Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Развитие основных познавательных способностей

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Восприятие Основу восприятия составляет работа наших органов чувств. Восприятия — это основной познавательный процесс чувственного отражения действительности; ее предметов и явлений при их непосредственном действии на органы чувств. Оно является основой мышления и практической деятельности, как взрослого человека, так и ребенка, основой ориентации человека в окружающем мире, в обществе. Лучшие… Читать ещё >

Развитие основных познавательных способностей (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Восприятие Основу восприятия составляет работа наших органов чувств. Восприятия — это основной познавательный процесс чувственного отражения действительности; ее предметов и явлений при их непосредственном действии на органы чувств. Оно является основой мышления и практической деятельности, как взрослого человека, так и ребенка, основой ориентации человека в окружающем мире, в обществе.

В структуре восприятия выделяют две основные подструктуры:

  • · Виды восприятия
  • · Свойства восприятия.

Виды восприятия: простые (величина, форма предметов, их цвета); сложные; специальные (пространство, время и движение).

Свойства восприятия:

  • o Объем
  • o Целостность
  • o Структура
  • o Осмысленность

Восприятие следует рассматривать как интеллектуальный процесс. В основе его лежит активный поиск признаков, необходимых для формирования образа предмета.

Восприятие ребенка дошкольного возраста носит непроизвольный характер. Дети не умеют управлять своим восприятием, не могут самостоятельно анализировать тот или иной предмет. В предметах дошкольники замечают не главные признаки, не самое важное и существенное, а то, что ярко выделяет их на фоне других предметов: окраску, величину, форму.

Процесс развития детского восприятия в дошкольном возрасте был детально исследован Л. А. Венгером. В возрастной период от 3 до 7 лет у ребенка формируется способность мысленно расчленять видимые предметы на части, а затем объединять их в единое целое. Ребенок дошкольного возраста учится, помимо контура, выделять структуру предметов, их пространственные особенности и соотношения частей. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания. / Под ред. Л. А. Венгера. — М., 1986.

Лучшие результаты развития восприятия у ребенка дошкольного возраста получается только тогда, когда ребенку для сравнения предлагаются эталоны, воздействующие на органы чувств (сенсорные эталоны). Такими сенсорными эталонами при восприятии формы являются геометрические фигуры, при восприятии цвета — спектральная гамма цветов и другое. Работа с эталонами — первый этап восприятия.

В дошкольном возрасте дети знакомятся с пространственными свойствами предметов с помощью глаза и ориентировочно-исследовательских движений рук. Практические действия с воспринимаемыми предметами ведут к перестройке процесса восприятия и представляют собой второй этап развития этой познавательной способности.

На третьем этапе внешнее восприятие предмета превращается в умственное. Развитие восприятия дает возможность детям дошкольного возраста узнавать свойства объектов, отличать одни предметы от других, выяснять существующие между ними связи и отношения.

В качестве развивающей игры можно использовать целый ряд упражнений, среди которых: определение вещи на ощупь; построение ряда кубиков по образцу; рисование узоров по образцу; или нахождение такого же рисунка, как эталон, среди прочих и т. д.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой