Психологические закономерности организации профессиональной деятельности дирижера академического хора
Диссертация
Апробация исследования. Прочитаны и обсуждены доклады на научно-практической конференции в рамках Федеральной целевой программы «Культура России» (Москва, 2003 г.), на научно-практической конференции «Учебный дискурс» (Тверь, 2004), на конференции «Гедевановские чтения» (Москва, 2006 г.), на международной научно-практической конференции «Стабилизация производства и развитие региона на основе… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. Психологические условия и динамика развития дирижерской деятельности на Руси
- 1. 1. Основные этапы формирования дирижерско-хоровой профессии в России
- 1. 2. Психологический анализ деятельности хорового дирижера
- Выводы
- Глава II. Эмпирическое исследование профессионально важных качеств хорового дирижера
- 2. 1. Комплекс профессионально важных качеств хорового дирижера
- 2. 2. Психологическая модель специалиста дирижера академического хора
- Выводы
Список литературы
- Абульханова-Славская К. А. Типологический подход к личности профессионала. Психологические исследования проблемы формирования личности профессионала./ Под ред. В. А. Бодрова. ML, 1991.
- Алеев В.В. Тесты для определения критериев профессиональной компетенции учителей музыки. СПб., 1995.
- Андреева Г. М. Социальная психология. М., 2001.
- Анисимов J1. Дирижер-хормейстер. JL, 1976.
- Ансерме Э. Беседы о музыке. Л., 1976.
- Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства. М., 1994.
- Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс: Кн. 1. и 2 М., 1971.
- Асафьев Б.В. О хоровом искусстве. /Под. ред. Б.Кац. Л., 1980. Ю. Бабосов Е. М. Конфликтология. — Минск, 2000.11 .Бабосов Е. М. Социология управления. Минск, 2001.
- Бакланова Н.К. Профессиональное мастерство работника культуры: Учебное пособие. М.: Изд -во Мое. гос. института культуры, 1994.
- Баранов Б. Курс хороведения. М., 1991.
- Барбан Е. Контакты. Собрание интервью. СПб., 2006.
- Баренбойм Л.А. Музыкальная педагогика и исполнительство. Л., 1974.
- Безбородова Л. А. Дирижирование. Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений и музыкальных колледжей. М., 2000.
- Безбородова Л.А. Теория и методика дирижерско-хоровой подготовки студентов к музыкально-просветительной деятельности: Дис.. д-ра пед. наук. М., 1996.-355 с.
- Беляева J1.C. Русская народная музыкальная педагогика от язычества до конца XX столетия. Исторические эскизы. Мурманск, 2002.
- Берлиоз Г. Избранные статьи. -М., 1956.
- Берхин Н.Б. Общие проблемы психологии искусства. М., 1981.21 .Бодров В. А. Психология профессиональной пригодности. М., 2001.
- Боулт А. Мысли о дирижировании //Исполнительское искусство зарубежных стран. Вып. 7. М., 1975.
- Бочкарев Л.П. Психология музыкальной деятельности. М., 1997.
- Бражников М. Древнерусская теория музыки. JL, 1972.
- Букреев И.С. Психолого-педагогические проблемы профессионального становления дирижера: Автореф. дис.. д-ра пед. наук. М., 1999. — 58 с.
- Вагнер Г. К., Владышевская Т. Ф. Искусство Древней Руси. М., 1993.
- Вагнер Р. О дирижировании. СПб., 1900.
- Вальтер Б. О музыке и музицировании // Исполнительское искусство зарубежных стран. Вып. 1. — М., 1962.
- Василенко С. Мои воспоминания о дирижерах // Сов. музыка. 1999. — № 1.
- Вейнгартнер Ф. Дирижер // Дирижерское исполнительство. М., 1976.
- Вильсон Г. Психология артистической деятельности: Таланты и поклонники: М., 2001.
- Ворожцова О.А. Музыка и игра в детской психотерапии. М., 2004.
- Восприятие музыки // Сборник статей. М., 1980.
- Вуд Г. О дирижировании. М., 1958.
- Выготский Л.С. Психология искусства. М.&bdquo- 1986.
- Гальперин П.Я. Проблема деятельности в советской психологии. // Проблемадеятельности в советской психологии. 4.1. М., 1977. — С. 19−40. ЗБ. Гарбер Е. И., Козача В. В. Методика профессиографии. — Саратов, 1992.
- Гарбузов Н. Зонная природа звуковысотного слуха. М., JL, 1948.
- Гарднер И. А. Богослужебное пение Русской Православной Церкви: В 2 т. М., 2004.
- Гинзбург J1. Саулюс Сондецкис: Творческий портрет. М., 2006.
- Големба А. Работа хорового коллектива. М., 1956.
- Горчаков Н. Режиссерские уроки К.С.Станиславского. М., 1951.
- Горяйнов Ю. Г.Я.Ломакин. М., 1984.
- Готсдинер А.Л. Музыкальная психология. М., 1993.
- Готсдинер А.Л. Очерки психологии музыкальной деятельности. М., 1988.
- Грум-Гржимайло Т. Н. Об искусстве дирижера. М., 1984.
- Декер-Фойгт Г.-Г. Введение в музыкотерапию. СПб., 2003.
- Дехант Г. Дирижирование. Нижний Новгород, 2000.
- Дирижерское исполнительство. Практика. История. Эстетика/ Ред.-сост. Л. Гинзбург. М., 1975.
- Дмитревский Г. А. Хороведение и управление хором. М.-Л., 1957.
- Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики. М., 2000.
- Донцов А.И. Психология коллектива: Методологические приемы исследования. М., 1984.
- Доценко Е.Л. Психология манипуляции. -М., 2000.
- Егоров А.А. Теория и практика работы с хором. Л., 1954.
- Егорова Н.А. Содержание и методика профессиональной подготовки руководителей творческих коллективов (оркестров и ансамблей русских народных инструментов) в среднем звене музыкального образования: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1996. 24 с.
- Еремиаш О. Практические советы по дирижированию. М., 1964.
- Ержемский Г. Л. Закономерности и парадоксы дирижирования. Психология. Теория. Практика. СПб., 1993.
- Ержемский Г. Л. Психология дирижирования. М., 1989.
- Живов В.Л. Хоровое исполнительство: Теория. Методика. Практика. М., 2003.62.3агвязинский В. А. Педагогическое творчество учителя. М., 1987.бЗ.Зеер З. Ф. Психология профессий. -М., 2003.
- Зимняя И.А. Педагогическая психология. М.: Логос, 2000.
- Иванова Е.М. Основы психологического изучения профессиональной деятельности. М., 1987.
- Иванова Е.М. Психологическая системная профессиография. -М., 2003.
- Иванов-Радкевич А. О воспитании дирижера. М., 1977.
- Иванченко Г. В. Психология восприятия музыки: подходы, проблемы, перспективы. М., 2001.
- Из истории дирижерско-хорового образования в Московской консерватории / Редколл.: Б. Г. Тевлин (отв. ред.), Э. Ф. Леонов, Л. А. Мовчан. М., 2000.
- Ильин В.П. Очерки истории хорового исполнительства. -М., 1975.
- Ильин В.П. Очерки истории русской хоровой культуры первой половины XX века. Часть 2. СПб., 2003.
- Кабаченко Т.С. Методы психологического воздействия. М., 2000.
- Кабаченко Т.С. Психология управления человеческими ресурсами. СПб., 2003.
- Казачков С.А. Дирижер хора артист и педагог. — Казань, 1998.
- Казачков С.А. Дирижерский аппарат и его постановка. Л., 1967.
- Казачков С.А. От урока к концерту. Казань, 1990.
- Калошина И.П. Структура и механизмы творческой деятельности. М., 1983.
- Канерштейн М. Вопросы дирижирования. М., 1972.
- Кан-Шпейер Р. Руководство по дирижированию// Дирижерское искусство. -М., 1976.
- Келдыш Ю.В. История русской музыки. Т. 1−3. М., 1983.
- Кирнарская Д. К. Современные представления о музыкальных способностях // Вопросы психологии. 1988. — № 2. С. 129−137
- Кирнарская Д.К. Музыкальное восприятие. М., 1997.
- Кирнарская Д.К. Музыкально-языковая способность как компонент музыкальной одаренности // Вопросы психологии. 1989. — № 2. С.47−54
- Кирнарская Д.К. Музыкальные способности. М., 2004.
- Климов Е.А. Введение в психологию труда. М., 1988.
- Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. Казань, 1969.
- Климов Е.А. Как выбирать профессию. М., 1990.
- Климов Е.А. Психология профессионала. М., 1996.
- Ковин Н. Управление церковным хором. М., 2000.
- Коган Г. М. У врат мастерства. М., 1969.
- Кондрашин К.П. Мир дирижера. Технология вдохновения. Д., 1976.
- Кондрашин К.П. О дирижерском искусстве. JL- М., 1970.
- Корлякова С.Г. Основы общей и музыкальной психологии.-Ставрополь, 1998.
- Краснощекое В. Вопросы хороведения. М., 1969.
- Крупник Е.П. Психологическое воздействие искусства на личность. -М., 1999.
- Кузнецов Ю.М. Эмоции в хоровом исполнительстве // Художественный тип человека. Комплексные исследования. -М., 1994.
- Леонтьев А.А. Психология общения. Тарту, 1974.
- Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М., 1977.
- Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. М., 2001.
- Леонтьев А.Н. Некоторые проблемы психологии искусства // Избр. психол. пр-я.- М., 1989.
- Лобачева Е. Хор и хороведение. М., 1964.
- Локшин Д.Л. Замечательные русские хоры и их дирижеры. М., 1963.
- Локшин Д.Л. Хоровое пение в русской дореволюционной и советской школе. ML, 1957.
- Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. -М., 1984.
- Лурия А.Р. Лекции по общей психологии. СПб., 2004.
- Мазель Л. О природе и средствах музыки: теоретический очерк. М., 1991.
- Май ере Д. Социальная психология. СПб., 2001.
- Малько Н.А. Основы техники дирижирования. М.- Л., 1985.
- Маркова А.К. Психология профессионализма. М., 1996.
- Маркарян Н.А. Портреты современных дирижеров. М., 2003.
- Мартынов В.И. История богослужебного пения. М., 1994.
- Маслоу А. Мотивация и личность. СПб., 2003.
- Медушевский В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. М., 1976.
- Металлов В. Очерк истории православного церковного пения в России. -Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1995.
- Морозов В. Тайны вокальной речи. Л., 1967.
- Морозов В.Ф., Жданов Е. В., Фетисова A.M. Эмоциональный слух и проблема профессионального отбора в вокально-музыкальном искусстве // Художественное творчество и психология. М., 1991.
- Мравинский Е.А. Записки на память: Дневники. 1918 1987. — СПб., 2004.
- Музыкальная психология: Хрестоматия / Сост. М. С. Старчеус. М., 1992.
- Музыкальная эстетика России XI—XVII вв.еков / Сост. текстов, пер. и общ. вступ. ст. А. И. Рогова. М., 1973.
- Мусин И. Техника дирижирования. Д., 1967.
- Мусин И.А. О воспитании дирижера. М., 1986.
- Мусин И.А. Язык дирижерского жеста. М., 2006.
- Мюнш Ш. Я дирижер. — М., 1982.
- Мясищев В.Н., Готсдинер A.JI. Что есть музыкальность // Сов.музыка. -1975. № 2.
- Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. М., 1972.
- Нейгауз Г. Г. Об искусстве фортепианной игры. Записки педагога. 5 изд. -М., 1988.
- Немов Р.С. Социально-психологический анализ эффективной деятельности коллектива. М., 1984.
- Нечаев Н.Н. Психолого-педагогические основы формирования профессиональной деятельности. М., 1998.
- Николаева Е.В. История музыкального образования: Древняя Русь. Конец X середина XVII столетия. — М., 2004.
- Норакидзе В.Г. Методы исследования характера личности. Тбилиси, 1975.
- Овсянникова В.В. Динамика «образа своей профессии» в зависимости от степени приобщения к ней // Вопросы психологии. -1981.- № 5.
- Овсянникова В.А. Индивидуальные особенности как основа формирования стиля хормейстерской деятельности студентов музыкально-педагогического факультета. Дис.. канд. пед. наук. М., 1996. 159 с.
- Олефир С.И. Музыкальное мышление и его специфика в дирижерско-хоровой деятельности: Дис.. канд. пед. наук. М., 1995. — 179 с.
- Ольхов К.А. Вопросы теории дирижерской техники и обучения хоровых дирижеров. JL: Музыка, 1979.
- Ольхов К.А. Теоретические основы дирижерской техники. Д., 1984.
- Основы системы Станиславского. Сост. Н. В. Киселева, В. А. Фролов. -Ростов-на-Дону, 2000.
- Оськина С. Внутренний музыкальный слух. М., 1977.
- Пазовский А. Дирижер и певец. М., 1959.
- Пазовский А. М. Записки дирижера. М., 1966.
- Памяти А.В. Свешникова. / Сб-к статей под ред. С. Калинина. М., 1998.
- Памяти Н.М. Данилина. Письма, воспоминания, документы. М., 1987.
- Парин А.В. О пении, об опере, о славе: Интервью, портреты, рецензии. -М., 2003.
- Парфентьев Н.П. Древнерусское певческое искусство в духовной культуре Российского государства XVI-XVII вв.: Школы. Центры. Мастера. -Свердловск, 1991.
- Парыгин Б.Д. Социально-психологический климат коллектива. JL, 1981.
- Петрова Е. Визуальная психосемиотика: знаки общения М., 2001.
- Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М., 1982.
- Петровский А.В., Ярошевский М. Г. Теоретическая психология. М., 2001.
- Петрушин В.И. Музыкальная психология. М., 1997.
- Пигров К. Руководство хором. М., 1964.
- Платонов К.К. Вопросы психологии труда. М., 1970.
- Покровский Б. Что, для чего и как? М., 2002.
- Поляков О.И. Язык дирижирования. Киев, 1987.
- Пономарев Я.А. Психология творчества. М., 1976.
- Почепцов Г. Г. Теория коммуникации М., 2001.
- Проблемы музыкального мышления. -М., 1974.
- Пряжников Н.С., Пряжникова Е. Ю. Психология труда и человеческого достоинства. М., 2003.
- Птица К. Мастера хорового искусства в Московской консерватории. М. 1970.
- Птица К. О музыке и музыкантах / Сб. статей, вст. ст. Б. Тевлина, Л. Ермаковой. 1995.
- Птица К. О хоровом дирижировании // Работа в хоре. М., 1960. — С. 221 280.
- Птица К. Очерки по технике дирижирования хором. M.-JL, 1948.
- Работа актера над собой / К. С. Станиславский. О технике актера / М. А. Чехов. -М., 2003.
- Ражников В.Д. Кирилл Кондрашин рассказывает о музыке и жизни. М., 1989.
- Разумовский Д. Церковное пение в России. М., 1867.
- Раппопорт С.Х. Искусство и эмоции М., 1968.
- Рахманова М., Зверева С., Наумов А. Синодальный хор и училище церковного пения. Воспоминания. Дневники. Письма. -М., 1977.
- Робинсон П. Караян. М., 1981.
- Рождественский Г. Мысли о музыке. М., 1976.
- Рождественский Г. Треугольники. М., 2001.
- Розанова В.А. Психология управления М., 1997.
- Романова Е.С., Суворова Г. А. Психологические основы профессиографии. М., 1990.
- Рубинштейн C.JI. Основы общей психологии. СПб., 2002.
- Самарин В. Хороведение. М., 2001.
- Серегина Н.С. Музыкальная эстетика Древней Руси: По памятникам философской мысли // Вопросы теории и эстетики музыки. М., 1974. Вып. 13. С.58−79.
- Силантьева И.И., Клименко Ю. Г. Актер и его Alter Ego. М., 2005.
- Смирнов Б. Дирижерско-симфоническое искусство: музыкально-эстетический и социально-психологический аспект. СПб., 2005.
- Собчик JI.H. Диагностика индивидуально-типологических свойств и межличностных отношений. СПБ., 2002.
- Собчик JI.H. Психодиагностика в профориентации и кадровом отборе.1. СПб., 2002.
- Соколов В. Работа с хором М., 1968.
- Сохор А. Музыка как вид искусства. М., 1961.
- Станиславский К.С. Моя жизнь в искусстве. М., 2003.
- Старчеус М.С. Слух музыканта. М., 2003.
- Суходольский Г. В. Основы психологической теории деятельности. М., 1988.
- Талызина Н.Ф. Теоретические основы разработки модели специалиста. -М., 1986.
- Тевлин Б.Г. Хоровые пути: Статьи. Воспоминания. Материалы/ Ред.-сост. В. С. Ценова. М., 2001.
- Тенета-Бартенева Л. Лебедев Константин Михайлович М., 2002.
- Теплов Б.М. Психология и психофизиология индивидуальных различий. М.-Воронеж, 1998.
- Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей/ АПН РСФСР. -М., Л., 1947.
- Терентьева Н.А. История и теория музыкальной педагогики и образования. СПб., 1994.
- Ткачев Д. А.А.Архангельский. Л., 1974.
- Токина Н.Н. Вопросы психологии музыкально-исполнительского творчества. Саратов, 1972.
- Толочек В.А. Профессиональный отбор и психологические тесты. М., 2001.
- Толочек В.А. Стили профессиональной деятельности. М., 2000.
- Трубачев С. Избранное: ст. и исслед. -М., 2005.
- Тугаринов Е. Великий русский регент B.C. Орлов. М., 2004.
- Узнадзе Д.Н. Психология установки. СПб., 2001.
- Уколова Л.И. Дирижирование. -М., 2003.
- Успенский Н. Древнерусское певческое искусство. М., 1971.
- Хайкин Н.А. Беседы о дирижерском ремесле. Статьи. М., 1984.
- Холопова В.Н. Музыка как вид искусства. СПб., 2000.
- Цыпин Г. М. Музыкально-исполнительское искусство: Теория и практика. СПб., 2001.
- Цыпин Г. М. Музыкант и его работа: Проблемы психологии творчества. КнЛ.-М., 1988.
- Цыпин Г. М. Психология музыкальной деятельности: проблемы, суждения, мнения. -М., 1994.
- Чесноков П.Г. Хор и управление им М., 1961.
- Чистяков В.В. Психологические особенности личности будущих дирижеров оркестров: Автореф. дис.. канд. психол. Наук. М., 1995. 20 с.
- Шадриков В.Д. Деятельность и способности. М., 1995.
- Шадриков В.Д. Психологический анализ деятельности. Ярославль, 1979.
- Шереметевский Н. Краткие исторические сведения о московском хоре Чудовских певчих. -М., 1884.
- Шерхен Г. Учебник дирижирования // Дирижерское исполнительство. -М., 1976.
- Шибутани Т. Социальная психология. М., 1969.
- Шикун А.Ф., Филинова И. М. Управленческая психология. М., 2005.211. Шоу Б. О музыке. М., 2000.
- Шульпяков О.Ф. Работа над художественным произведением и формирование музыкального мышления исполнителя. СПб., 2005.
- Щелканова О.Г. Формирование профессионально значимых качеств учителя музыки: Дис. канд. пед. наук. М., 2000. 181 с.
- Энциклопедия психологических тестов: проф. консультирование, проф. ориентация, проф. отбор. М., 1997.
- Эстрина Т.А. Формирование навыков управления коллективом в процессеработы над исполнением хорового произведения (психологический аспект) // Хрестоматия по преподаванию дирижирования. В.1. М., 1994.
- Юдин С. Формирование голоса певца. М., 1966.
- Юрлов А. Статьи. Воспоминания. Материалы / Ред.-сост. И.Марисова. -М., 1983.
- Homo musicus' 94: Альманах музыкальной психологии// Моск. гос. консерватория им. П. И. Чайковского. М., 1994.
- Homo musicus' 95: Альманах музыкальной психологии// Моск. гос. консерватория им. П. И. Чайковского. М., 1995.
- Batel G. Komponenten musikalischen Erlebens. Eine Experimentalpsychologische Untersuchung. Gottingen, 1976.
- Bengsson I. Empirische Rhythmusforschung in Uppsala // Hamburger Jahrbuch fur Musikwissenschaft 1974. № 1. S.195−200.
- Bimberg S. EinfuhrungindieMusikpsyhologie. Wolfenbuttel, Moseler, 1957.
- Bottsher H., Kerner U. Methoden in der Musikpsyhologie. Leipzig, 1978.
- Cogni C. Grundz. Einer neuen Musikpsyhologie. — In.: Internet. Musikwiss. Kongr. Wien, 1956.
- Hoffstatter P. R., Lubbert H. Die Eindrucksqualitaten von Farben // Zeitschritt fur diagnostische Psyhologie und Personlichkeitsforschung, 1958, № 6.
- Iser W. Der Akt des Lesens: Theorie asthetischer Wirkung. Munchen, 1976.
- KurthE. Musikpsyhologie. Berlin, 1931.
- Michel P. Psychologische Grundlagen der Musikeziehung. Leipzig, 1975.
- Motte-Haber H. de la Handbuch der Musikpsyhologie. Berlin, 1985.
- Muller-Freienfels R. Psyhologie der Musik. Berlin, 1936.
- Reinke H.P. Das Fenscher und der vermeintliche Niedergang der Musikkultur // Neue Zeitschrift fur Musik. 1981. № 1. S. 6−8.
- Scherchen H. Handbuch des Dirigirens. Berlin, 1966.
- Vidor D. Was ist musikalisch? Berlin, 1926.