профессионального образования//Педагогика. 1997. — № 4. — С. 67
  27. Е.В. Гуманистическая парадигма личностно ориентированного образования и целостная педагогическая теория/Е.В. Бондаревская // Педагогика.-1997. № 4. — С. 11 — 17.
  28. Е.В. Педагогическая культура как общественная и личная ценность / Е. В. Бондаревская // Педагогика. 1999. — № 3. — С. 37 — 55.
  29. Г. А. Совершенствование системы профессиональной подготовки студентов / Г. А. Бокарева. Калининград: Изд-во Калининградского ун-та, 1985. — 152 с.
  30. О.Ф. Формирование профессиональной готовности студентов педагогического колледжа к реализации содержания образования на уровне учебного предмета «Информатика»: Дисс.. канд. пед. наук/ О. Ф. Брыксина. Самара, 1999. — 156 с.
  31. С.С. Диагностика индивидуальной структуры ценностных ориентации личности: Психологический анализ учебной деятельности / С. С. Бубнова. М., 1991. — 98 с.
  32. С.А. Способ исследования количественных характеристик личности в группе / С. А. Будасси // Вопросы психологии. 1971. — № 3. — С. 138−143.
  33. Л.К. Человек: деятельность и общение / Л. К. Буева. М.: Мысль, 1978.-216 с.
  34. И.Э. Понимание как ключевой компонент в социально-перцептивной компетентности руководителя / И. Э. Вегерчук // Мир психологии. 2000. — № 2. — С. 90 — 102.
  35. А.А. Активное обучение в высшей школе: Контекстный подход / А. А. Вербицкий. М., 1991. — 120 с.
  36. А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход / А. А. Вербицкий. М., 1993. — 153 с.
  37. А.А. Активные методы обучения в высшей школе: контекстный подход / А. А. Вербицкий. М.: Высшая школа, 1991. — 204 с.
  38. С.М. Профессиональное образование //Словарь. С. М. Вишнякова. М.: НМЦ СПО, 1999. — 538 с.
  39. Н.И. Талант и посредственность в творческих коллективах // XIV любищевские чтения: Сб. докладов. Ульяновск, УлГПУ им. Ульянова, 2002. -С.131−134.
  40. Военная педагогика и психология: Учебное пособие/Под ред. П. А. Корчемного, Л. Г. Лаптева, В. Г. Михайловского. М.: Изд-во «Совершенство», 1998. — 384 с.
  41. .З. Педагогика рефлексии / Б. З. Вульфов, В. Н. Харькин. -М.: ИЧП Магистр, 1995. 112 с.
  42. В.П. Профессионально-личностное становление будущего офицера-ракетчика:: Автореф-т дис.. канд. пед. наук: (13. 00. 01) / В. П. Гаврищук. Саратов: Изд-во СГПУ, 2001. — 22 с.
  43. О.С. От авторитарного образования к педагогике свободы./ О. С. Газман //Новые ценности образования. № 2. М., 1995. С. 16−45.
  44. О.С. Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилизацию XXI века/ О.С.Газман// Новые ценности образования. Вып. 6. М., 1996.-С. 10−37.
  45. О.С. Самоопределение / О. С. Газман //Новые ценности образования: тезаурус для учителей и школьных психологов. М., 1995. — 82 с.
  46. .С. Компьютеризация в сфере образования: проблемы и перспективы/ Б. С. Гершунский. М.: Педагогика, 1987. — 88 с.
  47. .С. Педагогичесекая прогностика: Методология, теория, практика/ Б. С. Гершунский. Киев, 1986. — 144 с.
  48. .С. Философия образования для XXI века. (В поисках практико-ориентированных образовательных концепций./ Б. С. Гершунский — М.: Изд-во «Совершенство», 1998. 608 с.)
  49. В.И. Основы теоретической педагогики / В.И. Гине-цинский. СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 1992. — 154 с.
  50. Е.Б. Проектирование дидактической системы формирования военно-профессиональных навыков у курсантов вузов МО РФ: Автореф-т дис. канд. пед. наук: (13. 00. 08) / Е. Б. Глазков. Воронеж: Изд-во ВГТУ, 2002. — 24 с.
  51. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. — М.: Министерство образования Российской Федерации, 2000.- 155 с.
  52. B.C. Культура педагогического общения / B.C. Грехнев. -М.: Просвещение, 1990. 144 с.
  53. В.В. Развивающее обучение / В. В. Давыдов. М., 1996.168 с.
  54. А.В. Информационная культура как основа профессиональной компетентности педагога // Информационные технологии в педагогическом образовании. Вып.1. Самара: Изд-во СамГПУ, 1999. С. 16−17.
  55. Т.В. Принципы формирования профессиональной компетентности будущих учителей в условиях информатизации образования/ Образование. Профессия. Производство / Т. В. Добудько, А. В. Добудько. Самара, СамГПУ, — 1999. — С. 67−70.
  56. А.В. Профессиональная компетентность учителя в условиях информатизации процесса обучения/ В кн. Пути и методы совершенствования учебного процесса (Тезисы докл. VIII научно-методической конференции). Самара: ПГАТИ, 1999. — С. 78. •
  57. Т.В. Формирование профессиональной компетентности учителя информатики / Т. В. Добудько. Дисс. д-ра пед. наук. М., 1999. -349с.
  58. В.Ю. Социальная психология и этика делового общения /В.Ю. Дорошенко, ЛИ. Зотова, Н. А. Нартов. М.: ЮНИТИ, 1995.- 160 с.
  59. В.К. Организационная структура учебного процесса и ее развитие /В.К. Дьяченко// М.: Педагогика, 1989. 159с.
  60. М.И. Психология высшей школы / М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович. Минск: Изд-во БГУ, 1978.- 319 с.
  61. Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение / Ю. Н. Емельянов. -Д.: Изд-во ЛГУ, 1985. 167 с.
  62. О.Ю. Теория и практика педагогической диагностики в высшей военной школе России: Автореф-т дис.. докт. пед. наук: (13. 00. 01) / О. Ю. Ефремов. СПб: Изд-во Рос.гос.пед ун-т им. А. И. Герцена, 2001. -22 с.
  63. Дурай-Новакова К. М. Формирование профессиональной готовностистудентов к педагогической деятельности: Диссд-ра пед. наук / К.М. Дурай-Новакова. М., 1983.
  64. И.Л. Педагогические условия формирования творческой активности курсантов военных вузов при изучении общепрофессиональных дисциплин: автореф-т дис. канд. пед. наук: (13. 00. 01) / И. Л. Железняк. Челябинск: Изд-во ЧТУ, 2001. — 23 с.
  65. Г. И. Принципы формирования дидактических терминов / Г. И. Железовская, С. В. Еремина // Педагогика. 1999. — № 5. — С. 18 — 22.
  66. Ю.М. Диагностика и развитие компетентности в общении. Практич. пособие / Ю. М. Жуков, Л. А. Петровская, П. В. Растянников. Киров: ЭННОМ, 1991. — 95 с.
  67. Ю.М. Эффективность делового общения / Ю. М. Жуков. М.: Знание, 1988 — 64 с.
  68. В.И. Педагогика в системе наук о человеке / В. И. Журавлев. М.: Педагогика, 1990. — 166 с.
  69. И.В. Формирование когнитивно-коммуникативных умений у учащихся подросткового возраста: (На примере гуманит. дисциплин): Автореф. дис. канд. пед. наук: (13. 00. 01) / И.В. Забродина- Челяб. гос. пед. ун-т. Челябинск, 1996. — 16 с.
  70. И.А. Педагогическая психология. М.: Логос, 1999. — 384 с. 80.3инченко П. И. Непроизвольное запоминание / П. И. Зинченко. М.: АПН РСФСР, 1961.-562 с.
  71. Г. М. Концепция единого педагогического пространства в системе «школа колледж — вуз» в малых и средних городах России/ Г. М. Ильмушкин. — Самара: Изд-во Сам ГПУ, 2001. — 145 с.
  72. К. Педагогическая диагностика/ К. Ингенкамп. М.: Педагогика, 1991. — 240с.
  73. Кан-Калик В. А. Как овладеть элементами театральной педагогики // Учителю о пед. технике / В.А. Кан-Калик. М.: Педагогика, 1987. — С. 87 -107.
  74. Кан-Калик В. А. Педагогическая деятельность как творческий процесс. Эмоционально-коммуникативные аспекты педагогического творчества: Автореф. дисс.. док. псих, наук: (19. 00. 05) / В.А. Кан-Калик // Л.: ЛГУ, 1985.-24 с.
  75. Кан-Калик В. А. Педагогическое общение как предмет теоретического и прикладного исследования / В.А. Кан-Калик, Г. А. Ковалев // Вопросы психологии. 1985. — № 4. — С. 9 — 16.
  76. Квалификационные требования к подготовке специалистов высшего военно-профессионального образования: М.-2004.
  77. М.В. Технология обучения: идеал и реальность/ М.В. Кла-рин. Рига: Эксперимент, 1999. — 180 с.
  78. Е.А. Психология профессионального самоопределения/ Е. А. Климов. Ростов н/Д: Изд-во «Феникс», 1996. — 512 с.
  79. Л. Проблемы теории обучения / Л. Клинберг. М.: Педагогика, 1984. — 256 с.
  80. В.Н. Психологический анализ профессионального самосознания учителя: Автореферат. канд. пед. наук/ В. Н. Козиев. Л., 1980. -24 с.
  81. Л.Ф. Эффективность образования / Л. Ф. Колесников, В. Н. Гурченко, Л. Г. Борисова. -М.: Педагогика, 1991. 269 с.
  82. И.А. Педагогическая реальность в зеркале межпара-дигмальной рефлексии / И. А. Колесникова. СПб.: Изд-во С-Петерб. гос. унта пед. мастерства, 1999. — 242 с.
  83. Я.А. Великая дидактика // Избр. пед. соч. М.: Изд-во рус. товарищества, 1906. — 308 с.
  84. И.Ю. Педагогические условия формирования ответственного отношения к учебно-воспитательной деятельности у курсантов военного вуза: Автореф-т дис.. канд. пед. наук: (13. 00. 08) / И. Ю. Коробейникова. Челябинск: Изд-во ЧТУ, 2001. — 22 с.
  85. В.В. Методология педагогического исследования: Пособие для педагога-исследователя / В. В. Краевский. Самара: Изд-во СамГПИ, 1994.- 165 с.
  86. В.В. Содержание образования: вперед к прошлому /В.В. Краевский. М.: Педагогическое общество России, 2001. — 36 с.
  87. Краткий психологический словарь / Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. 2 изд., испр. и доп. — Ростов н / Д. — ФЕНИКС, 1998. — 512 с.
  88. Н.Ш. Теория вероятностей и математическая статистика: Учебник для вузов/Н.Ш. Кремер. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. — 543 с.
  89. В.А. Основы педагогической психологии / В.А. Кру-тецкий. М.: Просвещение, 1972. — 255 с.
  90. Е.П. Психологическая устойчивость личности как методологическая категория / Е. П. Крупник // Научные труды Mill У. Серия: Психолого-педагогические науки. М.: Mill У, 1999. — С. 270 — 278.
  91. ЮЗ.Крупник Е. П. Теоретические аспекты психологической культуры межличностных взаимодействий / Е. П. Крупник, Т. Б. Сизова // Мир психологии. 2001. -№ 2. — С. 40 — 50.
  92. Ю6.Кузьмина Н. В. Профессионализм педагогической деятельности / Н. В. Кузьмина, АЛ. Реан. СПб.: 1993. — 225 с.
  93. Н.В. Способности, одаренность, талант учителя. /Н.В. Кузьмина. Л., 1985. — 198 с.
  94. С.В. Педагогика личности от концепций до технологий: учеб. практич. пособие для классных руководителей, студентов и аспирантов пед. учеб. заведений, слушателей ИПК./ С. В. Кульневич.-.Ростов-н/Д: творческий центр «Учитель», 2001. — 160 с.
  95. Г. Управление: системный и ситуационный анализ управленческих функций / Г. Кунц, С. О’Доннел. М.: Прогресс, 1981. — Т.2.-512 с.
  96. B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы / B.C. Леднев. М.: Высшая школа, 1991. — 224 с.
  97. Н.С. Проблема соотношения умственного развития и способностей / Н. С. Лейтес // Умственные способности и возраст. М., 1971.-С. 23−31.
  98. А.А. Психология общения: Учеб. пособие / А. А. Леонтьев. Тарту, 1974.-220с.
  99. А.Н. Психологические вопросы сознательности учения / А. Н. Леонтьев // Избр. психол. произв.: В 2 т. / А. Н. Леонтьев. М.: Педагогика, 1983 .-Т. 1.-С. 348−380.
  100. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность /А.Н. Леонтьев. -М.: Политиздат,. 1975. 304 с.
  101. А.А. Как стать личностью? // Вопр. психологии. — 1996.-№ 2.-С.137−138.
  102. П.В. Организация воспитательного процесса в педагогическом университете / П. В. Лепин, Н. С. Данилкова // Педагогическое образование и наука. 2002. — № 4. — С. 33 — 38.
  103. И.Я. Дидактические основы методов обучения / И.Я. Лер-нер. М.: Педагогика, 1981. -184 с.
  104. М.И. Проблемы онтогенеза общения / М. И. Лисина. М.: Педагогика, 1986. — 145 с.
  105. .Т. Педагогика. Курс лекций. Учебное пособие для студентов пед. учебн. заведений и слушателей ИПК и ФПК./ Б. Т. Лихачев. М.: Прометей, 1996.-464 с.
  106. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Б. Ф. Ломов. М.: Наука, 1984. — 444 с.
  107. В .Я. Новая парадигма педагогической психологии и практика инновационного образования / В. Я. Ляудис // Вест. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1998. — № 2. — С. 88 — 97.
  108. В.Я. Структура продуктивного учебного взаимодействия / В. Я. Ляудис // Психолого-педагогические проблемы взаимодействия учителя и учащихся: Сб. науч. тр. / НИИ общ. педагогики- под ред. А. А. Бодалева, В. Я. Ляудис. М., 1980. — С. 100 — 109.
  109. Д. Социальная психология / Д. Майерс. 2-е изд. испр. -СПб.: Питер, 1988.-688 с.
  110. В.Н. Интеграция в системе образования / В. Н. Максимова. СПб.: ЛОИРО, 2000.-83 с.
  111. А.К. Психологический анализ профессиональной компетентности / А. К. Маркова // Советская педагогика. 1990. — № 8. — С. 82−88.
  112. А.К. Психология профессионализма / А. К. Маркова. М.: Знание, 1996. — 308 с.
  113. А.К. Психология труда учителя. М.: Просвещение, 1993. — 192 с.
  114. А.К. Формирование мотивации учения / А. К. Маркова, Т. А. Матис, А. Б. Орлов. М.: Просвещение, 1990. — 192 с.
  115. А. Мотивация и личность / А. Маслоу. Пер. с англ. -СПб.: Евразия, 1999. — 478 с.
  116. Ю. Социальная компетентность как цель психотерапии: проблемы образа Я в ситуации социального перелома / Ю. Мель // Вопросы психологии. 1995. — № 5. — С. 61 — 68.
  117. М. Основы менеджмента / М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хе-доури. М.: Дело, 1992. — 701 с.
  118. Методы системного педагогического исследования: Учебное пособие. М.: Народное образование, 2002. — 208 с.
  119. Р.П. Формирование эмоциональной регуляции поведения учителя/ Р.П. Мильруд//Вопросы психологии. — 1987. № 6.
  120. Л.М. Психология профессионального развития учителя / Л. М. Митина. М.: Изд-во Флинта, Моск. псих. — социальный ин-т, 1998. -200 с.
  121. Л.М. Учитель как личность и профессионал (психологические проблемы) / Л. М. Митина. М.: Дело, 1994. — 216 с.
  122. Л.М. Формирование профессионального самосознания учителя / Л. М. Митина //Вопросы психологии. 1990. — № 3.- С.25−34.
  123. Е. Метод субъективного оценивания квалификационных требований к должности / Е. Моргунова, С. Сергаев // Психология в бизнесе. № 2. — 2000. — С. 17 — 22.
  124. Н.Н., Юсфин Н. Н. Педагогика поддержки: Учебно-методическое пособие. МИРОС, 2001. — 208 с.
  125. Ю.В. Формирование и развитие коммуникативных способностей студентов в процессе дифференцированного обучения: Дис.. канд. пед. наук: (13. 00. 08) / Ю. В. Мрякина // Самара: Ин-т развития личности РАО, 1998.- 133 с.
  126. В.Н. Психология отношений / В. Н. Мясищев. М. — Воронеж: НПО МОДЭК, 1995. — 356 с.
  127. Настольная книга практического психолога: Учебное пособие: В 2 кн. 3-е изд.- М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001. — Кн.2: Работа психолога со взрослыми. — 480 с.
  128. И.В. Новые технологические приемы проведения лабораторных работ по электронике в пед.вузе //Пед. поиск. Традиции, инновации, результативность: Тезисы докладов третьей научной практической конференции. Псков: ОИПКРО, 1998. — С. 37−39.
  129. Н.Н. Основы профессионально-педагогической деятельности: Учеб. пособие для студентов сред. проф. образования / Н. Н. Никитина, О. М. Железнякова, М. А. Петухов. М.: Мастерство, 2002. — 288 с.
  130. А.Я. Психологические особенности индивидуального стиля педагогической деятельности: Автореф.. канд. дисс./ Л. М. Митина. -Казань, 1982.-24 с.
  131. Общая психодиагностика/Под ред. А. А. Бодалева. М.: МГУ, -1987.-303 с.
  132. С.И. Толковый словарь русского языка. 4-е изд., доп. / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. — 4-е изд., доп. — М.: Азбуковник, 1999. — 944 с.
  133. A.M. Руководитель: Размышления о стиле управления / A.M. Омаров. 2-е изд., доп. — М.: Политиздат, 1987. — 365 с.
  134. Организация и ведение образовательного процесса в высшем военно-учебном заведении: Сборник методических рекомендаций М.: РИЦ ГШ ВС РФ, 2003.-240 с.
  135. А.Б. Психология личности и сущности человека: парадигмы, проекции, практики: Пособие для студентов психол. фак. / А. Б. Орлов. -М.: Логос, 1995.-215 с.
  136. Основы педагогики и психологии высшей школы. М.: МГУ, 1986. -213 с.
  137. Д.Ю. Пути формирования коммуникативной компетентности и педагогической рефлексии: Дис.. канд. пед. наук: (13. 00. 01) / Д. Ю. Осягин. Новосибирск, 1997. — 209 с.
  138. С.В. Концепция реализации личностно-ориентированного обучения при использовании информационных и коммуникационных технологий. М.: Изд-во ИОСО РАО, 1998. — 120 с.
  139. Педагогика: учебник для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей /Под редакцией П. И. Пидкасистого. М.: Педагогическое общество России, 2002. — 608 с.
  140. Педагогика: Учебное пособие для студентов пед. ин-тов /. Ю. К. Бабанский, В. А. Сластенин, Н. А. Сорокин и др. Под ред. Ю. К. Бабанского. -М.: Просвещение, 1988. 479 с.
  141. Л.А. Активные методы социально-психологического воздействия на коммуникативные процессы / Л. А. Петровская // Общение и оптимизация совместной деятельности. М.: Изд-во МГУ, 1987, С. 74 — 85.
  142. JI. А. Компетентность в общении / Л. А. Петровская. -М.: МГУ, 1989.-216 с.
  143. А.В. Коллектив, общение и развитие личности /А.В. Петровский // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии / Под ред. И. И. Ильясова, В. Я Ляудис. М., 1981. — Т. 2. — С. 138 — 141.
  144. В. А. Личность в психологии/В .А. Петровский. Ростов н/Д: Изд-во «Феникс», 1996. — 512 с.
  145. А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. / А. В. Петровский. М.: Политиздат, 1982. — 255 с.
  146. В.А. Личностно-развивающее взаимодействие /В.А. Петровский, В. К. Калиненко, И. Б. Котова. Ростов н/Д, 1995. — 88 с.
  147. А.В. Психология: Учебник для студ. высш. учеб. заве-дений/А.В. Петровский, М. Г. Ярошевский. — М.: Издательский центр «Академия" — Высшая школа, 2001.-512 с.
  148. А.В. Психология неадаптивной активности / А. В. Петровский. М.: Горбунок, 1992. — 224 с.
  149. М.А. Аксиологические основы компетентностного подхода к профессиональному становлению выпускника педагогического вуза / М. А. Петухов // Материалы межрегиональной научно-практической конференции. Ульяновск: УлГПУ, 2002. — С. 3 — 10.
  150. М.А. Формирование компетентностей у обучающихся в общеобразовательной и профессиональной школе: Сборник научных трудов/ Под общей редакцией М. А. Петухова. Составитель В. П. Будыхо. Ульяновск: УлГПУ, 2004. — С. 4−16.
  151. М.А. Личностно-ориентированные развивающие технологии реализации профессиональных образовательных программ подготовки современных рабочих и специалистов / М. А. Петухов, А. К. Бурдо, Л. Б. Глазунова Ульяновск: Изд-во НМЦ ПО, 1996. — 56 с.
  152. М.А. Профессионально-технологическая система обучения специальным предметам: Учебное пособие. /Под науч. Ред. А. П. Беляевой. Ульяновск: УлГТУ, 2001.-199 с.
  153. Познавательные процессы и способности в обучении / Под ред. В. Д Шадрикова. М.: Просвещение, 1990, — 142 с.
  154. Познай себя и других. Сборник методик / Сост. С. Ф. Спичак,
  155. A.Г.Синицын. М.: Народное образование, 1994. — 96 с.
  156. И.П. Педагогика: Новый курс: Учебник, для студ. высш.учеб. заведений/ И. П. Подласый. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.-576 с.
  157. С.Д. Технологии воспитания: Учеб.-метод, пособие /С.Д. Поляков // М.: ВЛАДОС, 2002. — 144 с.
  158. С. Д. Цели современного воспитания: Личностно-ориентированное коллективное творческое дело / С. Д. Поляков, В.Р. Ясниц-кая, Э. С. Зимин. Ульяновск: Изд-во ИПК ПРО, 1996. — 90 с.
  159. Практическая психология для преподавателей / М. К. Тутушкина,
  160. B.Л. Васильев, С. А. Волков и др. М.: Филинъ, 1997. — 326 с.
  161. Психологическая диагностика: Учебник для вузов / Под ред. М. К. Акимовой, К. М. Гуревича. СПб.: Питер, 2003. — 652 е.: ил.
  162. Психологический словарь / Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. М.: Педагогика-Пресс, 1999. — 440 Психологические тесты: В 2 т. / Под ред. А. А. Карелина. — М.: ВЛАДОС, 2000. — Т. 2. — 248 с.
  163. Психология развивающейся личности / Под ред. А. В. Петровского. М.: Педагогика. — 1987 — 240 с.
  164. Психология: Словарь / Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Политиздат, 1990. — 495 с.
  165. Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация/ Пер. с англ. М., «Когито — Центр», 2002. — 396 с.
  166. Дж. Педагогическое тестирование: проблемы, заблуждения, перспективы / Дж. Равен. 2-е изд., испр. М.: Когито — Центр, — 2001. — 142 с.
  167. А.А. Рефлексивно-перцептивный анализ деятельности педагога / А. А. Реан // Вопросы психологии. 1990. — № 2. — С. 77 — 83.
  168. Э.А. Психологические основы профессионального обучения / Э. А. Решетова. М.: Изд-во МГУ, 1985. — 207 с.
  169. Е.И. Учитель как объект психологического исследования: Пособие для школьных психологов по работе с учителем и педагогическим коллективом / Е. И. Рогов. М.: ВЛАДОС, 1998. — 496 с.
  170. Российская социологическая энциклопедия. / Под общ. ред. Г. В. Осипова. М: НОРМА-ИНФРА. — 1998. — 672 с.
  171. С.Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. -СПб.: Питер, 1999. 720 с.
  172. В.В. Социальные взаимодействия и обучение /В.В. Рубцов.// Психологическая наука и образование. — 1996. № 2. С.9−19.
  173. Е.В. Социальная психология: Курс лекций / Е.В. Руден-ский- Н ГАЭ и У. М.- Новосибирск: ИНФРА-М, 1997. — 224 с.
  174. В.Д. Совершенствование системы высшего образования офицеров ВС РФ: Автореф-т дис.. докт. пед. наук: (13. 00. 01) / В. Д. Самойлов. М.: Изд-во Воен. Ин-т, 2002. — 47 с.
  175. Н.В. Система индивидуальных форм обучения курсантов военно-учебных заведений: Автореф-т дис.. канд. пед. наук: (13. 00. 01) / Н. В. Седов. Саратов: Изд-во СГПУ, 2001. — 24 с. .
  176. Г. К. Современные образовательные технологии: Учеб. пособие /Т.К. Селевко. М.: Нар. образование, 1998. — 256 с.
  177. Ю.В. Учебный процесс: сотворчество педагога и учащегося /Ю.В. Сенько. // Педагогика. 1997. — № 3. — С.40−45.
  178. Н.К. О категории связи и ее применении в исследовании целостного педагогического процесса / Н. К. Сергеев // Методологические основы совершенствования учебно-воспитательного процесса. Волгоград: ВГУ, 1981.-С. 29−32.
  179. И.И. О социально значимых аспектах коммуникативной компетентности российских менеджеров (к постановке проблемы) / И. И. Серегина // Мир психологии 2000. — № 2. — С. 77 — 84.
  180. В.В. Личностный подход в образовании: концепция и технологии/ В. В. Сериков. — Волгоград, 1994.- 108 с.
  181. В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем /В.В. Сериков. М.: Издательская корпорация «Логос», 1999. -272 с.
  182. Е.В. Методы математической обработки в психологии / Е. В. Сидоренко. СПб.: Речь, 2002. — 350 с.
  183. В.Я. Профессионализм учителя / В. Я. Синенко // Педагогика 1999.-№ 5.-С. 45−51.
  184. В.А. Преподавание общетехнических и специальных предметов в средних профтехучилищах: Метод, пособие /В.А. Скакун. М.: Высш. шк., 1987.-271 с.
  185. М.Н. Проблемы современной дидактики /М.Н. Скаткин. -М.: Педагогика, 1984.-95 с.
  186. В.А. О моделировании образовательных технологий / В .А. Сластенин // Наука и школа. 2000. — № 4. — С. 50 — 56.
  187. В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ.высш. пед. учеб. заведений/ В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов- под ред. В. А. Сластенина. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. 576 с.
  188. В.А. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений/ В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко. -М.: Школа-Пресс, 1988.-512 с.
  189. В.А. Формирование профессиональной культуры учителя /В.А. Сластенин. М., 1993. — 256 с.
  190. В.А., Подымова Л. С. Педагогика: Инновационная деятельность. М.: ИЧП «Издательство Магистр», 1997. — 224 с.
  191. В.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъектив. реальности в онтогенезе: Учеб. пособие для вузов / В. И. Слободчиков, Е.И. Исаев- Под общ. ред. В. Г. Щур. -М.: Школа-пресс, 2000. 416 с.
  192. Словарь иностранных слов и выражений./ Авт.-сост. Е. С. Зенович. М. ООО «Агенство «КРПА «Олимп»: ООО «Издательство ACT», 2002. -778 с.
  193. Словарь по социальной педагогике: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений /Авт.-сост. Л. В. Мардахаев. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. 368 с.
  194. Современная психология: Справочное руководство. М.: ИНФРА -М., 1999.-688 с.
  195. П.И. Моделирование рассуждений: Уч. пособие /П.И. Со-снин. Ульяновск: УлГТУ, 2000. — 80 с.
  196. Социологический энциклопедический словарь /Редактор -Г.В. Осипов. М.: ИНФРА М — НОРМА, 1998. — 488 с.
  197. В.В. Самосознание личности./ В. В. Столин. М., 1983. —455 с.
  198. Л.Д. Педагогическая психология / Л. Д. Столяренко. -Ростов н / Д: Феникс, 2000. 544 с.
  199. Стратегия модернизации содержания общего образования: Материал для разработки документов по обновлению общего образования. М.: Мир книги, 2001.-106 с.
  200. П.В. Развитие познавательной активности будущих офицеров в военном вузе: Автореф-т дис.. канд. пед. наук: (13. 00. 01) /П.В. Суханов. Оренбург: Изд-во ОГУ, 2001. — 22 с.
  201. М.В. Повышение речевой грамотности будущих студентов неязыковых вузов / М. В. Токова // Русская словесность. 1994. — № 3. — С. 54 -57.
  202. В.П. Интегративный подход к формированию управленческой компетентности директора развивающейся школы: Дисдокторапед. наук: (13. 00. 01) / В.П. Топоровский- СПб.: Ин-т образования взрослых, Рос. Акад. Образования, 2002. — 331с.
  203. Д.Н. Психологические исследования / Д. Н. Узнадзе. М.: Наука, 1966.-451 с.
  204. Усольцева J1.A. Развитие профессиональных качеств личности будущего офицера в процессе информационной подготовки в военном вузе: Автореф-т дис.. канд. пед. наук: (13. 00. 02) / J1.A. Усольцева. Омск: Изд-во ОГПУ, 2002. — 19 с.
  205. Философский энциклопедический словарь / Под ред. Л. Ф. Ильичева и др. М.: Советская энциклопедия, 1983. — 839 с.
  206. Философско-психологические проблемы развития образования. -М., 1994.-243 с.
  207. М.А. Можно чего-то не знать, но обязательно быть умным: умственное воспитание учащихся. / М. А. Холодная // Директор школы. -2000.-№ 7.-С.24−30.
  208. М.А. Повышение компетентности курсантов военного учебного заведения при обучении математике по обогащающей модели: Ав-тореф. дис.. канд. пед. наук: (13. 00. 01) / М. А. Худякова. Пермь: Изд-во Перм. ин-т ракет, войск, 2001. — 22 с.
  209. Н.Ш. Педагогические основы стимулирования мотивации творческого саморазвития учителя в условиях инновационной деятельности / Н. Ш. Чинкина. Казань: Изд-во КГУ, 1999 — 360 с. с ил.
  210. В.Д. Деятельность и способности / В. Д. Шадриков. М.: Логос, 1994.-320 с.
  211. В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности / В.Д. Шадриков- АН СССР, Ин-т психологии. М.: Наука, 1982.185 с.
  212. Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности / Н. И. Шевандрин. М.: ВЛАДОС, 1998. — 512 с.
  213. В.М. Настольная книга бизнесмена и менеджера. — М., 1992.-44 с.
  214. Ю.В. Формирование познавательной самостоятельностиу курсантов военных вузов: Автореф. дис.канд. пед. наук: (13. 00. 08) /
  215. Ю.В. Шибалова. Ярославль: Изд-во ЯрГПУ, 2002. — 23 с.
  216. В.А. Моделирование военно-профессиональной подготовки курсантов высших военно-учебных заведений: Автореф. дис.. канд. пед. наук: (13. 00. 08) / В. А. Шняк. Москва: Изд-во Воен. ин-т, 2002. — 25 с.
  217. Н.Е. Педагогическая технология / Н. Е. Щуркова. М.: Педагогика, 1992. — 128 с.
  218. Д.Б. Об источниках неклассической психологии / Д. Б. Эльконин // Избранные психологические труды / Д. Б. Эльконин. М.: Педагогика, 1989. — С. 475 — 478.
  219. И.С. Личностно-ориентированиое обучение в современной школе /И.С. Якиманская. М.: Сентябрь, 1996, -96 с.
  220. И.С. Развивающее обучение / И. С. Якиманская. М., 1979.- 239 с.
  221. В. А. Педагогическая психология / В. А. Якунин. СПб.: Изд-во Михайлова В. А., Изд-во «Полиус», 1998. — 639 с.
  222. Bell D. The Social Framework of Information Society// The Computer Age: A twenty year view. — London: 1981. P. 206.
  223. Berns M. Contexts of Competence: Social and Cultural Considerations in Communicative Language Teaching / M. Berns. New York: Penguin Press, 1990.-256 p.
  224. Brianas J. High-teach Executive Skills. What New Research Shows / J. Brianas // Journal of European Education and Industrial Training. 1987. — V. 1.1,-№ 4.-P. 12−25.
  225. Champernowne M.I. Art Therapy in the Withymead Centre / M.I.' Champernowne // American Bulletin of Art Therapy. 1963, Spring. — P. 29−41.
  226. Chomsky N. Aspects of the theory of syntax / N Chomsky. Cambridge: M. A.: M. I. T. Press, 1965. — 125 p.
  227. Der Hessische Kulturminister: Rahmenrichtlinich Sekundarstufe. -Frankfurt: I Neue Sprachen, 1980.
  228. Hymes D. On communicative competence / D. Hymes // Sociolinguis-tics / J.B. Pride, J. Holmes. Harmondsworth: Penguin Books, 1972. — P. 12−19.
  229. Hymes D. Vers la competence de communication / D. Hymes. P.: Hat-ier, 1984.
  230. Hymes D. The concept of communicative competence revisited / D. Hymes // Pultz. M. Thirty years of Linguistic Evolution. Philadelphia: Bejamins, 1992. — P. 45−65.
  231. Kioke D. Pragmatic Competence and Adult L 2 Acquisition: Speech acts in interlanguage / D. Kioke // Modern Language Journal. 1980. — 73. — P. 79 -89.
  232. Labov W. Sociolinguisnique / W. Labov. P.: Ed. de Minuit, 1976.129 p.
  233. Learning and teaching modern languages for communication. Strasbourg: Council of Europe Press, 1988. — 321 p.
  234. Masuda Y. Managing in the Information Socity: Releasing synergy Japanese style. Oxford, 1990. 54 p.
  235. Waystage 1990. Strasbourg: Council of Europe Press, 1991. -45 p.
  236. Melenk H. Der didactische Begriff der Kommunikativen Kompetenz / H. Melenk // Praxis des neusprachlichen Unterrichts I, 2.H. Ihg: 3 P. 45−69.
  237. Pelz M. Pragmatik und Lernbestimmung im Fremdsprachenunterricht / M. Pelz. Heidelberg, 1997.- 236 p.
  238. Piefo H.E. Kommunikative Kompetenz als ubergeordnetes Lernziel im Englischunterricht. Dornburg: Frickhofen. — 1974. — 254 p.
  239. Rivers W.M. From Linguistic Competence to Communicative Competence // W.M. Rivers // TESOL Quarterly. 1973. — Vol. 7, № 1. — P. 45−64.
  240. Savington S.J. Communicative competence: On experiment in foreign language teaching / S.J. Savington. Philadelphia: The Center for Curriculum Development, 1972.- 231 p.
  241. Savington S.J. Communicative competence: Theory and Classroom Practice / S.J. Savington. Menlo Park, C.A.: Addison-Wesley Publishing Company, 1983.- 325 p.
  242. Waystage 1990. Strasbourg: Council of Europe Press, 1991.- 98 p.
Заполнить форму текущей работой