Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Социальная адаптация и социализация личности в контексте социально-педагогической работы

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Социальная адаптация самым тесным образом связана с социализацией. Социализация — процесс в результате усвоения и воспроизводства индивидом культуры, традиции, укладов того общества, к которому он принадлежит. Как подчёркивает Э. Дюркгейм, любое общество стремится сформировать человека в соответствии со сложившимися в нём некими универсальными нормами, интеллектуальными и даже физическими… Читать ещё >

Социальная адаптация и социализация личности в контексте социально-педагогической работы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Уровень и характер взаимодействия личности в обществе определяется степенью её социальной адаптацией и социализацией.

Социальная адаптация — интегративный показатель состояния человека, отражающий его возможности выполнять определённые биосоциальные функции:

  • — адекватное восприятие окружающей действительности и собственного организма;
  • — гибкость (адаптивность) поведения в соответствии с ролевыми ожиданиями других.

Социальная адаптация есть постоянный процесс и результат активного приспособления индивида к условиям изменяющейся социальной среды. В процессе социальной адаптации формируются приемлемые окружающим навыки общения. Поведения и деятельности, дающие возможность личности само утверждаться, реализовывать свои потребности и интересы.

Тем не менее, как подчёркивает А. В. Мудрик, человек, полностью адаптированный в обществе и не способный в должной мере противостоять ему, является конформистом и, естественно, может рассматриваться как жертва, таким образом, сама жизнь закаливает в человеке до конца неразрешимый внутренний конфликт, между степенью его идентификации с обществом и степенью обособленности в нём. Вопросами связанными с процессом адаптации внутренних конфликтов на песисоаналитическом уровне занимались З. Фрейд, А. Адпер, Э. Эриксон, Г. Гартман и др.

В когнитивной психологии личности процесс адаптации трактуется, как стремление индивида снизить дискомфортность своего состояния, возникающего в результате противоречий между информацией, приходящей из окружения, и собственными установками личности, что получило название когнитивного диссонанса. Образующийся когнитивный диссонанс нейтрализуется попытками опровергнуть поступившую информацию корректировкой сложившихся собственных мнений и установок, поиском дополнительной информации способствующей согласованию возникших разногласий.

Личность является активным субъектом процесса собственной адаптации. Адаптированность не должна предполагать неспособность личности противостоять обществу.

Социально адаптированная личность пребывает в таком состоянии, что нет оснований для существенных противостояний и конфронтаций. Тем не менее, при возникновении расхождений во взглядах и интересах со своими окружением личность должна быть способной постоять за себя. Аргументированно заявить о своих требованиях, сформулировать притязания и прилагать усилия к поиску преобразования среды, направленных на то, чтобы повысить уровень собственного комфорта, естественно не в ущерб окружению. Адаптация — это способность человека активно взаимодействовать с окружающей средой и использовать её потенциал для собственного развития.

Рассматривая процесс социальной адаптации, который, в принципе, является процессом самоопределения, формирования психологического портрета личности, психологи подчёркивают значимость стратегии социальной адаптации.

Стратегия социальной адаптации как способ гармонизации индивида со средой, способ приведения в соответствие его потребностей, интересов, установок, ценностных ориентаций и требований окружения должна восприниматься в контексте жизненных целей и жизненного пути человека. В связи с этим необходимо рассмотреть сектор понятий, как «образ жизни», «история жизни», «картина жизни», «жизненный план», «жизненный путь», «стратегия жизни», «жизненный сценарий». Под стратегией социальной адаптации следует понимать преимущественный способ построения субъектом своих отношений с окружающим миром, другими людьми и самим собой в решении жизненных целей.

Социальная адаптация самым тесным образом связана с социализацией. Социализация — процесс в результате усвоения и воспроизводства индивидом культуры, традиции, укладов того общества, к которому он принадлежит. Как подчёркивает Э. Дюркгейм, любое общество стремится сформировать человека в соответствии со сложившимися в нём некими универсальными нормами, интеллектуальными и даже физическими идеалами. Содержание этих идеалов различно в разные исторические эпохи, у различных народов, в различных общественных формациях и идеологиях. Понятно, что весьма различен процесс как по своей содержательной, так и по формально-организационной сущности в зависимости от возраста индивида. Существуют отличия в возрастных градациях жизни человека, но понятно одно: от рождения идо ухода из жизни каждый человек в той или иной степени является и объектом и субъектом процесса социализации. Всё, что участвует в этом процессе, относится к факторам социализации. А. В. Мудрик выделяет четыре группы:

  • — мега факторы (мега — очень большой, всеобщий) — космос, планета, мир, которые через другие группы факторов влияют на социализацию всех жителей Земли;
  • — макро факторы (макро — большой) — страна, этнос, общество, государство, которые влияют на социализацию всех живущих в определённых странах (это влияние опосредованно двумя следующими группами факторов);
  • — мезо факторы (мезо — средний, промежуточный) — условия социализации больших групп людей, выделяемых: по местности и типу населения, в которых они живут (регион, село, город, посёлок); по принадлежности к аудитории тех или иных сетей коммуникаций (радио, телевидение, компьютерные сети и др.); по принадлежности к тем или иным субкультурам;
  • — микро факторы (микро — малый). К ним относятся факторы, непосредственно влияющие на конкретных людей, которые с ними взаимодействуют — семья и домашний очаг, соседство, группы сверстников, воспитательные организации, различные общественные, государственные, религиозные и частные организации, микро социум.

Люди, так или иначе взаимодействующие с личностью, оказывают влияние на её формирование: они называются агентами социализации.

Социализация человека осуществляется с помощью «механизмов» социализации. А. В. Мудрик основываясь, на подходах Г. Гарда, Ю. Бронфернбренера, В. С. Мухиной, В. А. Петровского, выделяет несколько универсальных психологических и социально-педагогических механизмов социализации.

К психологическим относят:

  • — импритинг (замечание) — фиксирование человеком на рецепторном и подсознательном уровнях особенностей взаимодействующих на него жизненно важных объектов;
  • — подражание — следование какому либо примеру, образу. Произвольного и чаще всего непроизвольного усвоения человеком социального опыта;
  • — экзистенциальный нажим — овладение языком и неосознанное усвоение норм социального поведения в процессе взаимодействия со значительными лицами;
  • — идентификация (отождествление) — процесс неосознаваемого отождествление человеком себя с другим человеком, группой, образцом;
  • — рефлексия — внутренний диалог, в котором человек рассматривает, оценивает, принимает или отвергает те или иные ценности, свойственные различным институтам общества, семье, сверстникам, значимым людям и т. д. С помощью рефлексии человек может формироваться и изменяться в результате осознания и переживания им той реальности, в которой он живёт, своего места в той реальности и себя самого.

К социально-педагогическим механизмам социализации А. В. Мудрик относит:

  • — традиционный механизм социализации (стихийной) представляет собой усвоение человеком норм, эталонов поведения, взглядов, стереотипов, которые характерны для его семьи и ближайшего окружения (соседского, приятельского и др.). Это усвоение происходит, как правило, на неосознанном уровне с помощью запечатления, некритического восприятия господствующих стереотипов. Эффективность традиционного механизма весьма рельефно проявляется тогда, когда человек знает, «как надо», «что надо», но это его знание противоречит традициям ближайшего окружения. Кроме того, эффективность традиционного механизма проявляется в том, что те или иные элементы социального опыта, усвоенные в детстве, в последствии не востребованные или блокированные в силу изменяющихся условий жизни;
  • — институционный механизм социализации, как следует из самого названия, функционирует в процессе взаимодействия человека с институтами общества и различными организациями, как специально созданными для социализации, так и реализующими социализирующие функции попутно, параллельно со своими основными функциями (производственные, общественные, клубные и другие структуры, а также средства массовой коммуникации). В процессе взаимодействия человека с различными институтами и организациями происходит нарастающее накопление им соответствующих знаний и опыта социально одобряемого поведения.

Надо иметь в виду, что средства массовой коммуникации как социальный институт (печать, радио, кино, телевидение) влияют на социализацию человека не только с помощью трансляции определённой информации, но и через представление определённых образцов поведения героев книг, кинофильмов, телепередач. Люди в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями склонны идентифицировать себя с теми или иными героями, воспринимая при этом свойственные им образцы поведения, стиль жизни и т. д.

  • — стилизованный механизм социализации действует в рамках определённой субкультуры. Под субкультурой в общем виде, понимается комплекс морально-психологических черт и поведенческих проявлений, типичных для людей определённого возраста или определённого профессионального или культурного слоя, который в целом создаёт определённый стиль жизни и мышления той или иной возрастной или профессиональной или социальной группы. Но субкультура влияет на социализацию человека постольку и в той мере, поскольку и в какой мере являющееся её носителями группы людей (сверстники, коллеги и др.) референты (значимы) для него;
  • — межличностный механизм социализации функционирует в процессе взаимодействия человека с субъективно значимыми для него лицами. Значимыми лицами могут быть родители, любой уважаемый взрослый, друг-сверстник своего или противоположного пола и др.

Социализация, как адаптация, сугубо индивидуализированная категория, и все её факторы, агенты, средства, механизмы для каждой личности имеют свой характер формирующего воздействия и результат проявления. Тем не менее, по жизни человек должен приобрести необходимое человеческое: в личной жизни, в родственных отношениях, общественных взаимодействиях, профессиональной деятельности.

В этом плане исключительную важность приобретет воспитание как целенаправленное воздействие на личность значимых людей и институтов общества. Воспитание — важнейшее порождение цивилизации, неотъемлемый атрибут культуры, основная категория педагогики. Ввиду своей многоаспективности и многозначности (процесс, общественное влияние, деятельность, система, воздействие и взаимодействие, ценность и т. п.), воспитание сложно поддаётся лаконичному определению. Тем не менее, пытаясь его сформулировать на основе анализа высказываний многих авторов, следует подчеркнуть, что воспитание — это прежде всего целенаправленное управление процессами, способствующими развитию личности. Эти ключевые категории А. В. Мудрик расставляет следующим образом:

«…развитие — общий процесс становления человека; социализация — развитие, обусловленное конкретными социальными условиями; воспитание — относительно социально контролируемый процесс развития человека в ходе его социализации».

Разрабатывая принципы гуманного педагогического воздействия на развивающуюся личность, Ш. Амонашвили предлагает устроить окружающий мир и организовать педагогический процесс так, чтобы:

  • — ребёнок познавал и усваивал истинно человеческое;
  • — познавал себя как человека;
  • — проявлял свою истинную индивидуальность;
  • — находил общественный простор для развития своей истинной природы;
  • — его интересы совпадали с общественными;
  • — были предотвращены источниками, способные провоцировать ребёнка на асоциальные проявления.

Педагогическое воздействие тогда эффективно, когда оно системно. Это значит, что все осуществляемые воспитательные акции и усилия должны быть упорядочены, взаимосвязаны и взаимообусловлены, объединены общей педагогически осмысленной целью. Функционирующая воспитательная система должна быть личностно ориентированной, гуманистической по принципам и подходам.

Принимая социальное воспитание как составную часть развития и социализации человека и определяя как создание условий для его целенаправленного развития и духовно-ценностной ориентации, А. В. Мудрик выделяет ряд общечеловеческих принципов, которые являются основанием и образования, и организации социального опыта человека, и индивидуальной помощи ему. Они следующие:

— принцип природосообразности социального воспитания, предполагающий, что социальное воспитание должно основываться на научном понимании взаимосвязи естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития природы и человека, развивать у него ответственность за развитие самого себя, дальнейшую эволюцию ноосферы (ноосфера — стадия развития биосферы, на которой разумная деятельность человека является определяющим фактором глобального развития). Этот принцип подтверждает, что человека надо воспитывать не только как мужчину и женщину определённого возраста, жителя конкретной страны, но и планеты в целом.

Принцип природосообразности предполагает формирование у человека установок на здоровый образ жизни, бережное отношение к природе, осознание себя гражданином вселенной;

  • — принцип культуросообразности социального воспитания, суть которого в середине XIX в. А. Дистерверг определил следующим образом: «…в воспитании необходимо принимать во внимание условия места и времени, в которых родился человек или предстоит ему жить, одним словом, всю современную культуру в широком и всеобъемлющем смысле, слова, в особенности культуру страны, являющейся родиной ученика». Этот принцип развивали в своих работах К. Д. Успенский, Л. Н. Толстой, П. Ф. Каптерев, С. И. Гессен, С. Т. Шацкий, В. А. Сухомлинский и др. Принцип культуросообразности предполагает, что социальное воспитание должно основываться на общечеловеческих ценностях мировой, национальной и религиозных культур, воспринимать и учитывать постоянно изменяющиеся жизненные реалии;
  • — принцип центрации социального воспитания на развитии личности. Данный принцип предполагает создание условий для смоактуализации личности, признания её безусловного приоритета. Социальное воспитание предстаёт как помощь человеку в его становлении, обогащении и укреплении духовно-нравственных начал, как создание условий для развития самосознания, самоутверждения и самоопределения личности. Этот принцип поддерживает необходимость демократического стиля взаимоотношений и личностного подхода в воспитании;
  • — принцип дополнительности, подчёркивающий необходимость рассмотрения воспитания человека в контексте всей совокупности социальных, культурных, природных факторов. Принцип дополнительности убеждает в несостоятельности школоцентризма, показывает значимость роли гражданского общества в осуществлении воспитания человека, позволяет целенаправленно и планомерно икать, способы активизации влияния на развитие человека позитивных факторов и минимизации воздействия всевозможных негативных обстоятельств, с которыми он сталкивается в процессе социализации.

Одним из самых существенных механизмов формирования личности в процессе социализации является самовоспитание. Любая планируемая и осуществляемая воспитательная акция должна сводиться к самовоспитанию. Иначе всё организуемое воспитателями в лучшем случае будет тематическим информированием о хороших манерах и положительных качествах, а в худшем — очередным «промыванием мозгов», что чаще всего отторгается изначально.

Существенными факторами социализации как для взрослых, так и для подростков и детей является соседство, религиозные сообщества, воспитательные организации школ и внешкольных учреждений, студенческие группы, ближайшее окружение индивида в трудовых коллективах, общественные и клубные организации по интересам, политическим взглядам и т. п.

Большим социализирующим потенциалом обладают прирдно-климатические, социально-экономические, историко-культурные и другие особенности региона проживания, средства массовой коммуникации, сложившейся субкультуры, а также национально-этническая принадлежность, страна, государство, планетарные факторы.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой