Сложное предложение в школьных учебниках
Среди сложноподчиненных предложений с придаточными обстоятельственными выделяется группа предложений с придаточными времени и места, в которых придаточное предложение указывает на время протекания действия в главном или место действия. Именно в этом классе сложноподчиненных предложений можно найти структуры с фразовой номинацией с пространственной и временной семантикой (там… где; там… куда… Читать ещё >
Сложное предложение в школьных учебниках (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Примерная программа по русскому языку 5 — 9 классов содержит следующий объем знаний по сложному предложению: «Сложное предложение. Смысловое, структурное и интонационное единство частей сложного предложения. Основные средства синтаксической связи между частями сложного предложения. Бессоюзные и союзные (сложносочиненные и сложноподчиненные) сложные предложения Сложноподчиненное предложение, его строение. Главная и придаточная части предложения. Средства связи частей сложноподчиненного предложения: интонация, подчинительные союзы, союзные слова, указательные слова. Виды сложноподчиненных предложений по характеру смысловых отношений между главной и придаточной частями, структуре, синтаксическим средствам связи. Вопрос о классификации сложноподчиненных предложений. Виды сложноподчиненных предложений…» [Примерная программа основного общего образования по русскому языку].
Анализ различных УМК и учебников по русскому языку, внесенных в федеральный перечень и рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации, показал, что классификация сложноподчиненного предложения в школьном курсе изучения русского языка базируется в основном на соотнесении придаточных частей с членами простого предложения.
В частности, в авторской программе, составленной М. Т. Барановым, Т. А. Ладыженской, Н. М. Шанским, говорится, что «типы придаточных даны в соотношении с членами предложения (подлежащные, сказуемные, определительные, дополнительные, обстоятельственные), что упрощает усвоение типологии сложноподчиненного предложения и открывает широкий простор для упражнений по синтаксической синонимике».
В учебнике для 9 класса авторов Л. А. Тростенцовой, Т. А. Ладыженской выделяются три основные группы сложноподчиненных предложений: сложноподчиненные предложения с придаточными определительными, с придаточными изъяснительными и с придаточными обстоятельственными, которые различаются по смысловому вопросу, на который отвечает придаточное предложение, и по средствам связи частей (союзам, союзным словам и указательным словам).
Так, рассмотренные нами в предыдущей главе структуры с фразовой номинацией с актантной семантикой здесь относятся к сложноподчиненным предложениям с придаточным определительным, в которых придаточная часть относится к опорному слову или словосочетанию и отвечает на вопрос какой? Таким образом, опорным словом могут выступать местоимения тот, каждый, всякий, все, любой, такой, таков, а средствами связи частей — союзные слова кто, что, какой, каков, который, чей.
Среди сложноподчиненных предложений с придаточными обстоятельственными выделяется группа предложений с придаточными времени и места, в которых придаточное предложение указывает на время протекания действия в главном или место действия. Именно в этом классе сложноподчиненных предложений можно найти структуры с фразовой номинацией с пространственной и временной семантикой (там… где; там… куда, туда… куда, оттуда… откуда и т. д.).
Структуры с фразовой номинацией с семантикой способа и количества (с союзными словами как, насколько и указательными словами настолько, столько, так) отнесены к предложениям с придаточными образа действия, меры, степени, сравнения.
Как видим, в школьной программе класс местоименно-соотносительных предложений (сложноподчиненные предложения с фразовой номинацией) распределен по трем типам придаточных: СПП определительных; СПП со значением меры, количества, степени, способа и СПП со значением места. В частности, местоименно-соотносительные предложения с актантной семантикой отнесены в СПП определительные. Хотя авторы учебника по русскому языку для 8 класса С. Г. Бархударов, С. Е. Крючков, Л. Ю. Максимов относят их к местоименно-определительному типу придаточных, они тем не менее различают их в составе предложений с придаточным определительным с той разницей, что придаточная часть в них относятся к опорному слову — местоимению, а не существительному.
У учеников могут возникнуть трудности при определении класса предложений — одинаковый стык местоимений то что.
Я говорил о том, что пойду к врачу. Я говорил о том, что ты за человек. Второе предложение может иметь двоякий смысл — истолковываться и как изъяснительное и как местоименно-соотносительное.