Дерево, посаженное тобою
Молодое деревце нуждается в уходе, поэтому его посадка организуется осенью, чтобы в течение последнего учебного года юноши и девушки имели возможность наблюдать за ним и помогать его росту и привитию на новой почве. В день «последнего звонка» они придут попрощаться с деревцем и скажут какие-то добрые слова как обещание или клятву, как мечту или зарок, как раздумье или волнение юноши перед выбором… Читать ещё >
Дерево, посаженное тобою (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Ученик не остается для Школы явлением нейтральным, его присутствие в школе изменяет облик школьного коллектива, определенным образом насыщает психологический климат дополнительной тональностью, и в итоге его годы ученичества не проходят бесследно для истории школы. Разумеется, влияние это индивидуально по содержанию, еще более — по силе отпечатка, оставленного каждым ребенком в его общении с другими.
Влияние это настолько неуловимо, не подвластно жесткой фиксации, что в школе зачастую полагают, будто целые группы детей тихо и незаметно проходят через годы, не сыграв никакой роли на сцене школьной жизни. А между тем психологический климат школы в своем постоянном движении, впитывая в себя все краски слов, действий, поступков, портретов, талантов каждого ребенка, так же, как и каждого учителя, зависит от любого из членов школьного коллектива. История каждого ученика впечатана в историю развития школы.
Осознание такой связи уже само по себе является сильным фактором развития личности школьника. Материализации этой связи, чтобы для детей она предстала наглядно и осязаемо, служит традиция посадки деревьев выпускниками школы. Этот акт имеет символическое значение: расставаясь, школьник последующим поколениям дарит прекрасное; уходя из школы, школьник навечно оставляет частицу своего «Я» в кроне растущего дерева; это дерево — своеобразная благодарность школе за годы ученичества и своеобразная забота о детстве, взрослеющем под крышей школы.
Молодое деревце нуждается в уходе, поэтому его посадка организуется осенью, чтобы в течение последнего учебного года юноши и девушки имели возможность наблюдать за ним и помогать его росту и привитию на новой почве. В день «последнего звонка» они придут попрощаться с деревцем и скажут какие-то добрые слова как обещание или клятву, как мечту или зарок, как раздумье или волнение юноши перед выбором жизненного пути.
Лучше, если посадка саженца производится без зрителей — без шумных любопытных младшеклассников. Тогда не придется выпускнику играть на зрителя, скрывая сентиментальные чувства, охватывающие его в этот момент. Но о том, что деревце посажено, должна знать школа — способ извещения избирается удобный для конкретных условий.
Разумеется, традиционность такого акта заранее планируется: определяется площадка, составляется план аллеи «Дерево выпускников», биологи должны подготовить почву, а завхоз обеспечить детей орудиями труда. Ведется и психологическая подготовка: формируется установка, обсуждается разновидность растения, намечаются сроки, определяются роли, содержание деятельности, время и место торжественного акта, а также задолго до него — способ ухаживания за деревцем.
У выпускников появляется свое особое место на школьном дворе — «у дерева». Теперь многие минуты коллективной работы могут протекать «у дерева», а работа эта приобретает для них новый социальнопсихологический оттенок.
Отметим и следующее. «Дерево выпускников» вносит в духовный мир школьника ценность школы, подчеркивает личностный смысл для каждого школьника этой духовной ценности, помогает ребенку уже в первом классе проецировать свое будущее, планируя свое взросление и связывая его со школой.
«Дерево выпускников» имеет и свой скрытый философский смысл: личность человека не ограничивается пространством, очерченным телесным контуром, она простирается и вне этого контура, оставляя свое «Я» в людях, вещах, явлениях и тем самым расширяя пространство этого «Я»; в посаженном дереве школьник воплотил свое «Я», войдя тем самым в существующий мир вполне реальной частью его.