Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Объяснение лингвистических явлений

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Воспитатель показывает детям разницу в значении, передаваемом окончаниями слов: когда у кого-то что-то есть, мы говорим: «У мальчика, у Баграта, у него» (воспитатель показывает примеры). Когда мы кому-то что-то даем, мы говорим: «Даю мальчику, Баграту, ему». Или: «У девочки, у Кати, у нее, даю девочке, Кате, ей». Воспитатель показывает несколько примеров с разными словами, просит каждый раз… Читать ещё >

Объяснение лингвистических явлений (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Кажется странным заставлять ребенка работать над лингвистическими темами, аккомпанируя себе на музыкальном инструменте, или петь без музыкального сопровождения. Тем не менее такое обучение весьма эффективно. Как это можно делать, подсказывают популярные песни, где встречаются такие слова: «Ты — морячка, я — моряк, ты — рыбачка, я — рыбак» — по этой модели можно придумать очень много сопоставлений, например: «Ты — в лесу, я — в самолете, ты — гуляешь, я — в полете»; «Ты — большой, я — коротышка, ты — медведь, я — просто мышка»; «Ты умеешь, я учусь, ты не трусишь, я боюсь». Другой известный песенный образец в несколько измененном виде: «Я гулял — и я гуляла, я пришел — и я пришла, я пел долго — я молчала, я устал — я поняла», или: «Строим дом — и красим стены, крышу, пол и потолки.

Он работал — мы трудились, дом красив — мы молодцы". В этих случаях количество комбинаций, даже на ничтожно малом лексическом материале, оказывается огромным. Причем начинает, задавая образец, воспитатель, а продолжают дети, используя любой мотив: «Я подпрыгнул — мы стояли, я упал — мы подбежали, я заплакал — утешали, я поднялся — помогали»; «Вы пойдите — мы пойдем, вы найдите — мы найдем, не волнуйтесь, не спешите — будем здесь и подождем». Детям очень нравится разыгрывать эти простые сценки с пением.

К числу явлений, которые подлежат объяснению, относятся времена глагола, род существительного и некоторые другие. Объяснение происходит не буквально, а как обобщение определенного количества речевых ситуаций, выделение в них общей семантики, закрепление за определенным грамматическим показателем выделенного смысла. Посмотри, например, как следует ввести личные местоимения: он, она, оно, они; притяжательные местоимения: твоя, твои (связать их с уже изученной формой твой, наш, их; формы местоимений: ему, его, ей, ее, нам, нас, им, их; отрабатывать употребление форм местоимений, пассивно вводить различие в падежных формах и притяжательных местоимениях).

  • 1. «Скажи короче». Воспитатель говорит: «„Это машина. Машина красная“ (показывает картинку), а можно сказать и короче: „Это машина. Она красная“. Слова он, она, оно заменяют слово-мальчик, слово-девочка, слово среднего рода. Посмотрите, как: „Вот карандаш, он длинный; вот ручка, она короткая; вот окно, оно красивое“. Какое слово заменило слово-мальчик? Словодевочку? Слово среднего рода? (можно привести примеры из родного языка детей). Теперь продолжите мои предложения: „Вот кровать. Она…“», (воспитатель показывает картинки. В первой серии упражнения воспитатель называет соотносящееся местоимение, во второй — дети говорят его сами).
  • 2. Воспитатель спрашивает детей: «У кого есть младший брат или сестра? Сколько ему (ей) лет? У кого есть собака или кошка? Сколько им лет?

У кого есть петух или курица? Цыплята? Сколько им лет? Какую игрушку ты любишь? Сколько ей лет?» Дети отвечают.

  • 3. Воспитатель показывает детям разницу в значении, передаваемом окончаниями слов: когда у кого-то что-то есть, мы говорим: «У мальчика, у Баграта, у него» (воспитатель показывает примеры). Когда мы кому-то что-то даем, мы говорим: «Даю мальчику, Баграту, ему». Или: «У девочки, у Кати, у нее, даю девочке, Кате, ей». Воспитатель показывает несколько примеров с разными словами, просит каждый раз кого-нибудь из детей повторить, в чем разница в произнесении этих слов. Затем произносит предложения, а все дети должны стараться показать на игрушках и т. п. то, о чем говорится в предложении: «Это машина мальчика, мы даем машину мальчику; у него есть мяч, мы даем ему мяч» и т. п.
  • 4. Воспитатель показывает детям парные картинки, на которых мальчик и девочка держат один и тот же предмет. Он произносит предложения типа: «У него книга. У кого книга?», а дети должны ответить, у мальчика или у девочки. Потом то же, но с названиями животных.
  • 5. Воспитатель показывает несколько картин с изображением детей разного возраста. Говорит, что он загадает кого-нибудь из них, а дети с помощью вопросов должны найти, кого он загадал, например: «Это девочка? — Нет. Это мальчик? — Да. Ему пять лет или три года? — Ему четыре года. — У него синие штаны? Нет, у него красные штаны» и т. п.
  • 6. Воспитатель просит детей загадать по фотографии кого-нибудь из них и описать его. Те слушают, находят по описанию фотографию, например: «Это девочка. Ей 7 лет. У нее коричневое платье, белый фартук. В руке у нее цветы». (Воспитатель дает образец описания сам).
  • 7. Воспитатель просит каждого ребенка рассказать про своего знакомого малыша (брата, друга, соседа и т. п.), сказать, сколько ему лет, как его зовут и т. п.
  • 8. Воспитатель показывает детям двух кукол, которые проголодались. Куклы будут есть только овощи и фрукты, поэтому нужно выполнять те команды воспитателя, в которых он просит угостить кукол. Например: «Это Надя. Дай ей пирог. — Нет, она не ест пирога». «Это Петя. Дай ему сливы. — Пожалуйста, вот сливы». «Дайте им конфет. — Нет, они не едят конфет» и т. п.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой