Характеристика программ нового поколения
К важнейшим характеристикам образовательных программ нового поколения относится их «открытость», внутренняя подвижность содержания и технологий, связанные с личностной ориентацией, учетом индивидуальных интересов и запросов детей. Разработка нового поколения образовательных программ в дополнительном образовании является по существу решающим звеном нормативного представления и реализации… Читать ещё >
Характеристика программ нового поколения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Дополнительные образовательные программы нового поколения разрабатываются в русле личностно-ориентированного и компетентностного подходов, создают условия для самостоятельного самоопределения личности, становления ее социальной компетентности и гражданской ответственности.
Традиционное образование. | Модель образования, построенная на личностно — ориентированном подходе. |
Человек — средство. | Человек — цель. |
Приобщение человека к науке и производству. | Приобщение человека к полноценной самостоятельной жизни в современном обществе. |
Формирование ЗУНов. | Формирование механизмов саморазвития личности, познавательной активности. |
Усвоение образца деятельности. | Опыт творческой деятельности. |
Механизмы трансляции и репродукции. | Механизмы творчества. |
Заранее запрограммированы все действия человека. | Имеет место спонтанное развитие, непредсказуемый скачок, инсайт. |
Ориентация на среднестатистического обучаемого. | Учет индивидуальных особенностей. |
Оценка результата деятельности. | Оценка с точки зрения самой личности, из собственных оценок и ценностей. |
Оценка с точки зрения социально — нормативных требований, давление на личность через коллектив. | Свобода личности. |
Фетишизазия одной теории обучения. | Психология творчества. |
Соответствие конечного результата цели. | Рассогласование цели и результата (могут быть разные результаты). |
В основе — категория деятельности. | В основе — категория взаимодействия. |
Негативное отношение к части учащихся. | Позитивное отношение ко всем учащимся. |
Стремление к коррекции поведения и личности. | Коррекция поведения и отдельных черт личности учащегося. |
Универсальность требований. | Индивидуализация требований (нижний предел снижен, верхний — высокий и разный). |
Раскрытие своих чувств, желаний делает и учащихся, и педагога уязвимыми и беззащитными. | Самораскрытие своего «Я» — признак сильной и здоровой личности. |
Общение — в рамках стабильных ролей. | Постоянная смена ролей. |
Разработка дополнительных образовательных программ нового поколения предполагает учет ряда принципов:
- — ориентация на широкое гуманитарное содержание, позволяющее гармонично сочетать национальные и общечеловеческие ценности;
- — формирование у воспитанников целостного и эмоционально-образного восприятия мира;
- — обращение к тем проблемам, темам, образовательным областям, которые являются личностно значимыми для детей того или иного возраста и которые недостаточно представлены в основном образовании;
- — развитие ключевых компетенций у воспитанников;
- — обязательная опора на содержание основного образования, использование его историко-культурологического компонента;
- — реализация единства образовательного процесса.
Дополнительная образовательная программа носит преимущественно личностно центрированный и индивидуализированный характер. Она обращена не только к познавательным, но и социальным сферам формирующейся личности.
Следует отметить, что отличительной особенностью инновационных образовательных программ является их равная обращённость к ПЕДАГОГУ и ВОСПИТАННИКУ. Развитие ПЕДАГОГА выступает в качестве условия реализации такой программы и соответственно реализации задаваемых ею возможностей развития воспитанника. Образовательная деятельность педагога (в которой, собственно, и происходит его развитие) состоит в создании пространства реальных возможностей развития воспитанника.
Образовательные программы должны включать в себя существенную часть информации, которая необходима и достаточна для понимания смысла, проблем и тенденций развития тех областей культуры и науки, техники и технологии, которые являются предметом деятельности творческого объединения, общеучебные навыки, допрофессиональную ориентацию и подготовку — ключевые компетенции современности.
К важнейшим характеристикам образовательных программ нового поколения относится их «открытость», внутренняя подвижность содержания и технологий, связанные с личностной ориентацией, учетом индивидуальных интересов и запросов детей.
Для создания необходимых условий качества дополнительной образовательной программы нового поколения предусматривается:
- — обновление ее содержания на основе разработки научных основ организации образовательного процесса в учреждениях дополнительного образования детей;
- — регулярное проведение всероссийских конкурсов авторских образовательных программ;
- — экспертиза программно-методического обеспечения, разработка и экспериментальная проверка программ нового поколения;
- — активизация долгосрочных дополнительных образовательных программ, предназначенных для детей среднего и старшего школьного возраста;
Разработка нового поколения образовательных программ в дополнительном образовании является по существу решающим звеном нормативного представления и реализации современного содержания дополнительного образования.
образование инновационный личностный компетенция.