Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Особенности речи и поведения детей с моторной алалией

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Вместе с тем Е. Ф. Соботович обращает внимание на то, что детей с моторной алалией отличает от их нормальных сверстников несколько более низкий уровень обобщения, недостаточная гибкость и динамичность мышления, более замедленный темп усвоения тех или иных закономерностей, недостаточная осознанность и доказательность мышления. Автор считает, что в генезе найденных ею расстройств мышления… Читать ещё >

Особенности речи и поведения детей с моторной алалией (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В литературе отмечается, что дети с алалией, несмотря на свойственные им расстройства вербальной речи, выказывают многочисленные знаки спонтанной компенсации речевого расстройства. Так, они воспроизводят основные виды интонации и многие их оттенки; безошибочно воспроизводят все или большую часть звукоподражаний; чаще употребляют автономно и совместно с вербальной речью мимикожестикуляторную речь. Особенно ярко это проявляется при моторной алалии.

У детей с алалией, в том числе и моторной, отмечается ряд особенностей в усвоении родного языка, нехарактерных для нормального речевого развития. Помимо искажений, обусловленных артикуляционной апраксией, имеются аграмматизмы. Так, дети заменяют окончания одного падежа окончаниями других падежей, ошибаются в употребоении предлогов, личных окончаний глаголов и пр.

Это подтверждает гипотезу о несформированности при моторной алалии динамического речевого стереотипа. На всех этапах развития речи дети испытывают специфические трудности в автоматизации речевого процесса. С возрастом эти трудности могут возрастать, по мере того как речевая деятельность усложняется и поэтому требует все большей автоматизации.

Сведения о поведении алаликов, в том числе и моторных, неоднозначны. Одни авторы пишут, что нарушение поведения не типично для детей, страдающих алалией. Обычно они общительны, приветливы, и вместе с тем стеснительны. Другие авторы отмечают у этих детей нарушения общего поведения, повышенную эмоциональную возбудимость, двигательное беспокойство, расстройство внимания, не ограничивающейся только слуховой сферой.

Признано также, что поведение детей с алалией зависит от общего уровня их психического развития. Винарская отмечает, что патогенез алалии связан с патологией развития коммуникативно-познавательной способности. В отличие от олигофрении при алалии страдает развитие не коммуникативно-познавательной способности в целом, а лишь ее операционно-технические средства. Такая избирательность аномалии, обусловленная значительно более локальными очаговыми поражениями мозга в пределах только речедвигательного и речеслухового анализаторов мозга, проявляется клинически в относительной сохранности у ребенка мотивационно-потребностной стороны личности и даже мышления (Н.Н.Траугот, В. К. Орфинская, С. С. Ляпидевский, Л. В. Мелехова, С. Н. Шаховская и др.). Так, по данным Е. Ф. Соботович, сравнительное изучение мыслительных операций у олигофренов и детей с моторной алалией показывает, что моторные алалики в отличие от олигофренов способны к установлению причинно-следственных связей, умозаключениям, абстракции и обобщениям. Они овладевают приемами логического мышления и способны к переносу полученных знаний.

Вместе с тем Е. Ф. Соботович обращает внимание на то, что детей с моторной алалией отличает от их нормальных сверстников несколько более низкий уровень обобщения, недостаточная гибкость и динамичность мышления, более замедленный темп усвоения тех или иных закономерностей, недостаточная осознанность и доказательность мышления. Автор считает, что в генезе найденных ею расстройств мышления у моторных алаликов большая роль принадлежит глубокой языковой неполноценности.

Итак, особенности речевого развития и поведения алаликов, включая детей с моторной алалией, заключаются в наличии осложнений психического развития в целом, трудностей понимания речи и произнесения звуков речи и слов, а также длительно сохраняющегося, грубо выраженного аграмматизма, в наклонности к парафазиям, бедности музического компонента. Эти особенности нередко проявляются на фоне резко сниженной речевой активности. Как нередкое осложнение, отмечаются заикание и дисграфия. Н. Н. Трауготт. Успехи в изучении алалии в работах современного периода достигнуты благодаря тому, что исследователи в своей деятельности стали широко опираться на методологию комплексного синдромального подхода к анализу дефекта. Доминирующим при этом является психолингвистический аспект изучения, представленный в работах Е. Ф. Соботович, В. А, Ковшикова, Б. М. Гриншпуна и других исследователей. Не все вопросы изучения алалии в настоящее время раскрыты. Но в отличие от предшествующих периодов, когда, по словам В. К. Орфинской, спорных вопросов и расхождений между исследователями алалии было больше, чем общепринятых положений, на современном этапе развития логопедии имеется больше общего во взглядах на алалию, больше общих точек зрения, чем противоречий.

Общее проявляется в основных, принципиальных установках на понимание дефекта, его механизма, путей преодоления.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой