Нарушение адаптации при переходе из начальной школы в среднюю
Важно уметь ставить перед подростком промежуточные цели. Не говорить на беседе с родителями: «Вы должны подтянуть математику», а конкретно — какие номера из задачника должны быть решены в течение недели, над какой проблемой стоит поработать в ближайший месяц. Затем провести ещё одну беседу, в ходе которой подробно разобрать, в позитивной форме, результаты совместных усилий. Не забудьте похвалить… Читать ещё >
Нарушение адаптации при переходе из начальной школы в среднюю (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Приёмы и методы те же, что и в начальной школе. Это индивидуальный подход, игровая деятельность. Только вот соотношение игры и обучения будет другим. На уроке стоит поддерживать учебную обстановку, используя минимум наглядно-игрового материала: лото с примерами и цифрами на математике, песенный репертуар на уроках иностранного языка… Иногда можно строить диалоги между игрушками, принцессами и принцами.
Функцией учителя будет донести до родителя мысль о необходимости такой работы, о необходимости уменьшения времени пребывания ребёнка в школе, важности посещения кружков и спортивных секций. Ребёнок обязательно должен посещать те места, где ему нравится находиться. Причём нельзя лишать его этого удовольствия, оно несёт важный коррекционный смысл. Для девочек это может быть кружок бисероплетения, особенно для тех, кто имеет проблемы со счётом, у кого плохой почерк, снижена память. Для мальчика это может быть кружок конструирования или подобный ему.
В пятом классе многие дети не успевают из-за пробелов, оставшихся от начальной школы. Но ни в коем случае нельзя просто увеличивать им время, отведённое для уроков. Нужно выяснить причину неуспеваемости, в обязательном порядке пройти обследование у нейропсихолога. В пятом классе возрастает темп обучения, увеличивается объём запоминаемого материала. Дети, имеющие проблемы внутримозговой организации, из отличников могут быстро перейти в разряд аутсайдеров.
Нарушение адаптации в старших классах Как мы уже говорили, гормональный всплеск, снижение мотивации к обучению сильно влияет на школьные успехи подростков. Обостряются проблемы с родителями. Контроль за эмоциями снижен. Главный человек, который может помочь подростку в это время, — психолог. Как семейный — работая и с ребёнком, и с его родителями, так и школьный — обеспечивая индивидуальную поддержку неуспевающему школьнику. Желательно проведение тренингов для учеников старших классов по профориентации, личностному росту, проведение ролевых игр, организация театральной студии.
Важно уметь ставить перед подростком промежуточные цели. Не говорить на беседе с родителями: «Вы должны подтянуть математику», а конкретно — какие номера из задачника должны быть решены в течение недели, над какой проблемой стоит поработать в ближайший месяц. Затем провести ещё одну беседу, в ходе которой подробно разобрать, в позитивной форме, результаты совместных усилий. Не забудьте похвалить родителей в присутствии ребёнка. Это повысит их авторитет, убедит подростка, что папа и мама тоже что-то могут.
С помощью игры, в которую могут поиграть дети и родители дома, можно попробовать пережить последствия пока не случившихся несчастий. У подростка нет ощущения «потом», поэтому он может не выучить урок, а под воздействием минутного порыва пойти кататься на скейтборде. Стоит представить себя в состоянии «после». Делать это нужно, естественно, не в прихожей, когда выбор сделан и ребёнок уже оделся, чтобы пойти гулять, а в спокойной обстановке.
Причём стоит обратиться к подростку, словно за помощью:
" У меня завтра неприятная встреча на работе, я так волнуюсь, мне кажется, что я провалю переговоры, тем более что статистический отчёт сырой, и мне уже не успеть его переделать. Это так ужасно. Я прямо вижу, как буду стоять перед начальством, не в силах оторвать глаз от пола…" .
" Ну что ты, мам, ты же умница. У тебя всё получится!" .
" Ты же никогда не был в такой ситуации и не знаешь, что человек чувствует. Или всё же переживал нечто подобное…" .
В старшей школе учитель должен придерживаться учебно-дисциплинарной модели взаимодействия с учеником. Но не приказывая, а налаживая партнёрские отношения с учениками.
В какую форму стоит облечь учебный процесс? Как правильно сделать замечание ученикам?
Избегайте замечаний в ультимативной форме, больше используйте форму: «Лучше сделать так: мой опыт говорит о том, что такой путь рациональнее» .
Настройтесь на положительный результат, как только ученик сделал что-то хорошее, похвалите его. Если вы разбираете совместно контрольную или самостоятельную работу, то подчеркните оригинальность решения, не указывая прямо на ошибку: «посмотри внимательно, вот в этом действии что-то ты сделал неверно» .
Если после череды неудач, невыполненных заданий вдруг возник проблеск выученного урока, не говорите о том, что успех случаен, а вариант работы был самый лёгкий.
Извиняйтесь за свои промахи и ошибки. Если вы несправедливо обвинили школьника в чем-то, то обязательно найдите в себе силы извиниться и признать неправоту.
Не сравнивайте учеников между собой, особенно если вы учили его родителей, старших братьев или сестёр.
Живите в ситуации «здесь и сейчас». Не напоминайте о его прошлогодних промахах и прошлонедельных ошибках.