Актуальность исследования. В последние два десятилетия в России происходит бурное развитие банковской сферы. Современная социальная ситуация развития нашего государства характеризуется радикальными изменениями, прежде всего, в политической и экономической сфере жизни общества. Интерес к деятельности банков в условиях российской экономики значителен, о чем говорят исследования, обращенные, в первую очередь, к изучению банковского менеджмента (С.В. Архипова, С. В. Блохина, Т. В. Грицюк, Т. Н. Лобанова, В. Н. Молодожонова, Т.В. Никитина), формированию мотивационного механизма повышения эффективности труда работников банка (О.В. Васильева), развитию организационного консультирования как фактора повышения эффективности деятельности банковских учреждений (Т.Н. Лобанова, Л.Г. Шац). Наиболее актуальными вопросами здесь можно считать вопросы формирования кадровой политики банков (Н.В. Пушкарев) и’изучения влияния психологических свойств личности на эффективность деятельности банковских служащих (И.В. Морозова).
В то же время в психолого-акмеологической литературе практически не встречаются работы, в которых рассматриваются проблемы оценки кризисных ситуаций в банковской системе с точки зрения влияния этой ситуации на ценностно-смысловые особенности служащих, не изучены особенности личностных трансформаций именно в ситуации экономического кризиса. Однако исследования по психологии профессиональной деятельности, акмеологии, психологии управления и предпринимательства свидетельствуют, что особенности профессионального поведения будут зависеть от того, что является наиболее ценным для субъекта деятельности, что имеет для него личностный смысл, инициирует смысложизненные стратегии, составляет «ядро» его смысложизненной концепции как системы наиболее устойчивых смысловых образований в интегральной саморегуляции личности (А.А. Деркач).
Ценностно-смысловое содержание профессиональной деятельности проявляется в саморегуляции, в качестве важнейшего показателя которой в данной работе мы рассматривали «меру удовлетворенности человека процессом своего труда» (Р.А. Зобов, В.Н. Келасьев), личностную устойчивость в различных профессиональных ситуациях.
Противоречие, возникшее в Российском обществе между реальным личностным потенциалом сотрудников банковской сферы и социально-психологическими тенденциями, связанными с последствиями экономического кризиса в стране и за рубежом, породило проблему настоящего исследования, состоящую в необходимости выявить, как общая переориентация банковской сферы сказывается на ценностно-смысловых ориентациях ее сотрудников, их профессиональных и жизненных перспективах, особенно работников среднего и низшего звена — банковских менеджеров.
Объект исследования — банковские служащие среднего звена (менеджеры и экономисты) в количестве 132 человека (92 женщины, 40 мужчин) в возрасте от 23 до 52 лет с профессиональным стажем от 1 года и более.
Предмет исследования — особенности смысловой сферы банковских служащих среднего звена.
Цель исследования — выявить особенности смысловой саморегуляции сотрудников банков среднего звена в условиях экономического кризиса.
Цель была конкретизирована в задачах: Теоретические:
1. Выявить наиболее перспективные теории анализа смысловой саморегуляции как компонента профессиональной самореализации.
2. Рассмотреть и проанализировать основные подходы и критерии в отечественной и зарубежной психологии к проблеме саморегуляции в различных профессиональных контекстах.
3. Проанализировать существенные компоненты и основные составляющие смысловой сферы личности и факторы детерминации смысла в контексте ее жизненных миров.
4. Рассмотреть смысловую саморегуляцию в единстве динамических и содержательно-смысловых составляющих и выявить генезис профессиональных затруднений в процессе самореализации в кризисных жизненных ситуациях.
Методические:
1. Определить последовательность этапов диагностико-эмпирической части исследования.
2. Обосновать критерии отбора респондентов-участников исследования. Разработать технологию формирования эмпирических групп и сформировать их реестр для проведения диагностики.
3. Сформировать диагностические пакеты для исследования особенностей смысловой саморегуляции сотрудников банков (содержательно-смысловых и мотивационно-динамических составляющих саморегуляции).
4. Проанализировать полученные результаты и дать характеристику каждой из эмпирических групп в соответствии с двухфазной моделью саморегуляции. Эмпирические:
1. Изучить особенности профессиональной самореализации банковских служащих в зависимости от меры их удовлетворенности процессом профессиональной деятельности и понимания профессиональных перспектив.
2. Экспериментально изучить особенности смысловой саморегуляции банковских служащих с разным уровнем профессиональной самореализации.
3. Выявить стратегии смысловой саморегуляции для успешной профессиональной реализации банковских служащих и разработать соответствующие коррекционные рекомендации для сотрудников служб персонала.
Гипотезы исследования состоят в следующем:
1. Профессиональная деятельность сотрудников банков среднего звена (менеджеров и экономистов) в условиях экономического кризиса может обуславливать особенности смысловой саморегуляции. Экономический кризис связан с существенными трансформациями профессиональных условий деятельности банковских служащих и существенно влияет на смысловую саморегуляцию менеджеров и экономистов.
2. Трансформация смысловой саморегуляции личности может включать в себя содержательно-смысловые и динамически-мотивационные изменения, а также изменения внутренних связей и отношений между разноуровневыми компонентами и параметрами, определяющие уровень личностной устойчивости и профессиональной надежности.
3. Смысловая саморегуляция может инициировать индивидуальную специфику активности субъекта профессиональной деятельности, направленность на установление оптимального состояния жизненных отношений в данной сфере профессиональной самореализации.
4. Коррекционная программа смысловой саморегуляции может позволить скорректировать профессиональную подготовку и переподготовку банковских служащих и дать возможность более адекватно и устойчиво преодолевать изменения, возникающие в профессиональной среде в связи с кризисом, сохранить в банке положительный социально-психологический климат и систему регуляции взаимодействия между служащими.
Методологическими и теоретическими предпосылками исследования являются:
1. Акмеологический подход к исследованию развития и профессионального становления личности (Б.Г. Ананьев, О. С. Анисимов, С.А.
Анисимов, А. А. Бодалев, А. А. Деркач, В. Г. Зазыкин, Н. В. Кузьмина, Е. Н. Климов, Н. И. Конюхов, Л.Г. Лаптев).
2. Современные отечественные теории, раасматривающие смысловую сферу в различных жизненных контекстах (Л.С. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. Г. Асмолов, Б. С. Братусь, Ф. Е. Василюк, В. К. Вилюнас, В.ГТ. Зинченко, Р. А. Зобов, В. А. Иванников, В. Е. Клочко, Д. А. Леонтьев, В. И. Слободчиков, Л.И. Фельдштейн).
3. Исследования мотивационно-смысловых ориентаций личности в профессиональной сфере (И.В. Абакумова, К. М. Гуревич, С. Т. Джанерьян, П. Н. Ермаков, Э. Ф. Зеер, Е. А. Климов, В. Е. Клочко, Т. В. Кудрявцев, Л. М. Митина, Е. А. Молоткова, Е. В. Прокопьева, Н. С. Пряжников, З. И. Рябикина, Н. Б. Стамбулова, В.Ю. Шегурова).
4. Теории мотивационной и ценностно-смысловой ' регуляции личности (Г.А. Андреева, А. Г. Асмолов, В. Г. Асеев, А. А. Бодалев, А. А, Деркач, Э. В. Галажинский, Е. П. Ильин, Л. А. Коростылева, Б. В. Зейгарник, Д. А. Леонтьев, Моросанова, Н.С. Ясницкий).
Методы исследования.
Для достижения цели и решения задач исследования разработана специальная методика исследования. В работе были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ литературы и документов, моделирование, включенное наблюдение, тестирование, опросы, экспертные оценки, изучение результатов деятельности.
В рамках психометрического подхода в процессе исследования смысловой саморегуляции банковских служащих были выбраны, следующие методики для исследования содержательно-смысловых компонентов смысловой саморегуляции: СЖО (Д.А. Леонтьев), «Методика предельных смыслов» (Д.А. Леонтьев), САМОАЛ (Н.Ф. Калина), «Ценностные ориентации» (М. Рокич), «Направленность личности (Б. Басс), «Изучение самооценки с помощью процедуры ранжирования» (А.А. Реан).
Для выявления мотивационно-динамических составляющих был использован ряд тестов: «Изучение мотивационных механизмов регуляции трудовой активности личности» (И.Г. Кокуриной), диагностика мотивационной структуры личности (В.Э. Мильман), диагностика мотиваторов социально-психологической активности личности, экспресс-диагностика личностной конкурентноспособности (Н.П. Фетискин, В. В. Козлов, Г. М. Мануйлов). Для компьютерной обработки данных использовались стандартные статистические методы и программы «Microsoft Excel 7.0» и «Statistika-б.О».
В работе использовался опросник «Особенности смысловой саморегуляции работника банка» (А.А. Шестаков, 2001).
Научная новизна: впервые смысловая саморегуляция в контексте профессиональной самореализации рассматривается как сложный многоуровневый процесс, включающий поиск, выбор и смену целей, а также их временное или ситуативное отсутствиевпервые показаны особенности смысловой саморегуляции в единстве мотивационно-динамических и содержательно-смысловых составляющих профессиональной деятельности сотрудников банков, включающие: смысложизненные и ценностные ориентации, самоактуализацию и самооценку, направленность личности, мотивационную структуру личности, социально-психологические мотиваторы личностной активности и ее конкурентноспособностьвыявлено, что выборка успешных банковских служащих значимо отличается от контрольной выборки их менее реализованных коллег по трем из пяти компонентов смысложизненных ориентаций (цели, локус контроля — Я, локус контроля — Жизнь) и по общей осмысленности жизни. Успешные банковские служащие больше задумываются о цели в жизни, планируют будущее, имеют представление о себе как о сильной личности, обладающей достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями и представлениями о ее смысле, обладают убеждением в том, что человеку дано контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их в жизнь. Для банковских служащих с высоким уровнем профессиональной самореализации как «стержневой характеристики» высших смыслов, достигших высокого уровня в интегральной смысловой саморегуляции, характерно наличие целей в будущем, придающих жизни осмысленность, направленность, временную перспективу, стремления к самоактуализацииярко выраженное стремление к профессиональной удовлетворенности и гуманитарным ценностям самоактуализирующейсяустановлено, что для успешных банковских служащих характерно неверпе в возможность искренних и гармоничных межличностных отношений, недоверие к людям и низкий уровень спонтанности (свободы, естественности, легкости без усилия). Наиболее значимые ценности для них — «интересная работа», «активная деятельная жизнь» и «уверенность в себе», при этом «общественное призвание» и стремление к «развитию» тожеважнывосприятие окружающего мира и себя происходит посредством осознания смыслового содержания и эмоционально-рефлексивного отношения к себе. У большинства из них — высокий уровень потребности в достижениигармоничное отношение к своей профессиональной деятельности и ее высокая значимость, проявляющиеся в значительном преобладании внутренней мотивациипотребность и далее совершенствовать свою жизнь, стремиться к новым «горизонтам возможностей" — выявлены ценностно-смысловые и мотивационные особенности-смысловой саморегуляции как существенные составляющие смысложизненных и поведенческих стратегий менеджеров и экономистов разного уровня профессиональной успешности. Описаны особенности конкурентного поведения. Показано, что активная позиция проявляется в высокой ориентации на конкуренцию, стремление иметь высокий авторитет в глазах окружающих.
Наличие при этом низкой ориентации на благополучные отношения с окружающими говорит о том, что данная категория людей не склонна к компромиссам (позитивные отношения не являются особой ценностью). Такая психологическая позиция может быть источником конфликтов с окружающимираскрыто влияние уровня психической устойчивости на профессиональную деятельность менеджеров банков. У менеджеров с высоким уровнем развития смысловой саморегуляции наблюдается высокий или стабильный уровни психической устойчивости и присутствует поиск оптимальных путей принятия решений, самосовершенствования и что способствует профессиональному росту, даже в ситуации экономического кризиса. проведен сравнительный анализ процессуальной и результирующей ориентации мотивационно-динамических составляющих саморегуляции у менеджеров и экономистов банков в соответствии со следующей типологией поведенческих стратегий: преобразовательная, коммуникативная, утилитарно-прагматическая, кооперативная, достижения.
Теоретическая значимость исследования. Результаты настоящего диссертационного исследования позволили выявить зависимость специфики смысловой саморегуляции от профессионального контекста, показать, что смысловую саморегуляцию возможно изучать через диагностику личностно-регуляторных свойств в профессиональном контексте деятельности служащих в государственных и коммерческих банках. По-новому подойти к проблеме изучения влияния смысловой саморегуляции банковских менеджеров на особенности их профессиональной самреализации в период экономического кризиса, показать, как в зависимости от личностных особенностей понимания экономического кризиса, они имеют разные профессиональные стратегии континуумного характера: от аддиктивных до вариативно-духовных моделей саморегуляцииот мономодальных до полимодальных инициацийот автономных до зависимых стратегий саморегуляции. Показать, как содержательно-смысловые и мотивационно-динамические составляющие трансформируются в зависимости от типа смысловой саморегуляции;
Практическая значимость результатов исследования. Результаты могут быть широко использованы в практической деятельности психологов и специалистов по работе с персоналом государственных и коммерческих банковпри разработке программ формирования и поддержания трудовой мотивации, а также в целях адаптации работника в организации и его последующего профессионального развитияпри разработке программ профессиональной реализации личности и личностной устойчивости к критическим ситуациям разной этимологиис целью повышения эффективности профилактических мероприятий по предупреждению кризисов личности.
Апробация и внедрение результатов исследования.
Диссертационное исследование выполнено в рамкахосновной проблематики ЮФУЦ «Социально-психологическая, медико-психологическая диагностика, коррекция и реабилитация личности и группы» (2006;2010), а также в рамках Федеральной целевой программы (2003;2006) «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в Российском обществе», подпрограмм: «Разработка и апробация программ переподготовки государственных служащих и сотрудников правоохранительных органов», «Разработка предложений о внесении изменений в квалификационные требования, предъявляемые к государственным служащим». Данные, полученные в исследовании, успешно используются в работе преподавателей психолого-педагогических дисциплин «Психология управления», «Управленческая психология в работе коммерческих организаций», «Педагогика и психология для экономистов», «Основы профориентационной работы» которые преподаются будущим экономистам, социологам и психологам в Южном федеральном университете, в Ростовской экономической академии (РИНХ), в Каменском филиале Московского государственного социального университета, в Таганрогском институте бизнеса и управления. Материалы диссертации неоднократно докладывались на «Неделе науки» Южного федерального университета (2007;2009 гг.).
Положения, выносимые на защиту:
1. Профессиональная деятельность сотрудников (менеджеров и экономистов) среднего звена банков в условиях кризиса, связанная с повышенным уровнем неопределенности и риска, обострением конкуренции в деловой среде, обуславливает особенности смысловой саморегуляции.
2. Особенности смысловой саморегуляции личности включают изменения содержательно-смысловых и динамически-мотивационных компонентов: смысложизненные и ценностные ориентации, самоактуализацию и самооценкунаправленность личности, ее мотивационную структуру, социально-психологические мотиваторы личностной активности и ее конкурентноспособность.
3. Смысловая саморегуляция обеспечивает индивидуальную активность субъекта профессиональной деятельности, направленность на установление оптимальных отношений в профессиональной сфере, формирование состояния, способствующего профессиональной успешности. Смысловую саморегуляцию необходимо рассматриваеть в пространстве двух полюсов: от жесткой аддиктивной модели до возможности варьировать регуляторными образованиями как стратегиями зависимого-независимого профессионального поведения. При этом уровнь развития смысловой саморегуляции определяет стремления к удержанию тех жизненных достижений, которые уже есть. Банковские менеджеры и экономисты с высоким уровнем смысловой саморегуляции, имеют разные профессиональные и смысложизненные стратегии.
4. Специальная коррекционная программа, разработанная в соответствии с особенностями смысловой саморегуляции банковских служащих в период экономического кризиса, обеспечивает формирование и поддержание трудовой мотивации, адаптацию работника в организации и его последующее профессиональное развитиеличностную устойчивость к критическим ситуациямповышение эффективности профессиональной деятельности.
Достоверность результатов исследования обеспечена использованием надежных и валидных методов, адекватных целям и задачам исследования, значимой по объему выборкой участвовавших в исследовании педагогов-руководителей, а также применением математико-статистических методов анализа полученных данных.
Выводы к главе 3.
1. У банковских служащих и их помощников, с высоким уровнем профессиональной реализации, был выделен достаточно высокий уровень развития смысловой ориентации в целом (что соответствует данным Д. А. Леонтьева, 1999) и в сравнении с результатами других эмпирических групп, однако, у них в более явной степени проявилась активная устремленность в будущее, направленность на осознание смысла своей жизни, на цели отдаленного будущего, рефлексия, при этом складывалось обобщенное отношение к жизни, было также выявлено достаточно устойчивое ценностносмысловое пространство.
2. Выборка успешных банковских служащих значимо отличается от контрольной выборки их менее реализованных коллег по трем из пяти субшкал (цели, локус контроля — Я, локус контроля — Жизнь) и по общей осмысленности жизни. Это может говорить о том, что успешные банковские служащие больше задумываются о цели в жизни, планируют будущее, имеют представление о себе как о сильной личности, обладающей достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями и представлениями о ее смысле, обладают убеждением в том, что человеку дано контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их в жизнь.'.
3. Для качественного анализа полученных результатов был проведен сравнительный анализ и было выявлено, что успешные банковские служащие имеют следующую конфигурацию компонентов стратегии смысложизненной ориентации: Цели > ЛК-Я > ЛК-Жизнь > Результат > Процесс. Успешные банковские служащие не удовлетворены своей жизнью в настоящем и средне оценивают продуктивность пройденного отрезка жизни, при этом, однако, нацеленность, в будущее придает жизни полноценный смысл. Нацеленности на цели способствуют представления успешных банковских служащих о себе как о сильных личностях, обладающих достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями и представлениями о её смысле, вопреки тому, что человеку не всегда дано контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их в жизнь.
4. Банковские служащие среднего и низшего звена со средним уровнем профессиональной реализации имеют следующую конфигурацию компонентов стратегии смысложизненной ориентации: Цели > Результат = ЛК-Я > ЛК-Жизнь > Процесс. Для них большое значение имеет наличие цели в жизни. Они не удовлетворены своей жизнью в настоящем. Они оценивают свой жизненный путь в соответствии со своими представлениями о своих личностных возможностях и свободе выбора, причем свобода выбора с точки зрения этих работников в профессиональной реализации ограничена.
5. На основании диагностики можно сделать вывод, что представители 1-й (высокий уровень саморегуляции) и 2-й (средний уровень саморегуляции) группы имеют четкую направленность на изменение (100% и 76% соответственно). Представители 3-й группы продемонстрировали приверженность сохранению тех порядков, которые уже существуют или допускают лишь незначительные изменения (соответственно 47% и 53%). Можно предположить, что отношения строятся благодаря двум процессам: тенденция к изменению и тенденции к сохранению, носителями которых являются люди с высоким или средним уровнем самореализации, с одной стороны, не позволяющие обществу стоять на месте, и представители с низким уровнем самореализации — с другой, задачей которых является сохранение того лучшего, что было создано в рамках существующего порядка.
Заключение
.
1. Профессиональная деятельность сотрудников банков в условиях экономического кризиса обуславливает специфику смысложизненных стратегий личности и особенности ее смысловой саморегуляции. В процессе профессиональной реализации банковских служащих среднего звена в зависимости от экономических и социальных условий происходят изменения могивационной структуры и смысловых центраций в соответствии с имеющимися личностными ценностями, общей жизненной направленностью.
2. Установлено, что смысловая саморегуляция выступает как фактор определяющий такие компоненты профессиональной успешности, как целеполагания, оценка степени значимости условий профессиональной деятельности, построение программ собственных исполнительных действий, оценка соответствия реальных результатов критериям успеха, решения о необходимости и характере коррекций действий. Особенности смысловой саморегуляции личности включают в себя изменения содержательно-смысловых и динамически-мотивационных компонентов: смысложизненные и ценностные ориентации, самоактуализацию и самооценкунаправленность личности, ее мотивационную структуру, социально-психологические мотиваторы личностной активности и ее конкурентноспособность.
В результате анализа диагностического материала были составлены характеристики мотивационно-динамических составляющих смысловой регуляции участников экспериментального исследования. Для банковских служащих характерна ярко выраженная мотивация преобразования и достижения. У женщин, которые составляли большинство респондентов, этот показатель сходен с эталонными характеристиками, свойственными для мужчин. Это касается, прежде всего, выраженной ориентации на достижения и сниженной ориентации на коммуникацию.
3. Установлено, что смысловая саморегуляция обеспечивает индивидуальную активность субъекта профессиональной деятельности, направленность на установление оптимальных отношений в профессиональной сфере, формирование состояния, способствующего профессиональной успешности: от жесткой адциктивной модели до возможности варьировать регулягорными образованиями как стратегиями зависимого-независимого профессионального поведения. При этом в зависимости от уровня развития смысловой саморегуляции сотрудники имеют разные профессиональные и смысложизненные стратегии.
Так, успешные банковские служащие имеют следующую конфигурацию компонентов стратегии смысложизненной ориентации: Цели > ЛК-Я > JIK-Жизнь > Результат > Процесс. Успешные банковские служащие не удовлетворены своей жизнью в настоящем и средне оценивают продуктивность пройденного отрезка жизни, при этом, однако, нацеленность в будущее придает жизни полноценный смысл. Нацеленности на цели способствуют представления успешных банковских служащих о себе как о сильных личностях, обладающих достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями и представлениями о её смысле, вопреки тому, что человеку не всегда дано контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их в жизнь.
Банковские служащие со сред ним уровнем профессиональной реализации имеют следующую конфигурацию компонентов стратегии смысложизненной ориентации: Цепи > Результат = ЛК-Я > ЛК-Жизнь > Процесс. Для них большое значение имеет наличие цели в жизни. Они не удовлетворены своей жизнью в настоящем. Они оценивают свой жизненный путь в соответствии со своими представлениями о своих личностных возможностях и свободе выбора, причем свобода выбора с точки зрения этих работников в профессиональной реализации ограничена.
Сотрудники с низким уровнем профессиональной реализации более центрированы на себя, на решение своих проблем, по сравнению с высокой и средней группами профессиональной самореализации. При общей пассивности человека отсутствует связность компонентов саморегуляции, ее структурированность и ингегрированносгь в смысловые образования. Если в первой группе представления о предельных основаниях человеческих действий образуют достаточно сложную связную структурную целостность, то для 3-й группы характерна предельная упрощенность этих представлений и их мозаичность — раздробленность на слабо связанные между собой составляющие с низким уровнем самореализации обнаруживают также понижение индекса децентрации по сравнению как с респондентами среднего уровня самореализации, так и с испытуемыми, имеющими высокий уровень самореализации. Напротив, показатель негативности у них существенно повышается по сравнению с обеими этими группами (р < 0,01 в обоих случаях). Это характеризует представителей 3-й группы как людей, жизнь которых замкнута на самих себе, в круг привычных форм поведения, отклонение от которых вызывает дискомфорт. Индекс рефлексивности, как и следовало ожидать, во 2-й группе существенно выше, чем в 3-й. Мы расцениваем это как признак снижения в данной группе регулирующей роли сознания по отношению к профессиональной деятельности. Высокий показатель индекса децентрации характеризует испытуемых 1-ой и 2-ой групп как решительных, уверенных в своих силах, готовых осуществлять поставленные цели, реапизовывать планы, отвечать не только за профессиональную успешность и за успехи в собственной жизни, но и за жизнь и успехи других людей.
4. Кадровая политика банка должна быть ориентирована на особенности трансформации смысловой саморегуляции служащих среднего звена (менеджеров и экономистов) в период экономического кризиса как важного фактора, влияющего на социально-псиологический климат в коллективе. Составной частью работы служб по кадровому менеджменту и служб управления персоналом в банках должно стать психологическое сопровождение сотрудников. Специальная коррекционная программа, разработанная в соответствии с особенностями смысловой саморегуляции банковских служащих, обеспечивает формирование и поддержание трудовой мотивации, адаптацию работника в организации' и его последующее профессиональное развитиеличностную устойчивость к критическим ситуациямповышение эффективности профессиональной деятельности.
В условиях кризиса необходимо широко практиковать систему моральных поощрений сотрудников, применять ранговую систему продвижения по службеиспользовать методы самооценки сотрудниками своей работы параллельно оценкам, даваемым руководителями подразделенийпостоянно практиковать горизонтальное перемещение работников, способствующее изучению смежных профессийрегулярно проводить семинары и тренинги для менеджеров и экономистов банков, постоянно информировать персонал о деятельности банка за определенные периоды, об открывшихся вакансиях и используемых элементах кадровой политикииспользовал" конкурсы при замещении различных должностейтесная связь продвижения по службе с переподготовкой и повышением уровня знаний, наличие в штагах банков кураторов — опытных менеджеров, которые осуществляют наставничество над молодыми сотрудниками в течение нескольких лет.