Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Воля и волевые качества личности

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Класс пошел организованно на воскресник, а ты находишь какую-то несущественную причину и уклоняешься от работы. Ты снова совершил обман, питаешь в себе индивидуализм, неспособность преодолеть собственную лень или нежелание испачкать руки. И снова повторяемый эгоистический поступок может стать твоей второй натурой. Будь ты хоть чемпионом по поднятию штанги или боксу, ты можешь в трудную минуту… Читать ещё >

Воля и волевые качества личности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Задачи:

  • -для учителя:
    • 1) Проверка домашнего задания
    • 2) Беседа о воле и волевых качествах личности
  • -для ученика:
    • 1) Ответить домашнее задание
    • 2) Узнать новый материал о волевых качествах личности

В ходе проведенного занятия ученик должен:

  • 1. Знать определение воли и волевых качеств.
  • 2. Отличать волю от самоконтроля и самообладания.

Вид урока: урок изучения нового материала.

Метод обучения: метод словесного обучения, дискуссионный метод, использование типичных жизненных ситуаций.

Основные понятия:

Инициативность Самостоятельность, независимость Решительность Энергия и настойчивость Целеустремленность Литература:

Басманова З.П., Ключникова Г. А. «Классному руководителю для проведения бесед по психологии». Методические рекомендации. Новгород, 1989.

Алешина Л. «О вежливости, о такте, о деликатности».

Ход занятия:

  • 1. Организационные моменты (3 мин.)
  • 2. Изложение нового материала (35 мин.)
  • 3. Закрепление нового материала (7 мин.)

Конспект урока.

ХОД УРОКА.

Организационный момент Сообщение темы и цели урока.

— Итак, продолжаем разговор о воле и волевых качествах личности.

Воля — способность преодолевать трудности, упорство и мужество в достижении поставленной цели, способность человека управлять своим поведением.

Воля нужна не только в экстремальных условиях. Но и в повседневной жизни… Буквально на каждом шагу. В этом каждый из вас убеждается на собственном опыте.

Инициативность — умение хорошо и легко по собственному желанию взяться за дело, не дожидаясь стимуляции извне. Для инициативных людей характерно богатство и обилие новых идей, планов, яркость воображения. В противовес таким людям есть люди инертные — им всегда труден первый шаг, меньше всего они в состоянии что-то затеять по собственному почину, хотя. Взявшись за дело. Они могут его упорно продолжать.

Самостоятельность, независимость — известная критичность по отношению к советам и мнениям других людей; способность выполнения собственными силами, без посторонних влияний, без чужой помощи. Это качество проявляется особенно ярко на начальном этапе волевого акта:

  • — принятия решения;
  • — выхода из борьбы мотивов.

Противоположные качества — внушаемость и своеволие.

Внушаемый человек не имеет своего мнения, поступает под давлением обстоятельств и давления со стороны других людей, проявляет такое качество, как конформность (приспособленчество, пассивное принятия существующего порядка; отсутствие собственной позиции; беспринципное, некритическое следование любому образцу, обладающему наибольшей силой давления). Настойчивость упрямого человека носит неразумный характер, своеволие не является сознательным способом саморегуляции.

Решительность — проявляется в быстроте, а главное в уверенности, с которой принимается решение, и твердость, с которой оно сохраняется. Но скоропалительные решения свидетельствуют не столько о решительности, сколько о желании человека избавиться от внутреннего напряжения и обсуждения мотивов, что скорее свидетельствует не о силе. А о слабости воли. психология воля самоконтроль обучение Нерешительный человек подобен маятнику, раскачивающемуся из стороны в сторону. Нерешительность может проявляться как в длительных колебаниях, так и в неустойчивости принятия решения.

Энергия и настойчивость — говорят «энергичный человек». Такой человек вносить сразу большой набор в свои действия. Однако важно не выдохнуться сразу, что часто происходит с некоторыми. Ценным качеством становится энергия в сочетании с настойчивостью, которая проявляется в неослабленности энергии в течение длительного периода, невзирая на трудности и препятствия.

Самоконтроль, выдержка, самообладание. Эти качества обеспечивают при принятии решения господство высших мотивов над низшими, общих принципов над мгновенными импульсами и минутными желаниями. При исполнении волевого действия эти качества помогают проявить самоограничение желаний, пренебречь усталостью (не путать с переутомлением) ради достижения цели.

Целеустремленность — умение ставить общественно значимые цели, способность подчинять время от времени пробуждающиеся желания, любую частную цель большой жизненной цели, которая станет конечной целью всей жизни и всей деятельности человека. В этом высшее проявление воли.

Иногда выполнению какого-то дела, задания мешает лень. Лень — это проявление слабости воли, это стремление человека отказаться от преодоления трудностей, устойчивое нежелание совершать волевое усилие, свидетельство бессилия и вялости человека, его неприспособленности к жизни, безразличия к общему делу. Вы провели самооценку волевых качеств, а теперь проведем взаимооценку этих же качеств друг у друга, причем самооценки не должны быть известны.- Готово? А теперь сравните самооценку и оценку.

Закрепление знаний.

— А сейчас давайте проанализируем ситуацию.

Ситуация 1.

Из воспоминаний А. Маресьева:

«Иногда меня просят: расскажите, как вы ползли с обмороженными ногами, и как это у вас хватило упорства снова сесть за руль самолета? А меня так и подмывает сказать в ответ: а не лучше ли я расскажу вам о суффиксах? Да. Да! О суффиксах, над которыми я бился до одурения. Когда после войны я начал учиться в академии, обнаружилось, что я основательно забыл кое-что из того, что проходил в школе. Особенно плохо обстояло дело с грамматикой… Конечно, это вещи разные — сидеть за учебником и вести в бой самолет, но иной раз уж очень похожи качества, которые требуются для того, чтобы хорошо делать эти не похожие друг на друга дела». — Какие же нужны здесь качества?

Ситуация 2.

Рассказ «Расплата» из книги Л. Алешиной «О вежливости, такте и деликатности».

— Почему человек остался один? — Какие качества личности были присущи ему? — Чего он хотел от жизни? От чего бежал? — Что получил?

Вывод: Получил то, к чему всегда стремился — свободу и независимость. А нужна ли она ему?

Сила воли формируется всей жизнедеятельностью человека, его трудом в интересах других людей, а не во имя эгоистических, личных интересов. Например, ты не выполнил самостоятельно домашнего задания (проиграл) и списал у товарища. Ты успокаиваешь свою совесть, пытаешься оправдать этот поступок: «Ну один-то раз можно, в порядке исключения» Но ты уже совершил нечестный поступок, встал на путь лжи, на путь обмана преподавателя, да и сам ого себя. Допустил во второй раз обман поэтому или какому-то другому поводу — и снова успокаиваешь себя: «Подумаешь, ничего не случится!». Поступок, повторяемый несколько раз, может перейти в привычку, привычка же формирует характер, а характер определяет судьбу человека. Начавшись с мелких, незначительных проявлений, нечестность, ложь., приспособленчество может стать привычной чертой характера, второй натурой.

Но ложь — это всегда предательство. А предательство — это всегда подлость.

Класс пошел организованно на воскресник, а ты находишь какую-то несущественную причину и уклоняешься от работы. Ты снова совершил обман, питаешь в себе индивидуализм, неспособность преодолеть собственную лень или нежелание испачкать руки. И снова повторяемый эгоистический поступок может стать твоей второй натурой. Будь ты хоть чемпионом по поднятию штанги или боксу, ты можешь в трудную минуту подвести, предать коллектив, а объективно — проявить малодушие и отсутствие воли, потому что воля измеряется твоей способностью трудиться в интересах других людей.

Ты обидел человека слабее тебя физически — девушку или младшеклассника, утверждая культ своей физической силы. Завтра ты сам отступишь перед превосходством физической силы, проявишь трусость, не защитишь слабого — и кто знает, как ты поведешь себя в бою, не струсишь ли, не проявишь ли малодушие, не предашь ли своих товарищей?

VIII. Итог урока.

— Волевые качества станут типичными чертами личности, если будут закреплены в поступках и привычках. Волевой человек является хозяином своего времени, своих дел, своих планов и своей жизни.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой