Эстетические отношения.
Теория и технология преподавания интегрированного курса "окружающий мир"
Человеку свойственно испытывать эстетические эмоции при соприкосновении со многими природными и социальными объектами окружающего мира. Это свойство исходит из объективности природно-прекрасного. Всем людям, независимо от социального происхождения, профессии, образования, присуща склонность к наслаждению красотами окружающего мира. Вкусы у людей бывают разными. «Но есть же все-таки, — справедливо… Читать ещё >
Эстетические отношения. Теория и технология преподавания интегрированного курса "окружающий мир" (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Человеку свойственно испытывать эстетические эмоции при соприкосновении со многими природными и социальными объектами окружающего мира. Это свойство исходит из объективности природно-прекрасного. Всем людям, независимо от социального происхождения, профессии, образования, присуща склонность к наслаждению красотами окружающего мира. Вкусы у людей бывают разными. «Но есть же все-таки, — справедливо утверждает В. Солоухин, — и объективное разделение вещей на красивые и некрасивые, на вызывающие восторг и вызывающие отвращение. Смотреть на звезду или раздавленную лягушку, на цветущую поляну или мусорную свалку, на чистый ручей, бегущий по камешкам, или на сточную канаву, на решетку Летнего сада или на забор автобазы — не одно и то же для любого субъекта восприятия»[1]
На чувства, характеризующие отношения человека с природой, в педагогике обращалось внимание уже давно. Еще Ж.-Ж. Руссо[2] в свое время ввел термин «le sentiment du vert» — «чувство зелени», или «чувство природы». Первоначально чувство природы оценивалось как сугубо эстетическое, затем это понятие расширялось. Б. Е. Райков, отождествляя чувство природы с чувством любви к природе, отмечал, что это чрезвычайно сложное чувство и слагается, по меньшей мере, из эстетических, интеллектуальных и этических эмоций.
Эмоциональные отношения и ценности в учебных программах. В программах курса «Окружающий мир», понятие «эмоциональноценностные отношения» до последнего времени не использовалось. В объяснительных записках к программам в качестве целей назвалось формирование целостной картины мира, «правильного», гуманного, бережного отношения к среде обитания и т. п. Однако в последних вариантах «Окружающего мира» по «Школе 2100» это понятие стало использоваться. Одна из двух названных там целей изучения курса обозначена как «формирование оценочного, эмоционального отношения к миру». Эта же цель называется и в разработках уроков. Реализация этой цели соответственно влечет за собой и соответствующий отбор содержания.
В связи с принятием нового образовательного стандарта понятие «эмоционально-ценностные отношения» в той или иной редакции получит, видимо, более широкое распространение, поскольку в практику образовательного процесса вводятся такие понятия как «ценности», «ценностные ориентиры».
«Ценности» названы в Программе духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования. Там они упорядочены в соответствии с основными направлениями воспитания. При этом большинство из них имеет непосредственное отношение к «Окружающему миру»:
- — воспитание гражданственности, патриотизма. Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю…;
- — воспитание нравственных чувств и этического сознания. Ценности: справедливость, милосердие…;
- — воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание). Ценности: родная земля, заповедная природа; планета Земля, экологическое сознание;
- — воспитание ценностного отношения к прекрасному… Ценности: красота, гармония, эстетическое развитие…
«Ценностные ориентиры» в настоящее время становятся структурным элементом учебных и рабочих программ. С примерами формулировок ценностных ориентиров можно ознакомиться в рабочих программах, составляемых авторами программ «Окружающего мира». Например, в программе «Окружающего мира» УМК «Школа России» в качестве ценностных ориентиров называются «природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества», «человечество как многообразие народов, культур, религий» и др.