Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Психолого-акмеологические особенности личностно-профессиональной Я-концепции студентов негосударственных вузов

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Эффективное функционирование и дальнейший прогресс системы высшего образования определяется, в частности, уровнем подготовки обучаемых. Решение задачи оптимизации образовательной деятельности и повышение ее эффективности определяет направление в изучении процесса личностного — профессионального развития и связана с выявлением специфических особенностей его этапов, факторов, детерминирующих данный… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ Я-КОНЦЕПЦИИ СТУДЕНТОВ НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ВУЗОВ
    • 1. 1. Личностно-профессиональная Я-концепция как психолого-акмеологическая проблема
    • 1. 2. Психолого-акмеологическая характеристика студентов негосударственных вузов
    • 1. 3. Психолого-акмеологическая модель развития личностно-профессиональной Я-концепции студентов негосударственных вузов
  • ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГО-АКМЕОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ Я-КОНЦЕПЦИИ СТУДЕНТОВ НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ВУЗОВ
    • 2. 1. Инструментально-методические основы изучения особенностей личностно-профессиональной Я-концепции студентов вузов
    • 2. 2. Результаты и анализ эмпирического исследования психолого-акмеологических особенностей личностно-профессиональной Я-концепции студентов негосударственных вузов
    • 2. 3. Изучение эффективности развития личностно-профессиональной Я-концепции студентов негосударственных вузов в ходе проведения психолого-акмеологической программы

Психолого-акмеологические особенности личностно-профессиональной Я-концепции студентов негосударственных вузов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. В связи с социально-экономическими преобразованиями в России появляются негосударственные высшие учебные заведения, что позволяет значительно расширять и варьировать образовательные возможности для будущих специалистов. Рассматривая конкурентоспособность этих учреждений, следует отметить, что качество подготовки их выпускников не всегда сопоставимо с подготовкой специалистов государственных вузов.

Будущие специалисты, выбирающие негосударственное высшее учебное заведение для профессионального обучения, характеризуются рядом личностных особенностей, влияющих на процесс становления их личности, к которым в той или иной мере относится материальная обеспеченность, обеспечивающая поступление в вуз с более «мягкими» условиями конкурсного отбора, расчет на сниженный уровень требований в учебном процессе, установка на защищенность от неудач материальными средствами, подмена внутренней учебно-профессиональной мотивации внешней прагматической.

Требует своего научного подтверждения вероятность того, что причины недостаточно высокого уровня профессионализма, достигаемого выпускниками негосударственных вузов, в большинстве случаев являются личностно-психологическими и нередко связаны с далекой от профессионального выбора мотивацией учения в условиях негосударственного высшего учебного заведения.

Исследование психологических причин снижения качества профессионального образования в негосударственных вузах выходит за рамки анализа мотивов выбора профессии и предполагает рассмотрение сущности, содержания, структуры и особенностей Я-концепции будущего специалиста, получающего специальность за пределами государственного высшего учебного заведения. Исследование этой проблемы представляется особенно актуальным в русле психологической акмеологии.

Состояние и степень разработанности проблемы. Изучению феноменологии, структуры, подходов, закономерностей проявления и развития Я-концепции личностной и профессиональной посвящены работы многих отечественных и зарубежных исследователей.

Исторический аспект анализа проблемы позволил установить, что исследования Я-концепции берут свое начало в философских, акмеологических, психологических, педагогических трудах.

Выдающиеся философы Г. Гегель, Р. Декарт, И. А. Ильин, И. Кант, А. Камю, А. Ф. Лосев, B.C. Соловьев, И. Г. Фихте рассматривали Я-концепцию сходно как Абсолютное «Я» состоящее из «Я» — эмпирическое (человек, субъект) и «не-Я» (окружающий мир, объект).

Акмеологическое содержание исследований личностно-профессиональной Я-концепции представлено в работах К. А. Абульхановой, Б. Г. Ананьева, A.A. Бодалева, A.A. Деркача, Л. Г Лаптева, Н. В. Кузьминой, Л. М. Митиной, С. Ф. Мурашко, И. Н. Торгаевой и др. В контексте акмеологии осуществляется изучение подсистемы формирования продуктивной Я-концепции, выявляются аспекты взаимосвязи профессионализма и гармоничностью составляющих Я-концепцииобраз собственного «Я» и образ профессионального «Я», учитывающего индивидуальные тенденции личностно-профессионального развития (В.Г. Зазыкин, A.B. Садкова, Е. А. Климов, А. К. Маркова, Л. М. Митина и др.).

Вопросам исследования феноменологии, структуры, подходов, закономерностей проявления и развития Я-концепции, самосознания уделяется большое внимание в работах B.C. Агапова, A.A. Реан, Б. Г. Ананьева, Г. М. Андреевой, Ю. М. Орлова, A.A. Крылова, Р. Бернса, Л. И. Божович, И. С. Кона, А. Маслоу, B.C. Мерлина, X. Маркуса, K.P. Роджерса, Э. Г. Эриксона, В. В. Столина, Е. Т. Соколовой, С. Л. Рубинштейна, А. Г. Спиркина, И. И. Чесноковой, Е. В. Шороховой и др.

Особое внимание уделяется Я-концепции как новому педагогическому феномену, который, по мнению его исследователей, наиболее полно отражает суть и процесс формирования личности в обществе. Еще задолго до появления труда Э. Бернса, ученые обращались к проблеме Я-концепции в трудах С. Т. Шацкого, A.C. Макаренко, В. А. Сухомлинского и др.

Большой вклад в разработку проблем профессионализма и профессионала, выявления условий достижения личностью высот профессионального развития, самосовершенствования, становления профессионального Я личности внесли О. С. Анисимов, E.H. Богданов,.

A.A. Бодалёв, A.C. Гусева, Н. И. Калаков, Г. М. Коджаспирова,.

B.Г. Михайловский, О. В. Москаленко, И. Н. Семёнов, М. Ф. Секач, А. П. Ситников, Ю. В. Синягин, В. Д. Шадриков, В. А. Бодров, А. Р. Фонарев, Е. Г. Климов и др.

Теоретические и практические исследования профессиональной Я-концепции представлены в диссертационных работах С. Т. Джанерьян, JI.B. Рыкман, T. J1. Григорьевой, H.H. Ершовой, В. Г. Подмаркова, Е. В. Прокопьевой и др. Исследование динамики представлений о себе и образа «Я-профессионал» в процессе профессионального становления психологов представлены в работе З. Н. Становского.

Проблема соотношения негосударственных и государственных вузов отражена в работах J1.H. Беляевой, В. А. Зернова, В. Н. Владимирова, И. М. Ильинского, М. Н. Берулава, H.A. Лукова, В. А. Садовничего и др.

Несмотря на то, что в акмеологии и психологии значительное внимание уделяется исследованию Я-концепции личности, до сих пор:

— недостаточно изученными остаются сущность, структура, взаимосвязь структурных элементов, содержание и специфические характеристики личностно-профессиональной Я-концепции студентов негосударственных вузов;

— не созданы адекватные психолого-акмеологические модели продуктивного развития личностно-профессиональной Я-концепции студентов негосударственных вузов;

— не разработаны эффективные акмеологические программы развития их личностно-профессиональной Я-концепции.

Имеющиеся недоработки обусловили проблему, сущность которой заключается в том, что у выпускников негосударственных вузов нередко формируется Я-концепция, которая является не полностью адекватной целям и задачам профессионального образования. В результате будущие специалисты в ряде случаев характеризуются неадекватными мотивами профессионального выбора, не всегда демонстрируют успешный личностный рост в профессии, испытывают разочарование ходом и результатами своей деятельности и даже вынуждены менять работу. Этим обусловлена актуальность диссертационного исследования.

Таким образом, объект исследования: личностно-профессиональная Я-концепция студентов негосударственных вузов.

Предмет исследования: психолого-акмеологические особенности личностно-профессиональной Я-концепции студентов негосударственных вузов.

Цель исследования: выявитьпсихолого-акмеологические особенности личностно-профессиональной Я-концепции студентов негосударственных вузов и разработать на их основе программу психологического сопровождения будущих специалистов.

В соответствии с целью исследования задачи диссертационной работы состоят в следующем:

1. На основе теоретического анализа современного состояния проблемы исследования с позиций психологии и акмеологии сформулировать определение, обосновать содержание и структуру личностно-профессиональной Я-концепции студентов негосударственных вузов.

2. Разработать психолого-акмеологическую модель, предусматривающую включение психолого-акмеологической программы развития личностнопрофессиональной Я-концепции студентов вузов в содержание профессионального образования.

3. Дать обоснование компонентов, которые составляют содержание личностно-профессиональной Я-концепции студентов вузов, а также факторов, способствующих ее развитию, с целью изучения взаимосвязи данных объектов диагностики.

4. Провести эмпирическое исследование психолого-акмеологических особенностей личностно-профессиональной Я-концепции студентов негосударственных вузов.

5. Экспериментально проверить развитие личностно-профессио-нальной Я-концепции средствами реализации предлагаемой в диссертации психолого-акмеологической программы.

Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что личностно-профессиональная Я-концепция студентов негосударственных вузов может успешно формироваться по мере развития взаимосвязей между такими ее компонентами, как личностно-профессиональный, профессионально-оценочный, профессионально-регулятивный, в ходе реализации психологической программы, воспроизводящей структуру и связи исследуемого процесса, включая целевой, функциональный, структурный, деятельностный и результативный блоки, под влиянием внешних и внутренних факторов.

Методологическую основу исследования образуют: акмеологический (A.A. Бодалев, A.A. Деркач и др.), системный (В.А. Барабанщиков, В. А. Ганзен, Б. Ф. Ломов и др.), комплексный (Б.Г. Ананьев), прогностический (Н.И. Калаков, JI.A. Регуш и др.), субъектно-деятельностный (К.А. Абульханова, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и др.), антропологический (H.A. Бердяев, П. П. Блонский, П. Ф. Каптерев и др.), синергетический (E.H. Князева, С. П. Курдюмов, И. Пригожин и др.) и полисубъектный подходы (И.В. Вачков, A.A. Вербицкий, Я. Л. Коломинский и др.), принцип активности субъекта (Н.Д. Завалова, В. А. Пономаренко,.

B.Н. Мясищев и др.), принцип гуманизма (C.JI. Рубинштейн, Л. И. Анцыферова и др.), принцип развития (П.П. Блонский, JI.C. Выготский,.

A.Н. Леонтьев и др.), взгляды и исследования в области Я-концепции личностной и профессиональной (С.Т. Джанерьян, Л. М. Митина,.

C.Ф. Мурашко и др.).

Теоретическую основу исследования составили психолого-акмеологические аспекты Я-концепции в профессиональном становлении (О.С. Анисимов, B.C. Агапов, A.A. Реан и др.) — исследования оптимизации профессиональной подготовки и условий осуществления, прогнозирования успешной профессиональной деятельности (A.A. Бодалёв, Э. Ф. Зеер, Г. М. Коджаспирова, Е. А. Климов, Н. В. Кузьмина, О. В. Москаленко,.

B.А. Сластенин и др.) — представления об особенностях соотношения студентов государственных и негосударственных вузов (Л.Н. Беляева, В. А. Зернов, И. М. Ильинский, М. Н. Берулава, H.A. Луков, В. А. Садовничий и др.) — исследования профессиональной Я-концепции в процессе обучения в вузе (Л.В. Рыкман, Т. Л. Григорьева, H.H. Ершова, В. Г. Подмаркова и др.).

Методы исследования: теоретико-методологический анализ литературных источниковна этапе сбора эмпирических данных применялись психодиагностические методы: модифицированная A.A. Реаном методика Т. Лири «Я-концепция и тенденции профессионально-личностного развития», методика «Личностный дифференциал», модифицированная методика С. А. Будасси «Исследование самооценки с помощью процедуры ранжирования», методика Дембо-Рубинштейн в модификации A.M. Прихожантест-опросник самоотношения В. В. Столина, опросник социально-психологической адаптированности (СПА) К. Роджерса и Р. Даймонда (адаптированный А.К. Осницким), методика «Стиль саморегуляции поведения — 98» В. И. Моросановой и Е. М. Коноз, методика диагностики учебной мотивации студентов A.A. Реана и В. Я. Якунина в модификации Н. Ц. Бадмаевой, методика «Способность к прогнозированию» Л. А. Регуш. Для обработки экспериментальных данных использовались методы математической статистики: анализ описательной статистики (критерий Колмогорова — Смирнова, U-критерий Манна-Уитни, Т-критерий Вилкоксона), корреляционный (метод ранговой корреляции Спирмена). Математическая обработка полученных данных, а также наглядное представление в виде таблиц осуществлялись с помощью компьютерной программы SPSS Statistics (Version 17).

Этапы исследования:

Работа над диссертацией проходила в три этапа с 2006 по 2011 г.

1 этап (2006;2008 гг.) — на этом этапе был обозначен предмет диссертационного исследования, сформулирована её тема, написан план, а также изучена научная и научно-методическая литература по теме исследования, проведен анализ и обобщение отечественного и зарубежного опыта изучения Я-концепции личностной и профессиональной. Определена общая концепция исследования с позиций психологии и акмеологии, сформулировано определение, обосновано содержание и структура личностно-профессиональной Я-концепции студентов негосударственных вузов. Разработана психолого-акмеологическая модель развития личностно-профессиональной Я-концепции студентов негосударственных вузов.

2 этап (2008;2010 гг.) — проверка и уточнение гипотезы исследования, подбор валидных психологических методик и соответствующей проблеме выборки исследования, проведено эмпирическое исследование с целью выявления особенностей личностно-профессиональной Я-концепции студентов негосударственных вузов. Далее осуществлялся выбор экспериментальной и контрольной группы студентов и проведение психолого-акмеологического тренинга с экспериментальной группой для проверки развития личностно-профессиональной Я-концепции средствами реализации психолого-акмеологической программы.

3 этап (2010;2011 гг.) — происходила математическая обработка и теоретическая интерпретацияполученных данных, обобщение результатов эмпирического исследования, написание текста диссертации, разработка дальнейших перспектив научного исследования.

Основные научные результаты, полученные лично соискателем и их научная новизна:

— на основе обобщения теоретических подходов к проблеме Я-концепции в психологии и акмеологии проведен анализ категории «личностно-профессиональная Я-концепция" — уточнено и конкретизировано понятие личностно-профессиональной Я-концепции как системной совокупности представлений, знаний индивида о себе как о личности и как о субъекте профессиональной деятельности;

— разработана психолого-акмеологическая модель развития личностно-профессиональной Я-концепции студентов, воспроизводящая структуру и связи исследуемого процесса, включающая в себя целевой, функциональный, структурный, деятельностный, результативный блокивнешние и внутренние факторы развития личностно-профессиональной Я-концепции;

— определены критерии и показатели развития личностно-профессиональной Я-концепции студентов, причем в качестве общего критерия рассмотрена продуктивность развития личностно-профессиональной Я-концепции студентов вузов;

— установлена взаимосвязь личностно-профессионального, профессионально-оценочного, профессионально-регулятивного компонентов и факторов (внешних и внутренних), которые составляют содержание определения «личностно-профессиональная Я-концепция»;

— выявлены особенности различий в «образе Я» как личности и будущего профессионала в их профессиональной самооценке, самоотношении, социально-психологической адаптивности, саморегуляции и мотивации учебной деятельности между студентами негосударственных и государственных вузов;

— эмпирически доказана эффективность развития личностно-профессиональной Я-концепции в рамках психолого-акмеологической программывыявлены значимые изменения в сторону более положительных оценок личностно-профессионального, профессионально-оценочного и профессионально-регулятивного компонентов личностно-профессиональной Я-концепции.

Теоретическая значимость исследования.

Расширено теоретическое представление о личностно-профессиональной Я-концепции как психолого-акмеологическом феномене и ее особенностях в системе негосударственного образования.

Показано, что психологическая модель отражает особенности и факторы, влияющие на развитие личности, а акмеологическая модель — пути развития и самосовершенствования человека, закономерные связи, цели, задачи, принципы, структуру.

Доказана взаимосвязь составляющих понятия «личностно-профес-сиональная Я-концепция» студентов вузов, интегрирующая личностно-профессиональный, профессионально-оценочный, профессионально-регулятивный компоненты.

Выявлена и обоснована сущность различий «образа Я» личности в целом и личности профессионала, включая общую и профессиональную самооценку, самоотношение, социально-психологическую адаптивность, саморегуляцию, мотивацию учебной деятельности.

Показано, что условием эффективной личностно-профессиональной Я-концепции студентов вузов является идеальный образ профессионала, безусловное самопринятие и осознанное планирование своей деятельности.

Практическая значимость исследования. Полученные в результате исследования данные позволили разработать и реализовать комплексную программу развития личностно-профессиональной Я-концепции студентов негосударственного вуза.

Материалы диссертации готовы к практическому внедрению и могут быть использованы как с целью совершенствования учебного плана обучения будущих специалистов, так и в теоретико-практической подготовке будущих психол огов-акмеологов.

Достоверность и надежность результатов исследования обеспечивается методологической обоснованностью исходных позиций исследования, многообразием используемых методов, адекватных целям и задачам исследования, содержательным анализом результатов диагностических процедур, согласованностью теоретических положений и выводов. Надежность полученных данных обеспечивается достаточным объемом эмпирической и экспериментальной выборки и тщательным качественным анализом данных с использованием статистических методов.

Положения, выносимые на защиту:

1. Личностно-профессиональная Я-концепция студентов негосударственных вузов как системная совокупность и порядок функционирования всех представлений, знаний о себе как о личности и субъекте профессиональной деятельности интегрирует три взаимосвязанных компонента: личностно-профессиональный, профессионально-оценочный и профессионально-регулятивный.

2. Разработанная психолого-акмеологическая модель развития личностно-профессиональной Я-концепции студентов негосударственных вузов, воспроизводящая структуру и связи исследуемого процесса, включает в себя целевой, функциональный, структурный, деятельностный и результативный блоки, функционирующие под влиянием внешних и внутренних факторов развития личностно-профессиональной Я-концепции.

3. На основе выделенных критериев можно выделить продуктивный, неравномерный и недостаточный уровни развития личностно-профессиональной Я-концепции студентов, включенные в деятельностный блок психолого-акмеологической модели этого развивающего процесса.

4. Исследование выявляет характерные особенности студентов негосударственных вузов, которые обнаруживаются в их представлениях о себе как о личности и будущем профессионале, а также в динамике показателей развития их личностно-профессиональной Я-концепции в период обучения в вузе.

5. Психологическая программа, представляющая собой поэтапную систему психологических и акмеологических мероприятий и включающая в себя блоки упражнений, направленных на расширение и активизацию средств, способов и методов самопознания, способствует развитию личностно-профессионального, профессионально-оценочного, профессионально-регулятивного компонентов личностно-профессиональной Я-концепции студентов.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные теоретические положения и выводы исследования освещались на международных научно-практических конференциях (Москва, 2010; Санкт-Петербург, 2009; Ульяновск, 2009, 2010, 2011) — на всероссийских научных конференциях (Москва, 2009; Ульяновск, 2010) — на заседаниях кафедры психологии Ульяновского государственного университета.

Внедрение результатов работы диссертационного исследования осуществлялось в Современной гуманитарной академии (Ульяновский филиал) и Ульяновском государственном университете.

Организация исследования. В исследовании приняли участие 418 человек — студенты Современной гуманитарной академии (Ульяновский филиал), Института международного права и экономики им. A.C. Грибоедова (Ульяновский филиал) и Ульяновского государственного университета. Из них 169 человек — студенты негосударственных вузов: Современной гуманитарной академии, Института международного права и экономики им. A.C. Грибоедова (Ульяновский филиал) и 249 человек — студенты государственного вуза (Ульяновский государственный университет). Исследование проводилось в течение 2006;2011 гг.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Выводы по второй главе.

1. В личностно-профессиональной Я-концепции студентов негосударственных вузов интегрируются три взаимосвязанных компонента: личностно-профессиональный, профессионально-оценочный и профессионально-регулятивный.

2. Психолого-акмеологическая модель развития личностно-профессиональной Я-концепции студентов негосударственных вузов состоит из целевого, функционального, структурного, деятельностного и результативного блоков, которые функционируют под влиянием внешних и внутренних факторов развития личностно-профессиональной Я-концепции.

3. С использованием разработанных в диссертации критериев выделяются продуктивный, неравномерный и недостаточный уровни развития личностно-профессиональной Я-концепции студентов, которые представлены в деятельностном блоке психолого-акмеологической модели развивающего процесса профессионального становления личности.

4. Я-концепция студентов негосударственных вузов характеризуется свойственными ей особенностями, которые обнаруживаются в их представлениях о себе как о личности в целом и профессионале, а также в динамике показателей развития их личностно-профессиональной Я-концепции в период обучения в вузе.

5. Развитие личностно-профессиональной Я-концепции студентов негосударственных вузов может быть более эффективным в условиях реализации психологической программы, представляющей собой поэтапную систему психологических и акмеологических мероприятий и включающей в себя блоки упражнений, направленных на расширение и активизацию средств, способов и методов самопознания с формированием личностно-профессионального, профессионально-оценочного, профессионально-регулятивного компонентов представлений будущих специалистов о себе.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Эффективное функционирование и дальнейший прогресс системы высшего образования определяется, в частности, уровнем подготовки обучаемых. Решение задачи оптимизации образовательной деятельности и повышение ее эффективности определяет направление в изучении процесса личностного — профессионального развития и связана с выявлением специфических особенностей его этапов, факторов, детерминирующих данный процесс, критериев продуктивности, анализа психолого-акмеологических новообразований, в частности, развитие у будущих специалистов личностно-профессиональной Я-концепции. В соответствии с задачами исследования, нами проведен анализ сущности личностно-профессиональной Я-концепции у студентов негосударственных вузов. В новых требованиях Государственного образовательного стандарта к результатам освоения студентами основных образовательных программ вуза, указано, что у всех будущих специалистов должны быть сформированы такие компетенции как: способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровеньумение разрабатывать новые методы и средства в выбранной профессиональной сфереумение прогнозировать развитие различных систем, в соответствии со спецификой своей специальностиумение моделировать различные ситуацииумение решать нестандартные задачи, или находить новые методы решения традиционных задач (инновационная деятельность) — способность оценивать с большой долей самостоятельности результаты своей деятельности. Данные компетенции развиваются на основе личностно-профессиональной Я-концепции студентов и составляют его сущность. Так как на сегодняшний день бытует мнение, что студенты негосударственных вузов представляются как слабые, не способные к обучению, а выпускники — не готовые к серьезной работе, решение задачи поиска наиболее продуктивных методов подготовки будущих специалистов, является предпосылкой для изучения личностно-профессиональной Я-концепции негосударственных вузов.

Студенты, способные эффективно осуществлять деятельность в различных областях жизни: в учебно-профессиональной деятельности, в сфере личной и общественной жизни, в рамках социально-психологического взаимодействия с другими людьми и т. п. становятся в будущем профессионалами в своей области. Поэтому, проблема исследования особенностей личностно-профессиональной Я-концепции студентов в контексте негосударственного вузовского обучения представляет большой научно-теоретический и практический интерес.

В связи с этим целью диссертационной работы явилось выявлениепсихолого-акмеологических особенностей личностнопрофессиональной Я-концепции студентов негосударственных вузов и разработка на их основе программы психологического сопровождения будущих специалистов.

Гипотеза исследования заключается в предположении о том, чтоличностно-профессиональная Я-концепция студентов негосударственных вузов может успешно формироваться по мере развития взаимосвязей между такими ее компонентами, как личностно-профессиональный, профессионально-оценочный, профессионально-регулятивный, в ходе реализации психологической программы, воспроизводящей структуру и связи исследуемого процесса, включая целевой, функциональный, структурный, деятельностный и результативный блоки, под влиянием внешних и внутренних факторов.

В ходе научной работы были получены следующие результаты.

1) На основе теоретического анализа современного состояния проблемы исследования с позиций психологии и акмеологии сформулировано определение, обосновано содержание и структура личностно-профессиональной Я-концепции студентов негосударственных вузов. Методологические принципы и подходы психологии развития позволяют рассматривать личностно-профессиональную Я-концепцию студентов негосударственных вузов как системную совокупность и порядок функционирования всех представлений, знаний о себе, как о личности и субъекте профессиональной деятельности, а также личностных и профессионально важных качеств, используемых для достижения поставленных прогностических целей.

2) Разработана психолого-акмеологическая модель, предусматривающая включение психолого-акмеологической программы развития личностно-профессиональной Я-концепции студентов вузов в содержание профессионального образования. В данной модели выделяются целевой, функциональный, структурный, деятельностный, результативный блоки, а также внешние и внутренние факторы развития личностно-профессиональной Я-концепции. Каждый из блоков является частью общей структуры и выполняет определенные функции в общей структуре целого. Структурный блок включает личностно-профессиональный, профессионально-оценочный и профессионально-регулятивный компоненты. Определены критерии и показатели развития личностно-профессиональной Я-концепции студентов. На основании этих критериев выделили продуктивный, неравномерный и недостаточный уровни развития. В рамках модели, а именно в деятельностном блоке, предложили психолого-акмеологическую программу развития личностно-профессиональной Я-концепции студентов вузов, являющейся поэтапной целостной системой психологических и акмеологических мероприятий, которые включают активные методы обучения, лекции, тренинги.

3) Дано обоснование компонентов, которые составляют содержание личностно-профессиональной Я-концепции студентов вузов, а также факторов, способствующих ее развитию, с целью изучения взаимосвязи данных объектов диагностики. В процессе эмпирического исследования личностно-профессиональной Я-концепции студентов негосударственных вузов были получены данные о взаимосвязях личностных переменных, входящих в личностно-профессиональный компонент (образ Я-реальное и образ Я-идеальное (профессиональное) по шкалам авторитарности, эгоистичности, агрессивности, подозрительности, подчиненности, зависимости, дружелюбия, альтруистичности), с переменными профессионально-оценочного и с переменными профессионально-регулятивного компонентов на статистически значимом уровне. Из полученных результатов корреляционного анализа можно сделать вывод о сложных взаимосвязях выделенных компонентов в структуре личности студентов.

4) Проведено эмпирическое исследование психологоакмеологи-ческих особенностей личностно-профессиональной Я-концепции студентов негосударственных вузов, заключающейся в их более высоком уровне самопринятия, эмоционального комфорта и адаптированности к изменяющимся условиям, профессиональных притязаний, профессиональной самооценки и профессиональной практической компетентности, профессиональной мотивации по сравнению со студентами государственных вузов.

5) Экспериментально проверено развитие личностно-профессиональной Я-концепции средствами реализации предлагаемой в диссертации психолого-акмеологической программы, включающей диагностическое изучение индивидуальных особенностей личностно-профессиональной Я-концепции студентов и обучение способам развития личностно-профессиональной Я-концепции для дальнейшего выхода на уровень саморазвития, самосовершенствования. Результатом исследования стал вывод о том, что после проведения психолого-акмеологического тренинга произошли значимые положительные изменения в сторону более положительных оценок личностно-профессионального, профессионально-оценочного и профессионально-регулятивного компонентов.

Таким образом, диссертационное исследование психолого-акмеологических особенностей личностно-профессиональной Я-концепции студентов негосударственных вузов имеет, на наш взгляд, практическую значимость, которая заключается в возможности использовать полученные результаты в образовательном процессе вуза. На основе знания особенностей личностно-профессиональной Я-концепции студентов негосударственных вузов, возможен более эффективный подход к организации и проведению учебных занятий, направленных на развитие и становление успешной, самоактуализирующейся личности. Помимо программы развития необходимо внедрение и программы сопровождения. Данная помощь может осуществляться в виде мониторингового контроля или индивидуальных консультаций. Разработанная программа направлена на повышение мотивации познания себя как личности и будущего профессионала, а также мотивации саморазвития. Данный тренинг может также послужить основой для разработки других аналогичных тренингов, нацеленных на более эффективное решение психолого-акмеологических проблем профессионализации и саморазвития личности.

Разработанная в диссертации совокупность концептуальных положений и выводов содержит решение такой научной проблемы, сущность которой заключается в том, что у выпускников негосударственных вузов нередко формируется Я-концепция, которая является не полностью адекватной целям и задачам профессионального образования. В результате будущие специалисты в ряде случаев характеризуются неадекватными мотивами профессионального выбора, не всегда демонстрируют успешный личностный рост в профессии, испытывают разочарование ходом и результатами своей деятельности и даже вынуждены менять работу. Поэтому исследование особенностей личностно-профессиональной Я-концепции студентов негосударственных вузов актуально на сегодняшний день.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , В. В. Социальная психология личности и группы Текст. / В. В. Абрамов. Ульяновск: УлГУ, 2005. — 135 с. — ISBN 5−88 866−213−5.
  2. , Г. С. Алгоритмы работы психолога со взрослыми Текст. / Г. С. Абрамова. М.: Академ, проект: Гаудеамус, 2003. — 223 с. — ISBN 598 426−003−4.
  3. , Г. С. Психологическое консультирование Текст.: теория и опыт: студ. высш. пед. учеб. заведений / Г. С. Абрамова. М.: Академия, 2001.-240 с. — ISBN 5−7695−0516−8.
  4. , К. А. Психология и сознание личности Текст.: (проблемы методологии, теории и исследования реальной личности): избр. психол. тр. / К. А. Абульханова. М.: Моск. психол.-соц. ин-т — Воронеж: МОДЭК, 1999.-218 с. — ISBN 5−89 502−067−4.
  5. Абульханова-Славская, К. А. Деятельность и психология личности Текст. / К. А. Абульханова-Славская. М.: Наука, 1980. — 335 с.
  6. Абульханова-Славская, К. А. Философско-психологическая концепция С. Л. Рубинштейна Текст. / К. А. Абульханова-Славская, А. В. Брушлинский. М.: Наука, 1989.-243 с. — ISBN 5−02−13 315−9.
  7. , В. А. Психология личности Текст.: учеб. пособие / В. А. Аверин. 2-е изд. — СПб.: Михайлов В. А., 2001. — 190 с. — ISBN 5−8016−0240−2.
  8. Акмеология 2003 Текст.: метод, и методол. проблемы. Вып. 8 / сост. и ред. Н. В. Кузьмина, А. В. Зимичев. — СПб.: Акмеол. Акад., 2003. — 303 с.-ISBN 5−9393−010−7.
  9. Акмеология Текст.: учебник / под общ. ред. А. А. Деркача. М.: РАГС, 2002. — 681 с. — (Учебники Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации). — ISBN 5−7729−0138−9.
  10. , Б. Г. О проблемах современного человекознания Текст. / Б. Г. Ананьев. 2-е изд. — СПб.: Питер, 2001. — 263 с. — ISBN 5−272−289-Х.
  11. , Б. Г. Человек как предмет познания Текст. / Б. Г. Ананьев.- JI.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1969. 339 с.
  12. , Г. М. Психология социального познания Текст.: учеб. пособие / Г. М. Андреева. М.: Аспект Пресс, 1997. — 239 с. — ISBN 5−75 670 197−4.
  13. , Ю. В. Психолого-акмеологические аспекты личностно-профессионального развития студентов вузов Текст. / Ю. В. Андреева, А. С. Седунова. Ульяновск: УлГУ, 2004. — 143 с. — ISBN 5−88 866−164−3.
  14. Анн, Л. Ф. Психологический тренинг с подростками Текст. / Л. Ф. Анн. СПб.: Питер, 2003. — 270 с. — ISBN 5−94 723−492−0.
  15. , Н. Ц. Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей Текст. / Н. Ц. Бадмаева. Улан-Удэ: ВСГТУ, 2004.-280 с.-ISBN 5 -89 230- 193−1.
  16. , А. В.Диагностика профессионально важных качеств Текст. / А. В. Батаршев, И. Ю. Алексеева, Е. В. Майорова. СПб.: Питер, 2007. — 186 с. — ISBN 978−5-91 180−107−6.
  17. , В. А. Психология Текст.: энциклопедический словарь / В. А. Бачинин. СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2005. — 271 с. — ISBN 5−80 160 257−7.
  18. , Е.П. Социальная психология личности Текст.: учеб. пособие для вузов / Е. П. Белинская, O.A. Тихомандрицкая. М.: Аспект Пресс, 2001. — 300 с. — ISBN 5−7567−0137−0.
  19. , Р. Развитие Я-концепции и воспитание Текст.: пер. с англ. / Р. Берне. М.: Прогресс, 1986. — 422 с.
  20. , Г. А. Методологические основы деятельности практического психолога Текст.: учеб. пособие / Г. А. Берулава. М.: Высшая школа, 2003. — 64 с. — ISBN 5−06−4 382−7.
  21. , В. Ф. Искусство задавать вопросы Текст.: тренинг для успешного ведения переговоров / В. Ф. Биркенбиль. М.: Интерэксперт, 2005.- 184 с. ISBN 5−85 523−034−1.
  22. , Н. Р. Психология личностного роста Текст.: практ. пособие по проведению тренинга личностного роста психологов, педагогов, соц. работников / Н. Р. Битянова. М.: МПА, 1995. — 64 с. — ISBN 5−87 977−0214.
  23. , М. И. Социальные нормы и регуляция повеления Текст. / М. И. Бобнева. М.: Наука, 1978. — 311 с.
  24. , Е. Н. Введение в акмеологию Текст.: учеб. пособие / Е. Н. Богданов, В. Г. Зазыкин — Калуж. гос. пед. ун-т им. К. Э. Циолковского. -Калуга: КГПУ, 2000. 97 с. — ISBN 5−88 725−038−2.
  25. , А. А. Общая психодиагностика Текст. / А. А. Бодал ев, В. В. Столин. СПб.: Речь, 2003. — 439 с. — ISBN 5−9268−0015−3.
  26. , В. А. Психология профессиональной пригодности Текст.: учеб. пособие для вузов / В. А. Бодров. М.: ПЕР СЭ, 2001. — 511 с. — ISBN 59 292−0048−3.
  27. , JI. И. Личность и ее формирование в детском возрасте Текст. / JI. И. Божович. М.: Просвещение, 1968. — 464 с.
  28. , JI. П. Социальная среда и сознание личности Текст. / JI. П. Буева. М.: Изд-во МГУ, 1968. — 268 с.
  29. , JI. П. Человек : деятельность и общение Текст. / Л. П. Буева. -М.: Мысль, 1978.-216 с.
  30. , Л. Ф. Психодиагностика Текст. / Л. Ф. Бурлачук. 2-е изд. — СПб.: Питер, 2008. — 384 с. — ISBN 978−5-91 180−841−9.
  31. , Т. М. О проблемах становления чувства самоидентичности у студентов-психологов Текст. / Т. М. Буякас // Вестник Московского университета. Сер. 14, Психология. 2000. — № 1. — С. 56−62. — ISSN 0137−0936.
  32. , Н. Н. Тренинг профессиональных коммуникаций в психологической практике Текст. / Н. Н. Васильев. СПб.: Речь, 2005. — 282 с.-ISBN 5−9268−0354−3.
  33. , И. В.Основы технологии группового тренинга. Психотехники Текст.: учеб. пособие / И. В. Вачков. М.: Ось-89, 1999. — 175 с. — (Практическая психология). — ISBN 5−86 894−274−4.
  34. , Б. Н. Самоуправление : потенциал личности Текст. / Б. Н. Гамидуллаев. 2-е изд. — Ростов н/Д: Феникс, 2006. — 589 с. — ISBN 5−22 208 439−6.
  35. , Е. Н. Рынок образовательных ресурсов : аспекты модернизации Текст.: монография / Е. Н. Геворкян. М.: Маркет ДС, 2005. -358 с.-ISBN 5−7958−0115−1.
  36. , С. Б. Анализ проблемы в психологическом консультировании Текст.: метод, рекомендации по курсу «Консультативная психология» / С. Б. Гнедова — УлГУ, ФГНиСТ, Каф. психологии проф. деят-ти и акмеологии. Ульяновск: УлГУ, 2003. — 46 с.
  37. , JI. А. Введение в профессию «психолог» Текст.: учеб. пособие для вузов / JI. А. Григорович. М.: Гардарики, 2004. — 191 с. -(Psychologia universalis). — ISBN 5−8297−0205−3.
  38. , К. М. Психологическая диагностика Текст.: учеб. пособие / К. М. Гуревич. М.: УРАО, 1997. — 302с. — ISBN 5−204−112−3.
  39. , А. А. Акмеологическая культура личности Текст.: содержание, закономерности, механизмы развития / А. А. Деркач, Е. В. Селезнева — РАО, Моск. психол.-соц. ин-т. М.: МПСИ — Воронеж: МОДЭК, 2006. — 493 с. — ISBN 5−89 502−904−3.
  40. , А. А. Акмеология в вопросах и ответах Текст.: учеб. пособие / А. А. Деркач, Е. В. Селезнева. М.: МОДЭК, 2007. — 248 с. — ISBN 978−5-89 395−847−8.
  41. , С. Т. Системный подход к изучению профессиональной Я-концепции Текст. / С. Т. Джанерьян // Вестник Оренбургского государственного университета. 2005. — № 4 (Прил.). — С. 162−169. — ISSN 1814−6457.
  42. , У. Психология Текст.: [перевод] / У. Джемс — под ред. [и с предисл.] Л. А. Петровской. М.: Педагогика, 1991. — 369 с. — ISBN 5−71 550 402−3.
  43. , А. И. Профессиональные представления студентов-психологов Текст. / А. И. Донцов, Г. М. Белокрылова // Вопросы психологии.- 1999. № 2. — С. 42−49. — ISSN 0042−8841.
  44. , О. В. Тренинг лидерства Текст.: монография / О. В. Евтихов. СПб.: Речь, 2007. — 254 с. — ISBN 5−9268−0639−9.
  45. , О. Ю. Математическая статистика для психологов Текст. / О. Ю. Ермолаев. М.: Изд -во Моск. психол.-соц. ин-та: Флинта, 2002. — 336 с.-ISBN 5−89 349−361−3.
  46. , Э. Ф. Кризисы профессионального становления личности Текст. / Э. Ф. Зеер, Э. Э. Сыманюк // Психологический журнал. 1997. — № 6.- С. 35−44. ISSN 0205−9592.
  47. , Э. Ф. Психология профессий Текст.: учеб. пособие для студентов вузов / Э. Ф. Зеер. М.: Академический Проект — Екатеринбург: Деловая книга, 2003. — 330 с. — ISBN 5−8291−0190−4.
  48. , Э. Ф. Психология профессионального образования Текст.: учеб. пособие / Э. Ф. Зеер. М.: Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та — Воронеж: МОДЕК, 2003. — 479 с. — ISBN 5−89 502−341-Х.
  49. , Э. Ф.Психология профессионального развития Текст.: учеб. пособие для студ. вузов по напр. «Психология» и псих. спец. / Э. Ф. Зеер. М.: Академия, 2006. — 240 с. — ISBN 5−7695−2654−8.
  50. , И. А. Педагогическая психология Текст.: учеб. пособие для вузов / И. А. Зимняя. Ростов н/Д: Феникс, 1997. — 477 с. — (Для студентов вузов). — ISBN 5−85 880−390−3.
  51. , Е. П. Дифференциальная психология профессиональной деятельности Текст. / Е. П. Ильин. СПб.: Питер, 2008. — 428 с. — ISBN 978−591 180−837−2.
  52. , Е. П. Мотивация и мотивы Текст. / Е. П. Ильин. СПб.: Питер, 2000. — 508 с.
  53. , О. Н. Справочник по групповой психокоррекции Текст. / О. Н. Истратова. Ростов н/Д: Феникс, 2006. — 444 с. — ISBN 5−222−9 669−8.
  54. , Т. А. Взаимосвязь личностного развития и профессионального становления студентов-психологов Текст. / Т. А. Казанцева, Ю. Н. Олейник // Психологический журнал. 2002. — Т. 23, № 6. -С. 51−59.-ISSN 0205−9592.
  55. Г. М. Педагогическая антропология. М. — Москва: 2005.-287 с.
  56. Капрара, Джиан В. Психология личности Текст. / Джиан В. Капрара, Д. Сервон — пер. с англ. В. Белоусов. СПб.: Питер, 2003. — 638 с. — (Мастера психологии). — ISBN 5−318−404−0.
  57. , В. Е. Проблема личности: методология исследования и жизненный смысл Текст. / В. Е. Кемеров. М.: Политиздат, 1977. — 253 с.
  58. , Е. А. Психология профессионала : избранные психологические труды Текст. / Е. А. Климов — Моск. Психолого-соц.ин-т. -М.: ИПП — Воронеж: МОДЭК, 1996. 400 с. — ISBN 5−87 224−108−9.
  59. , Е. А. Психология : воспитание, обучение Текст.: учеб. пособие для студ. вузов / Е. А. Климов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. — 375 с. -ISBN 5−238−179−7.
  60. , С. Теории личности : познание человека Текст. / С. Клонингер — пер. с англ. А. Смирнова. 3-е изд. — СПб.: Питер, 2003. — 718 с. -ISBN 5−318−554−3.
  61. , А. Г. Психические особенности человека Текст.: в 2 т. / А. Г. Ковалев, В. Н. Мясищев. Л.: Изд-во ЛГУ, 1957−1960.
  62. , А. Г. Психология личности Текст. / А. Г. Ковалев. 2-е изд., испр., доп. — М.: Просвещение, 1965. — 288 с.
  63. Коллектив и личность Текст. М.: Наука, 1975. — 263 с.
  64. Кон, И. С. В поисках себя: личность и ее самосознание Текст. / И. С. Кон. М.: Политиздат, 1984. — 335 с.
  65. Кон, И. С. Открытие «Я» Текст. / И. С. Кон. М.: Политиздат, 1978. — 367 с.
  66. Кон, И. С. Психология юношеского возраста Текст. / И. С. Кон. М.: Просвещение, 1979. — 175 с.
  67. Кон, И. С. Социология личности Текст. / И. С. Кон. М.: Политиздат, 1967. — 383 с.
  68. , Р. Основы психологического консультирования и групповой психотерапии : учеб. пособие для высшей школы Текст. / Р. Кочюнас. М.: Академ, проект: ОППЛ, 2003. — 464 с. — ISBN 5−8291−0308−7.
  69. Краткий психологический словарь Текст. / В. В. Абраменкова [и др.] - под общ. ред. А. В. Петровского. М.: Политиздат, 1985. — 431 с.
  70. , Е. П. Национальное самосознание : введение в проблему Текст.: монография / Е. П. Крупник — Моск. психол.-соц. ин-т. М.: МПСИ, 2006. — 135 с. — ISBN 5−89 502−909−4.
  71. , А. Ф. Избранныетрудыпопсихологии Текст. / А. Ф. Лазурский — [редкол.: А. В. Брушлинский (пред.) и др.] - Рос. акад. наук, Ин-т психологии. М.: Наука, 1997. — 446 с. — (Памятники психологической мысли. ППМ). — ISBN 5−02−13 254−3.
  72. , М. С. Введение в медицинскую психологиюТекст. / М. С. Лебединский, В. Н. Мясищев. Л.: Медицина, 1966. — 430 с.
  73. , А. Б. Психодиагностика функциональных состояний человека Текст. / А. Б. Леонова. М.: МГУ, 1984. — 200 с.
  74. , А. Н. Деятельность. Сознание. Личность Текст. М.: Политиздат, 1975. — 304 с.
  75. , А. Н. Избранные психологические произведения Текст.: в 2 т. / А. Н. Леонтьев. М.: Педагогика, 1983.
  76. , Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии Текст. / Б. Ф. Ломов. М.: Наука, 1984. — 444 с.
  77. , Г. Ю. От первокурсника до выпускника : проблемы профессионального и личностного самоопределения студентов-психологов Текст. / Г. Ю. Любимова // Вестник Московского университета. Сер. 14, Психология. 2000. — № 1. — С. 48−56. — ISSN 0201−7385.
  78. Лютова-Робертс, Е. К. Тренинг начинающего консультанта: ведение доверительной беседы Текст. / Е. К. Лютова-Робертс. СПб.: Речь, 2007. -306 с. — ISBN 5−9268−0618−6.
  79. , Д. Социальная психология Текст.: учеб. пособие / Д. Майерс — пер. с англ. В. Гаврилов [и др.]. 2-е изд., испр. — СПб.: Питер, 1998. — 688 с. — (Мастера психологии). — ISBN 5−88 782−141−8.
  80. , А. К. Психология профессионализма Текст. / А. К. Маркова. М., 1996. — 308 с. — ISBN 5−87 633−016−7.
  81. Методологические проблемы социальной психологии Текст. / под ред. Е. В. Шороховой. М.: Наука, 1975. — 295 с.
  82. , И. А. Проблемное поле и переживания студентов Текст. / И. А. Мещерякова, А. В. Иванова // Психологическая наука и образование. 2004. — № 2. — С. 5−10. — ISSN 1814−2052.
  83. , С. Психология развития : методы исследования Текст.: пер. с англ. / С. Миллер. 2-е изд., междунар. — СПб.: Питер, 2002. — 464 с. -(Мастера психологии). — ISBN 5−318−472−5.
  84. , Л. М. Формирование профессионального самосознания учителя Текст. // Сов. педагогика. 1989. — № 12.
  85. , Е. В. Обучение самопрезентации Текст. / Е. В. Михайлова. М.: ГУ ВШЭ, 2006. — 167 с. — ISBN 5−7598−0433−2.
  86. , Е. А. Карьерный рост : диагностика, технология, тренинг Текст.: монография. СПб.: Речь, 2007. — 336 с. — ISBN 5−92 680 599−6.
  87. , Н. А. Тренинг педагогического общения Текст. / Н. А. Морева. М.: Просвещение, 2003. — 303 с. — ISBN 5−09−11 316−5.
  88. , В. И. Регуляторные аспекты экстраверсии и нейротизма : новый взгляд Текст. / В. И. Моросанова, Е. А. Коноз // Вопросы психологии. 2001. — № 2. — С. 59−73. — ISSN 0042−8841.
  89. , В. И. Самосознание и саморегуляция поведения Текст. / В. И. Моросанова, Е. А. Аронова. М.: Инст-т психологии РАН, 2007. — 213 с. — ISBN 978−5-9270−0104−0.
  90. , В. И. Стиль саморегуляции поведения Текст.: руководство по использованию / В. И. Моросанова. СПб.: Когито-Центр, 2004. — 44 с. — ISBN 5−89 353−126−4.
  91. Мотивационная регуляция деятельности и поведения личности Текст. / отв. ред. Л. И. Анцыферова. М.: Прогресс, 1988. — 373 с.
  92. , Г. В. Развитие студента негосударственного вуза как субъекта учебно-познавательной деятельности Текст. / Г. В. Мухаметзянова, 3. Г. Мустафина // Вестник ВЕГУ. 2008. — № 1(33). — С. 94−102.
  93. , В. Н. Личность и неврозы Текст. / В. Н. Мясищев. М.: Изд-во ЛГУ, 1960. — 426 с.
  94. , В. Н. Основные проблемы и современное состояние психологии отношений человека Текст. В 2 т. Т. 2 / В. Н. Мясищев // Психологическая наука в СССР. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960. — С. 110 125.
  95. , Ш. А. Установка и деятельность Текст. / Ш. А. Надирашвили. Тбилиси: Мецниереба, 1987. — 361 с.
  96. , И. Н. Введение в технологию психодиагностики Текст. / И. Н. Носс. М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003. — 251 с. — ISBN 5−89 939 084−5.
  97. , Р. В. Справочнаякнигашкольногопсихолога Текст. / Р. В. Овчарова. 2-е изд., дораб. — М.: Просвещение, 1996. — 351 с. — ISBN 5−9 007 270−1.
  98. Оллпорт, Г. Личностьв психологии = The person in psychology Текст. / Г. Оллпорт. М. — СПб.: КСП+: ЮВЕНТА, 1998. — 345 с. — (Теории личности). — ISBN 5−89 692−007−5.
  99. Основы общей и прикладной акмеологии Текст.: учеб. пособие / отв. ред. А. А. Деркач — Воен. Академия им. Ф. Э. Дзержинского. М.: РАГС, 1995. — 387 с. — ISBN 5−88 075−009−4.
  100. Основы планирования профессиональной деятельности: методы обучения Текст.: учеб. пособ. для преподавателей / Л. Г. Рыбалкина [и др.] - под общ. ред. Г. В. Галевского. М.: Флинта: Наука, 2006. — 113 с. — ISBN 589 349−967−0.
  101. , Б. Д. Основы социально-психологической теории Текст. / Б. Д. Парыгин. М.: Мысль, 1971. — 352 с.
  102. , В. Э. Групповой психологический тренинг Текст.: учеб. пособие для студ. вузов по спец. «Психология» / В. Э. Пахальян. СПб.: Питер, 2006. — 223 с. — ISBN 5−469−1 390−1.
  103. , Е. М. Социальные нормы регуляторы поведения Текст. /Е. М. Пеньков. — М.: Мысль, 1972. — 198 с.
  104. , JI. А. Психология личности : теория и исследования Текст. / JI. А. Первин, О. П. Джон — пер. с англ. М. С. Жамкочьян — под ред В. С. Магуна. М.: Аспект-Пресс, 2000. — 606 с. — ISBN 5−7567−0237−7.
  105. , JI. А. Теоретические и методологические проблемы социально-психологического тренинга Текст. / Л. А. Петровская. М., 1982. -168 с.
  106. , А. В. Личность. Деятельность. Коллектив Текст. / А. В. Петровский. М.: Политиздат, 1982. — 255 с.
  107. , С. И. Высшее образование : желаемое и действительно Текст. / С. И. Плаксий. М.: Нац. Ин-т бизнеса, 2008. — 774 с.
  108. , К. К. Структура и развитие личности Текст. / К. К. Платонов. М.: Наука, 1986. — 255 с.
  109. , Ю. П. Психологические портреты персонала : типология и диагностика Текст. / Ю. П. Платонов. СПб.: Речь, 2003. — 416 с.
  110. , Т. К. Становление целостного образа «Я» личности в процессе профессионализации в вузе Текст.: дайджест / Т. К. Поддубная // Психология обучения. 2005. — № 9. — С. 41−43. — ISSN 1561−2457.
  111. Практикум по психологии профессиональной деятельности и менеджмента Текст.: учеб. пособие / под ред. Г. Никифорова [и др.]. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та: Питер, 2001. — 239 с. — (Серия «Практикумпопсихологии»). — ISBN 5−288−2 955−5.
  112. Преподаватель вуза: технологии и организации деятельности Текст. / под ред. С. Д. Резника. М.: Инфра-М, 2010. — 389 с. — ISBN 978−516−3 687−8.
  113. Психологическая диагностика Текст.: учеб. пособие / под ред. К. М. Гуревича и Е. М. Борисовой. — М.: Изд-во УРАО, 1997. 302 с. — ISBN 5204−112−3.
  114. Психологические механизмы социальной регуляции поведения Текст. / отв. ред. М. И. Бобнева, Е. В. Шорохова. М.: Наука, 1978. — 330 с.
  115. Психологический словарь Текст. / под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ACT [и др.], 2006. — 479 с. — ISBN 5−17−23 838-Х.
  116. Психологический энциклопедический словарь Текст. / под ред. В.
  117. A. Бачинина. М.: Политиздат, 1985. — 265 с.
  118. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности Текст. / С. А. Боровикова [и др.] - под ред. Г. С. Никифорова — С.-Петербург, гос. ун-т. СПб.: Изд-во С.-Петербург, ун-та, 1991. — ISBN 5−288−894−9.
  119. Психология Текст.: учебник / под ред. А. А. Крылова. М.: Проспект, 2000. — 584 с. — ISBN 5−8369−0027−2.
  120. Психология личности в трудах зарубежных психологов Текст. / [сост. А. А. Реан]. СПб.: Питер, 2000. — 316 с. -(Хрестоматия. Серия). — ISBN 5−272−143−5.
  121. Психология личности в трудах отечественных психологов Текст. / сост. JI. В. Куликов. СПб.: Питер, 2000. — 480 с. — (Хрестоматия по психологии). — ISBN 5−8046−0170−9.
  122. Психология личности и образ жизни Текст. / отв. ред. Е.
  123. B.Шорохова. М.: Наука, 1987. — 220 с.
  124. Психология профессионального здоровья Текст.: учеб. пособие / под ред. Г. С. Никифорова. СПб.: Речь, 2006. — 480 с. — ISBN 5−9268−0436−1.
  125. Психология самосознания Текст.: хрестоматия / ред.-сост. Д. Я. Райгородский. Самара: Бахрах-М, 2000. — 672 с. — ISBN 5−89 570−014−4.
  126. Психология труда Текст. / под ред. А. В. Карпова. М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. — 352 с. — ISBN 5−30 500−111−0.
  127. Психология формирования и развития личности Текст. / отв. ред. Л. И. Анцыферова. М.: Наука, 1981. — 465 с.
  128. Психология человека от рождения до смерти Текст. СПб.: Прайм-Еврознак, 2002. — 656 с. — (Серия «Психологическая энциклопедия»). -ISBN 5−93 878−029.
  129. Рабочая книга практического психолога Текст.: пособ. для специалистов работающих с персоналом / [авт. и сост.: Абульханова К. А. и др.]. М.: Изд-во Ин-та Психиатрии, 2002. — 640 с. — ISBN 5−89 939−036−0.
  130. , Д. Я. Практическая психодиагностика : методики и тесты Текст.: учеб. пособие / Д. Я. Райгородский. Самара: Бахрах -М, 2004. — 672 с. — ISBN 5−94 648−014−6.
  131. , А. А. Психология адаптации личности. Анализ. Теория. Практика Текст. / А. А. Реан, А. Р. Кудашев, А. А. Баранов. СПб.: Прайм-Еврознак, 2006. — 479 с. — ISBN 5−93 878−211−2.
  132. , А. А.Психология и педагогикаТекст. / А. А. Реан, Н. В. Бордовская, С. И. Розум. — СПб.: Питер, 2002. — 432 с. — (Серия «Учебник нового века»). ISBN 5−272−266−0.
  133. , А. А. Психология изучения личности Текст.: учеб. пособие / А. А. Реан. СПб.: Михайлов В. А., 1999. — 288 с. — ISBN 5−8016−0044−2.
  134. , А. А. Психология личности : социализация, поведение, общение Текст. / А. А. Реан. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК — М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2004. — 407 с. — (Мэтры психологии). — ISBN 5−93 878−123-Х.
  135. , А. А. Социальная педагогическая психология Текст. / А. А. Реан, Я. Л. Коломинский. СПб.: Питер Ком, 1999. — 413 с. — (Мастера психологии). — ISBN 5−88 782−424−7.
  136. , Jl. А. Психология прогнозирования : успехи в познании будущего Текст. / Л. А. Регуш. СПб.: Речь, 2003. — 352 с. — ISBN 5−92 680 206−7.
  137. Роджерс, К. Взгляд на психотерапию. Становление человека Текст.: пер. с англ. / К. Роджерс. М.: Прогресс: Универс, 1994. — 480 с. -ISBN 5−01−4 150−2.
  138. , В. А.Взаимодействие психолога ипедагога в учебном процессе Текст. :метод. рекомендации / В. А.Родионов, М. А.Ступницкая. -Ярославль: Акад. развития: Акад. Холдинг, 2001. 159 с. — (Практическая психология вшколе). — ISBN 5−9285−0150−1.
  139. , С. Л. Основы общей психологии Текст. / С. Л. Рубинштейн. СПб.: Питер, 2002. — 712 с. — (Мастера психологии). — ISBN 5314−16−4.
  140. , С. Л. Проблемы общей психологии Текст. / С. Л. Рубинштейн. М.: Педагогика, 1973. — 424 с.
  141. , В. В. Анализ развития службы практической психологии образования Москвы Текст. / В. В. Рубцов, С. Б. Малых, В. Г. Кобозева // Психологическая наука и образование. 2002. — № 2. — С. 21−27.
  142. , С. Г.Психолого-педагогическое сопровождение адаптации студентов в вузе Текст.: дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / С. Г. Рудкова. Биробиджан, 2005. — 215 с.
  143. , Л. Г. Планирование профессиональной деятельности и карьеры Текст.: учеб. пособие по дисциплинам «Основы планирования проф. деятельности», «Основы эффективного поведения на рынке труда»,
  144. Конкурентоспособность на рынке труда" / JI. Г. Рыбалкина. М.: Флинта: Наука, 2007. — 299 с. — ISBN 978−5-9765−0307−6.
  145. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности Текст. / под ред. В. А. Ядова. JI.: Наука, 1979. — 264 с.
  146. Самосознание и защитные механизмы личности Текст.: хрестоматия / ред.-сост. Д. Я. Райгородский. Самара: Бахрах-М, 2003. — 655 с. -ISBN 5−94 648−017−0.
  147. , Н. В. Карьера без стресса Текст. / Н. В. Самоукина. -СПб.: Питер, 2003. 251 с. — ISBN 5−94 723−010−0.
  148. , Н. В.Практический психолог в школе Текст. :лекции, консультирование, тренинги / Н. В.Самоукина. М.: Изд-во Ин-та психотерапии, 2003. — 225 с. — (Советы психолога). — ISBN 5−89 939−095−6.
  149. , А. С. Методы акмеологического исследования личностно-профессионального развития Текст.: учеб. пособие для вузов / А. С. Седунова — УлГУ. Ульяновск: УлГУ, 2009. — 166 с.
  150. , Е. В.Методы математической обработки в психологии Текст. / Е. В. Сидоренко. СПб.: Речь, 2006. — 350 с. — ISBN 5−9268−0010−2.
  151. , Е. В. Технологии создания тренинга : от замысла к результату Текст. / Е. В. Сидоренко. СПб.: Речь, 2007. — 328 с. — ISBN 59 268−0610−0.
  152. , А. П. Акмеологический тренинг : теория, методика, психотехнологии Текст. / А. П. Ситников. М.: Технолог, школа бизнеса, 1996. — 429 с. — ISBN 5−86 073−012−8.
  153. , В. А. Психология и педагогика Текст.: учеб. пособ. для вузов / В. А. Сластенин, В. П. Каширин. М.: Академия, 2001. — 478 с. -ISBN 5−7695−0488−9.
  154. , А. П. Эстетическая компетентность : личностное и профессиональное развитие человека Текст.: учеб.-метод, пособие / А. П. Соболева, И. В. Дубровина. Ульяновск, УлГУ, 2006. — 84 с.
  155. , Jl. H. Психодиагностика в профориентации и кадровом отборе Текст. / Л. Н. Собчик. СПб.: Речь, 2002. — 67 с. — ISBN 5−9268−0111−7.
  156. Современная психология Текст.: справ, рук-во/ Ин-т психологии РАН — под ред. В. Н. Дружинина. М.: ИНФРА-М, 1999. — 687 с. — ISBN 586 225−975−9.
  157. Современные технологии обучения в профессиональном образовании Текст. / сост. А. Ф. Щепотин, В. Д. Федоров. М.: Профессионал-Ф, 2002. — 55 с. — ISBN 5−901 765−08−7.
  158. , Е. А. Профессиональное становление личности специалиста-гуманитария Текст. / Е. А. Соколков. М.: Университетская книга, 2009. — 480 с. — ISBN 978−5-98 699−092−7.
  159. Социальная психология Текст.: учеб. пособ. для вузов / под ред. А. М. Столяренко. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. — 543 с. — ISBN 5−238−298.
  160. Социальная психология Текст.: учеб. пособие / отв. ред. А. Л Журавлев. М.: ПЕР СЭ, 2002. — 351 с. — ISBN 5−9292−0055−6.
  161. , Г. В. Тренинг навыков практического психолога Текст. / Г. В. Старшенбаум. М.: Психотерапия, 2008. — 407 с. — ISBN 978−5 903 182−37−4.
  162. , В. В. Опросник самоотношения Текст. / В. В. Столин, С. Р. Пантелеев // Практикум по психодиагностике: психодиагностические материалы. М.: Изд-во МГУ, 1988. — С. 123−130.
  163. , В. В.Самосознание личности Текст. / В. В. Столин. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1983. — 285 с.
  164. , А. М. Психология и педагогика Текст.: учеб. для вузов / А. М. Столяренко. 3-е изд., доп. — М.: ЮНИТИ, 2010. — 543 с. — ISBN 978−5-238−1 679−5.
  165. , Л. Д. Основы психологии Текст.: учеб. пособие для вузов / Л. Д. Столяренко. 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ACT — Ростов н/Д: Феникс, 1999. — 672 с. — ISBN 5−222−483.
  166. Студент вуза: технологии и организация обучения Текст.: учеб. пособие / под ред. д-ра эконом, наук, проф. С. Д. Резника. М.: Инфра-М, 2009. — 475 с. — ISBN 978−5-16−3 583−3.
  167. , Э. Э. Психологические барьеры профессионального развития личности Текст.: учеб.-метод. пособие / Э. Э. Сыманюк — Моск. психол.-соц. ин-т. М.: МПСИ, 2005. — 248 с. — ISBN 5−89 502−874−9.
  168. Теоретико-методологические основы становления личности в современных образовательных системах Текст. / А. В. Кузнецов [и др.]. М. — Ульяновск: УлГУ, 2006. — 311 с. — ISBN 5 -88 866−263−1.
  169. Теоретические и методологические аспекты социально-гуманитарных наук и технологий Текст.: мат-лы всерос. конф., поев. 10-летию фак. гуманит. наук и соц. технологий. Ульяновск: УлГУ, 2003. — 228 с.
  170. , В. А. Современная психология труда Текст.: учеб. пособие для вузов по направлению и специальностям психологии / В. А. Толочек. М.: Питер, 2005. — 478 с. — ISBN 5−272−193−1.
  171. Торн, Кей. Тренинг: настольная книга тренера Текст. / К. Торн Д. Маккей — пер. с англ. А. Маслова. СПб.: Питер, 2002. — 208 с. — ISBN 5−31 800 119-Х.
  172. Тренинг профессиональной идентичности Текст.: рук-во для преподавателей вузов и практикующих психологов: учеб.-метод. пособие / авт.-сост. JI. Б. Шнейдер — Рос. акад. Образования, Моск. психолого-соц. ин-т.
  173. M.: Изд-во Моск. психолого-соц. ин-та — Воронеж: МОДЭК, 2004. 202 с. -ISBN 5−89 502−502−1.
  174. Федеральный Государственный образовательный стандарт нового поколения Электронный ресурс. Режим доступа: http//edu.ru/db/html
  175. , Н. П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп Текст. / Н. П. Фетискин, В. В. Козлов, Г. М. Мануйлов. М.: Изд-во Института Психотерапии. 2002. — 490 с.
  176. , А. Р. Психология становления личности профессионала Текст.: учеб. пособие / А. Р. Фонарев — Моск. психол.-социал. ин-т. М.: МПСИ — Воронеж: МОДЭК, 2005. — 235 с. — ISBN 5−89 502−586−2.
  177. , К. Энергия паузы. Психологические игры и упражнения Текст.: практич. пособие: пер. с нем. / К. Фопель. М.: Генезис, 2001. — 242 с.
  178. , О. В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции Текст.: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / О. В. Хухлаева. М.: Academia, 2001. — 202 с. — ISBN 5−7695−8 299.
  179. , JI. Теория личности : основные положения, исследования и применение Текст.: пер. с англ. / Л. Хьелл, Д. Зиглер. СПб.: Питер, 1998. -606 с. — ISBN 5−88 782−412−3.
  180. , Н. В. Психотренинг : игры и упражнения Текст. / Н. В. Цзен, Ю. В. Пахомов. М.: Класс, 2006. — 259 с. — ISBN 5−86 375−116−9.
  181. , И. И. Проблема самосознания в психологии Текст. / И. И. Чеснокова — АН СССР, Ин-т психологии. М.: Наука, 1977. — 144 с.
  182. , В. Д. Введение в психологию : способности человека Текст. / В. Д. Шадриков. М.: Логос, 2002. — 159 с. — ISBN 5−94 010−132−1.
  183. , Ю. Е. «Я-концепция» как система понимания форм существования Текст. / Ю. Е. Шилов // Журнал прикладной психологии. -2004.-№ 4/5. С. 91−94.
  184. , Т. В. Практикум по групповой психокоррекции : тренинги, упражнения, ролевые игры Текст. / Т. В. Эксакусто. Ростов н/Д: Феникс, 2007. — 340 с. — ISBN 978−5-222−11 692−0.
  185. , И. В. Акмеодрама Текст.: курс лекций / И. В. Юстус. -Ульяновск: УлГУ, 1999. 53 с. — ISBN 5−7432−0219−2.
  186. , В. А. Педагогическаяпсихология Текст.: учеб. пособие / В. А Якунин — Фонд «Международно-правовой экспертизы» — Европ. ин-т экспертов. СПб.: Изд-во Михайлова: Полиус, 1998. — 638 с. — ISBN 5 080 160 022−1.
  187. , В. А. Образовательная среда : от моделирования к проектированию Текст. / В. А. Ясвин — Моск. гор. психол.-пед. ин-т. М.: Смысл, 2001.-366 с. — ISBN 5−89 357−090−1.
  188. Kuhn, М. Self-conception Text. / М. Kuhn // Dictionary of the social science. Glencoe, 1965. — P. 628−631.
  189. Rosenberg, M. Society and the Adolescent Self-Image Text. / M. Rosenberg. Princeton — NJ: Princeton M: University Press, 1965. — 326 p.
  190. Tajfel, H. The Social Identity Theory of Intergroup Behavior Text. / H. Tajfel, J. Terner // Psychology of Intergroup Relations / ed. by S. Worchel, W. G. Austin. Chicago, 1986. — P. 7−24.
  191. PsyLab.info: энциклопедия психодиагностики Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.psylab.info.ruчОю оо ю -.4 ьо Оч ю ел к> ю ю ю о чО оо Оч ел и> О чО оо ««4 Оч ел 45» ьо — № 2 2 2 2 2 2 * * * * * * * N * X ^ г N Я * * Я? X Й * ПОЛ
Заполнить форму текущей работой