Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Психологические закономерности организации профессиональной деятельности дирижера академического хора

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Апробация исследования. Прочитаны и обсуждены доклады на научно-практической конференции в рамках Федеральной целевой программы «Культура России» (Москва, 2003 г.), на научно-практической конференции «Учебный дискурс» (Тверь, 2004), на конференции «Гедевановские чтения» (Москва, 2006 г.), на международной научно-практической конференции «Стабилизация производства и развитие региона на основе… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Психологические условия и динамика развития дирижерской деятельности на Руси
    • 1. 1. Основные этапы формирования дирижерско-хоровой профессии в России
    • 1. 2. Психологический анализ деятельности хорового дирижера
  • Выводы
  • Глава II. Эмпирическое исследование профессионально важных качеств хорового дирижера
    • 2. 1. Комплекс профессионально важных качеств хорового дирижера
    • 2. 2. Психологическая модель специалиста дирижера академического хора
  • Выводы

Психологические закономерности организации профессиональной деятельности дирижера академического хора (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования обусловлена востребованностью выявления психологических закономерностей дирижерского искусства, необходимостью более полного изучения содержания и специфики профессиональной деятельности хорового дирижера.

В настоящее время дирижирование все больше становится той специфической профессией, которой не могут заниматься музыканты другого профиля без соответствующей профессиональной подготовки, как это часто практиковалось раньше. Профессиональные исполнители — артисты хорастремятся работать с грамотными дирижерами. Поэтому, уже в начале своей карьеры современный дирижер должен обладать глубокими знаниями, умением интересно и содержательно интерпретировать хоровые произведения. Руководителю профессионального коллектива музыкантов необходимо обладать обширным комплексом профессионально важных качеств, в состав которых помимо музыкальных, входят также педагогические, психологические, организаторские и др.

Дирижерская профессия с самого начала своего существования представлялась загадочной областью музыкального исполнительства и для людей профессионально занимающихся дирижерской деятельностью и для широкого круга любителей музыки. И, несмотря на существующие теоретические разработки проблем дирижерского искусства, дирижирование до сих пор для многих остается по выражению Л. Стоковского «одной из самых туманных и неверно понимаемых областей музыкального искусства"'. Еще А.Н.Римский-Корсаков называл дирижирование «темным делом», и он был.

1 Цит. по: Ержемский Г. Л. Закономерности и парадоксы дирижирования. Психология. Теория. Практика. — СПб., 1993. С. 5. недалек от истины. В то время наука еще не могла решить возникающие теоретические и практические проблемы дирижерской профессии, кроме того, практика значительно опережала теорию, не получая достаточного научного обоснования. Дирижер Ю. Симонов отмечает: «Общеизвестно, что дирижирование является сложной психофизической деятельностью человека. Вместе с тем, оно представляет собой теоретически наименее изученный и обоснованный вид музыкального исполнительства» [152,3]. Необходимо отметить, что профессиональная деятельность многих выдающихся дирижеров-хоровиков прошлого до сих пор не имеет психологического обобщения. Каждый дирижер находил свой собственный способ управления хоровым коллективом, опираясь на свое видение целей и задач дирижерской деятельности, на собственные представления, интуицию.

Исследование деятельности хормейстеров, в основном заключалось в определении необходимых знаний, умений и навыков, то есть шло по пути изучения предметной и методической подготовки будущих дирижеров. Над разработкой проблем хорового дирижирования трудились такие мастера хорового искусства, как Л. М. Андреева, Г. А. Дмитревский, А. А. Егоров, С. А. Казачков, М. М. Канерштейн, К. Б. Птица, П. Г. Чесноков и многие другие. В их работах рассматриваются вопросы дирижерской техники, особенности репетиционного процесса, проблемы стиля в исполнении, но, к сожалению, не раскрываются психологические аспекты профессиональной деятельности дирижера. Как справедливо отметил Л. М. Гинзбург, «большинство современных музыкантов-исполнителей в своих печатных работах непрестанно касаются вопросов физиологии, психологии, лингвистики и т. п. но, коснувшись, как бы останавливаются на полдороге"1.

В настоящее время, благодаря исследованиям в области социальной психологии, психологии труда, психологии общения и коллективной.

1 Л. Гинзбург «О технике дирижирования» И www. nlib. narod.ru деятельности, психологии творчества, музыкальной психологии появилась возможность, опираясь на результаты научных исследований, объяснить структуру функционирования психологических механизмов, лежащих в основе профессиональной деятельности хорового дирижера.

Психологическому анализу дирижерской деятельности и рассмотрению структуры дирижерских способностей посвящены работы А. Л. Бочкарева, А. Л. Готсдинера, Г. Л. Ержемского, В. И. Петрушина, В. Г. Ражникова и др. Вопрос же о профессионально важных качествах дирижера-хормейстера в контексте его профессиональной деятельности на сегодняшний день остается открытым.

Взаимодействуя с музыкальным коллективом, хормейстер выполняет целый ряд задач, составляющих основу его профессиональной деятельности. Как известно, главная задача дирижера — создать в хоровом звучании образную атмосферу исполняемого произведения. И, несомненно, один из чрезвычайно важных компонентов, определяющий творческий процесс создания художественной интерпретации — комплекс профессионально важных качеств дирижера (ПВК). В комплекс ПВК дирижера входят и способности, но они не исчерпывают всего объема ПВК.

Из специфических дирижерских данных некоторые исследователи называют наличие волевых и суггестивных качеств, владение системой дирижерских жестов, хорошо развитый вокальный слух, ярко выраженную коммуникабельность, педагогическое мастерство. Состав ПВК дирижера обусловлен многофункциональным характером его деятельности, которая включает в себя функции исполнителя, педагога, руководителя хорового коллектива. И каждая из этих сторон деятельности требует комплекса соответствующих способностей, знаний, умений и навыков. Прежде всего, к дирижеру предъявляются высокие музыкальные требования. Ему необходимо иметь хорошо развитый слух, метроритмическое чувство, музыкальную память, способность музыкально-слуховых представлений. Он должен владеть навыком всестороннего анализа хоровой партитуры, пониманием ее структуры, особенностей формы, применяемых выразительных средств, способностью глубоко и содержательно интерпретировать музыкальное произведение. Эти качества и способности необходимы дирижеру прежде всего для освоения музыкального произведения, создания музыкально-художественного образа. Именно музыкальные качества дирижера, его музыкально-исполнительская культура обеспечивают высокий художественный уровень исполнения. Но одного признания решающей роли специальных музыкальных качеств недостаточно, необходимо выяснить наличие каких качеств помимо музыкальных является необходимым условием профессиональной деятельности дирижера.

Таким образом, сочетание недостаточной разработанности с актуальностью, теоретической и практической значимостью выявления психологических закономерностей профессиональной деятельности дирижера академического хора обусловили постановку и разработку данной проблемы.

Цель исследования: выявить комплекс профессионально важных качеств дирижера академического хора, определить их структуру и значение в процессе его профессиональной деятельности, а также на основе изучения основных этапов формирования дирижерско-хоровой профессии в России раскрыть содержание и структуру профессиональной деятельности хорового дирижера, создать психологическую модель специалиста дирижера академического хора. Данная цель обусловила постановку следующих задач исследования:

1. Рассмотреть и проанализировать труды по хороведению, исследования по музыкальной психологии, касающиеся содержания и структуры деятельности хорового дирижера.

2. Выявить и рассмотреть основные компоненты профессионально важных качеств дирижера академического хора.

3. На основе анализа научно-психологической литературы по проблеме исследования выявить различные трактовки понятия модель специалиста.

4. Разработать психологическую модель специалиста дирижера академического хора.

5. Исследовать основные этапы развития дирижерской профессии, их влияние на ее формирование.

6. Определить специфические особенности дирижерской профессии. Объект исследования: профессиональная деятельность дирижера академического хора.

Предмет исследования: профессионально важные качества дирижера академического хора, их содержание и структура, а также психологические закономерности профессиональной деятельности хорового дирижера. Гипотезы исследования:

• иерархически высшее положение в структуре ПВК хорового дирижера занимает комплекс музыкальных способностей, знаний, умений и навыков;

• помимо специальных качеств в структуре ПВК дирижера академического хора определяющую роль в успешности профессиональной деятельности играют немузыкальные качества: психологические, педагогические, организаторские, артистические и т. д., оказывающие компенсаторное влияние на музыкальные качества хорового дирижера;

• положительное влияние на основную деятельность хорового дирижера оказывают междеятельностные связи, способствуя повышению его профессиональной компетентности в пределах многофункциональной дирижерской деятельности.

Теоретико-методологическую основу исследования составили: деятельностный подход к изучению психики (Б.Г.Ананьев, К.А.Абульханова-Славская, М. Я. Басов, Л. И. Божович, А. В. Брушлинский, Л. С. Выготский,.

П.Я.Гальперин, В. В. Давыдов, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Б. М. Теплов и др.), системный подход к исследованию профессиональной деятельности (П.К.Анохин, Л. С. Выготский, Б. Ф. Ломов, О. К. Тихомиров, Э. Г. Юдин и др.), принципы профессиографирования и концепции психологического исследования профессиональной деятельности (Б.Г.Ананьев, А. Г. Асмолов, К. М. Гуревич, Е. М. Иванова, А. В. Карпов, Е. А. Климов, А. К. Маркова, К. К. Платонов, А. А. Романов, Г. В. Суходольский, В. Д. Шадриков, А. Ф. Шикун и др.), труды по музыковедению, дирижерско-хоровому исполнительству (Б.В.Асафьев, Г. А. Дмитревский, А. А. Егоров, В. Л. Живов, С. А. Казачков, В. В. Медушевский, Е. В. Назайкинский, К. Б. Птица, П. Г. Чесноков и др.), основные положения психологии музыкальной деятельности, содержащиеся в работах Л. Л. Бочкарева, А. Л. Готсдинера, Г. Л. Ержемского, Д. К. Кирнарской, В. И. Петрушина, М. С. Старчеус, Б. М. Теплова, Г. М. Цыпина и др.

Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки выдвинутых гипотез применялись следующие методы исследования: анализ профессиональной деятельности специалистов (дирижеров академических хоров) на основе наблюдений, собеседования, анкетирования, анализа конкретных ситуацийтрудовой метод, работа исследователя в качестве руководителя хорового коллективасамоанализ профессиональной хормейстерской деятельноститеоретический анализ материалов научных исследований и публикаций по проблемам психологии труда, музыкальной психологии, изучение материалов по вопросам формирования дирижерской профессииэкспертный опрос на основе методики Т. Лири (модификация Л.Н.Собчик) для оценки оптимальности выбора стиля межличностных отношений дирижера и хорового коллективапредложенные нами перечень «Профессионально важные качества дирижера академического хора» и опросники «Экспертная оценка профессионально важных качеств дирижера академического хора», «Экспертная оценка компонентов профессионально важных качеств дирижера академического хора», «Экспертная оценка стиля межличностных отношений».

Для обработки результатов исследования использовались статистические методы анализа и обработки эмпирических данных с помощью электронных версий программ количественной обработки статистических данных «STADIA», «STATISTICA 6.0».

Научная новизна исследования заключается в том, что.

— впервые выявлен и обоснован комплекс профессионально важных качеств дирижера-хоровика, необходимый и достаточный для нормативной реализации его деятельности;

— иерархически упорядочены, в соответствии со степенью значимости в профессиональной деятельности дирижера академического хора, компоненты ПВК дирижера;

— рассмотрены психологические условия и динамика развития дирижерско-хоровой профессии, выявлены факторы, которые повлияли на формирование современного вида дирижерской профессии;

— на основе психологического анализа профессиональной деятельности хорового дирижера, выявлено наличие трех основных этапов деятельности, определена их структура и содержание;

— предложен полидеятельностный подход к изучению дирижерской профессии, включающей в себя функции руководителя, педагога, психолога, артиста и т. д., даны основные характеристики дирижерской профессии.

Теоретическая значимость состоит в следующем: внесен определенный вклад в развитие теории профессиональной деятельности, связанной с изучением психологических закономерностей субъект-субъектных видов деятельности за счет:

• выявления психологических закономерностей организации профессиональной деятельности дирижера академического хора, обусловленных полифункциональным характером его деятельности и ее субъект-субъектным типом;

• установления специфических особенностей профессиональной деятельности дирижера-хоровика (коллективный характер исполнения, отсутствие реального хорового звучания в первоначальном периоде работы над музыкальным произведением, многофункциональность дирижерской деятельности, необходимость опережающей способности внутреннего слышания и мышления дирижера и др.) отличающих ее от других видов музыкально-исполнительской деятельности и обуславливающих состав ПВК дирижера;

• систематизации теоретико-эмпирических работ по проблеме психологических особенностей профессиональной деятельности хорового дирижера;

• определения ведущих компонентов в комплексе ПВК (музыкальные, управленческие, психолого-педагогические, артистические, эмоционально-волевые и личностные качества) хорового дирижера и обоснования значимости немузыкальных качеств в деятельности дирижера академического хора;

• разработки структуры и содержания модели специалиста дирижера академического хора, отражающей этапы дирижерской деятельности, задачи, характерные для каждого этапа деятельности дирижера и комплекс ПВК, необходимый для решения поставленных задач.

Практическая значимость выполненного исследования состоит в возможности использования полученных результатов в преподавательской и исполнительской деятельности дирижеров-хоровиковв определении ПВК дирижера и возможности применения модели специалиста дирижера академического хора для решения комплекса вопросов подбора, расстановки и аттестации кадров, повышения эффективности подготовки и использования специалистов, моделирования профессионально-личностного развития специалиста. Материалы исследовательской работы могут быть включены в ряд лекционных курсов («Музыкальная психология», «Педагогическая психология» и др.).

Достоверность и обоснованность результатов исследования определяется самой логикой исследованияобеспечивается опорой на фундаментальные теоретические положения и методологию научно-психологических исследований, оптимальным выбором форм и методов, соответствующих предмету, цели и задачам исследования, их комплексным применением.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Симптомокомплекс профессионально важных качеств специалиста дирижера академического хора состоит из шести взаимосвязанных компонентов: музыкальный, организаторский, психолого-педагогический, артистический, эмоционально-волевой, общее развитие, личностные качества, каждый из которых включает закономерный набор взаимодополняющих качеств.

2. Наиболее адекватной является трактовка дирижерской профессии с позиции полидеятельности, т. е. как профессии, органично сочетающей в себе несколько смежных профессий: руководителя, режиссера, воспитателя, педагога, актера и т. д., что предъявляет особые требования к составу ПВК дирижера академического хора.

3. Дирижерская деятельность включает в себя три основных этапа: подготовительный, репетиционный и концертный. Деление на этапы носит условный характер, элементы одного этапа могут присутствовать в работе на другом этапе, кроме того, происходит постоянное возвращение дирижера на последующих этапах работы к более ранним, но уже на новом уровне.

4. Дирижерско-хоровая профессия в своем развитии прошла три основных этапа, на протяжении которых изменялись содержание и условия его деятельности, менялось понимание роли дирижера в хоре, трансформировались основные критерии его профессионализма, формировался комплекс профессионально важных качеств хорового дирижера.

Апробация исследования. Прочитаны и обсуждены доклады на научно-практической конференции в рамках Федеральной целевой программы «Культура России» (Москва, 2003 г.), на научно-практической конференции «Учебный дискурс» (Тверь, 2004), на конференции «Гедевановские чтения» (Москва, 2006 г.), на международной научно-практической конференции «Стабилизация производства и развитие региона на основе внедрения инновационных технологий» (Тверь, 2007 г.). Результаты исследования использованы в учебном процессе на кафедре «Музыкального образования» педагогического факультета Тверского государственного университета. Основные положения и результаты диссертационного исследования нашли отражение в пяти печатных работах. Основные идеи, положения и результаты исследования докладывались и обсуждались на расширенном заседании кафедры психологии труда Тверского государственного университета, работа одобрена и рекомендована к защите.

Структура диссертации. Исследование состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений. Текст рукописи содержит 10 таблиц. Список использованной литературы включает 233 наименования, из них 14 на иностранном языке. Общий объем диссертации 154 страницы.

Результаты исследования могут быть включены в программы лекционных курсов по предметам «Музыкальная психология», «Музыкальная педагогика», «Психология искусства» и др., использоваться для разработки спецкурсов для студентов дирижерско-хоровых факультетов различных типов учебных заведений. Полученные результаты могут послужить основой для дальнейшего исследования профессиональной деятельности хоровых дирижеров и существенного уточнения ее эталонных параметров.

• Проведенный структурный анализ деятельности и разработанный комплекс ПВК дирижера академического хора могут стать материалом для исследования деятельности дирижеров студенческих, народных, церковных, самодеятельных, детских хоров и выявления ее психологических особенностей и специфики ПВК руководителя хора. Материалы исследования могут использоваться для самоанализа профессиональной деятельности хоровых дирижеров и моделирования их профессионально-личностного развития, способствуя повышению уровня профессиональных результатов. Разработанный комплекс ПВК хорового дирижера можно применить для разработки квалификационных характеристик хорового дирижера, а также в системе повышения квалификации руководителей хоров.

Мы надеемся, что проведенное нами исследование поможет хоровым дирижерам глубже проникнуть в суть своей профессии и определить возможные пути к вершинам профессионального мастерства.

Практические рекомендации:

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Типологический подход к личности профессионала. Психологические исследования проблемы формирования личности профессионала./ Под ред. В. А. Бодрова. ML, 1991.
  2. В.В. Тесты для определения критериев профессиональной компетенции учителей музыки. СПб., 1995.
  3. Г. М. Социальная психология. М., 2001.
  4. Анисимов J1. Дирижер-хормейстер. JL, 1976.
  5. Э. Беседы о музыке. Л., 1976.
  6. Р. Новые очерки по психологии искусства. М., 1994.
  7. .В. Музыкальная форма как процесс: Кн. 1. и 2 М., 1971.
  8. .В. О хоровом искусстве. /Под. ред. Б.Кац. Л., 1980. Ю. Бабосов Е. М. Конфликтология. — Минск, 2000.11 .Бабосов Е. М. Социология управления. Минск, 2001.
  9. Н.К. Профессиональное мастерство работника культуры: Учебное пособие. М.: Изд -во Мое. гос. института культуры, 1994.
  10. . Курс хороведения. М., 1991.
  11. Е. Контакты. Собрание интервью. СПб., 2006.
  12. Л.А. Музыкальная педагогика и исполнительство. Л., 1974.
  13. Л. А. Дирижирование. Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений и музыкальных колледжей. М., 2000.
  14. Л.А. Теория и методика дирижерско-хоровой подготовки студентов к музыкально-просветительной деятельности: Дис.. д-ра пед. наук. М., 1996.-355 с.
  15. Беляева J1.C. Русская народная музыкальная педагогика от язычества до конца XX столетия. Исторические эскизы. Мурманск, 2002.
  16. Г. Избранные статьи. -М., 1956.
  17. Н.Б. Общие проблемы психологии искусства. М., 1981.21 .Бодров В. А. Психология профессиональной пригодности. М., 2001.
  18. А. Мысли о дирижировании //Исполнительское искусство зарубежных стран. Вып. 7. М., 1975.
  19. Л.П. Психология музыкальной деятельности. М., 1997.
  20. М. Древнерусская теория музыки. JL, 1972.
  21. И.С. Психолого-педагогические проблемы профессионального становления дирижера: Автореф. дис.. д-ра пед. наук. М., 1999. — 58 с.
  22. Г. К., Владышевская Т. Ф. Искусство Древней Руси. М., 1993.
  23. Р. О дирижировании. СПб., 1900.
  24. . О музыке и музицировании // Исполнительское искусство зарубежных стран. Вып. 1. — М., 1962.
  25. С. Мои воспоминания о дирижерах // Сов. музыка. 1999. — № 1.
  26. Ф. Дирижер // Дирижерское исполнительство. М., 1976.
  27. Г. Психология артистической деятельности: Таланты и поклонники: М., 2001.
  28. О.А. Музыка и игра в детской психотерапии. М., 2004.
  29. Восприятие музыки // Сборник статей. М., 1980.
  30. Вуд Г. О дирижировании. М., 1958.
  31. Л.С. Психология искусства. М.&bdquo- 1986.
  32. П.Я. Проблема деятельности в советской психологии. // Проблемадеятельности в советской психологии. 4.1. М., 1977. — С. 19−40. ЗБ. Гарбер Е. И., Козача В. В. Методика профессиографии. — Саратов, 1992.
  33. Н. Зонная природа звуковысотного слуха. М., JL, 1948.
  34. И. А. Богослужебное пение Русской Православной Церкви: В 2 т. М., 2004.
  35. Гинзбург J1. Саулюс Сондецкис: Творческий портрет. М., 2006.
  36. А. Работа хорового коллектива. М., 1956.
  37. Н. Режиссерские уроки К.С.Станиславского. М., 1951.
  38. Ю. Г.Я.Ломакин. М., 1984.
  39. А.Л. Музыкальная психология. М., 1993.
  40. А.Л. Очерки психологии музыкальной деятельности. М., 1988.
  41. Грум-Гржимайло Т. Н. Об искусстве дирижера. М., 1984.
  42. Декер-Фойгт Г.-Г. Введение в музыкотерапию. СПб., 2003.
  43. Г. Дирижирование. Нижний Новгород, 2000.
  44. Дирижерское исполнительство. Практика. История. Эстетика/ Ред.-сост. Л. Гинзбург. М., 1975.
  45. Г. А. Хороведение и управление хором. М.-Л., 1957.
  46. Л.Б. Основы вокальной методики. М., 2000.
  47. А.И. Психология коллектива: Методологические приемы исследования. М., 1984.
  48. Е.Л. Психология манипуляции. -М., 2000.
  49. А.А. Теория и практика работы с хором. Л., 1954.
  50. Н.А. Содержание и методика профессиональной подготовки руководителей творческих коллективов (оркестров и ансамблей русских народных инструментов) в среднем звене музыкального образования: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1996. 24 с.
  51. О. Практические советы по дирижированию. М., 1964.
  52. Г. Л. Закономерности и парадоксы дирижирования. Психология. Теория. Практика. СПб., 1993.
  53. Г. Л. Психология дирижирования. М., 1989.
  54. В.Л. Хоровое исполнительство: Теория. Методика. Практика. М., 2003.62.3агвязинский В. А. Педагогическое творчество учителя. М., 1987.бЗ.Зеер З. Ф. Психология профессий. -М., 2003.
  55. И.А. Педагогическая психология. М.: Логос, 2000.
  56. Е.М. Основы психологического изучения профессиональной деятельности. М., 1987.
  57. Е.М. Психологическая системная профессиография. -М., 2003.
  58. Иванов-Радкевич А. О воспитании дирижера. М., 1977.
  59. Г. В. Психология восприятия музыки: подходы, проблемы, перспективы. М., 2001.
  60. Из истории дирижерско-хорового образования в Московской консерватории / Редколл.: Б. Г. Тевлин (отв. ред.), Э. Ф. Леонов, Л. А. Мовчан. М., 2000.
  61. В.П. Очерки истории хорового исполнительства. -М., 1975.
  62. В.П. Очерки истории русской хоровой культуры первой половины XX века. Часть 2. СПб., 2003.
  63. Т.С. Методы психологического воздействия. М., 2000.
  64. Т.С. Психология управления человеческими ресурсами. СПб., 2003.
  65. С.А. Дирижер хора артист и педагог. — Казань, 1998.
  66. С.А. Дирижерский аппарат и его постановка. Л., 1967.
  67. С.А. От урока к концерту. Казань, 1990.
  68. И.П. Структура и механизмы творческой деятельности. М., 1983.
  69. М. Вопросы дирижирования. М., 1972.
  70. Кан-Шпейер Р. Руководство по дирижированию// Дирижерское искусство. -М., 1976.
  71. Ю.В. История русской музыки. Т. 1−3. М., 1983.
  72. Д. К. Современные представления о музыкальных способностях // Вопросы психологии. 1988. — № 2. С. 129−137
  73. Д.К. Музыкальное восприятие. М., 1997.
  74. Д.К. Музыкально-языковая способность как компонент музыкальной одаренности // Вопросы психологии. 1989. — № 2. С.47−54
  75. Д.К. Музыкальные способности. М., 2004.
  76. Е.А. Введение в психологию труда. М., 1988.
  77. Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. Казань, 1969.
  78. Е.А. Как выбирать профессию. М., 1990.
  79. Е.А. Психология профессионала. М., 1996.
  80. Н. Управление церковным хором. М., 2000.
  81. Г. М. У врат мастерства. М., 1969.
  82. К.П. Мир дирижера. Технология вдохновения. Д., 1976.
  83. К.П. О дирижерском искусстве. JL- М., 1970.
  84. С.Г. Основы общей и музыкальной психологии.-Ставрополь, 1998.
  85. В. Вопросы хороведения. М., 1969.
  86. Е.П. Психологическое воздействие искусства на личность. -М., 1999.
  87. Ю.М. Эмоции в хоровом исполнительстве // Художественный тип человека. Комплексные исследования. -М., 1994.
  88. А.А. Психология общения. Тарту, 1974.
  89. А.Н. Деятельность, сознание, личность. М., 1977.
  90. А.Н. Лекции по общей психологии. М., 2001.
  91. А.Н. Некоторые проблемы психологии искусства // Избр. психол. пр-я.- М., 1989.
  92. Е. Хор и хороведение. М., 1964.
  93. Д.Л. Замечательные русские хоры и их дирижеры. М., 1963.
  94. Д.Л. Хоровое пение в русской дореволюционной и советской школе. ML, 1957.
  95. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. -М., 1984.
  96. А.Р. Лекции по общей психологии. СПб., 2004.
  97. Л. О природе и средствах музыки: теоретический очерк. М., 1991.
  98. Май ере Д. Социальная психология. СПб., 2001.
  99. Н.А. Основы техники дирижирования. М.- Л., 1985.
  100. А.К. Психология профессионализма. М., 1996.
  101. Н.А. Портреты современных дирижеров. М., 2003.
  102. В.И. История богослужебного пения. М., 1994.
  103. А. Мотивация и личность. СПб., 2003.
  104. В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. М., 1976.
  105. В. Очерк истории православного церковного пения в России. -Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1995.
  106. В. Тайны вокальной речи. Л., 1967.
  107. В.Ф., Жданов Е. В., Фетисова A.M. Эмоциональный слух и проблема профессионального отбора в вокально-музыкальном искусстве // Художественное творчество и психология. М., 1991.
  108. Е.А. Записки на память: Дневники. 1918 1987. — СПб., 2004.
  109. Музыкальная психология: Хрестоматия / Сост. М. С. Старчеус. М., 1992.
  110. Музыкальная эстетика России XI—XVII вв.еков / Сост. текстов, пер. и общ. вступ. ст. А. И. Рогова. М., 1973.
  111. И. Техника дирижирования. Д., 1967.
  112. И.А. О воспитании дирижера. М., 1986.
  113. И.А. Язык дирижерского жеста. М., 2006.
  114. Ш. Я дирижер. — М., 1982.
  115. В.Н., Готсдинер A.JI. Что есть музыкальность // Сов.музыка. -1975. № 2.
  116. Е.В. О психологии музыкального восприятия. М., 1972.
  117. Г. Г. Об искусстве фортепианной игры. Записки педагога. 5 изд. -М., 1988.
  118. Р.С. Социально-психологический анализ эффективной деятельности коллектива. М., 1984.
  119. Н.Н. Психолого-педагогические основы формирования профессиональной деятельности. М., 1998.
  120. Е.В. История музыкального образования: Древняя Русь. Конец X середина XVII столетия. — М., 2004.
  121. В.Г. Методы исследования характера личности. Тбилиси, 1975.
  122. В.В. Динамика «образа своей профессии» в зависимости от степени приобщения к ней // Вопросы психологии. -1981.- № 5.
  123. В.А. Индивидуальные особенности как основа формирования стиля хормейстерской деятельности студентов музыкально-педагогического факультета. Дис.. канд. пед. наук. М., 1996. 159 с.
  124. С.И. Музыкальное мышление и его специфика в дирижерско-хоровой деятельности: Дис.. канд. пед. наук. М., 1995. — 179 с.
  125. К.А. Вопросы теории дирижерской техники и обучения хоровых дирижеров. JL: Музыка, 1979.
  126. К.А. Теоретические основы дирижерской техники. Д., 1984.
  127. Основы системы Станиславского. Сост. Н. В. Киселева, В. А. Фролов. -Ростов-на-Дону, 2000.
  128. С. Внутренний музыкальный слух. М., 1977.
  129. А. Дирижер и певец. М., 1959.
  130. А. М. Записки дирижера. М., 1966.
  131. А.В. Свешникова. / Сб-к статей под ред. С. Калинина. М., 1998.
  132. Н.М. Данилина. Письма, воспоминания, документы. М., 1987.
  133. А.В. О пении, об опере, о славе: Интервью, портреты, рецензии. -М., 2003.
  134. Н.П. Древнерусское певческое искусство в духовной культуре Российского государства XVI-XVII вв.: Школы. Центры. Мастера. -Свердловск, 1991.
  135. .Д. Социально-психологический климат коллектива. JL, 1981.
  136. Е. Визуальная психосемиотика: знаки общения М., 2001.
  137. А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М., 1982.
  138. А.В., Ярошевский М. Г. Теоретическая психология. М., 2001.
  139. В.И. Музыкальная психология. М., 1997.
  140. К. Руководство хором. М., 1964.
  141. К.К. Вопросы психологии труда. М., 1970.
  142. . Что, для чего и как? М., 2002.
  143. О.И. Язык дирижирования. Киев, 1987.
  144. Я.А. Психология творчества. М., 1976.
  145. Г. Г. Теория коммуникации М., 2001.
  146. Проблемы музыкального мышления. -М., 1974.
  147. Н.С., Пряжникова Е. Ю. Психология труда и человеческого достоинства. М., 2003.
  148. К. Мастера хорового искусства в Московской консерватории. М. 1970.
  149. К. О музыке и музыкантах / Сб. статей, вст. ст. Б. Тевлина, Л. Ермаковой. 1995.
  150. К. О хоровом дирижировании // Работа в хоре. М., 1960. — С. 221 280.
  151. К. Очерки по технике дирижирования хором. M.-JL, 1948.
  152. Работа актера над собой / К. С. Станиславский. О технике актера / М. А. Чехов. -М., 2003.
  153. В.Д. Кирилл Кондрашин рассказывает о музыке и жизни. М., 1989.
  154. Д. Церковное пение в России. М., 1867.
  155. С.Х. Искусство и эмоции М., 1968.
  156. М., Зверева С., Наумов А. Синодальный хор и училище церковного пения. Воспоминания. Дневники. Письма. -М., 1977.
  157. П. Караян. М., 1981.
  158. Г. Мысли о музыке. М., 1976.
  159. Г. Треугольники. М., 2001.
  160. В.А. Психология управления М., 1997.
  161. Е.С., Суворова Г. А. Психологические основы профессиографии. М., 1990.
  162. C.JI. Основы общей психологии. СПб., 2002.
  163. В. Хороведение. М., 2001.
  164. Н.С. Музыкальная эстетика Древней Руси: По памятникам философской мысли // Вопросы теории и эстетики музыки. М., 1974. Вып. 13. С.58−79.
  165. И.И., Клименко Ю. Г. Актер и его Alter Ego. М., 2005.
  166. . Дирижерско-симфоническое искусство: музыкально-эстетический и социально-психологический аспект. СПб., 2005.
  167. JI.H. Диагностика индивидуально-типологических свойств и межличностных отношений. СПБ., 2002.
  168. JI.H. Психодиагностика в профориентации и кадровом отборе.1. СПб., 2002.
  169. В. Работа с хором М., 1968.
  170. А. Музыка как вид искусства. М., 1961.
  171. К.С. Моя жизнь в искусстве. М., 2003.
  172. М.С. Слух музыканта. М., 2003.
  173. Г. В. Основы психологической теории деятельности. М., 1988.
  174. Н.Ф. Теоретические основы разработки модели специалиста. -М., 1986.
  175. .Г. Хоровые пути: Статьи. Воспоминания. Материалы/ Ред.-сост. В. С. Ценова. М., 2001.
  176. Тенета-Бартенева Л. Лебедев Константин Михайлович М., 2002.
  177. .М. Психология и психофизиология индивидуальных различий. М.-Воронеж, 1998.
  178. .М. Психология музыкальных способностей/ АПН РСФСР. -М., Л., 1947.
  179. Н.А. История и теория музыкальной педагогики и образования. СПб., 1994.
  180. Д. А.А.Архангельский. Л., 1974.
  181. Н.Н. Вопросы психологии музыкально-исполнительского творчества. Саратов, 1972.
  182. В.А. Профессиональный отбор и психологические тесты. М., 2001.
  183. В.А. Стили профессиональной деятельности. М., 2000.
  184. С. Избранное: ст. и исслед. -М., 2005.
  185. Е. Великий русский регент B.C. Орлов. М., 2004.
  186. Д.Н. Психология установки. СПб., 2001.
  187. Л.И. Дирижирование. -М., 2003.
  188. Н. Древнерусское певческое искусство. М., 1971.
  189. Н.А. Беседы о дирижерском ремесле. Статьи. М., 1984.
  190. В.Н. Музыка как вид искусства. СПб., 2000.
  191. Г. М. Музыкально-исполнительское искусство: Теория и практика. СПб., 2001.
  192. Г. М. Музыкант и его работа: Проблемы психологии творчества. КнЛ.-М., 1988.
  193. Г. М. Психология музыкальной деятельности: проблемы, суждения, мнения. -М., 1994.
  194. П.Г. Хор и управление им М., 1961.
  195. В.В. Психологические особенности личности будущих дирижеров оркестров: Автореф. дис.. канд. психол. Наук. М., 1995. 20 с.
  196. В.Д. Деятельность и способности. М., 1995.
  197. В.Д. Психологический анализ деятельности. Ярославль, 1979.
  198. Н. Краткие исторические сведения о московском хоре Чудовских певчих. -М., 1884.
  199. Г. Учебник дирижирования // Дирижерское исполнительство. -М., 1976.
  200. Т. Социальная психология. М., 1969.
  201. А.Ф., Филинова И. М. Управленческая психология. М., 2005.211. Шоу Б. О музыке. М., 2000.
  202. О.Ф. Работа над художественным произведением и формирование музыкального мышления исполнителя. СПб., 2005.
  203. О.Г. Формирование профессионально значимых качеств учителя музыки: Дис. канд. пед. наук. М., 2000. 181 с.
  204. Энциклопедия психологических тестов: проф. консультирование, проф. ориентация, проф. отбор. М., 1997.
  205. Т.А. Формирование навыков управления коллективом в процессеработы над исполнением хорового произведения (психологический аспект) // Хрестоматия по преподаванию дирижирования. В.1. М., 1994.
  206. С. Формирование голоса певца. М., 1966.
  207. А. Статьи. Воспоминания. Материалы / Ред.-сост. И.Марисова. -М., 1983.
  208. Homo musicus' 94: Альманах музыкальной психологии// Моск. гос. консерватория им. П. И. Чайковского. М., 1994.
  209. Homo musicus' 95: Альманах музыкальной психологии// Моск. гос. консерватория им. П. И. Чайковского. М., 1995.
  210. Batel G. Komponenten musikalischen Erlebens. Eine Experimentalpsychologische Untersuchung. Gottingen, 1976.
  211. Bengsson I. Empirische Rhythmusforschung in Uppsala // Hamburger Jahrbuch fur Musikwissenschaft 1974. № 1. S.195−200.
  212. Bimberg S. EinfuhrungindieMusikpsyhologie. Wolfenbuttel, Moseler, 1957.
  213. Bottsher H., Kerner U. Methoden in der Musikpsyhologie. Leipzig, 1978.
  214. Cogni C. Grundz. Einer neuen Musikpsyhologie. — In.: Internet. Musikwiss. Kongr. Wien, 1956.
  215. Hoffstatter P. R., Lubbert H. Die Eindrucksqualitaten von Farben // Zeitschritt fur diagnostische Psyhologie und Personlichkeitsforschung, 1958, № 6.
  216. Iser W. Der Akt des Lesens: Theorie asthetischer Wirkung. Munchen, 1976.
  217. KurthE. Musikpsyhologie. Berlin, 1931.
  218. Michel P. Psychologische Grundlagen der Musikeziehung. Leipzig, 1975.
  219. Motte-Haber H. de la Handbuch der Musikpsyhologie. Berlin, 1985.
  220. Muller-Freienfels R. Psyhologie der Musik. Berlin, 1936.
  221. Reinke H.P. Das Fenscher und der vermeintliche Niedergang der Musikkultur // Neue Zeitschrift fur Musik. 1981. № 1. S. 6−8.
  222. Scherchen H. Handbuch des Dirigirens. Berlin, 1966.
  223. Vidor D. Was ist musikalisch? Berlin, 1926.
Заполнить форму текущей работой