Анализ распределения корреляционных матриц психофизиологических показателей у детей старшего школьного возраста в зависимости от латерализации фенотипа
Таким образом, для правополушарных детей, обучающихся в общеобразовательных школах, выявлены прямые сильные или средние корреляционные значения между работоспособностью и реактивной, и личностной тревожностью, а также между реактивной и личностной тревожностью, и успеваемостью. Это указывает на большие энергетические и психоэмоциональные затраты учащимися, при достижении хорошей успеваемости, что… Читать ещё >
Анализ распределения корреляционных матриц психофизиологических показателей у детей старшего школьного возраста в зависимости от латерализации фенотипа (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Целью данного исследования являлось изучение психофизиологических характеристик и уровня индивидуально-типологических свойств личности в зависимости от латерализации фенотипа у детей старшего школьного возраста. В обследовании приняли участие 360 человек, учащиеся старших классов общеобразовательных школ г. Омска; Изучали такие психофизиологические характеристики как: память, внимание, реактивная и личностная тревожность, индивидуально-типологические свойства нервной системы и фенотипический профиль учащихся в сравнении с их успеваемостью в течение учебного года.
Психофизиологические показатели образовали три группы корреляции: высокозначимую, среднюю и слабую. В группе мальчиков с правосторонней латерализацией фенотипа отрицательная корреляция обнаружена между моторным фенотипом и работоспособностью, моторным фенотипом — реактивной, личностной тревожностью; и между личностной тревожностью, и успеваемостью. Средняя отрицательная зависимость (равная 0,3.
Положительная корреляция (0,3.
У детей с доминированием сенсорного фенотипа, отмечена корреляция с работоспособностью, что объясняется лучшей концентрацией зрительного органа и наиболее эффективное использование объема зрительной информации, которое ведет к увеличению точности работы и как, следствие, высокому баллу. Для сенсорного типа характерна меньшая устойчивость к стрессовым ситуациям и повышенная эмоциональность, на которую указывает положительная корреляция с личностной тревожностью, как базовой личностной характеристикой. При высоких баллах работоспособности высока точность и интенсивность работы, что положительно отражается на всей учебной деятельности учащихся и выражается корреляционной зависимостью между этими показателями.
В группе мальчиков со смешанным фенотипом средняя отрицательная корреляция выявлена, между моторным и сенсорным фенотипом, между работоспособностью и реактивной, и личностной тревожностью Известно, что высокое психоэмоциональное напряжение снижает адаптационные механизмы организма, что оказывает влияние на умственную работу школьников, поэтому высокие показатели работоспособности сочетаются с умеренными показателями реактивной и личностной тревожности.
Положительная корреляция (0,3.
Анализ распределения корреляционных связей в группе мальчиков с левым профилем выявил среднюю положительную зависимость (0,3.
Таким образом, в целом для группы мальчиков, не зависимо от латерализации фенотипа, положительные корреляционные значения средней степени выраженности выявлены между работоспособностью и успеваемостью, сенсорным фенотипом и личностной, и ситуативной тревожностью, что подтверждает психоэмоциональную неустойчивость сенсорного типа.
Анализ корреляционных связей у девочек с правосторонней латерализацией фенотипа выявил следующее распределение: отрицательные значения средней степени выраженности (0,3.
У девочек со смешанным фенотипом средняя отрицательная связь (0,3.
У правополушарных девочек прямая зависимость средней степени выраженности (0,3.
Таким образом, для правополушарных детей, обучающихся в общеобразовательных школах, выявлены прямые сильные или средние корреляционные значения между работоспособностью и реактивной, и личностной тревожностью, а также между реактивной и личностной тревожностью, и успеваемостью. Это указывает на большие энергетические и психоэмоциональные затраты учащимися, при достижении хорошей успеваемости, что скорее всего, связано с психологической напряженностью. Для данной группы учащихся характерно не стабильное эмоциональное состояние, слишком высокие показатели тревожностей, как реактивной, так и личностной в сочетании с состоянием стресса или беспокойства, что может привести к психофизиологической дизадаптации.