Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Формирование обобщенной коммуникативной компетентности учащихся в процессе обучения физике

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Апробация результатов исследования осуществлялась в ходе практической работы автора в МОУ СОШ № 27 Центрального района г. Красноярска на протяжении всего периода исследования. Основные положения диссертационного исследования представлялись автором на международных, всероссийских, региональных и городских научно-практических конференциях: «Физика в системе современного образования (ФССО — 05… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Проблемы развития коммуникативной компетентности учащихся при изучении школьного курса физики
    • 1. 1. Состояние исследуемой проблемы в педагогической теории и практике обучения учащихся
    • 1. 2. Психолого-дидактические основы формирования обобщенной коммуникативной компетентности учащихся
    • 1. 3. Критерии и уровни сформированности обобщенной коммуникативной компетентности учащихся
  • Выводы по первой главе
  • Глава 2. Дидактические условия формирования и развития у учащихся обобщенной коммуникативной компетентности в процессе обучения физике
    • 2. 1. Структура деятельности учителя физики по формированию и развитию у учащихся обобщенной коммуникативной компетентно- 72 сти
    • 2. 2. Методика формирования и развития обобщенной коммуникативной компетентности учащихся в процессе обучения физике
    • 2. 3. Задачи и методика проведения педагогического эксперимента по проверке эффективности разработанной методики
    • 2. 4. Результаты педагогического эксперимента
  • Выводы по второй главе 1
  • Заключение 158 Библиографический
  • список
  • Приложения

Формирование обобщенной коммуникативной компетентности учащихся в процессе обучения физике (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. В конце XX века произошел переход от индустриального общества к постиндустриальному и информационному, что привело к значительным изменениям в экономическом и социальном аспектах жизни российского общества. В системе образования также происходят изменения, связанные с процессом вхождения Российской Федерации в европейское открытое образовательное пространство. В контексте происходящего перехода меняются требования к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учебных заведений. Школа должна обеспечивать развитие творческих и коммуникативных способностей учащихся, умений свободно ориентироваться в нарастающем потоке информации, быстро овладевать современными информационными технологиями, принимать решения, адекватные быстро изменяющимся социально-экономическим условиям. К сожалению, содержание школьного образования пока в очень малой степени отражает современные тенденции в обществе. В системе общего образования центральное место по-прежнему занимает знаниево-просветительская парадигма, направленная на получение учащимися системы знаний, умений, навыков, которые очень часто оказываются невостребованными вне самой системы образования. В результате качество подготовки специалистов очень часто оказывается несоответствующим требованиям, предъявляемым со стороны современного информационного общества.

В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» указано, что в основу обновления содержания общего образования положена ориентация на формирование ключевых компетентностей учащихся в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникативной, информационной и прочих сферах. В связи с этим объективно осуществляется переход от традиционного подхода в образовании к компетентностному и деятельностному подходам, в реализации которых выделяют четыре аспекта: ключевые компетентностиобобщенные предметные уменияприкладные предметные умениянавыки практической деятельности.

Компетентностный и деятельностный подходы в определении целей и содержания общего среднего образования не являются совершенно новыми для российской школы. Они построены на принципах организации учебного процесса как динамической системы, на таких информационных взаимодействиях между объектами и субъектами обучения, в результате которых учебная информация не только оказывает непосредственное воздействие на сознание, но и, будучи преобразованной в личностный смысл, повышает эффективность её восприятия и последующего преобразования.

Ориентация на освоение умений, способов деятельности и, более того, обобщенных способов деятельности является ведущей в работах отечественных психологов (В.В. Давыдов, E.H. Кабанова-Меллер, Н. Ф. Талызина и др.), педагогов (В.И. Загвязинский, В. В. Краевский, И. Я. Лернер, М. Н. Скаткин, Г. П. Щедровицкий и др.) и методистов (В.И. Земцова, С. Е. Каменецкий, Е. В. Оспенникова, А. И. Подольский, Ю. А. Сауров, H.H. Тулькибаева, A.B. Усова, Т. М. Шамало и др.) и их последователей. В этом русле были разработаны отдельные технологии обучения и выполнены разноплановые исследования. Теория и практика развивающего обучения Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова, которые воссоздают модель исследовательской деятельности, переносимой в учебный процесс, были фактически фундаментом компетентностного подхода. Близкие идеи разрабатывались дидактической школой М. Н. Скаткина — И. Я. Лернера — В. В. Краевского, где в содержание образования были введены как самостоятельные компоненты опыт творческой деятельности и опыт эмоционального отношения. Другими словами, выдвигалась идея опыта деятельности как самостоятельного результата обучения наравне со знаниями и умениями. Однако данная ориентация не была определяющей, она практически не использовалась при построении типовых учебных программ, стандартов, оценочных процедур.

В настоящее время в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта каждый выпускник школы должен быть подготовлен к информационно-коммуникативной деятельности и обладать набором ключевых компетентностей. В их состав входит коммуникативная компетентность, которая, по мнению ряда авторов (И.А. Зимняя, В. А. Кальней, A.B. Хуторской и др.), является основополагающей для формирования ряда других ключевых компетентностей. В этой связи многие авторы считают формирование коммуникативной компетентности учащихся одной из главных на сегодняшний день целей школьного образования, в том числе физического.

Понятие «коммуникативная компетентность» не является новым в психолого-педагогической литературе. Существует достаточно большое число разнообразных подходов к определению этого понятия, и на сегодня однозначной трактовки понятия «коммуникативная компетентность» пока нет. В состав коммуникативной компетентности, как правило, включают совокупность коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих эффективное протекание коммуникативного процесса. Достигнутый на сегодня в педагогике в целом и в методике обучения физике в частности уровень разработки отдельных аспектов обсуждаемой проблемы создают необходимую теоретическую и практическую основу для её целостного анализа и построения моделей формирования коммуникативной компетентности учащихся в их учебной деятельности по предмету. Это становится особенно актуальным в современных условиях, т.к. необходимость формирования коммуникативной компетентности учащихся отражена в требованиях Государственного образовательного стандарта.

Формирование целого ряда общеучебных умений, навыков и способов познавательной деятельности, заявленных в качестве обязательных для выпускников общеобразовательных учебных заведений, тем или иным образом связано с построением коммуникации в ходе учебно-познавательной деятельности в системе организованного обучения. Вместе с этим коммуникативные умения и навыки не выделены в отдельные группы, не приведен их перечень. Последнее обстоятельство формирует противоречие и определяет сложность его преодоления, которое связано с необходимостью изменения позиции учителя в системе школьного обучения.

Проблемами, связанными с коммуникацией в профессиональной деятельности личности, занимались многие исследователи, такие как В. А. Адольф,.

Б.Г.Ананьев, A.A.Бодалев, H.B. Бордовская, Г. М. Дридзе, В.А. Кан-Калик, В. А. Лабунская, А. Н. Леонтьев, Л. М. Митина, А. К. Михальская, A.B. Мудрик, P.A. Парошина, A.A. Реан, Л. А. Шипилина, В. А. Якунин и др. Вместе с тем в научно-методических работах проблеме формирования коммуникативной компетентности школьников уделяется недостаточно внимания.

Анализ многочисленных работ, посвященных проблемам преподавания школьных предметов, в частности физики, собственной профессиональной деятельности и опыта работы других учителей физики показывает, что одной из главных причин, препятствующих формированию коммуникативной компетентности учащихся в процессе обучения физике, является недостаточное количество научных, научно-методических работ, методических рекомендаций, касающихся рассматриваемой проблемы.

Таким образом, в настоящее время существуют противоречия:

• между запросом со стороны современного информационного общества на подготовку конкурентоспособных специалистов и неготовностью к этому системы общего образования, базирующейся на знаниево-просветительской парадигме;

• между достаточной изученностью общих вопросов, связанных с проблемами формирования компетентностей учащихся, и слабой разработкой проблем формирования отдельных компетентностей учащихся, в том числе коммуникативной, в процессе обучения физике;

• между активно развивающейся теорией формирования коммуникативной компетентности в психолого-педагогической науке и недостаточностью частно-методических разработок по её применению в процессе обучения физике.

Выделенные противоречия обозначили проблему исследования, которая состоит в выделении структуры коммуникативной компетентности и разработке методики формирования обобщенной коммуникативной компетентности учащихся в процессе обучения физике в средних общеобразовательных учебных заведениях. Актуальность и недостаточная разработанность проблемы послужили основанием выбора темы диссертационного исследования — «Формирование обобщенной коммуникативной компетентности учащихся в процессе обучения физике».

Цель диссертационного исследования состоит в разработке эффективной методики формирования у учащихся обобщенной коммуникативной компетентности в процессе обучения школьному курсу физики.

Объект исследования: процесс обучения учащихся школьному курсу физики.

Предмет исследования: формирование обобщенной коммуникативной компетентности учащихся в процессе обучения школьному курсу физики.

Гипотеза исследования включает следующие предположения:

1. Одно из требований Государственного образовательного стандарта — подготовка учащихся к информационно-коммуникативной деятельностибудет выполнено, если создать специальные дидактические условия. Важнейшими среди этих условий являются следующие:

•подготовка учителя физики к организации данного вида деятельности;

•процесс обучения физике организуется на основе активной и систематической работы учащихся по решению коммуникативных задач и разрешению коммуникативных ситуаций.

2. Развитие у учащихся коммуникативной компетентности до уровня обобщенной будет обеспечено, если разработать критерии и уровни сформированное&tradeобобщенной коммуникативной компетентностиметодику конструирования коммуникативных задач и коммуникативных ситуацийметодику формирования обобщенной коммуникативной компетентности, включающую в себя: модели коммуникациисистему учебных занятийэтапы развития обобщенной коммуникативной компетентностимодель системы специальных заданий.

Для достижения цели исследования в соответствии с выдвинутой гипотезой необходимо было в ходе диссертационного исследования решить следующие конкретные задачи: i. Выявить психолого-дидактические основы формирования коммуникативной компетентности учащихся. Уточнить понятие «обобщенная коммуникативная компетентность». и. Проанализировать сложившийся в массовой практике опыт обучения физике и его результативность в плане развития коммуникативной компетентности учащихся в учебной деятельности. iii. Разработать критерии и уровни сформированности обобщенной коммуникативной компетентности учащихся и соответствующие им оценочно-диагностические средства. iv. Выявить структуру профессиональной деятельности учителя физики, обеспечивающую формирование обобщенной коммуникативной компетентности учащихся. v. Разработать методику формирования обобщенной коммуникативной компетентности учащихся в процессе обучения физике и проверить её эффективность в опытно-экспериментальной работе.

Теоретико-методологическую основу исследования составили: на философском уровне — фундаментальные работы в области системного подхода, соотношения научного и учебного познания (В.Г. Афанасьев, A.M. Гендин и др.) — на общенаучном уровне — периодизация развития высших психических функций (J1.C. Выготский, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин и др.) — теория поэтапного формирования умственной деятельности (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина) — компетентностный подход в обучении (В.А. Адольф, В. А. Болотов, В.А. Каль-ней, А. К. Маркова, В. В. Сериков, A.B. Хуторской, С. Е. Шишов и др.) — психолого-педагогические основы коллективной деятельности (J1.M. Фридман и др.) — психологическая теория деятельности (А.Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и др.) — принципы развивающего обучения (В.В. Давыдов, А. Н. Крутский, И .Я. Лернер, А. И. Подольский, Д. Б. Эльконин и др.) — деятельностный подход к обучению (В.В. Краевский, И .Я. Лернер, М. Н. Скаткин, A.B. Усова, Г. П. Щедровицкий,.

Н.М. Яковлева и др.) — на частнонаучном уровне — система подходов к проектированию профессионально-методической деятельности учителя физики (И.Л. Беленок, М.Д. Дам-мер, В. И. Земцова, И. С. Карасова, Н. В. Кузьмина, В. Я. Синенко, H.H. Тульки-баева, A.B. Усова, В. А. Черкасов, Т. Н. Шамало, A.A. Шаповалов и др.) — дидактические условия формирования физических понятий (A.A. Бобров, А. И. Гурьев, М. Д. Даммер, A.B. Усова и др.).

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:

Теоретические.

— анализ психолого-педагогической, научно-методической и учебной литературы по теме исследования;

— поэлементный и пооперационный анализ деятельности учащихся при разрешении ими коммуникативных ситуаций.

Эмпирические.

— педагогическое наблюдение, беседа, анкетирование учащихся;

— опрос и анкетирование учителей физики, метод экспертных оценок, методика критериально-ориентированной диагностики;

— тестирование устной и письменной коммуникации.

Вспомогательные.

— статистическая обработка результатов педагогического эксперимента.

Основные этапы исследования.

На первом этапе (2003 — 2004 гг.) определилась проблема исследования. Были выделены объект, предмет, цель, гипотеза и задачи исследованиябыла сформулирована тема работы, проведен анализ философской и психолого-педагогической литературы, на основе которого выявлены теоретические предпосылки последующей исследовательской деятельности. Был проведен констатирующий и пробный педагогический эксперименты. Конкретизирован перечень критериев и уровней сформированности обобщенной коммуникативной компетентности. Выделены модели коммуникации. Разработана основная часть учебно-методического комплекса.

На втором этапе исследования (2004 — 2005 гг.) проводился обучающий педагогический эксперимент. Осуществлялись внедрение разработанных моделей коммуникации, учебно-методического комплекса, и проверка их эффективности при формировании обобщенной коммуникативной компетентности учащихся в процессе обучения физике. Была апробирована система учебных занятий по физике с применением активных методов обучения. Изданы методические рекомендации для учителей физики и студентов педагогических вузов по формированию обобщенной коммуникативной компетентности учащихся.

На третьем этапе исследования (2005 — 2006 гг.) проведен контрольный педагогический эксперимент по проверке эффективности разработанной методики формирования обобщенной коммуникативной компетентности. Проверена выдвинутая гипотеза, проанализированы и обобщены результаты педагогического эксперимента, результаты исследования оформлены и подготовлены к защите.

Научная новизна исследования состоит в разработке методики формирования обобщенной коммуникативной компетентности учащихся в процессе обучения физикев выявлении пяти типов заданий, направленных на формирование обобщенной коммуникативной компетентности учащихся.

Теоретическая значимость исследования заключается в уточнении и дополнении содержания понятия «обобщенная коммуникативная компетентность» и обосновании его места в понятийном аппарате дидактикив разработке моделей коммуникации, позволяющих проектировать этапы формирования обобщенной коммуникативной компетентности учащихсяв выявлении системы критериев экспертной оценки уровня развития обобщенной коммуникативной компетентности учащихся в процессе обучения физике.

Практическая значимость исследования состоит в разработке и внедрении в практику обучения физике методики формирования обобщенной коммуникативной компетентности учащихся и учебно-методического комплекса, включающего в себя систему занятий и модель системы специальных заданийв разработке методических рекомендаций «Формирование коммуникативной компетентности у учащихся на уроках физики» для учителей физики и студентов педагогических вузовв положительном влиянии реализации разработанной нами методики на успешность формирования обобщенной коммуникативной компетентности учащихся. Подтверждена эффективность предложенной методики с точки зрения её успешности и последующего внедрения в практику работы учителя физики. Материалы исследования могут быть использованы в курсе методики преподавания физики, как в его общих разделах, так и в разделах, связанных с содержанием конкретных тем школьного курса физики.

Достоверность и обоснованность результатов диссертационного исследования обеспечиваются опорой на достижения современной отечественной и зарубежной психолого-педагогической наукивсесторонним анализом исследуемой проблемыиспользованием во взаимосвязи эмпирических и теоретических методов исследования, соответствующих целям и задачам каждого этапа исследованиятщательным анализом результатов педагогического экспериментаиспользованием методов математической статистики при обработке результатов.

Апробация результатов исследования осуществлялась в ходе практической работы автора в МОУ СОШ № 27 Центрального района г. Красноярска на протяжении всего периода исследования. Основные положения диссертационного исследования представлялись автором на международных, всероссийских, региональных и городских научно-практических конференциях: «Физика в системе современного образования (ФССО — 05)» (Санкт-Петербург, 2005 г.) — «Совершенствование профессиональной подготовки студентов естественнонаучных специальностей в педвузах» (Барнаул, 2005 г.) — «Управление образовательным процессом в современном вузе» (Красноярск, 2005, 2006 гг.) — «Информационные технологии в организации самостоятельной работы и дистанционное образование» (Красноярск, 2004, 2005 гг.) — «Совершенствование процесса обучения физике в условиях модернизации образования» (Красноярск, 2006 г.). Внедрение результатов исследования проходило на городских и районных методических семинарах для учителей предметов естественнонаучного цикла. Разработанная методика формирования обобщенной коммуникативной компетентности внедрена в процесс обучения физике в школах Центрального района г. Красноярска.

По теме исследования опубликовано 7 работ (в том числе 1 методические рекомендации- 6 статей общим объемом 4,36 п.л.).

На защиту выносятся следующие положения:

1. Процесс подготовки учащихся к информационно-коммуникативной деятельности при изучении школьного курса физики выступает как система:

• функционирующая на основе специальных дидактических условий (подготовка учителя физики к организации этого вида деятельностипроцесс обучения физике организуется на основе активной и систематической работы учащихся по решению коммуникативных задач и разрешению коммуникативных ситуаций);

• развивающаяся по этапам на основе моделей коммуникации.

2. Формирование обобщенной коммуникативной компетентности учащихся в процессе обучения физике успешно осуществляется на основе методики, включающей в себя учебно-методический комплекс, основной частью которого являются: модель системы специальных заданий, система учебных занятий, основанная на активных методах обучения, методика конструирования коммуникативных задач и коммуникативных ситуаций, оценочно-диагностические средства.

Структура диссертации: диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка (216 наименований), 15 таблиц, 21 рисунка и 5 приложений.

Основные результаты исследования отражены в следующих работах автора:

1.Латынцев, C.B. Подготовка будущего учителя к формированию коммуникативной компетентности у учащихся на уроках физики [текст] / C.B. Латынцев // Управление образовательным процессом в современном вузе: материалы VI Региональной научно-методической конференции. г. Красноярск, 21 апреля 2005 гКраснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. АстафьеваКрасноярск, 2005. — С. 120 — 122. (0,15 п.л.).

2. Латынцев, C.B. Развитие коммуникативной компетентности в процессе самостоятельной работы [текст] / C.B. Латынцев // Информационные технологии в организации самостоятельной работы и дистанционное образование: материалы научно-методической Интернет-конференции. г. Красноярск, декабрь 2004 г.- Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. АстафьеваКрасноярск, 2005. — С.52 — 53. (0,14 п.л.).

3. Формирование коммуникативной компетентности у учащихся на уроках физики: методические рекомендации [текст] / Сост. C.B. ЛатынцевКрасно-яр. гос. пед. ун-т им. В. П. Астафьева — Красноярск, 2005. — 51 с. (3,25 п.л.).

4. Латынцев, C.B. Развитие коммуникативной компетентности у учащихся на уроках физики [текст] / C.B. Латынцев // Физика в системе современного образования (ФССО-05): материалы восьмой Международной конференции-СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2005. — С. 453 — 456. (0,24 п.л.).

5. Латынцев, C.B. Подготовка будущего учителя физики к формированию коммуникативной компетентности у учащихся на основе информационно-коммуникативной технологии [текст] / C.B. Латынцев // Совершенствование профессионально-методической подготовки студентов естественнонаучных специальностей в педвузах: Материалы XXXVIII научно-практической конференции преподавателей естественнонаучных дисциплин педвузов зоны Урала и Сибири. — Барнаул: Изд-во БГПУ, 2005. — С. 158 — 161. (0,18 п.л.).

6. Латынцев, C.B. Коммуникативная деятельность учащихся во время занятий по физике [текст] / C.B. Латынцев // Совершенствование процесса обучения физике в условиях модернизации образования: материалы научно-практической конференции. 31 марта 2006 г.- Краснояр. гос. пед. ун-т. -Красноярск, 2006. — С.41 — 46. (0,2 пл.).

7. Латынцев, C.B. Подготовка будущего учителя физики к реализации условий формирования коммуникативной компетентности у учащихся [текст] / C.B. Латынцев // Управление образовательным процессом в современном вузе: материалы VII Региональной научно-методической конференции. г. Красноярск, 18 апреля 2006 г.- Краснояр. гос. пед. ун-т им. В. П. Астафьева — Красноярск, 2006. — С.91 — 93. (0,2 п.л.).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Диссертационное исследование, посвященное актуальной проблеме, состоящей в выделении структуры обобщенной коммуникативной компетентности и разработке методики ее формирования у учащихся общеобразовательных учебных заведений в процессе обучения физике, достигло поставленной цели.

Описанные нами основные подходы к конструированию и проведению системы занятий по физике, направленных на формирование обобщенной коммуникативной компетентности, а также подходы к разработке и наполнению учебно-методического комплекса могут быть дополнены и расширены в ходе дальнейшего практического применения разработанной методики.

В настоящий момент при решении задач, поставленных в диссертационном исследовании в соответствии с выдвинутой гипотезой, мы получили следующие основные результаты:

1. На теоретическом уровне:

— проведен анализ психолого-дидактических основ формирования обобщенной коммуникативной компетентности;

— выделены дидактические условия, обеспечивающие формирование обобщенной коммуникативной компетентности учащихся в процессе обучения физике;

— уточнено и дополнено понятие «обобщенная коммуникативная компетентность», обосновано его место в понятийном аппарате дидактики, выделена структура данной компетентности;

— конкретизирован перечень критериев и уровней сформированно-сти обобщенной коммуникативной компетентности;

— разработаны оценочно-диагностические средства по оценке уровня сформированности обобщенной коммуникативной компетентности учащихся;

— разработана методика конструирования коммуникативных задач и коммуникативных ситуаций при изучении школьного курса физики;

— разработаны модели коммуникации и этапы развития обобщенной коммуникативной компетентности;

— разработана модель системы специальных заданий на основе выделения пяти их видов.

2. На методическом уровне:

— доказана эффективность разработанной методики формирования обобщенной коммуникативной компетентности в процессе обучения школьному курсу физики;

— разработаны инвариантные и проблемные схемы разрешения коммуникативных ситуаций учащимися;

— обоснованы целесообразность и необходимость специальной подготовки учителя физики к осуществлению профессионально-методической деятельности по формированию обобщенной коммуникативной компетентности;

— разработана методика конструирования коммуникативных задач и коммуникативных ситуаций;

— разработан учебно-методический комплекс, включающий в себя систему занятий, основанных на активных методах обучения, и систему специальных заданий;

Практическая ценность проведенного исследования заключается во внедрении разработанной нами методики в процесс обучения физике в МОУ СОШ № 27 и других общеобразовательных учебных заведениях Центрального района г. Красноярска, а также в положительном её влиянии на формирование обобщенной коммуникативной компетентности учащихся. Изданные методические рекомендации «Формирование коммуникативной компетентности у учащихся на уроках физики» используются в практике общеобразовательных учреждений г. Красноярска и Красноярского края. Подтверждена эффективность.

I предложенной методики с точки зрения её успешности и последующего внедрения в практику работы учителя физики. Материалы исследования могут быть использованы в курсе методики преподавания физики, как в его общих разделах, так и в разделах, связанных с содержанием конкретных тем школьного курса физики.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , А.Н. Системное познание мира: Методологические проблемы текст. / А. Н. Аверьянов. М.: Политиздат, 1985. — 263 с.
  2. , В.А. Компетентностный подход в профессиональной подготовке будущего учителя в педагогическом вузе текст.: монография / В.А. Адольф- Краснояр. гос. пед. ун-т. Красноярск, 2003. — 323 с.
  3. , В.А. Профессиональная компетентность современного учителя текст.: монография / В. А. Адольф. Красноярск: КГУ, 1998. — 310 с.
  4. , В.А. Обновление процесса подготовки педагогов на основе моделирования профессиональной деятельности текст.: монография / В. А. Адольф, И.Ю. Степанова- Краснояр. гос. пед. ун-т. — Красноярск,• 2005.-214 с.
  5. , В.А. Теоретические основы формирования профессиональной компетентности учителя текст.: автореф. дис. .д-ра пед. наук: 13.00.02
  6. В.А. Адольф. М., 1998. — 49 с.
  7. , В.А. Формирование профессиональной компетентности будущего учителя текст. / В. А. Адольф // Педагогика. 1998. — № 1. — С. 72 — 75.
  8. , Б.Г. Психология педагогической оценки. Избр. психол. труды текст.: в 2 т. / Б. Г. Ананьев. М.: Высшая школа, 1980. — 560 с.
  9. , В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития текст. / В. И. Андреев. Казань: Центр инновационных технологий, 2000. -156 с.
  10. , JI.E. Конструирование учебных текстов естественнонаучного содержания текст. / JI.E. Андреева, A.A. Шаповалов. Барнаул: Изд-во БГПУ, 2004.-219 с. — ISBN 5−88 210−272−3.
  11. , Г. М. Социальная психология текст.: учебник для высших учебных заведений / Г. М. Андреева М.: Аспект-Пресс, 1999. — 376 с. -ISBN 5−7567−0229−6.
  12. , С.И. Модель учебной информации текст. / С. И. Архангельский, В. П. Мизинцев // Программированное обучение. Вып. 6−1.— Киев: Изд-во Киевского ун-та, 1970. С. 17−32.
  13. , H.A. Учитель: проблема выбора и формирования ценностей текст. / H.A. Асташова М.: Московский психолого-социальный институт- Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2000. — 272 с.
  14. , К.Ш. Формирование ценностных ориентаций будущих учителей текст. / К. Ш. Ахияров, А. Ф. Амиров // Педагогика. 2002. — № 3. -С. 50−54.
  15. , В.Г. Системность и общество текст. / В. Г. Афанасьев. — М.: Политиздат, 1980. 366 с.
  16. , З.Я. Приоритеты современного образования и стратегия его развития текст. / З. Я. Багитаев // Педагогика. 2003. — № 9. — С. 10−14.
  17. , В.И. Компетенции в профессиональном образовании (к освоению компетентностного подхода) текст. / В. И. Байденко // Высшее образование в России. 2004. -№ 11.
  18. , И.Л. Теоретические основы профессионально-методической подготовки учителя в педагогическом вузе (на примере подготовки учителя физики) текст.: автореф. дис.. д-ра пед. наук: 13.00.08 / И. Л. Беленок. — Барнаул, 2000. 39 с.
  19. , Е.П. О национально-государственном образовании в России текст. / Е. П. Белозерцев // Педагогика. 1998. — № 3. — С. 30 — 35.
  20. , В.Ф. Логика текст. / В. Ф. Берков. Минск: ТетраСистемс, 1997.
  21. , М.Е. Дидактические и психологические основания образовательной технологии текст. / М. Е. Бершадский, В. В. Гузеев. М.: Центр «Педагогический поиск», 2003. — 256 с.
  22. , В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения текст. / В. П. Беспалько. М.: НПО МО России, 1995. — 336 с.
  23. , В.П. Персонифицированное образование текст. / В. П. Беспалько // Педагогика. 1998. — № 2. — С. 12 — 17.• 26. Беспалько, В. П. Слагаемые педагогической технологии текст. /
  24. В.П. Беспалько. -М.: Педагогика, 1989.
  25. , В.П. Философия образования для XXI века текст. / В.П. Бес* палько, Д. А. Белухин, Б. С. Гершунский. М.: Совершенство, 1998.608 с.
  26. , С.Д. Экспертные оценки текст. / С. Д. Бешелев, Ф. Г. Гурвич. -М.: Наука, 1973.-158 с.
  27. , В.А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе текст. / В. А. Болотов, В. В. Сериков // Педагогика. 2003. -№ 10.-С. 8−14.
  28. , E.B. Гуманистическая парадигма личностно ориентированного образования текст. / Е. В. Бондаревская // Педагогика. 1997. -№ 4.-С. 26−23.
  29. , Н.В. Педагогика текст.: учебник для вузов/ Н.В. Бордов-ская, A.A. Реан. СПб: Питер, 2001. — 304 с.
  30. , JI.P. Дидактическая игра как антропотехническое средство формирования коммуникативной культуры будущего педагога текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.02 / JI.P. Вартанова. Ставрополь, 2001.-21 с.
  31. , В.П. Основы новой педагогики текст. / В. П. Вахтеров // Антология педагогической мысли России второй половины XIX начала XX века. — М., 1990. — С. 520 — 523.
  32. , Г. А. Формирование у школьников способов самостоятельной работы над задачей (в помощь учителю физики) текст. / Г. А. Вайзер. М.: Издательство ЗАО «Социум-К», 1998. — 112 с.
  33. , A.A. Человек в контексте речи: формы и методы активного обучения текст. / A.A. Вербицкий. -М.: Знание, 1990. 64 с.
  34. , JI.C. Педагогическая психология текст. / JI.C. Выготский- под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика, 1991. — 480 с.
  35. , JI.C. Собрание сочинений текст.: в 6 т. Т. 3. Проблемы развития психики / JI.C. Выготский- под ред. A.M. Матюшкина. М.: Педагогика, 1983.-341 с.
  36. , Т.В. Учебная деятельность и её средства текст. / Т. В. Габай. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1988. — 254 с.
  37. , П.Я. Современное состояние поэтапного формирования умственных действий текст. / П. Я. Гальперин, Н. Ф. Талызина // Вестник МГУ. Серия «Психология». 1979. — № 4 — С. 78 — 90.
  38. , П.Я. Формирование знаний и умений на основе поэтапного усвоения умственных действий текст. / П. Я. Гальперин, Н. Ф. Талызина. М.: Изд-во МГУ, 1968. — 134 с.
  39. , A.M. Предвидение и цель в развитии общества текст. / A.M. Гендин. Красноярск, 1970 — 436 с.
  40. , Б.С. Философия образования для XXI века (в поисках прак-тико-ориентированных образовательных концепций) текст. / Б.С. Гер-шудский. -М.: Совершенство, 1998. 608 с.
  41. , А.И. Межпредметные связи в процессе преподавания физики текст.: монография / А.И. Гурьев- Алт. гос. техн. ун-т им. И.И. Ползуно-ва- Горноалтайский гос. ун-т. Барнаул, 2002. — 228 с. — ISBN 5−75 680 347−5.
  42. , В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального исследования текст. / В. В. Давыдов. М.: Педагогика, 1986.-239 с.
  43. , В.В. Учебная деятельность и моделирование текст. / В. В. Давыдов, А. У. Варданян. Ереван: Луйс, 1981. — 118 с.
  44. , М.Д. Приемы и средства систематизации знаний по физике учащихся 7−8 классов средней школы текст.: дис.. канд. пед. наук: 13.00.02 /М.Д. Даммер. Челябинск, 1990. — 185 с.
  45. , В.А. Профессиональная компетентность специалиста: понятие и виды текст. / В. А. Демин // Мониторинг образовательного процесса. — 2000.-№ 4.
  46. , Н.И. Развитие коммуникативной культуры учащихся на уроке и во внеклассной работе: Игровые упражнения текст. / Н. И. Дереклеева. М.: 5 за знания, 2005. — 192 с. — ISBN 5−98 923−012−5.
  47. , Л.П. Смысловая структура учебного текста и проблемы его понимания текст. / Л. П. Доблаев. М.: Педагогика 1982, — 176 с.
  48. , A.A. Профессиональная компетенция как показатель качества образования текст. / A.A. Дорофеев // Высшее образование в России. -2005.-№ 4.
  49. , Г. М. Текстовая деятельность в структуре социальной коммуникации. Проблемы семиосоциопсихологии текст. / Г. М. Дридзе. М.: Наука, 1984.
  50. , Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный текст.: в 2 т. / Т. Ф. Ефремова. М.: Рус. яз., 2000.
  51. , В.И. Педагогическое творчество учителя текст. / В.И. За-гвязинский. -М.: Педагогика. 1987. 156 с.
  52. , В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования текст.: учебное пособие / В. И. Загвязинский, Р. Атаханов. М.: Издательский центр «Академия», 2001.
  53. Л. Статистическое оценивание текст. / Л. Закс: [Пер. с нем. Н. Варыгина] / Под ред. Ю. П. Адлера, В. Г. Горского. М.: Статистика, 1976.-598 с.
  54. , Г. А. Особенности формирования у студентов профессиональных умений в конструировании учебной работы текст.: дис.. канд. пед. наук / Г. А. Засобина. Л., 1971. — 218 с.
  55. , А.Б. Коммуникационный менеджмент: Рабочая книга менеджера текст. / А. Б. Зверинцев. СПб.: Союз, 1997.
  56. , Э.Ф. Компетентностный подход к модернизации профессионального образования текст. / Э. Ф. Зеер, Э. Сыманюк // Высшее образование в России. 2005. — № 4. — С. 23 — 29.
  57. , И.А. Ключевые компетенции новая парадигма результата образования текст. / И. А. Зимняя // Высшее образование сегодня. — 2003. -№ 5.-С. 34−42.
  58. , И.А. Педагогическая психология текст.: учебник для вузов / И. А. Зимняя. М.: Издательская корпорация «Логос», 1999. — 384 с.
  59. , Л.Ф. Инновационные условия развития профессиональной компетентности учителя текст. / Л. Ф. Иванова // Инновации в образовании. -2002.-№ 5.-С. 56−67.
  60. , Д.А. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий текст.: учебно-методическое пособие / Д. А. Иванов, К. Г. Митрофанов, О. В. Соколова. М.: АПК и ПРО, 2003. — 101 с.
  61. , И.А. Проблемные ситуации и пути их создания на уроке текст. / И. А. Ильницкая. — М.: Знание, 1985. 80 с.
  62. , P.A. Теория и практика формирования коммуникативной культуры в школе текст. / P.A. Исламшин, В. Ф. Габдулхаков // Педагогика. -2001. -№ 6. -С. 18−24.
  63. Кабанова-Меллер, E.H. Учебная деятельность и развивающее обучение текст. / E.H. Кабанова-Меллер. М., 1981. — 288 с.
  64. , М.С. Гражданское общество как культурная форма социальной системы текст. / М. С. Каган // Социально-гуманитарные знания. 2000. -№ 6.
  65. , И.С. Фундаментальные физические теории в средней школе (содержательная и процессуальная сторона обучения) текст.: монография / И. С. Карасова. Челябинск: Факел, 1997. — 244 с.
  66. Кан-Калик, В. А. Учителю о педагогическом общении: Книга для учителя текст. / В.А. Кан-Калик. М.: Просвещение, 1987. — 190 с.
  67. , М.В. Педагогическая технология в учебном процессе: Анализ зарубежного опыта текст. / М. В. Кларин. -М., 1989.
  68. , М.В. Учебная дискуссия текст. / М. В. Кларин // Мир образования.-1996.-№ 1-С. 28−31.
  69. Ключевые компетенции и образовательные стандарты: Доклад A.B. Хуторского на Отделении философии образования и теоретической педагогики РАО 23 апреля 2002 г Электронный ресурс. Центр «Эйдос» — Доступ: www.eidos.ru/news/compet.htm.
  70. , Г. М. Педагогический словарь современного процесса воспитания текст.: учебное пособие к спецкурсу / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. Л., 1988. — 84 с.
  71. , Н.Е. Инновационные модели и технологии обучения в контексте задач реформирования образования текст. / Н. Е. Кондратенко, JI.H. Преждо // Инновации в образовании. 2002. — № 4. — С. 110 — 113.
  72. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. Правительство Российской Федерации. — Распоряжение № 1756-р от 29.12.2001 г.
  73. , О.Н. Самостоятельная работа по физике учащихся старших классов в модульном обучении текст.: метод, рекомендации / О. Н. Королева. — Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2003. 52 с.
  74. , В.П. Философия и методология науки текст.: учебник для высших учебных заведений / В. П. Кохановский. — Ростов н/Д: Феникс, 1999.
  75. , В.В. Методология педагогики: прошлое и настоящее текст. / В. В. Краевский // Педагогика. 2002. — № 1. — С. 3 — 10.
  76. , В.В. Образование, воспитание, социализация в контексте педагогической науки текст. / В. В. Краевский // Мир образования — образование в мире. 2001. — № 2. — С. 11 — 22.
  77. , В.В. Общие основы педагогики текст.: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. В. Краевский. М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 256 с.
  78. , В.В. Предметное и общепредметное в образовательных стандартах текст. / В. В. Краевский, А. В. Хуторской // Педагогика. 2003. -№ 2.-С. 3−10.
  79. Краткий словарь иностранных слов текст. / ред. И.В. Лехин- Ф. Н. Петров. М.: Госиздат иностранных и национальных словарей, 1952. — 488 с.
  80. , А.Н. Психодидактика в содержании профессиональной подготовки будущего учителя текст.: автореф. дис.. д-ра пед. наук: 13.00.08 / А. Н. Крутский. Барнаул, 2000. — 45 с.
  81. , Н.В. Методы исследования педагогической деятельности текст. / Н. В. Кузьмина. Л.: ЛГУ, 1970. — 114 с.
  82. , Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения текст. / Н. В. Кузьмина. М.: 1990. — 105 с.
  83. , Н.В. Способности, одаренность и талант учителя / Н. В. Кузьмина. М., 1983.
  84. , B.C. Дидактика (теория обучения) текст.: учебное пособие / B.C. Кукушин. М.: ИКЦ «МарТ" — Ростов-н/Д: Издательский центр „МарТ“, 2003.-368 с.-ISBN 5−241−001 77−8.
  85. , Ю.Н. Психология обучения взрослых текст. / Ю.Н. Кулют-кин. -М.: Просвещение, 1985. 128 с.
  86. , В.А. Психология затрудненного общения текст.: учебное пособие / В. А. Лабунская. М.: Издательский центр „Академия“, 2001. -288 с. — ISBN 5−7695−0694−6.
  87. , И.Я. Сто игр по физике текст.: кн. для учителя / И. Я. Ланина. -М.: Просвещение, 1999. 224 с.
  88. . И.Я. Формирование познавательных интересов учащихся на уроках физики текст.: кн. для учителя / И. Я. Ланина. М.: Просвещение, 1985.- 128 с.
  89. , Г. А. Формирование готовности студентов вуза к применению знаний в профессиональной деятельности текст.: автореф. дис.. д-ра пед. наук: 13.00.08 / А. Г. Ларионова. Челябинск, 2005. — 49 с.
  90. , O.E. Компетентностный подход в образовании текст. / O.E. Лебедев // Школьные технологии. 2004. — № 5. — С. З — 12.
  91. , Л.И. Метод проектов в продуктивном обучении текст. / Л. И. Лебедева, Е. В. Иванова // Школьные технологии. 2002. — № 5. — С. 68−75.
  92. , А.Н. Деятельность. Сознание. Личность текст. / А. Н. Леонтьев. -М.: Политиздат, 1977. 304 с.
  93. , A.A. Психология общения текст. / A.A. Леонтьев. М.: Смысл, 1997.
  94. , A.A. Язык, речь, речевая деятельность текст. / A.A. Леонтьев. -М., 1969.
  95. , И.Я. Дидактическая система методов обучения текст. / И. Я. Лернер. М.: Просвещение, 1976. — 64 с.
  96. , И.Я. Процесс познания и его закономерности текст. / И. Я. Лернер. М.: Знание, 1980. — 96 с.
  97. , М.И. Психолого-педагогическая компетентность учителя: диагностика и развитие текст. / М. И. Лукьянова. Ульяновск: ИПК ПРО им. Ульянова, 1996.
  98. , М.И. Психолого-педагогическая компетентность учителя текст. / М. И. Лукьянова // Педагогика. 2001. — № 10. — С. 56 — 61.
  99. , А.К. Психология труда учителя: Кн. для учителя текст. / А. К. Маркова. М., 1993.
  100. , А.К. Психологический анализ профессиональной компетентности учителя текст. / А. К. Маркова // Советская педагогика. 1990. -№ 8.-С. 82−88.
  101. , Н.М. Системность профессиональных знаний преподавателявуза как основа успешности обучения студентов текст.: дис.. канд. пед. наук / Н. М. Матвеев. Л., 1981. — 216 с.
  102. , Р.И. Проблемное обучение в преподавании физики текст.:автореф. дис. д-ра пед. наук. М., 1989. — 35 с.
  103. , Л.В. Экранный образ и личностные особенности телеведущих текст. / Л. В. Матвеев, Т. Я. Аникеева, Ю. В. Молчанова // Психологический журнал. 1999. — № 1, 2. — С. 20 — 29- 29 — 38.
  104. , О.И. Что такое коммуникация и нужно ли нам коммуникатив-ф ное образование текст. / О. И. Матьяш // Сибирь. Философия. Образова-» ние. 2002.-№ 6.-С. 36−47.
  105. , И.И. Комплексный подход к использованию технических средств обучения текст.: учеб.-метод. пособие / И. И. Мархель, Ю. О. Овакимян. -М.: Высш. шк., 1987. 175 с.
  106. Межличностное восприятие в группе: сб. ст. текст. / под ред. Г. М. Андреевой, А. И. Донцова. -М.: МГУ, 1981.
  107. Методика преподавания физики в 8 10 классах средней школы. 4.1 текст. / В. П. Орехов, A.B. Усова, И. К. Турышев и др.- под ред. В. П. Орехова, A.B. Усовой. — М.: Просвещение, 1980. — 320 с.
  108. Методика преподавания физики в 7 8 классах средней школы текст. / под ред. A.B. Усовой. — М.: Просвещение, 1990. — 319 с.
  109. Методы педагогических исследований текст. / под ред. А. И. Пискунова, Г. В. Воробьева. -М.: Педагогика, 1979. 256 с.
  110. , JI.M. Интеллектуальная гибкость учителя: Психологическое содержание, диагностика, коррекция текст. / Л. М. Митина, Н. С. Ефимова. -М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2003. 144 с.
  111. , Л.М. Психология развития конкурентоспособной личности текст. / Л. М. Митина. М.: Московский психолого-социальный институт- Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2002. — 400 с.
  112. , А.К. Основы риторики. 10−11 классы текст. / А.К. Ми-хальская. М.: Дрофа, 2001. — 496 с. — ISBN 5−7107−3576−0.
  113. Модернизация образовательного процесса в начальной, основной и старшей школе: варианты решения текст. / под ред. А. Г. Каспржака, Л. Ф. Ивановой. М.: Просвещение, 2004.
  114. , A.B. Общение как фактор воспитания школьников текст. / A.B. Мудрик. М.: Педагогика, 1984. — 111 с.
  115. Обучение и развитие: Экспериментально-педагогическое исследование текст. / под ред. Л. В. Занкова. М.: Педагогика, 1975 — 420 с.
  116. Общение и оптимизация совместной деятельности текст. / Под ред. Г. М. Андреевой. М., 1987. — 297с.
  117. , Р.В. Технология практического психолога в образовании текст. / Р. В. Овчарова. М.: ТЦ Сфера, 2000.
  118. , Е.И. Компетентность образования: социальный аспект текст. / Е. И. Огарев. СПб.: Изд-во РАО ИОВ, 1995. — 170 с.
  119. , С.И. Словарь русского языка текст. / С. И. Ожегов, под ред. Н. Ю. Шведовой. М.: Русский язык, 1989. — 924 с.
  120. , В.Г. Образование взрослых текст. / В. Г. Онушкин, Е. И. Огарев // Энциклопедия профессионального образования: в. З т. / под ред. С. Я. Батышева. -М.: АПО, 1999. Т.2. — С. 148 — 149.
  121. Основные направления и планы действий по реализации программы развития воспитания в системе образования России на 2002 2004 годы // Официальные документы в образовании. — 2002. — № 10. — С. 15−31.
  122. О стратегии развития и воспитания личности в системе общего и профессионального образования России // Бюллетень Министерства образования Российской Федерации. Высшее и среднее профессиональное образование. -1997. № 9. — С. 24 — 27.
  123. Оценка качества подготовки выпускников средней (полной) школы по физике текст. / сост. В. А. Коровин, В. А. Орлов. М.: Дрофа, 2001. -192 с. — ISBN 5−7107−3934−0.
  124. , Т.С. Современные способы активизации обучения текст.: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Т. С. Панина, JI.H. Вавилова- под ред. Т. С. Паниной. М: Издательский центр «Академия», 2006. -176 с. — ISBN 5−7695−2255−0.
  125. , В.Н. Психология человека текст.: учебное пособие / В. Н. Панферов. М.: Изд-во Михайлова В. А., 2002. — 160 с. — ISBN 58 016−0162−7.
  126. , Б.Д. Социальная психология. Проблемы методологии, истории и теории текст. / Б. Д. Парыгин. СПб.: ИГУП, 1999. — 592 с.
  127. Педагогика текст.: учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / под ред. П. И. Пидкасистого. М.: Педагогическое общество России, 1998. — 640 с.
  128. Педагогические технологии текст.: учебное пособие для студентов педагогических специальностей / Под общ. ред. B.C. Кукушина. Серия «Педагогическое образование». — Ростов н/Д: Издательский центр «Март», 2002. — 320 с. — ISBN 5−241−145-х.
  129. Педагогический энциклопедический словарь текст. / гл. ред. Б.М. Бим-Бад. М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. — 528 с.
  130. , К.К. Личностный подход как принцип психологии текст. / К. К. Платонов // Методические и теоретические проблемы психологии. -М.: Педагогика, 1969. С. 49 — 58.
  131. , К.К. Проблемы способностей / К. К. Платонов. М.: Наука, 1972.
  132. , И.П. Педагогика. Новый курс текст.: учебник для студ. пед. вузов: в 2 кн. Кн.1. Общие основы. Процесс обучения / И. П. Подласый. — М.: Гуманист, изд. центр «ВЛАДОС», 1999. 576 с. — ISBN 5−691−175−2(1).
  133. , А.И. Модель педагогической системы развивающего обучения: (На содержании курса физики 7-го класса) текст.: дис.. д-ра пед. наук: 13.00.02 / А. И. Подольский. Магнитогорск, 1997.-335 с.
  134. , А.И. Системная психодидактика текст.: монография / А. И. Подольский. Магнитогорск: Изд-во «Творчество», 2005. — 328 с. — ISBN 5−88 064−027−2.
  135. Психологический словарь / под ред. А. Н. Голубева. М., 1984.
  136. , П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении: теоретико-экспериментальное иссл. текст. / П. И. Пидкасистый. М.: Педагогика, 1997. — 240 с.
  137. , Дж. Компетентность в современном обществе. Выявление, развитие и реализация текст. / Джон Равен. М.: КОГИТО-ЦЕНТР, 2002. — 345 с.
  138. , A.A. Психология и педагогика текст. / A.A. Реан, Н. В. Бордовская, С. И. Розум. СПб.: Питер, 2000. — 432 с.
  139. , C.JI. Основы общей психологии текст. / C.JI. Рубинштейн. М., 1964. — 204 с.
  140. , Е.В. Социальная психология текст.: курс лекций / Е.В. Ру-денский. -М.: ИНФРА-М, 1999. 224 с. — ISBN 5−7014−0034−4.
  141. , Г. К. Современные образовательные технологии текст. / Г. К. Селевко. М.: Народное образование, 1998. — 255 с.
  142. , Г. К. Социально-воспитательные технологии текст.: учеб. пособие для студентов, обучающихся по специальностям «Соц. работа» и «Соц. педагогика» / Г. К. Селевко, А. Г. Селевко. М.: Народное образование, 2002.-176 с.
  143. , Г. К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств текст. / Г. К. Селевко. М.: НИИ школьных технологий, 2005. — 208 с.
  144. Ю.В. Гуманитарные основы педагогического образования текст. / Ю. В. Сенько. М.: Академия, 2000. — 240 с. — ISBN 5−7695−0601−6.
  145. , В.Е. Метод изучения документов в социально-психологическом исследовании текст. / В. Е. Семенов. -JL, 1983.
  146. , В.Я. Профессионализм учителя текст. / В. Я. Синенко // Педагогика. 1999. -№ 5. -С. 45−51.
  147. , В.Я. Условия эффективной подготовки учителя к деятельности по использованию школьного физического эксперимента текст. / В. Я. Синенко // Современные методы и формы обучения в подготовке учителя физики. Красноярск, 1995. — С. 7 — 10.
  148. , М.Н. Методология и методика педагогических исследований текст. / М. Н. Скаткин. -М.: Педагогика, 1986. 150 с.
  149. , М.Н. Проблемы современной дидактики текст. / М. Н. Скаткин. М.: Педагогика, 1984. — 95 с.
  150. Словарь русского языка текст. / сост. С. И. Ожегов. М., 1953. — С. 232.
  151. , О.Г. Развитие методической системы формирования информационной и коммуникативной компетентности будущего учителя на основе мультимедиа-технологий текст.: дис.. д-ра пед. наук: 13.00.02 / О. Г. Смолянинова. СПб., 2002. — 504 с.
  152. Современный словарь иностранных слов. СПб.: Дуэт, 1994.
  153. , Ю. О тенденциях, перспективах и стратегиях развития педагогической науки на современном этапе текст. / Ю. Сокольников // Воспитание школьников. 2001. — № 10. — С. 2 — 9.
  154. Стратегия модернизации содержания общего образования. Материалы для разработки документов по обновлению общего образования текст. / под ред. A.A. Пинского М., 2001.
  155. , Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний текст. / Н. Ф. Талызина. М.: Педагогика, 1988. — 160 с.
  156. , Ю.Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалистов текст. / Ю. Г. Татур // Высшее образование сегодня. 2004. -№ 3.
  157. Теоретические основы процесса обучения в советской школе текст. / под ред. В. В. Краевского, И. Я. Лернера. М., 1989. — 234 с.
  158. , Ф.Ш. Размышления педагога о технологии XXI века текст. / Ф. Ш. Терегулов // Школьные технологии. 2000. — № 1. — С. 3 — 14.
  159. , В.И. Оценка качества подготовки будущего учителя текст. / В. И. Тесленко, H.A. Эверт- Краснояр. гос. пед. ун-т. Красноярск, 2002. — 28 с.
  160. , В.И. Психолого-педагогические основы диагностики и прогнозирования профессионально-методической подготовки будущего учителя в педвузе текст.: монография / В.И. Тесленко- Краснояр. гос. пед. ун-т. Красноярск, 1996. — 140 с.
  161. , В.И. Современные средства оценивания результатов обучения текст.: учебное пособие к спецкурсу / В.И. Тесленко- Краснояр. гос. пед. ун-т. Красноярск, 2004. — 195 с.
  162. , Д. Психология проектирования умственного развития детей текст. / Д. Толлингерова, Д. Голоушова, Г. Канторкова. — М.- Прага: Изд-во «Роспедагентство», 1994.-48 с.
  163. , H.H. Инновационные процессы в обучении текст.: учебное пособие для студентов педвузов / H.H. Тулькибаева, JI.B. Трубайчук, З. М. Большакова, М. М. Бормотова. М.: ИД «Восток», 2002. — 256 с.
  164. , H.H. Методологические основы обучения учащихся решению задач по физике текст.: дис.. д-ра пед. наук: 13.00.02 / H.H. Тулькибаева. Челябинск, 1989. — 378 с.
  165. , H.H. Решение задач по физике. Психолого-методический аспект текст. / H.H. Тулькибаева, JI.M. Фридман и др.- под ред. H.H. Тулькибаевой, М. А. Драпкина. Челябинск, 1995. — 120 с.
  166. , A.B. Критерии качества знаний учащихся, пути его повышения текст. / A.B. Усова. Челябинск: ГОУ ВПО «ЧГПУ», 2004. — 53 с.
  167. , A.B. Психолого-дидактические основы формирования у учащихся научных понятий текст. / A.B. Усова. Челябинск, 1979. — 86 с.
  168. , A.B. Самостоятельная работа учащихся по физике в средней школе текст. / A.B. Усова, З. А. Вологодская. М.: Просвещение, 1981. -158 с.
  169. , A.B. Формирование обобщенных умений и навыков учащихся на уроках физики текст. / A.B. Усова, A.A. Бобров. М.: Просвещение, 1988.
  170. Флеминг, Фанч. Преобразующие диалоги текст.: пер. с англ. / Фанч Флеминг. -М.: Ника-центр, 1997.
  171. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Часть 1. Начальное общее образование. Основное общее образование. Часть 2. Среднее (полное) общее образование. Министерство образования РФ — Приказ № 1089 от 5.03.2004 г.
  172. Философский энциклопедический словарь текст. / редкол.: С. С. Аверинцев, Э.А. Араб-Оглы, Л. Ф. Ильичев. М.: Сов. энциклопедия, 1989.
  173. Формирование коммуникативной компетентности у учащихся на уроках физики текст.: методические рекомендации / сост. C.B. Латынцев- Крас-нояр. гос. пед. ун-т. Красноярск, 2005. — 51 с.
  174. , Л.М. Педагогический опыт глазами психолога текст.: кн. для учителя / Л. М. Фридман. М.: Просвещение, 1987. — 224 с.
  175. , Л.М. Логико-психологический анализ школьных учебных задач текст. / Л. М. Фридман. М.: Педагогика, 1977. — 208 с.
  176. , Н. Аспекты теории синтаксиса текст.: пер. с англ. / Н. Хом-ский. -М., 1972.
  177. , A.B. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования текст. / A.B. Хуторской // Народное образование. 2003. — № 2.
  178. , И.А. Тестирование устной коммуникации текст.: учебно-методическое пособие / И. А. Цатурова, С. Р. Балуян. М.: Высш. шк., 2004. — 127 с. — ISBN 5−06−5 062−9.
  179. , B.C. Экспертные оценки в педагогических исследованиях текст. / B.C. Черепанова. М.: Педагогика, 1989.
  180. , В.А. Оптимизация методов и приемов обучения в общеобразовательной школе текст. / В. А. Черкасов. Иркутск, 1995. — 197 с.
  181. , A.A. Аз и Буки педагогической науки: Введение в педагогическое исследование текст. / A.A. Шаповалов. Барнаул: Издательство БГПУ, 2002.-123 с.
  182. , Н.И. Социальная психология в образовании текст.: учеб. пособ. Ч. 1. Концептуальные и прикладные основы социальной психологии / Н. И. Шевандрин. — М.: Владос, 1995.
  183. , С.Е. Компетентностный подход к образованию: прихоть или необходимость? текст. / С. Е. Шишов, И. Г. Агапов // Стандарты и мониторинг образования. 2002. — № 2. — С. 58 — 62.
  184. , С.Е. Компетентностный подход к образованию как необходимость текст. / С. Е. Шишов, И. Г. Агапов // Мир образования — образование в мире.-2001.-№ 4.-С. 8- 19.
  185. , С.Е. Мониторинг качества образования в школе / С. Е. Шишов, В. А. Кальней. М.: Педагогическое общество России, 1999. — 320 с.
  186. , С.Е. Понятие компетенции в контексте качества образования текст. / С. Е. Шишов // Стандарты и мониторинг образования. 1999. -№ 2.-С. 30−34.
  187. , Г. П. Коммуникация, деятельность, рефлексия текст. / Г. П. Щедровицкий // Исследования речемыслительной деятельности. — Алма-Ата, 1974.-С. 12−28.
  188. , H.A. Диагностика профессиональной культуры и мастерства работников образования текст.: учебное пособие / H.A. Эверт- Краснояр. гос. пед. ун-т. Красноярск, 2003. — 354 с.
  189. Элементарный учебник физики текст.: учебное пособие: в 3 т. Т.1. Механика. Теплота. Молекулярная физика / под ред. Г. С. Ландсберга. М.: «ШРАЙК», «В. РОДЖЕР», 1995. — 608 с. — ISBN 5−87 509−0.
  190. , Д.Б. Избранные психологические труды текст. / Д.Б. Элько-нин- под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика, 1989. — 554 с.
  191. , Е.А. Педагогическая риторика текст.: учеб. пособ. / Е.А. Юни-на. Пермь: ПОИПКРО, 1995.
  192. , П.А. Теория и практика модульного обучения текст. / П. А. Юцявичене Каунас: Изд-во «Швисса», 1989. — 271 с.
  193. , Н.О. Теоретико-методологические основы педагогического проектирования текст.: монография / Н. О. Яковлева. М.: Информационно-издательский центр AT и СО, 2002. — 239 с.
  194. , В.А. Педагогическая психология текст.: учеб. пособ. / В. А. Якунин. СПб.: Полиус, 1998. — 639 с.
  195. , Т.И. Коммуникативные способности как фактор развития профессиональных умений и навыков педагога. Приобщение к педагогической профессии: практика, концепции, новые структуры текст. / Т. И. Якушева. — Воронеж, 1992.
  196. , A.A. Критериально-ориентированная диагностика в образовательном процессе текст.: методическое пособие / A.A. Ярулов- Красно-яр. гос. пед. ун-т. Красноярск, 2002. — 152 с. — ISBN 5−85 981−011−3.
  197. Hutmacher, Walo. Key competencies for Europe // Report of the Symposium Berne, Switz ezland 27−30 March, 1996. Council for Cultural Co-operation (CDCC) a // Secondary Education for Europe, Strasburg, 1997.
Заполнить форму текущей работой