Ускоренные темпы научно-технического прогресса, характерные для второй половины XX в., несут с собой величайшие достижения (выход человека в космос, информатизация жизни и т. д.), но одновременно сопровождаются тяжелыми социальными проблемами, среди которых особую опасность существованию человечества представляют экологические. Продолжающееся неконтролируемое техногенное давление на природу ухудшает не только фундаментальные параметры биосферы, но и состояние многих общественных ценностей таких, как средняя продолжительность жизни, генетическое здоровье народа и др.
Международные организации (ООН, ЮНЕСКО, ЮНЕП, Зеленый крест и др.), ученые, государственные и общественные деятели, указывая на серьезной экологический кризис на планете, видят выход не только в модификации технологий производства, но, главное, в изменении образа жизни людей, их сознания и отношения к природе. Существенная роль в этом процессе отводится образованию и его ведущему учебно-воспитательному учреждению — школе.
В последние десятилетия проведены многочисленные исследования, разработаны программы и учебно-методические материалы, способствующие экологизации школьного образования (С.Н.Глазачев, И. Д. Зверев, И. Т. Суравегина и др.).
Однако результаты усилий школы пока весьма не значительны. Одна из причин слабой эффективности состоит в разрыве двух компонент, призванных обеспечить формирование экологической культуры человекаэкологического образования и экологического воспитания. В школьной практике в основном акцент делается на первый, просвещенческий, компонент в ущерб второму.
Острота проблемы коренного изменения сознания и отношения человека к природе требует построения учебно-воспитательной системы на принципах интеграции указанных компонентов, что является условием формирования экологической культуры молодежи.
Противоречие между потребностью общества в существенном повышении уровня экологической культуры учащихся и недостаточной научной разработанностью этой проблемы, особенно по отношению к сельским школам, учащиеся которых имеют свою специфику в поведении и отношении к природе, определили выбор темы исследования -«Формирование экологической культуры учащихся в условиях сельской школы».
Объект исследования. Учебно-воспитательный процесс в сельской школе.
Предмет исследования. Формирование экологической культуры у учащихся сельской школы.
Цель исследования. Выявить особенности экологического сознания и отношения сельских школьников к природе и разработать с их учетом модель процесса формирования экологической культуры учащихся сельской школы.
Гипотеза исследования. Исследование исходит из следующих гипотетических положений:
• Повышение уровня экологической культуры вызывает изменение сознания и образа жизни людей на основе эколого-целесообразного поведения.
• Экологическая культура представляет собой единство экоцентрического типа экологического сознания и эколого-целесообразного поведения, которые формируются на основе экологических знаний, субъективно-этического, эмоционально-ценностного отношения к природе и социальной природоохранной деятельности.
• Эффективность процесса формирования экологической культуры зависит от ряда педагогических условий: обеспечения целенаправленности и непрерывности процесса формирования экологической культуры учащихся;
— единства экологического образования, воспитания и развития учащихся, которые выступают как субъекты этих процессов;
— учета особенностей сельского образа жизни при организации учебно-воспитательного процесса;
— организации эколого-ориентированной учебной и общественной деятельности;
— психолого-педагогической подготовленности учителей к организации и управлению процессом формирования экологической культуры школьниковприменение разнообразных педагогических технологий, стимулирующих саморазвитие, самовоспитание и самообразование учащихся.
Цель и гипотеза определили задачи исследования:
• обобщить научные данные о социально-экономических факторах актуализации проблемы формирования экологической культуры учащихся;
• выявить и охарактеризовать основные направления методологических и теоретико-концептуальных исследований проблем формирования экологической культуры в социальных, психологических и педагогических науках;
• разработать модель формирования экологической культуры учащихся в условиях сельской школы;
• проверить эффективность разработанной модели опытно-экспериментальным путем.
Методологическую основу исследования составили философские, социологические, культурологические, психолого-педагогические идеи, концепции, теории, в частности:
• теория развития ноосферы (В.И.Вернадский);
• культурно-историческая теория психического развития личности (Л.С.Выготский), теория деятельности как движущей силы развития психики (А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн);
• идеи гуманизации образования (Я.А.Коменский, В. А. Сухомлинский, Л. Н. Толстой, К.Д.Ушинский);
• теория воспитания личности в коллективе (А.С.Макаренко, А. В .Петровский);
• концепции содержания современного образования (В.В.Краевский, И. Я. Лернер, М.Н.Скаткин) — современных методов обучения и воспитания (Л.И.Новикова, Я.С.Турбовской). проблем непрерывного экологического образования и воспитания, направленных на формирование экологической культуры в социологии (Н.Ф.Реймерс, Б.А.Никитина), в психологии (С.Д.Дерябо, В.А.Ясвин) и педагогике (С.Н.Глазачев, И. Д. Зверев, Б. Т. Лихачев, И. Т. Суравегина и др.).
Для решения поставленных задач использованы следующие методы исследования:
• анализ философских и социологических трудов отечественных и зарубежных авторов, раскрывающих ведущие тенденции коэволюционного развития современного общества;
• анализ психолого-педагогической литературы по проблемам формирования экологической культуры школьниковбазой исследования явились научные труды, касающиеся.
• изучение и обобщение опыта экологического образования и воспитания учащихся в общеобразовательных городских и сельских школах;
• опытно-экспериментальная работа по формированию экологической культуры учащихся в сельской школе с использованием методов наблюдения, опроса, анкетирования, психолого-диагностического тестирования, экспертной оценки.
Эмпирическую базу исследования составили общеобразовательные школы Московской, Тульской, Калужской и Пермской областей, Наро-Фоминская районная общественная молодежная экологическая организация «АВЭК» (Ассоциация выпускников экологических классов Атепцевской средней школы). Московская областная общественная организация «Экологический союз Подмосковья». Объем выборочной совокупности 527 человек.
Экспериментальную базу исследования составила Атепцевская средняя школа Наро-Фоминского района Московской области — учащиеся 10−11 классов (60 человек), в которых выделены контрольный (29 человек) и экспериментальный (31 школьник) классы.
Основные этапы исследования.
Первый этап (1995;1997 гг.) — теоретический анализ современного состояния проблемы: определение целей и задач исследования, формирование гипотезыразработка методики опытно-экспериментальной работыобоснование критериев сформированности экологической культуры учащихсяпроведение констатирующего эксперимента.
Второй этап (1997;1999 гг.) — разработка модели формирования экологической культуры, проведение формирующей опытно-экспериментальной работы, при которой в учебно-воспитательный процесс вводились новые элементы и определялась их эффективность.
Третий этап (1999;2000 гг.) — оценка результатов и оформление исследования.
Научная новизна:
• систематизированы и обобщены научные данные об устойчивых явлениях (тенденциях), приведших к экологическому кризису в мире, охарактеризованы экономические и социальные факторы (причины) его возникновения, обусловливающие необходимость формирования экологической культуры личности и общества;
• определены и охарактеризованы основные направления научных (философских, социологических, психологических, педагогических) исследований, изучающие феномен «экологической культуры», его элементы, структуру и условия формирования в учебно-воспитательном процессе;
• выявлены особенности сельского образа жизни, влияющие на процесс формирования экологической культуры, установлены возрастные отличия отношения к природе у сельских школьников;
• с учетом выявленных особенностей разработана модель формирования экологической культуры учащихся сельской школы с её основными компонентами: базовыми понятиями (экологическая культура, процесс её формирования) — цельюзадачамипринципамитрехкомпонентным содержанием (когнитивный, эмоционально-ценностный и деятельностный) — организационными формами и методами;
• установлена эффективность реализованной на практике модели формирования экологической культуры, ее влияние на становление системы экологических знаний, воспитание субъектно-этического типа отношения к природе и активизации социальной природоохранной деятельности учащихся.
Теоретическая значимость исследования. Концептуальная модель формирования экологической культуры учащихся сельской школы обогащает современную теорию общего среднего образования и стимулирует дальнейшие теоретические разработки в области воспитания эколого-целесообразного поведения молодых поколений страны.
Практическая значимость исследования. Разработанная и апробированная в практике модель формирования экологической культуры может быть использована для организации соответствующего процесса в сельских школах.
Выявленные особенности процесса формирования экологической культуры в сельской школе использовались автором при обсуждении «Концепции структуры и содержания общего и среднего образования (в 12-летней школе)» и «Концепции минимального содержания образования образовательной области „Естествознание“ в 12-летней школе» в Совете по общественному обсуждению содержания и структуры общего образования в Министерстве образования Российской Федерации.
Выпускниками экспериментальных классов школы созданы и действуют на территории Московской области две общественные молодежные экологические организации. Целью их деятельности является содействие заинтересованным организациям в формировании экологической культуры молодежи. Включая в свой состав старшеклассников, студентов, учителей и преподавателей вузов, они способствуют объединению разрозненных экологических организаций Московской области, помогают школам организовать экологическую исследовательскую и общественно-полезную природоохранную деятельность, проводят семинары для учителей, всероссийские экологические конференции школьников, издают методические пособия.
Апробация и внедрение результатов исследования.
Основные результаты исследования докладывались и получили одобрение на заседаниях кафедры управления и экономики образования ИПК и ПРНО МОна Всероссийской экологической конференции молодёжи и школьников «Эко-2000» (г. Наро-Фоминск) — межрегиональных экологических конференциях «Эко-98» и «Эко-99» (г. Наро-Фоминск) — на семинарах для учителей Московской области (г. Наро-Фоминск, 1998 и 1999 г).
На зашит-у выносятся следующие положения:
• опасное для выживания человечества нарушение гармонии «человек-природа» создает объективную необходимость формирования у молодых поколений экологической культуры, как одного из стратегических направлений модернизации общего образования;
• экологическая культура — сложный, полиструктурный феномен, интегрирующий в себе когнитивный, эмоционально-ценностный и деятельностный компоненты, что требует целостного учебно-воспитательного процесса;
• разработанная и представленная в диссертации концептуальная модель формирования экологической культуры у сельских школьников, которая обеспечивает целенаправленность процесса, единство его составляющих, научно обоснованный отбор содержания, форм и методов экологического просвещения и воспитания, стимулирование самовоспитания и саморазвития детей и гарантирует таким образом эффективность процесса формирования экологической культуры.
Результаты исследования показывают, что построение учебно-воспитательного процесса в соответствии с разработанной моделью, позволяют не только остановить спад когнитивного отношения к природе, но и обеспечить рост познавательной активности.
Таким образом, полученные по когнитивной составляющей данные свидетельствуют, что реализация разработанной модели в педагогической практике способствует процессу формирования системы экологических знаний учащихся и росту познавательной активности в отношении знаний о природе.
Результаты сравнения констатирующего и постформирующего этапа опытно-экспериментальной работы по эмоционально-ценностной компоненте, представленные в Гистограмме 4, отмечают незначительный рост высокой степени субъектификации отношения к природе в обеих группах.
Показатель субъективности характеризует восприятие природы личностью как полноправного субъекта. Данный показатель следует считать центральным при оценке результатов эмоционально-ценностной.
Гксторамма 4. Субъективность отношения к природе (высокий уровень).
20 от числа учащихся в группе.
Кокгрольная Экспериментальная 1997 8 9 1999 10 13 компоненты, так как на его основе происходит определение доминирующего в сознании школьника типа отношения к природе.
Зафиксированный в экспериментальной группе четырехпроцентный рост числа учащихся с субъективным отношением к природе в значительной степени является результатом целенаправленных занятий (тренинги), проводимых в экспериментальной и не проводящихся в контрольной группе, а так же результатом смещения акцента в ходе реализации модели с когнитивного компонента в экспериментальной группе на эмоционально-ценностный и деятельностный компоненты.
Этим объясняется большее количество учащихся (в два раза) в экспериментальной группе, достигших высокого уровня субъектификации природы, по отношению к контрольной группе. Однако результаты сравнительного анализа по всем показателям, свидетельствуют о том, что данный параметр наименее подвержен педагогическому воздействию. Поскольку уровень субъектификации отношения к природе является важнейшим элементом формирования экологического сознания, необходимы дальнейшие психолого-педагогические исследования и разработка на этой основе методов, способствующих развитию экологического сознания.
Вторым важным показателем эмоционально-ценностной компоненты является степень доминантности отношения к природе в системе ценностей личности. Сравнение обобщенных показателей, полученных по методике «Доминанта», свидетельствует о росте числа школьников с высоким уровнем доминантности отношения к природе, и, следовательно, о повышении рейтинга природы в системе ценностей учащихся (Гистограмма 5).
Гистограмма 5. Доминантность отношения к природе в системе ценностей учащихся (высокий уровень).
Этот рост особенно значителен в экспериментальной группе. Структурный анализ данного критерия выявил изменения в структуре доминирующих типов экологического сознания (Приложение 3, стр. 181.). Отмечены изменения в уровне интенсивности отношения к природе (Гистограмма 6.).
Гистограмма 6. Интенсивность отношения к природе (высокий уровень).
Поскольку интенсивность является структурно-динамическим параметром, можно констатировать увеличение числа учащихся с высоким уровнем отношения ко всем, а не только к любимым объектам природы, т. е. восприятие природы стало более цельным и целостным.
Комплексный анализ результатов сравнения всех показателей за 1997 и 1999 годы по эмоционально-ценностной компоненте позволяет зафиксировать изменения в структуре типов субъективного отношения к природе (Таблица 5, стр. 130.).
Сравнение результатов позволяет выявить устойчивое, хотя и незначительное, снижение числа учащихся с объективными типами отношения к природе и рост школьников с субъективными типами отношения.
В суммарном значении (сложение показателей роста контрольной и экспериментальной группы) он составил 31%, хотя «персональный вклад» каждой группы в общий показатель различается в два раза (9% контрольная и 22% экспериментальная группа).