Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Влияние мечты как модели будущего на личностно-профессиональное развитие студента

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Надежность и обоснованность результатов исследования обеспечивается: исходными методологическими и теоретическими предпосылкамиопорой на достижения современной общей психологии, психологии развития и акмеологиииспользованием комплекса взаимодополняющих методов сбора информации (опросного, диагностического и др.), адекватных предмету, задачам и гипотезе исследованиясодержательным сравнительным… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Мечта как особый вид воображения
    • 1. 1. История и современное состояние проблеме мечты
    • 1. 2. Виды и функции мечты
    • 1. 3. Мечта как модель желаемого будущего
    • 1. 4. Проблема изучения мечтаний
  • Глава II. Личностно-профессиональное развитие студента в условиях современного ВУЗа
    • 2. 1. Понятие личностно-профессионального развития
    • 2. 2. Акмеологические модели личностно-профессионального развития студента в условиях ВУЗа
    • 2. 3. Методы диагностики личностно-профессионального развития студента
  • Глава III. Влияние гипотетической модели будущего на личностно-профессиональное развитие студента
    • 3. 1. Особенности представлений студентов о профессиональном буду
    • 3. 2. Показатели личностно-профессионального развития студентов с разными уровнями сформированности профессиональной мечты
    • 3. 3. Программа развития профессиональных мечтаний студентов

Влияние мечты как модели будущего на личностно-профессиональное развитие студента (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования.

Изменения, происходящие в нашем обществе, порождают потребность в людях, способных отвечать новым политическим, социальным и экономическим условиям. Эти изменения поставили перед системой высшего образования ряд проблем. Одной из таких проблем является подготовка конкурентоспособных специалистов, обладающих высокими профессионально-личностными качествами, готовых к работе в новых условиях (A.A. Деркач, Ю. М. Забродин, В. Г. Зазыкин, Е. А. Климов, Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова, JI.M. Митина и др.).

В полной мере это относится и к специалистам в области психологии. Растущий интерес к психологической науке и практике требует подготовки высококвалифицированных специалистов-психологов, способных работать в изменяющихся условиях, обладающих прогностическими способностями, умеющих мечтать, предвидеть свое профессиональное будущее и быть готовыми к нему (И.В. Дубровина, Т. В. Заморская, Т.А. Казанцева). Подготовка таких специалистов представляет собой самостоятельную проблему для психологии развития, акмеологии и педагогики высшей школы — проблему относительно новую и недостаточно разработанную.

Состояние и степень разработанности проблемы. В последние десятилетия прогностическая, предвосхищающая функция психики, связанная с построением модели будущего человека, все более привлекает внимание психологов (К.А. Абульханова-Славская, О. Н. Арестова, М. Б. Беркинблит, Б. И. Додонов, Е. И. Головаха, A.A. Кроник, Д. А. Леонтьев, Э. И. Мещерякова, A.B. Петровский, B.C. Хомик и др.). Исследования в этом направлении связаны не только с очевидной зависимостью формирования и трансформации модели собственного будущего человека от микрои макросоциальных условий жизнедеятельности, но и наоборот. Наряду с путем от реальности к мечте существует и путь от мечты к реальности, примером этого служат выдающиеся достижения научного, технического и художественного творчества, а также творчества самого себя (М. Ломоносов, А. Скрябин, А. Маресьев и др.). Выходя из пространства мечты, человек уже никогда не остается прежним. По данным исследователей, мечта способствует осознанию человеком своего поведения (A.B. Петровский, Р. Г. Натадзе, H.H. Палагина) — приводит к возникновению новых ощущений и переживаний (Б.И. Додонов, В. Н. Косырев, А. Г. Маклаков, А. Фрейд) — актуализирует рефлексивные процессы (И.С. Никитин, C.JI. Рубинштейн, С. Фешбек), формирует ценностно-смысловую сферу личности (Б.И. Додонов, Д.А. Леонтьев), выполняет ряд других наиважнейших функций.

Навыки построения картины будущего необходимы и студенту-психологу для подготовки себя к будущему и овладению им, для успешного решения нестандартных профессиональных задач, для совершенствования своей деятельности и собственной личности.

Таким образом, мечта является важнейшим элементом духовной жизни всякого человека. По-житейски, интроспективно она известна и понятна каждому. В то же время приходится констатировать, что в науке (в том числе и в психологии) проблема мечтаний на сегодняшний день разработана слабо. Достаточно сказать, что проблеме мечты специально не посвящено ни одной монографии, в учебниках психологии мечта кратко рассматривается в главе о воображениив периодических изданиях статьи, посвященные мечте, касаются лишь отдельных ее аспектов. В результате остаются слабо изученными побудительные механизмы мечтанийнет четкого отграничения мечты от других видов воображения, таких как грезы, фантазии, жизненные сценарии и др.- не ясна роль мечты в построении жизненных планов, нуждаются в уточнении функции мечты.

В связи с этим возникают противоречия:

— между значимостью феномена мечты для обыденного (житейского) сознания и недостаточной изученностью его в научной психологии;

— между потребностью расширения знаний о прогностической функции психики и сложностями изучения мечтаний как интимных, сугубо личных образований;

— между известной для юношеского возраста обращенностью в будущее и отсутствием знания о способах построения и функциях моделей этого будущего;

— между теми немногими научными наработками, касающимися проблемы мечтаний в студенческом возрасте, и слабой практической реализацией полученных результатов в учебно-воспитательном процессе вуза.

Существующие противоречия обуславливают проблему стихийности мечтаний и непредсказуемости их влияния на студентов. Особенно важным, с точки зрения современной акмеологии и психологии образования, представляется теоретическое осмысление и конкретное эмпирическое изучение построения картины желаемого профессионального будущего и влияния ее на личностное и профессиональное развитие студентов в настоящем. Этим обусловлен выбор темы и актуальность данного исследования.

Объект исследования: мечта как модель желаемого будущего.

Предмет исследования: влияние гипотетической модели желаемого будущего на личностно-профессиональное развитие студента.

Цель: изучить влияние уровня сформированности мечтаний на личностно-профессиональное развитие студентаразработать программу развития профессиональных мечтаний студентов и апробировать ее в ходе психологического практикума.

Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что влияние мечты на личностно-профессиональное развитие будет эффективным:

— если студенты в мечтах связывают реализацию основных жизненных ценностей (карьера, самореализация, материальное благополучие и др.) со своим профессиональным будущим;

— при условии, что профессиональная мечта выполняет функции антиципации, смыслообразования, побуждающую, формирующую, целеполага-ния и планирования, трансценденции.

Задачи исследования:

• Проанализировать и обобщить сложившиеся в психологии теоретические подходы к проблеме мечтаний;

• определить психологическую сущность, виды и функции мечты;

• разработать методику изучения уровня сформированности профессиональных мечтаний студентов, выделить доступные эмпирическому исследованию критерии личностно-профессионального развития;

• провести эмпирическое исследование влияния гипотетической модели желаемого будущего на личностно-профессиональное развитие студентов;

• разработать программу психологического практикума по развитию профессиональных мечтаний студентов и провести опытно-экспериментальную проверку ее эффективности.

Теоретико-методологическую основу исследования составили:

Основополагающие теоретические принципы психологии: детерминизма (С.Л. Рубинштейн, A.B. Петровский, М.Г. Ярошевский), развития (К.А. Абульханова-Славская, Б. Г. Ананьев, Л. И. Анцыферова,.

П.П. Блонский, A.B. Брушлинский, JLC. Выготский, H.A. Логинова, A.B. Петровский, С.Л. Рубинштейн), единства сознания и деятельности (А.Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, С.Л. Рубинштейн).

Представления об особенностях личностного (Б.Г. Ананьев, Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, A.B.Запорожец, В. П. Зинченко, В. А. Крутецкий, А. Н. Леонтьев, М. И. Лисина, Б. Ф. Ломов, А. Р. Лурия, H.A. Менчинская,.

A.В.Петровский, С. Л. Рубинштейн, Е. В. Шорохова, Д.Б.Эльконин) и профессионального развития (Т.Л. Бадоев, В. А. Бодров, Е. М. Борисова, A.A. Деркач, И. В. Дубровина, Ю. М. Забродин, В. Г. Зазыкин, Э. Ф. Зеер, А. И. Каптерев, Е. А. Климов, Т. В. Кудрявцев, Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова, Т. Л. Миронова, Л. М. Митина, О. В. Москаленко, Г. С. Никифоров, О. Г. Носкова, Д. Сьюпер,.

B.А. Цвык и др.).

Психологические концепции: жизненного пути (К.А. Абульханова-Славская, A.B. Брушлинский, М. Р. Гинзбург, Е. Б. Старовойтенко и др.), целеполагания (B.C. Братусь, Д. А. Леонтьев, Л. Н. Собчик и др.), рефлексивной и прогностической деятельности человека (Л.А. Регуш, И. Н. Семенов, С. Ю. Степанов и др.).

Методы исследования определялись его целью и задачами. Применялись следующие методы: теоретико-методологический анализ литературных источниковэмпирические методы исследования: наблюдение, беседаинтервьюированиеэкспериментальные методики: авторская тест-анкета «Мое профессиональное будущее», «Самоактуализационный тест» Э. Шострома (CAT) — «Методика исследования самоотношения» С. Р. Пантелеева (МИС), «Морфологический тест жизненных ценностей» В. Ф. Сопова, Л. В. Карпушиной (МТЖЦ) — тест «Уровень субъективного контроля» (УCK) — тест «Коммуникативно-социальной компетентности» (КСК), Методика «Цель-Средство-Результат» A.A. Карманова (ЦСР) — «Тест смысложизненных ориентаций» Д. А. Леонтьева (СЖО) — Опросник структуры темперамента (ОСТ) — Калифорнийский психологический опросник Х.Г. Tay (CPI), личностный опросник Г. Айзенка ЕР1(форма А), «Биографический опросник» (BIV) — математико-статистические методы обработки результатов эмпирического исследования — сравнительный, корреляционный и факторный анализ. Обработка исходных данных и вычисления проводились с использованием программы «SPSS 13.00 for Windows» .

Этапы исследования:

1) констатирующий — теоретический анализ литературы по проблеме исследования;

2) экспериментальный — изучение особенностей мечтаний о профессиональном будущем у старшеклассников и студентов;

3) аналитический — анализ и интерпретация результатов исследования личностно-профессиональных особенностей испытуемых и уровня сформированное&tradeу них профессиональных мечтаний;

4) формирующий — разработка программы по формированию и развитию мечтаний о профессиональном будущем и ее апробация.

Научная новизна исследования.

Выявлена ценностно-смысловая природа профессиональных мечтаний студентов, их содержание и основные характеристики.

Раскрыты функции мечты (побуждающая, смыслообразующая, формирующая, антиципации, целеполагания и планирования, трансценденции и ДР-).

Предложены способы диагностики уровня развития профессиональных мечтаний студентов.

Обнаружена связь уровня сформированности мечты с показателями личностно-профессионального развития студентов, показаны новые возможности влияния на успешность профессиональной подготовки путем стимулирования профессиональной мечты.

Теоретическая значимость исследования.

Проведен сравнительный анализ, выделены сходство и различия понятий «мечта», «мечтания», «грезы», «фантазии» и др.

Уточнено определение мечты как модели желаемого будущего;

Расширено представление о функциях профессиональных мечтаний студентов;

Предложены доступные эмпирической регистрации индикаторы личностно-профессионального развития студентов-психологов.

Практическая значимость.

Практическая значимость результатов исследования определяется тем, что решаемые в нем вопросы непосредственно связаны с актуальными задачами подготовки высококвалифицированных специалистов. Показана возможность повышения эффективности личностного и профессионального развития студентов путем построения и реализации гипотетической модели желаемого будущего. Материалы диссертации могут быть использованы психологами-практиками в профориентационных целях, а также преподавателями вуза в курсах «Психология личности», «Возрастная психология», «Психология развития».

Надежность и обоснованность результатов исследования обеспечивается: исходными методологическими и теоретическими предпосылкамиопорой на достижения современной общей психологии, психологии развития и акмеологиииспользованием комплекса взаимодополняющих методов сбора информации (опросного, диагностического и др.), адекватных предмету, задачам и гипотезе исследованиясодержательным сравнительным анализом результатов, полученных на разных этапах исследования. Надежность результатов обеспечивается репрезентативностью выборки испытуемых, применением методов математической статистики (критерия значимости различий Манна-Уитни, коэффициента линейной корреляции Пирсона, факторного анализа).

Апробация и внедрение результатов.

Основные теоретические положения и выводы исследования отражены в девяти публикациях автора, освещались в научных докладах и сообщениях на Международных межвузовских конференциях (г. Санкт-Петербург, 2002, 2007) — на Всероссийских конференциях (г. Тамбов 2002, 2004, 2006), на заседаниях кафедры общей психологии ТГУ им. Г. Р. Державина. Апробация программы по формированию и развитию мечтаний студентов о профессиональном будущем проводилась на занятиях группы личностного роста, функционирующей на базе МЛПУ «Городская больница № 4» с 3 февраля по 28 апреля 2007 года.

Положения, выносимые на защиту:

— мечта — это постоянно создаваемая и совершенствуемая воображением идеальная модель желаемого, относительно удаленного будущего, а также образ себя как успешного участника этого будущего;

— мечты являются важным элементом духовной жизни человека, им свойствен ряд функций: побуждающая, смыслообразующая, формирующая, насыщающая, компенсаторная, замещающая, инновационная, антиципации, целеполагания и планирования, личностной защиты, комфортности, транс-ценденции).

— зрелая профессиональная мечта имеет ценностно-смысловую природу, осознана, устойчиво закреплена в личности, окрашена праксическими, коммуникативными, романтическими и альтруистическими эмоциями;

— профессиональная мечта, выполняя антиципирующую, смыслообра-зующую, побуждающую, формирующую и трансцендентную функции, способствует более эффективному личностно-профессиональному развитию студента. Она уточняет потребностное будущее, придает смысл настоящему, помогает осознать связь между настоящим и будущим, конструирует образ желаемого Я, способствуют «подстройке» себя-настоящего под этот образ.

Организация исследования.

Пилотажное исследование проведено на базе 10−11 классов средних школ г. Рассказово Тамбовской области (опрошено и протестировано 84 человека) — основной опытно-экспериментальный материал собран в Институте психологии ТГУ им. Г. Р. Державина (178 студентов). Исследование проводилось в период с 2005 по 2007 гг.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемой литературы и приложения.

Выводы по главе:

Полученные экспериментальные данные дают основание утверждать, что построение моделей желаемого будущего является важной детерминан-той личностно-профессионального развития студентов. Это открывает новые возможности для управления данным процессом, путем целесообразного формирования профессиональных мечтаний студентов в ходе специально организуемых практикумов, тренингов и т. п., направленных на улучшение трех параметров сформированности мечты (осознанности, устойчивости, эмоциональной окрашенности).

Заключение

.

Несмотря на возросший в последнее время в психологии интерес к процессу осмысления и предвосхищения человеком своего будущего, исследований в этом направлении проведено явно недостаточно. Особенно важным, с точки зрения задач современной акмеологии и психологии развития, является теоретическое осмысление и конкретное эмпирическое изучение построения картины желаемого профессионального будущего и влияния ее на личностное и профессиональное развитие студентов. Отсутствие таких исследований обусловливает проблему стихийности мечтаний и непредсказуемости их влияния на студентов.

Мечта — это постоянно создаваемая и совершенствуемая воображением модель желаемого будущего. Будучи важнейшим элементом духовной жизни человека, она выполняет ряд функций: побуждающую, смыслообразующую, формирующую, насыщающую, компенсаторную, замещающую, инновационную, антиципации, целеполагания и планирования, личностной защиты и комфортности, функцию трансценденции.

Мечты связаны с интимными, глубоко личностными переживаниями, поэтому их изучение представляет собой сложную самостоятельную проблему. Прямые расспросы о содержании мечтаний, как правило, не дают объективной информации, поэтому более предпочтительной является косвенная постановка вопросов, ответы должны быть анонимными, желательно также применение проективных методик. Хорошие результаты дает алекситимиче-ский тест. Критериями сформированности мечты могут быть: осознанность, эмоциональная окрашенность, устойчивость, ценностная обусловленность. Диагностика личностно-профессионального развития студентов-психологов должна включать изучение трех типов личностно и профессионально важных качеств: технологических, коммуникативно-концептуальных и коммуникативно-адаптационных.

Зрелые профессиональные мечты имеют ценностно-смысловую природу, выполняя антиципационную, смыслообразующую, побуждающую и формирующую функции, они способствуют уточнению потребностного будущего, придают смысл настоящему, помогают осознать связь между настоящим и будущим, конструируют желаемый образ Я, способствуют «подстройке» себя-настоящего под этот образ.

Изучение влияния мечтаний на личностно-профессиональное развитие студентов дает основание утверждать, что чем полнее, чем привлекательнее выстроенная воображением модель профессионального будущего, тем в большей мере она способствует эффективности профессиональной подготовки студентов. Построение моделей желаемого будущего является важной де-терминантой личностно-профессионального развития студентов, что открывает новые возможности для управления данным процессом.

На основе полученных данных нами разработана программа психологического практикума по развитию профессиональных мечтаний студентов, показавшая свою эффективность в ходе ее апробации.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская, К. А. Стратегия жизни / К.А. Абульханова-Славская. М.: Мысль, 1991.-299 с.
  2. Абульханова-Славская, К. А. Типология активности личности в социальной психологии / К.А. Абульханова-Славская // Психология личности и образ жизни. М.: Наука, 1987. — С. 10−14.
  3. , Г. Ю. Структура личности / Г. Ю. Айзенк. М.: КСП+, 1999. -464 с.
  4. Акмеологическое исследование потенциала, резервов и ресурсов человека: сб. ст. / под общ. ред. А. А. Деркача. М.: изд-во РАГС, 2005. — 337 с.
  5. , И.В. Динамика развития профессионально-перцептивной культуры студентов-психологов. Автореф. дисс.. канд. психологических наук. / И. В. Аксенова. БелГУ, кафедра практической психологии, Ставрополь, 2000. — 16 с.
  6. , H.A. О компонентах специальных способностей будущих школьных психологов. / H.A. Аминов, М.В. Молоканов// «Психологический журнал», 1992. № 5. — С. 104−111.
  7. , H.A., Социально-психологические предпосылки специальных способностей школьных психологов/ Аминов Н. А, Молоканов М. В. // Вопросы психологии 1992. — № 1−2 — С.73−84
  8. , Б. Г. Психология и проблемы человекознания / Б. Г. Ананьев // Под ред. А. А. Бодалева. М.: Изд-во «Институт практической психологии», 1996.
  9. , Б.Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев. М.: Наука, 2000.-351с.
  10. , Л. И. К психологии личности как развивающейся системы / Л. И. Анцыферова // Психология формирования и развития личности. М.: Наука, 1981. — С. 3−19.
  11. , Л. И. Личность с позиций динамического подхода / Л. И. Анцыферова //Психология личности в социалистическом обществе. Личность и ее жизненный путь: сб. ст. / отв. ред. Б. Ф. Ломов, К. А. Абульханова-Славская. М.: Наука, 1990. — С. 7 — 17.
  12. , Л. И. Методологические проблемы психологии развития / Л. И. Анцыферова // Принцип развития в психологии. М.: Наука, 1978.-С. 3−20.
  13. , О. Н. Операциональные аспекты временной перспективы личности / О. Н. Арестова // Вопросы психологии. 2000. — № 4. — С. 61−73.
  14. Аристотель. Собр.соч. М., 1989.
  15. , Т.Ю. Психологическое здоровье участников образовательного процесса / Т. Ю. Артюхова // VIII Всерос. науч.-практич. конф. «Образование в России: медико-психологический аспект»: мат-лы конференции. Калуга. — 2003. — 350 с.
  16. М.М., Лукьянова М. И. Специфика подготовки психологов к профессиональной деятельности в различных социально-производственных средах // Психологическая наука и образование. -1998.-№ 2.-С. 64−67.
  17. Барабанова, В. В. Представления студентов о будущем как аспект их личностного и профессионального самоопределения./ В. В. Барабанова М.Е. Зеленова // Психологический журнал, 2002. № 2 — С.
  18. , H.B. К вопросу о профессиональных способностях психолога/ Бачманова Н. В., Стафурина H.A. // Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы. Л., 1974. — С .3−15
  19. , М.Б. Фантазия и реальность/ Беркинблит М. Б., Петровский A.B. М.: Политиздат, 1968. — 128 с.
  20. , П.П. Память и мышление/ П. П. Блонский. СПб: Питер, 2001. -245 с.
  21. , E.H. Введение в акмеологию: Учебное пособие./ E.H. Богданов, В. Г. Зазыкин Калуга, 2000. — 102 с.
  22. , В.А. Психология профессиональной пригодности: Учебное пособие для ВУЗов/ В. А. Бодров. М.: изд-во Пер Сэ Серия «Современное образование», 2001. — 212 с.
  23. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968. — 464 с.
  24. , Е.М. Профессиональное самоопределение (личностный аспект). Дисс.. докт. психологических наук/ Е. М. Борисова. М., 1995.-411 с.
  25. , A.B. ЗБР и проблема субъекта деятельности / А. В. Брушлинский // Психологический журнал. 1994. — № 3. — С. 17−27.
  26. , A.B. Мышление и прогнозирование. / A.B. Брушлинский М., 1979. — 230 с.
  27. , Ф. Е. Психология переживания: Анализ преодоления критических ситуаций / Ф. Е. Василюк. М.: изд-во Моск. ун-та, 1984. -200 с.
  28. , Н. В. К вопросу об индивидуально-психологических особенностях возрастной динамики творческой продуктивности профессиональной деятельности / Н. В. Васина. -М., 1996. 256 с.
  29. , Л.М. Психика и реальность: Единая теория психических процессов./ Л. М. Веккер — М.: Смысл- Per Se, 2000. 412 с.
  30. , Т. А. Профессионально-личностный портрет психолога. Автореф. дисс— канд. психологических наук. /Т.А. Верняева. СПб, 1997. -17 с.
  31. , Ф.З. Образовательное пространство как источник саморазвития личности студента / Ф. З. Вильданова // Прикладная психология. 2002.-№ 5 — 6. — С. 131−134.
  32. , Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте: психологический очерк / Л. С. Выготский. М.: Просвещение, 1991. -90 с.
  33. , Л. С. Собрание сочинений: В 6-ти т. / Л. С. Выготский // Гл. ред. А. В. Запорожец Т. 3. Проблемы развития психики / под ред. А. М. Матюшкина. М.: Педагогика, 1983 — 367 с.
  34. , Л.С. Лекции по психологии // Собр. соч.: В 6 т. М.: Педагогика. 1982. Т. 2.
  35. , Г. Энциклопедия философских наук./ Г. Гегель- М.: Мысль, 1977. Т.З.
  36. , М. Р. Психологическое содержание личностного самоопределения / М. Р. Гинзбург // Вопросы психологии. 1994. — № 3. -С. 43−52.
  37. , Л. Я. Самоактуализационный тест / Л. Я. Гозман, М. В. Кроз, М. В. Латинская. М.: Рос.пед. общ-во, 1995. -43 с.
  38. , Е. И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение / Е. И. Головаха. Киев: Наукова думка, 1988. — 142 с.
  39. , Е. И. Психологическое время личности / Е. И. Головаха, А. А. Кроник. Киев: Наукова думка, 1984. — 207 с.
  40. В. Толковый словарь живого великорусского языка: Т. 1−4./ В. Даль М.: рус. яз., 1989 — Т.2. — 769 с.
  41. , А. А. Акмеологические стратегии развития / А. А. Деркач. -М.: изд-во РАГС, 2006. 181 с.
  42. Деркач, А. А. Психологические условия и факторы оптимизации лич-ностно-профессионального развития государственных служащих регионального управления / A.A. Деркач, В. М. Дьячков. М., МААН, 1997.-231 с.
  43. , A.A. Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека. Кн. 1−5. Акмеологические основы управленческой деятельности. Кн.2.- М.: Рос. акад. гос. службы, 2000.- 536 с.
  44. , М.Ю. Взаимосвязь особенностей характера и профессиональной направленности личности студентов педагогического вуза: Дис. канд. психол. наук./ Диканова М. Ю. -М., 2000. 180 с.
  45. , Б.И. Эмоция как ценность./ Б. И. Додонов. М., Политиздат, 1978.- 272 с.
  46. , Б.И. «Здравый смысл» и наука о воспитании./ Б.И. Додонов// Советская педагогика, 1968. № 1. — С. 14−18.
  47. , И.В. Психологическая служба образования: научные основания, цели и средства / И. В. Дубровина // Психологическая наука и образование. 1998. — № 2. — С. 5−9.
  48. , И.В. Школьная психологическая служба: Вопросы теории и практики / Науч.-исслед-ий ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР.- М.: Педагогика, 1991.- 232с.
  49. , М.И. Психология высшей школы /М.И. Дьяченко, JI.A. Кандыбович. Минск, 1981 — 150 с.
  50. , Ю.М. Психология личности и управление человеческими ресурсами / Ю. М. Забродин. М.: Финстатинформ, 2002. — 360 с.
  51. , A.B. Избранные психологические труды / под редакцией Давыдова В. В., Зинченко В. П. М., «Педагогика», 1986. — 345 с.
  52. , Э. Ф. Педагогическая диагностика личности учащихся СПТУ:
  53. Учеб. пособие / Э. Ф. Зеер, Г. А. Карпова. Свердловск: Сверлов. инж.-пед. ин-т. 1989. — 88 с.
  54. , Э.Ф. Психология становления педагога профессиональной школы / Э. Ф. Зеер. М., 1996. — 148 с.
  55. , A.M. Психологические основы интенсификации профессиональной подготовки. Автореф. дисс.. докт. психологических наук./ A.M. Зимчев. Киев, 1989. — 54 с.
  56. , В. П. Человек развивающийся / В. П. Зинченко, Е. Б. Моргунов. М.: ТОО «Тривола», 1994. — 333 с.
  57. , А.Г. Герменевтика вымысла: Анализ опыта вымысла в процессе смыслообразования: Дисс. .канд.философ.наук/А.Г. Иванов. -Тюмень, 2005.- 170 с.
  58. , JT.H. Психотехника личностного профессионально-значимого роста. Дисс.. канд. психологических наук./ JT.H. Иванова. М., 1996.
  59. Н.И. Профессиональная культура практического психолога образования: Монография. / Н. И. Исаева. М. — Белгород: изд-во Бел-ГУ, 2002.-215с.
  60. , С. Б. Акмеологическая теория потребностей: Монография / С. Б. Каверин. Тамбов: изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина, 2004. -300 с.
  61. , Т.А. Особенности личностного развития и профессионального становления студентов-психологов. Дис.. канд. психол. наук. / Казанцева Т. А. М., — 2000. — 216 с.
  62. , Т.А. Взаимосвязь личностного развития и профессионального становления студентов-психологов/ Казанцева Т. А., Олейник Ю.Н.// Психологический журнал 2002, том 23 — № 6 — С. 51−59
  63. , Е. А. Психология профессионала / Е. А. Климов. М.: Изд-во «ИПП», НПО «МОДЭК», 1996. — 400 с.
  64. , Е. А. Психология профессионального самоопределения / Е.
  65. A. Климов. M.: Академия, 2004. — 302 с.
  66. , Е.А. Психология профессионала / Е. А. Климов. — М.: изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. —400с.
  67. , Н. А. Духовность в системе профессионального становления специалиста: Дисс.. д-ра психол. наук / Н. А. Коваль. М., 1997. -464 с.
  68. , Н. А. Психология духовности личности / Н. А. Коваль. Тамбов: ТГУ, 1996. — 153 с.
  69. , JI. Н. Цель и смысл жизни человека / Л. Н. Коган. М.: Мысль, 1984.-252 с.
  70. Кон, И. С. Психология старшеклассника / И. С. Кон. М.: Просвещение, 1982.-207 с.
  71. Кон, И. С. Психология юношеского возраста. Проблемы формирования личности / И. С. Кон. М.: Просвещение, 1979. — 175 с.
  72. , И.М. Методологическое обоснование зарубежных теорий профессионального развития/ И. М. Кондаков, A.B. Сухарев// Вопросы психологии, 1989. № 5. — С.158−164.
  73. , Э.Д. Психологическая служба вуза и студенты-первокурсники / Э. Д. Кондакова, C.B. Хребина // Студенчество: диалоги о воспитании. 2003. — № 6 (12). — С. 4−6.
  74. , Б.Б. Обобщённость содержания высшего образования как фактор его развития. /Б.Б. Косов // Вопросы психологии. 1995. — № 6.-С. 9−19.
  75. , В.Н. Культура учебного труда студента: Учеб. пособие. /
  76. B.Н. Косырев, Тамбов, 1997. — 154 с.
  77. , Т.В. Психологический анализ динамики профессионального самоопределения / Т. В. Кудрявцев, В. Ю. Шегурова // Вопросы психологии. 1983. — № 2. — С. 87 — 94.
  78. , Е.С. Вопросы социальной психологии руководства / Е. С. Кузьмин //Психология производству и воспитанию. — Л., 1977.
  79. , М.Ю. Социально-психологический тренинг как условие диагностики ролевого репертуара руководителей / М. Ю. Кузьмина // Вестник Моск. Ун-та. Серия 14. Психология. 2003. — № 3. — С. 24−32.
  80. , Н.В. Акмеологическая теория повышения качества подготовки специалистов образования. Монография. / Н. В. Кузьмина. М., 2001.- 144 с.
  81. , В.П., Орлов, В.А., Панов, В.И. Практико-ориентированые подходы к развивающему образованию / В. П. Лебедева, В.А. Орлов, В.И. Панов // Педагогика.- 1996. № 5. — С. 24 — 26.
  82. , В.И. Полн. собр. соч./ В. И. Ленин. М. — т.6 ,
  83. , А. Н. Проблемы развития психики / А. Н. Леонтьев. М.: изд-во Моск. ун-та, 1972. — 575 с.
  84. , А.Н. Формирование личности // Психология личности. Тексты / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея. М.: йзд-во Моск. ун-та, 1982.-С. 150−159.
  85. , А.Н. Учение о среде в педагогических работах Л.С. Выготского / А. Н. Леонтьев // Психологическая наука и образование. 1998. — № 1. — С. 5 — 21.
  86. , Д. А. Самореализация и сущностные силы человека / Д. А. Леонтьев // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии / Под ред. Д. А. Леонтьева, В. Г. Щур. -М., 1997. С. 156- 175.
  87. , Д. А. Тест смысложизненных ориентаций. Психодиагностическая серия. Вып. 2. / Д. А. Леонтьев. М., 1992.
  88. , Д.А., Шелобанова Е. В. Профессиональное самоопределение как построение образов возможного будущего./Д.А. Леонтьев, Е. В. Шелобанова // Вопросы психологии, 2001. № 1 — С.57−66
  89. , М.И. Проблемы онтогенеза общения/ М. И. Лисина. М.: Педагогика, 1986.- 235 с.
  90. Личность и прогнозирование: Межвуз. сб. науч. трудов / ЛГПИ им. А. И. Герцена.-Л., 1985.- 134 с.
  91. , H.A. Российская психология и ее восприятие в Казахстане// Международный форум в Сочи: науч. Мат-лы междунар. форума и школы молодых ученых ИП РАН/ H.A. Логинова. Сочи, 2006.
  92. , Б. Ф. Антиципация в структуре деятельности / Б. Ф. Ломов, Е. Н. Сурков. М.: Наука, 1980. — 279 с.
  93. , Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Б. Ф. Ломов // отв. ред. Ю. М. Забродин, Е. В. Шорохова. М.: Наука, 1984.-444 с.
  94. , Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Б. Ф. Ломов. М., 1984. -444 с.
  95. , В.В. Образ Я как детерминанта профессионального роста личности студентов. Автореф. дисс.. канд. психологических наук. /
  96. B.В. Лунина. Северо-кавказский ГТУ, кафедра психологии и педагогики высшей школы, Ставрополь, 2000. — 18 с.
  97. , А. Р. Основы нейропсихологии / А. Р. Лурия. М.: изд-во Моск. Ун-та, 1973.- 375 с.
  98. , В.Я. К проблеме формирования учебной деятельности студентов / В. Я. Ляудис // Психолого-педагогические проблемы учебной деятельности в высшей школе на современном этапе. М., 1980.1. C. 18−31.
  99. , А. С. Собр. соч.: в 7 т. / А. С. Макаренко. М., 1958. — Т. 5.
  100. , А.Г. Общая психология/ А. Г. Маклаков. — СПб.: Питер, 2002. — 592 с.
  101. Малкина-Пых, И. Г. Психосоматика: Справочник практического психолога / И.Г.Малкина-Пых. М.: Изд-во Эксмо. — 2004. — 992с.
  102. , А.К. Формирование мотивации учения. М.: Просвещение, 1990.- 182с.
  103. , А.К. Психология профессионализма/ А. К. Маркова. М., 1996.-308 с.
  104. , H.H. Жизненные ценности в понимании студентов: Дис.. канд. психол. наук. / Мачурова Н. Н. СПб., 2000. — 213 с.
  105. , Э.И. Архетип русского и персональный миф/ Э. И. Мещерякова // Психологический универсум образования. Томск. 1998 -С. 42−47.
  106. , Л.М. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях / Л. М. Митина // Вопросы психологии, 1997. № 4. — С. 28−30.
  107. , О.В. Акмеологические основы профессионального самосознания личности / О. В. Москаленко. Астрахань, 2000. — 198 с.
  108. , Р.Г. Воображение как фактор поведения/ Натадзе Р. Г. Тбилиси: Мецниереба, 1972. — 344 с.
  109. , В.В. О психологической природе алекситимии / В. В. Николаева // Клиническая медицина. 2000. — № 8. — С. 32 — 35.
  110. , O.A. Социально-психологические аспекты профессионализма социального работника. Дисс.. канд. психологических наук/ O.A. Овсяник.-М., 1999.
  111. Р.В. Справочная книга школьного психолога. 2-е изд., до-раб. — М., 1996. — 352 с
  112. , С. И. Словарь русского языка / под ред. Н. Ю. Шведовой. -М.: Русский язык, 1990. 971 с.
  113. , Т. Я будущий профессионал / Т. Ольховая // Высшее образование в России. — 2003. — № 6. — С. 98−99.
  114. , И.И. Мотивационные ресурсы самоактуализации (профессионального рота) учителя. Автореф. дисс.. канд. психологических наук./ И. И. Осадчева. Исследовательский центр проблемы качества подготовки специалистов. — М., 1998. — 23 с.
  115. Основы общей психологии. ЮНИТА 11. Психология мышления / под ред. JI.A. Савина. М.: НОУ «Современный Гуманитарный Институт», 1998. — 95 с.
  116. , H.H. Воображение у самого истока: психологические механизмы формирования/ H.H. Палагина. / отв. ред. А. А. Брудный. Бишкек: Илим, 1992.- 123 с.
  117. , Н.И. Уровень самоактуализации студентов и их социально-психологическая адаптация / Н. И. Петрова // Психологический журнал. 2003. -Том 24. — № 3. -С. 116 — 120.
  118. , A.B. Общая психология. / A.B. Петровский. М.: Политиздат, 1982. — 345 с.
  119. , Д.И. Промахи незрелой мысли. Собр.соч.в 3 то-мах/Д.И. Писарев Л., — 1981-Т.2. — 256 с.
  120. , Ю.П. Профессиональное становление личности. Авто-реф. дисс.. докт. психологических наук. / Ю. П. Поваренков. М., 1999.-38 с.
  121. Практикум по психодиагностике / под ред. A.A. Бодалёва. МГУ, 1988.
  122. Практическая психология образования / под ред. И. В. Дубровиной. -М.: ТЦ «Сфера». 1997. — 146 с.
  123. Профессиональное самоопределение субъектов: акмеологический подход: Учеб. пособие / отв. ред. А. А. Деркач. М.: изд-во Рос. акад. гос. службы, 2004. — 121 с.
  124. , Е. Ю. Профориентация / Е. Ю. Пряжникова, Н. С. Пряжников. М: «Академия», 2005. — 495 с.
  125. Психологические тесты / под ред. A.A. Карелина: в 2-х т. 2001.
  126. Психологическое сопровождение выбора профессии. Научно-методическое пособие / под ред. Л. М. Митиной. М., 1998. — 184 с.
  127. Психология профессиональной подготовки / Н. Г. Никифоров, A.M. Зимчев и др. / под. ред. Г. С. Никифорова. СПб.: изд-во С. — Петербургского ун-та, 1993. 172 с.
  128. Психология. Словарь /под общей ред. A.B. Петровского, М.Г. Ярошевского
  129. Психология студента как субъекта учебной деятельности/ под. ред. И. А. Зимней. М.:Б.и., 1989. — 130 с.
  130. Рабочая книга практического психолога: Технология эффективной профессиональной деятельности (пособие для специалистов, работающих с персоналом). М., 1996. — 400 с.
  131. , Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие / Д. Я. Райгородский. Самара: изд-кий дом «БАХРАХ-М», 2004.
  132. , JI. А. Прогнозирование как познавательная способность / JI. А. Регуш // в сб.: Проблемы развития познавательных способностей / под ред. А. И. Раева. Л., 1983. — С. 33—45.
  133. , Л. А. Психология прогнозирования: успехи в познании будущего / Л. А. Регуш. СПб.: Речь, 2003. — 352 с.
  134. , Л. А. Развитие способностей прогнозирования в познавательной деятельности (дошкольник юноша): Учеб. пособие к спецкурсу / Л. А. Регуш. — Л.: ЛГПИ, 1983. — 84 с.
  135. , Т. Болезни личности. Опыт исследования творческого воображения. Психология чувств./ Т. Рибо Мн.: Харвест, 2002. — 784 с.
  136. , Е.И. Настольная книга практического психолога: учеб. пособие: в 2-х кн./ Е. И. Рогов. М.: ВЛАДОС, 2000.
  137. , Е.С. Психология профессионального становления личности. Автореф. дисс.. докт. психологических наук./ Е. С. Романова. -МГПУ,-М., 1992−31 с.
  138. , С. Л. Бытие и сознание / С. Л. Рубинштейн. М.: изд-во АН СССР, 1957.-327 с.
  139. , С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн // Составители А. В. Брушлинский, К. А. Абульханова-Славская.
  140. СПб.: изд-во «Питер», 2000. 705 с.
  141. , С. JI. Проблемы общей психологии / С. JI. Рубинштейн. -М.: Педагогика, 1973. 423 с.
  142. Руководство практического психолога / под ред. И. В. Дубровиной. -М.: Академия, 1995.- 167 с.
  143. О.М. Самореализация личности в контексте гуманизации образования / Румянцева О. М. // Юбилейный сб. науч. трудов молодых ученых и студентов РГАФК. М., 1998. — С. 165−168
  144. , Ю.А. Воспитание воображения у школьников./ Ю. А. Самарин. Л., 1994.
  145. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности/ под ред. В. А. Ядова. Л.: Наука, 1979. — 264 с.
  146. , Е. Е. Операции моделирования как условие развития воображения / Е. Е. Сапосова // Вопросы психологии. 1993. — № 3. — С. 24−31.
  147. , И. Н. Рефлексивная психология и педагогика творческого мышления / И. Н. Семенов, С. Ю. Степанов. Запорожье, 1992.
  148. , A.A. Избранные психологические труды .В двух томах./ под. ред. Ломова Б.Ф. М. Педагогика. 1987 г. 172 с.+ 344 с.
  149. , Е.Э. Пути формирования модели специалиста с высшим образованием. / Е. Э. Смирнова. Л.: изд-во Ленинградского ун-та, 1977.- 136 с.
  150. , Д.В. Формирование личности специалиста// Психологическое обеспечение социального развития человека, /под ред. А. А. Крылова. Экспериментальная и прикладная психология. Межвузов. сб., вып. 13. Л., ЛГУ, 1989. — с.10−18
  151. , И.А. Временная трансспекция как методический прием при исследовании разных форм патологии // Методы психологии. Ежегодник РПО. Т. 3. Вып. 2. Ростов н/Д., 1997. С. 212−214.
  152. , Л.В. Личностно-профессиональное развитие психолога всистеме высшего образования: Дис.. .д-ра.психол.наук/ JI.B. Темно-ва, М, 2001
  153. , JI.B. Личностно-профессиональное развитие психолога в системе высшего образования. Автореферат дис. д-ра психол. наук. / Л. В. Темнова. М., 2001. — 24 с.
  154. Толковый словарь русского языка под ред. Д. Н. Ушакова, Т2, С. 206
  155. , Е.И. Клинико-психологические аспекты профессионально-личностного развития студентов: Дис. .канд. психол. наук/Е.И. Третьякова, М. 1995
  156. , A.A. Психологические особенности подростковой мечты как показателя личностного развития. Дисс.. канд. психологических наук. / A.A. Усманова. М., 1993. — 156 с.
  157. , Э.З. Мотивы мышления в условиях конфликтной деятельности//Вопросы психологии, 1980 № 6.
  158. Философский энциклопедический словарь- М., 1989. 756 с.
  159. , В. Человек в поисках смысла / В. Франкл // под общ. ред. Л. Я. Гозмана, Д. А. Леонтьева. М.: Прогресс, 1990. — 366 с.
  160. , В.А. Стратегия достижения профессионализма (на материалах руководителей ЛПУ). Автореф. дисс.. канд. психологических наук./ В. А. Храпик. Рос. акад. гос. службы при Президенте РФ. — М., 1997.-25 с.
  161. , П.Я. Историко-этимологический словарь современного русского языка: В 2 т. 3-е изд., стереотип. — М.: Рус.яз., 1999. — Т.1. -740 с.
  162. , В.Д. Психологическая деятельность и способности человека./ В. Д. Шадриков М.: Логос, 1996. — 329 с.
  163. , А.О. Развитие профессионального самосознания практического психолога образования в процессе обучения в вузе. Автореф. дисс.. канд. психологических наук./А.О. Шарапов. БелГУ, кафедра практической психологии, Ставрополь, 2000. — 20 с.
  164. , Т. Социальная психология./ Т. Шибутани М., 1969
  165. , Д.Б. Избранные психологические труды/ под ред. В. В. Давыдова, В. П. Зинченко. М.: Педагогика, 1989. — 554 с.
  166. , Т.В. Состояние когнитивно-эмоциональной сферы как фактор психосоматического здоровья студентов /М.В. Хватова, Т.В. Юрьева//"Валеология": науч.-практ. журн., 2003. № 2, — С. 39−43.
  167. , Т.В. Роль мечты в осознании и переживании студентами профессионального будущего/ Т. В. Юрьева // Ежегодник Института психологии: Сб. науч. тр./ гл. ред. Е. А. Уваров. Тамбов: Першина, 2006. -№ 2.-С. 187−191.
  168. Г. Р. Державина. Тамбов: изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина, 2006. С. 41−42.
  169. , Т.В. Мечта как связующее звено между настоящим и профессиональным будущим студента/ Т. В. Юрьева // Ежегодник Института психологии: сб. науч. тр./ гл. ред. Е. А. Уваров. Тамбов: Перши-на, 2007.-№ 3.-С. 147−154.
  170. , П. И. Субъективные модели прошлого, настоящего и будущего в подростковом и юношеском возрасте / П. И. Яничев // Наш проблемный подросток / под ред. Л. А. Регуш. СПб.: Союз, 1999. — С. 50−60.
  171. Я работаю психологом. Опыт, размышления, советы/ под ред. И. В. Дубровиной. М.: ТЦ «Сфера», 1999. — 256 с.
  172. Ясько, Б. А. Динамика мотивационно-потребностной сферы развивающейся личности врача/ Ясько Б. А. // Психологическая наука и образование, 2003. № 2. — С. 13−15
  173. Bandura, A. Social foundation of thought and action: A social cognitive theory. N.Y., 1986.
  174. Feshbac, S. The drive-reducting function of fantasy behaviour.—"Journal of Abnormal and Social Psychology", 1955, N 3.
  175. Foulks, J. D. Temporal orientation of diagnostic groups/ Foulks J. D., Webb J. // J. Clin. Psychol. 1970. V. 26. P. 155—159
  176. Frank, L. K. Time perspective / L. K. Frank // J. of Psychol. Rev. 1932. V. 39. P. 486−491.
  177. Freud, A. Indications for Childanalysis. L., 1969.
  178. Lewin, K. Time Perspective and moral / K. Lewin // Civilian Moral. Boston. N. Y. 1942. 346 p.
  179. Rogers, C. R. A theoiy of therapy, personality, and interpersonal relationships, as developed in the client-centered framework / C. R. Rogers // In S. Koch (Ed.), Psychology: a study od a science. New York: McGraw-Hill, 1959. Vol.3.
  180. Rogers, C. R. Actualizing tendency in relation to «motives» and to consciousness / C. R. Rogers // In M.R. Jones (Ed.), Nebraska symposium on motivation. Lincoln, Neb.: Univer. of Nebraska Press, 1963.
  181. Rogers, C. R. On becoming a person / C. R. Rogers. Boston: Houghton Miffrn, 1961.
  182. Trommsdorff, G. A longitudinal study of adolescents' future orientation (time perspective) / G. Trommsdorff, H. Lamm, R. Schmidt // J. of Youth and Adolescence. 1979. V. 8. P. 131−147.
  183. Trommsdorff, G. Future orientation of institutionalized and noninstitution-alized delinquents and nondelinquents / Trommsdorff G., Lamm H. // Eu-rop. J. Soc. Psychol. 1980. V. 10. P. 247—248
Заполнить форму текущей работой