Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Педагогическая классификация детской игры

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Второй класс игр — игры, возникающие по инициативе взрослого, использующего их с образовательной и воспитательной целью. Это игры дидактические, сюжетно-дидактические, подвижные и др. Игры, традиции которых, переходят «по преданию» от более старших детей к более младшим, сохраняют свою актуальность в пределах одного и нескольких поколений детей. Свободно развивающаяся деятельность… Читать ещё >

Педагогическая классификация детской игры (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В каждой игре существует два начала: одно несет развлекательность, другое требует серьезность. Соотношение этих двух начал определяет характер игровой ситуации или вид игры. Основа современной классификации детских игр заложена П. Ф. Лесгафтом, разделившим детские игры на имитационные (подражательные) и подвижные (игры с правилами). Позже его идея получила развитие в работах Н. К. Крупской, но назывались игры иначе: творческие, придуманные самими детьми, и игры с правилами, придуманные взрослым. В дальнейшем классификация детских игр трансформировалась и дополнялась.

Сложность классификации игр в том, что они отличаются одна от другой не только формальной моделью, набором правил, количественных показателей, но прежде всего целями. Игры с одинаковыми правилами по информационной базе могут быть весьма разными, так как используются в разных целях.

Но большинству игр присущи четыре главные черты:

  • 1. свободно развивающаяся деятельность, предпринимаемая ради удовольствия от самого ее процесса, а не только от результата (процедурное удовольствие);
  • 2. творческий, импровизационный, очень активный характер этой деятельности («поле творчества»);
  • 3. эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция (чувственная природа игры, «эмоциональное напряжение»);
  • 4. наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательности её развития.

С.Л. Новосёловой предложено свое понимание проблемы дифференциации детских игр. Ею выделены три класса игр:

Первый — игры, возникающие по инициативе ребенка, самодеятельные игры. К ним относятся игры-экспериментирование, самодеятельные сюжетные игры (сюжетно-отобразительные, сюжетно-ролевые, режиссерские, театрализованные).

Второй класс игр — игры, возникающие по инициативе взрослого, использующего их с образовательной и воспитательной целью. Это игры дидактические, сюжетно-дидактические, подвижные и др.

Третий класс игр — игры, идущие от исторически сложившихся традиций этноса. Это традиционные или народные игры, которые могут возникать как по инициативе взрослого, так и более старших детей. Исторически они лежат в основе многих игр, относящихся к обучающим и досуговым.

В.П. Кондрашов, дополняя классификацию С. Л. Новосёловой, вводит ещё два вида игр: профориентационные сюжетно-ролевые, в которых имитируются производственная ситуация, профессиональная социальная среда, и профориентационные сюжетно-дидактические игры, направление на усвоение отдельных несложных профессиональных умений.

А.В. Черная выделяет следующие группы игр:

  • · Игры, традиции которых не утрачивают своей актуальности на протяжении нескольких веков, оставаясь практически неизменными (игры с правилами, предметные игры с правилами, спортивные игры, сюжетно-ролевые игры, игры-экспериментирования, игры-забавы).
  • · Игры, традиции которых, переходят «по преданию» от более старших детей к более младшим, сохраняют свою актуальность в пределах одного и нескольких поколений детей.
  • · Игры с «короткой традицией», возникающие в дворовых, школьных, уличных игровых сообществах. Существование игр с короткой традицией поддерживается посредством обогащения игрового репертуара местными вариантами и правилами известных игр.

В.А. Петровский дает свою классификацию игр: вещно-предметная деятельность, сюжетная игра, ролевая игра, игра по правилам.

Как видно из представленных классификаций, наблюдаются достаточно разнообразные подходы к определению видов игр. Надо заметить, что внутри каждого вида игр выделяется собственная классификация, уточняющая его разновидность. Это показывает широту отображаемых детьми явлений и событий окружающей бытовой и социальной жизни, которые не всегда вписываются в строгие научные рамки, переплетаясь и воздействуя друг на друга.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой